Сидорова Зинаида Афанасьевна,
учитель начальных классов
МОБУ СОШ№20 им. Героя Советского
Союза Ф.К. Попова, г. Якутск
Школьный коллектив – это второй коллектив , в котором живет ученик , если он посещал до школы детский сад. Разумеется, задача учителя – сделать все, чтобы создать дружный коллектив и с первых дней обучения начинается кропотливая , целенаправленная работа по формированию , затем по развитию детского коллектива.
В 2019 году я взяла очередной первый класс. В классе было 27 детей. 13 девочек и 14 мальчиков. По итогам тестирования, по выявлению подготовленности ребенка к школе было выявлено: высокий уровень у 6 учеников, низкий уровень у 9 учеников, у остальных средний уровень подготовленности к школе. Зрительное и пространственное восприятие среднего уровня. Выполнение арифметических действий ниже средного, в приделах 5 в уме считали только 7 человек. Остальные решали с помощью пальцев. Большинство детей умели классифицировать предметы. Фонетический слух был развит средне. Выявлен слабый запас слов, дети слабо владели связной речью. Родительский состав разной социальной категории.
Цель работы по формированию классного коллектива:
Формирование личности младшего школьника через создание и развитие классного коллектива.
Требуется решить следующие задачи:
1 класс
Воспитательная работа в первом классе , где основной целью является формирование качества личности, она строится с учетом тех потребностей и вопросов, с которыми ребенок приходит в школу:
- обеспечить успешную адаптацию учеников на первом этапе образования;
- обеспечить положительный и эмоциональный настрой учеников к активной коллективной деятельности через проведение конкурсов, олимпиад, игр;
-создать психолого-педагогические условия для общения и коллективной творческой деятельности обучающихся класса , для развития личности , самоутверждение каждого ребенка, сохранение неповторимости и раскрытия потенциальных способностей;
- нацелить детей на успех через сотрудничество , настойчивость, личное старание и труд;
- формировать у детей способности стремиться к здоровому образу жизни;
- использовать разнообразные формы организации работы с детьми;
- привлечь во всех мероприятиях родителей.
2 класс
Во втором классе уделяется внимание обучению коллективной деятельности:
- создать психолого- педагогические условия для общения и коллективной творческой деятельности обучающихся класса, для развития личности . самоутверждение каждого ребенка, сохранение неповторимости и раскрытие потенциальных способностей;
- воспитывать коммуникативную культуру школьника- умение работать в паре, в минигруппе, в коллективе;
- нацелить детей на успех через сотрудничество, настойчивость , личное старание и труд;
- формировать у детей способности стремиться к здоровому образу жизни;
- использовать разнообразные формы работы в организации работы с детьми.
3 класс
После заложенного начала формирования качества личности и обучения коллективной деятельности . основной целью работы в 3 классе является формирование культуры личности:
- совершенствовать познавательную активность обучающихся;
- нацелить детей на успех через сотрудничество , настойчивость, личное старание и труд
- создавать условия для общения и коллективной творческой деятельности обучающихся класса.
4 класс
При условии доверительного отношения к классу и каждому ребенку в отдельности , основной целью воспитательной работы в 4 классе становится формирование самосознания:
- обеспечить устойчивую потребность у обучающихся к совершенствованию способностей;
- поддерживать увлеченность обучающихся различными видами внеурочной деятельности;
-обеспечивать формирование активной жизненной позиции через проведение внеурочных занятий, участие детей в общешкольных мероприятиях.
Младший школьный возраст не просто период детства , он является этапом развития человека. Это чрезвычайно значимый период человеческой жизни.
Взаимодействие между обучающимися является основой для успешного развития классного коллектива, в процессе создания которого формируется личность каждого ребенка.
Стать одной большой семьей . члены которой в любой момент готовы протянуть руку помощи . вместе обдумывать и решать коллективные вопросы, вместе организовывать классные мероприятия и игры- вот главное условие успешного воспитания.
