Авторы: Корякина Аяна Афанасьевна., Жендринская Надежда Васильевна.,
Борисова Валентина Андреевна., Александрова Мария Тимофеевна.
МБОУ «Верхневилюйская СОШ №4” им.Д.С. Спиридонова
Актуальность:
В наше время проблема творческих способностей, точнее их раннее пробуждение и развитие получает небывалую актуальность, а работа направлении практическую значимость.
Теоретическая база:
Работая над программой «Личность» мы прежде всего обосновывались на идею выдающего российского психолога Льва Семеновича Выготского , которые были выдвинуты еще в 20 годы прошлого столетия.
Первая идея-образование, состоящее из обучения и воспитания человека, призвано прежде всего развивать его личность.
Вторая идея- личность человека связана с его творческими возможностями; поэтому развитие личности в системе образования требует прежде всего создания условий раскрытия и проявления творческих возможностей учащихся.
Третья идея- обучение и воспитание предполагают собственную деятельность учащихся в процессе усвоения ими многообразных духовных ценностей; учащийся являются подлинным субьектом учебно- воспитательного процесса.
Четвертая идея- учитель и воспитатель направляют и руководят собственной деятельностью учащихся, но не навязывают и не диктуют им свою волю; подлинное обучение и воспитание осуществляются путем сотрудничества взрослых с детьми и подростками.
Пятая идея- полноценные методы обучения и воспитания соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям учащихся и поэтому не могут быть однообразными.
Соотношение обучения и развития является основной проблемой образовательного процесса. Поэтому наша методическое объединение учителей «Искра» создала проект «Личность», который направлен на развитие творческих способностей младших школьников. Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Стремление к творчеству присуще всем людям и задача учителя – развивать творческие силы в маленьком человеке. Творчество требует от личности высокой компетентности в той области, в которой она хочет творить. А.С.Макаренко подчеркивал, что развитие творческих возможностей личности – это всегда трудно, так как творчество связано с напряжением всех сил человека, с преодолением лености мысли, с проявлением самостоятельности личности, с поиском нового.
Российские психологи Выготский, Эльконин, Давыдов пришли к выводу, что ведущей деятельностью является «межличностное общение» учащихся, «общественно значимая для ребенка деятельность». Именно в этом возрасте у школьников появляется стремление к общению с товарищами вне класса, к участию во всех происходящих в школе событиях, тяга к поиску, исследованию, к самореализации. Опираясь на современные достижения педагогики, мы должны использовать все многообразие приемов и методов обучения главной цели - научить учащихся учиться. Научить свободно ориентироваться в огромном потоке информации, которую сегодня получают современные ученики. Научить выделить главное, можно последовательно излагать свои мысли, то есть сформировать такие умения, которые позволили бы школьникам пополнять знания в порядке самообразования в последующей трудовой деятельности. Эффективным будет считаться лишь то обучение, которое ведёт за собой развитие. Развивающим будет лишь то обучение, в котором дидактические воздействия обеспечивают развитие как познавательных возможностей учащихся, благодаря чему они оказываются в состоянии овладеть знаниями, умениями и навыками на адекватно их способностям уровне, так и творческих способностей.
Программа реализуется по 5 направлениям- блокам:
1 блок-Интеллект
2 блок-Творчество
3 блок-Здоровье и спорт
4 блок-Предпрофильная работа
5 блок-школа «ДАР» ( дом активных ребят)
Начальная школа является фундаментом образования. Проделывая работу по программе «Личность», мы создаем необходимые условия для обеспечения успешной социализации личности на этапе первой ступени образования и обеспечиваем учащимся возможности развиваться выбранном им направлении. Таким образом, готовим младших школьников к успешной адаптации на второй ступени образования.
Конечным результатом программы «Личность» мы считаем:
-формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников.
-формирование у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.
Паспорт программы «Личность»
-
Данная программа соответствует реализации программы ФГОС НОО, предполагает поиск путей и создание условий для личностного роста учащегося, его подготовки к полноценному и эффективному участию в различных видах деятельности.
-
Исполнители: МО «Искра» ( авторы Корякина А.А., Жендринская Н.В., Сантаева Н.И., Борисова В.А., Александрова М.Т.)
-
Основание для разработки: Конституция РФ, Закон «Об образовании», Устав школы, улусная программа развития начальной школы
-
Обоснование необходимости программы:
-
Обеспечение высокой эффективности, доступности и качества образования, занятости учащихся во внеурочное время.
Программа «Личность» направлена на целостное развитие личности младшего школьника, приобщение его к современному миру через единый и взаимосвязанный процесс социализации и индивидуализации.
Основная идея:
Организация образовательного пространства, которое бы обеспечивало усвоение младшими школьниками социокультурных ценностей .
Цель:
Формирование физически здоровой, социально-адаптированной личности, ориентированной на высокие нравственные ценности, обладающей прочными базовыми знаниями, способной к дальнейшему образованию.
Основные задачи программы:
-
Создание необходимых условий для обеспечения успешной социализации личности на этапе первой ступени образования.
-
Обеспечение учащимся возможности развиваться в выбранном им направлении
-
Обеспечение охраны и укрепления его здоровья (как физического, так и психического);
-
Формирование активного и бережно-уважительного отношения к окружающему миру.
-
Воспитание патриотизма, уважения к национальным традициям и обычаям, мировой культуре.
-
Приобщение к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали).