Не всегда новый круг общения сразу же становится близким . очень часто ребенку трудно найти свое место в новой жизни. Поэтому организаторам коллектива на данном этапе является учитель, от него исходит все требования. Для этого учитель использует различные способы сплочения, включая детей в разнообразные виды деятельности: учение, общественно-полезная работа, производительный труд, деятельность по художественному творчеству, спорту и т .д.
Основным видом деятельности для школьника является учение. Учение и преподавание взаимосвязаны. Так, разработка новых методов обучения , осуществление проблемного , дифференцированного обучения и функциональная грамотность учеников направлены на развитие познавательной активности , самостоятельности и для решения жизненных задач в различных сферах жизни. Интеллектуальный поиск невозможен без умения аргументировать и отстаивать свои взгляды , свою точку зрения , проникаться идеями других людей.
Именно поэтому, различные формы коллективного сотрудничества обучающихся в учебном процессе приобретают все большее значение. Широкое распространение в школе получили групповые формы учебной работы. Когда в рамках уроков класс делится на небольшие группы , по 3-5 человек , и каждая группа выполняет свое задание , как часть общей работы. Коллективная работа позволяет учитывать суждения , образ мыслей товарищей , сопоставлять их способы познавательной деятельности со своими. Существенно и то, что коллективной организации , обучение перестает быть только предметом индивидуальных забот, а становится источником подлинных коллективистических мотивов поведения.
Включение учащихся в общественно-полезный труд позволяет им приобщиться к системе социальных ценностей коллективов: дисциплинированности, товарищеской взаимопомощи , нравственным формам поведения.
Коллектив функционирует только в процессе деятельности , которая является потребностью каждого ребенка. Он не может нормально жить и развиваться , если не удовлетворяются его потребности ( в движении, в игре, в знаниях, в эстетических впечатлениях, в общении с другими людьми)
Неудовлетворенные физические и духовные потребности оказывают на организм ребенка . на его чувства и мысли глубокое влияние , в частности, это приводит к снижению работоспособности . к повышению возбудимости или к апатию.
В укреплении коллективистических связей и развитии коллективистических отношений большое значение имеет совместное проведение досуга. Совместное проведение досуга приобщает школьников к коллективным переживаниям, действиям , помогает им лучше познакомиться с духовным миром друг друга.
На всех стадиях развития классного коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции. .Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь.
Свои традиции есть и в нашем классе: день именинника, календарные праздники( день учителя, день защитника Отечества, 8 марта, Новый год, день Победы ), экскурсии, конкурсы, классные часы.
Бесспорное значение для сплочения коллектива имеют семейные праздники (« Мама , папа и я- спортивная семья», « Осенняя ярмарка», « День пожилых людей», « День мамы». Особое значение уделяется театральной деятельности обучающихся , которая, как ничто иное сплачивает детей. Здесь можно увидеть ребенка совсем с другой стороны. Которое ранее никогда не проявлялась. А это очень важно для учителя для дальнейшей работы с ребенком. Реализация этой деятельности проходит через постановку спектаклей, на которое дети с удовольствием приглашают не только своих близких , но и друзей.
Вместе с тем большое значение для формирования сплоченного коллектива являются различные психологические тренинги. Для младшего школьного возраста важна тактильная чувствительность. Вспомним своих детей , как они любят ходить ,держа кого-то за руку. Поэтому на первых порах я организую такие упражнения:
« Говорящие руки»
Цель: Эмоционально-психологическое сближение участников.
Время: 5 мин
Ход упражнения : Участники образуют два круга- внутренний и внешний, стоя лицом друг другу. Ведущий дает команды, участники выполняют молча .
Варианты инструкций образующимся парам:
- поздороваться с помощью рук
- побороться руками
- помириться руками
- выразить поддержку с помощью рук
- пожалеть руками
- выразить радость
- пожелать удачу
- попрощаться руками
Психологический смысл упражнений- происходит эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта. Между ними улучшается взаимопонимание , развивается навык невербального общения.
Потом можно обсуждать. Что было легко, что сложно? Обращали ли внимание на информацию от партнера или думали . как передать информацию самим я.