Главные воспитательные задачи:
-
Развитие познавательных, творческих способностей учащихся через стимулирование их инициативы, самостоятельности, формирование ученического самоуправления
-
Формирование у учащихся общечеловеческих и эстетических ценностей через внедрение образовательных технологий в образовательный и воспитательный процесс, использование разнообразных форм воспитательной работы.
-
Формирование социального таланта учащихся, их самоактуализация и самоопределение как главный показатель успешности воспитательной работы (через поддержание традиционных и развитие креативных мероприятий, создание ситуации выбора возможностей реализации познавательных и творческих способностей)
Результативность:
Блок «Интеллект»
Цель: организация образовательного процесса , которое бы способствовало разностороннему развитию личности ребенка, умеющей и желающей учиться.
Уровень результ
|
Приобретение социальных знаний
|
Формирование ценностного отношения к социуму
|
Получение опыта самостоятельного действия
|
Образова-тельные формы
|
Уроки, викторины, познавательные беседы, интеллектуальные игры, предметные кружки
|
тематические экскурсии, музейные уроки, проектная деятельность
|
участие в различных НПК, предметные олимпиады.
|
Блок «Здоровье и спорт»
Цель: воспитание потребности здорового образа жизни, укрепление здоровья школьника, профилактика вредных привычек;
Содержание работы
Уровень результ |
Приобретение социальных знаний |
Формирование ценностного отношения к социуму |
Получение опыта самостоятельного действия |
Образова-тельные формы |
Кружки «Юный эколог», «Ритмика», ОФП, ОБЖ, тематические беседы, классные часы |
Школьные соревнования и спортивные праздники. Турниры. |
Социальные оздоров.,эколог. проекты «День здоровья», «Природа и мы», улусные, республиканские соревнования |
Блок «Творчество»
Цель: Формирование и развитие творческой индивидуальности личности младшего школьника.
Содержание работы
Уровень
результ.
|
Приобретение
социальных знаний
|
Формирование
ценностного
отношения к социуму
|
Получение опыта самостоятельного действия
|
Образоват.
формы
|
Творческие кружки, студии
|
Выставки, классные и школьные праздники, концерты, тематические беседы.
|
Конкурсы рисунков, народного творчества, фольклорного искусства, проектирования, участие в конкурсе песен «Сулусчаан»,
«Полярная звезда»,
театр.постановок. КТД
|
Блок « Предпрофильная работа»
Цель: Познание окружающего мира средствами различных видов деятельности, расширение сферы деятельности экологического направления
Содержание работы
Уровень
результ.
|
Приобретение
социальных знаний
|
Формирование
ценностного
отношения к социуму
|
Получение опыта самостоятельного действия
|
Образовательные формы
|
Образовательные экскурсии, тематические беседы, классные часы, кружки.
|
Диспуты, круглые столы
|
Субботники, конкурсы социальных проектов, технические творчества.
|
Блок «Школа «ДАР»
Цели и задачи:
-
Формирование и развитие социального, коммуникативного, творческого потенциала личности ученика путем расширения его сферы деятельности.
-
Обеспечение успешной социализации личности на этапе первой ступени образования.
-
Формирование готовности и способности работать в команде.
-
Самоактуализация и самореализация учащихся.
Проект школы саморазвития «ДАР» (дом активных ребят)
Цель: - создать оптимальные условия для развития заинтересованности и потребности к самоизменению, саморазвитию; развить качество личности, как рефлексивная самооценка и самоконтроль.
Задачи: - Воспитать умение учиться- развитие действия контроля и оценки.
- Привить интерес и желание к самоизменению.
- Выработать осознанное отношение к самому себе, к своим способностям- развитие адекватной самооценки.
- Формировать гуманистическое мировоззрение, ответственность за свои поступки, перед собой.
- Воспитывать гражданственность, патриотизм, знание прав и обязанностей гражданина.
Решение задач и цели проекта достигаются использованием в совокупности следующих методов:
-
Убеждение
-
Упражнение
-
Ролевые игры
-
Тестирование
-
Чтение и разбор произведений
-
Часы общения
-
Совместные родительские собрания с детьми
-
Конкурсы
-
Циклы классных часов и.т.д.
Перечень примерных работ школы саморазвития «ДАР».
|
|
Цели проводимых мероприятий
|
Мероприятия по проекту
|
|
-анкетирование
- тестирование
- выставка «Мир моих увлечений»
- цикл классных часов:
«Как учиться вместе», «Я и другой я», «Мы дети земли Олонхо», «Чем я силен», «Я и они», «Я и моя семья» и.т.д.
-Организация групповой деятельности
мониторинг
|
|
- Тетрадь наблюдений за ростом развития личности младшего школьника.
- игры, тренинги, творческие работы, сочинения- рассуждения.
- ведение «Тетради Самонаблюдения»
- «Правовая неделя» ( встречи, линейки, беседы, работа комиссии по профилактике правонарушений и.т.д.)
- спортивные соревнования
-праздник «Мама, папа и я- спортивная семья»
- классные часы по ЗОЖ
-конкурс творческих работ «Дети мира против наркотиков», «Сигарета- наш враг» и т.д.
|
Ожидаемые результаты:
Создание максимально благоприятных условий для всестороннего развития личности
Формирование и развитие личности с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры, подготовленной к жизни в гражданском обществе
Формирование образовательной идеи, опираясь на якутскую народную мудрость “Киhи олорорун тухары үөрэнэр” (прим.перевод Век живи – век учись)