«Кто быстрее»
Ход упражнения: Группа должна быстро , без слов построить , используя всех игроков команды, следующие фигуры: квадрат, треугольник, ромб, букву, птичий косяк и.т.д
Психологический смысл упражнения : координация совместных действий, распределение ролей в группе.
Обсуждение ; Трудно было выполнить задание? Что помогло при его выполнении? Как вы думаете на что направлено это упражнение?
Игры на сплочение коллектива:
Построиться в одну шеренгу – по росту. По цвету волос, по алфавиту. По размеру ноги. По наличию братиков, сестер и т д
« Посчитай»
Команде выдается комплект небольших карточек с написанными на них цифрами.
Задача – найти сумму всех чисел и назвать результат.
Что такое?
Командам раздаются карточки с названиями 3-4 предметов.
Задача- после краткого обсуждения описать предмет. Не называя его.
Например: Удобное сидение с подставками для рук.( кресло) Жидкость для соединения деталей.( клей)
Дети проводят достаточно много времени в школе. Желание идти в школу зависит не только от выполненных или невыполненных домашних заданий , но и от того , как его встретят в школе одноклассники и главное учитель..Ведь специфика начальной школы состоит в том, что дети постоянно находятся рядом с учителем. Задача учителя встречать детей с хорошим настроением, поздороваться.
Сплоченность детского коллектива зависит не только от перечня запланированных мероприятий. Психологических тренингов, а первую очередь от личностных качеств учителя.
Перечень заповедей классного руководителя :
- Будь требователен к себе
- Владей грамотной речью
-Показывай пример во всем
-Не будь равнодушным
- Доверяй, но проверяй
-Пообещал – сделай
- Не раздражайся, будь терпелив и настойчив
-Будь добрым, но добреньким
- Помни: Максимум поощерения . минимум наказания
- Не заводи любимчиков
- Не требуй от ученика больше, чем он умеет
-Давай воспитаннику посильное задание
- сумей смотреть с родителями в одну сторону
- Люби детей. чего бы это не стоило
Основная функция классного руководителя включение обучающихся в учебно-воспитательный процесс. Чтобы создать дружный классный коллектив учителю важно учитывать интересы детей. И , каким бы ни был в учебе ( отличником или троечником)- он для нас . яркая индивидуальная личность..
Сплочению коллектива способствуют разнообразные внеклассные мероприятия, где активное участие принимают не только дети, но и родители. Перечислить все работы, которые проводятся во время уроков или внеурочное время очень сложно. Но главное для учителя , чтобы ребенок развивался физически и духовно. Радостно слышать , как дети рассказывают не только о своих победах , но и о победах своих одноклассников.
Работа по формированию коллектива проводится последовательно , целенаправленно и не просто по схеме . а комплексно в рамках целостной воспитательной деятельности . Именно она и должна стать фундаментом формирования коллектива и личности в работе классного руководителя.
С первого года обучения дети активно участвуют во всех классных ,школьных ,городских, республиканских и всероссийских конкурсах, олимпиадах и акциях: « Рыжий кот» « Кенгуру» « Человек и природа» « Русский медвежонок» итд
Эти конкурсы развивают детей духовно ,обогащают кругозор, интерес к знаниям. После выполнения этих работ дети интересуются, кто как ответил на те или иные вопросы. Больше узнают себя ,раскрываются больше. Они становятся более успешными и уверенными своих силах.
Хорошо сплачивает коллектив и работа по самоуправлению. Дети назначают сами дежурство в классе, проверяют дневники, выпускают по праздникам газеты. Оформляют выставку из лучших работ по изо и по технологии. Проверяют чистоту рук перед завтраком. Эти работы учат к уважению друг другу, дисциплине . Всем классом дружно ходим в библиотеки , музеи, театры. В таких мероприятиях дети учатся общаться в более бытовой обстановке, что развивает их самостоятельность , уверенность и чувство коллективизма.
У нас много планов на будущее и хочется верить в то , что мои ученики будут всегда дружными , отзывчивыми и согревать окружающих своим теплом.