Телефон:
Адрес:
1-4olimpiada.ykt@mail.ru

Роль классного руководителя в формировании детского коллектива в начальной школе.

Сидорова Зинаида Афанасьевна,
учитель начальных классов
МОБУ СОШ№20 им. Героя Советского
 Союза Ф.К. Попова, г. Якутск
 
            Школьный коллектив – это второй коллектив , в котором живет ученик , если он посещал до школы детский сад. Разумеется, задача учителя – сделать все, чтобы создать дружный коллектив и с первых дней обучения начинается кропотливая , целенаправленная работа по формированию , затем по развитию детского коллектива.
         В 2019 году я взяла очередной первый класс. В классе было 27 детей. 13 девочек и 14 мальчиков. По итогам тестирования, по выявлению подготовленности ребенка к школе было выявлено:  высокий уровень у 6 учеников, низкий уровень у 9 учеников, у остальных средний уровень подготовленности к школе. Зрительное  и пространственное восприятие среднего уровня. Выполнение арифметических действий  ниже средного, в приделах 5 в уме считали только 7 человек. Остальные решали с помощью пальцев. Большинство детей умели классифицировать предметы. Фонетический слух был развит средне. Выявлен слабый запас слов,  дети слабо владели связной речью. Родительский состав разной социальной категории.
Цель работы по формированию классного коллектива: 
Формирование личности младшего школьника через создание и развитие  классного коллектива.
Требуется решить следующие задачи:
1 класс
       Воспитательная работа в первом классе , где основной целью является формирование качества личности, она  строится с учетом тех потребностей и вопросов, с которыми ребенок приходит в школу:
- обеспечить  успешную адаптацию учеников на первом этапе образования;
- обеспечить положительный и эмоциональный настрой учеников к активной коллективной деятельности через проведение конкурсов, олимпиад, игр;
-создать психолого-педагогические условия для общения и коллективной творческой деятельности обучающихся класса , для развития личности , самоутверждение каждого ребенка, сохранение неповторимости и раскрытия потенциальных способностей;
-  нацелить детей на успех через сотрудничество , настойчивость, личное старание и труд;
- формировать у детей способности  стремиться к здоровому образу жизни;
- использовать разнообразные формы организации работы с детьми;
- привлечь во всех мероприятиях родителей.
2 класс
   Во втором классе уделяется внимание обучению коллективной деятельности:
- создать психолого- педагогические условия для общения и коллективной творческой деятельности обучающихся класса, для развития личности . самоутверждение каждого ребенка, сохранение неповторимости и раскрытие потенциальных способностей;
- воспитывать коммуникативную культуру школьника- умение работать в паре, в минигруппе, в коллективе;
- нацелить детей на успех через сотрудничество, настойчивость , личное старание и труд;
- формировать у детей способности стремиться к здоровому образу жизни;
- использовать разнообразные формы работы в организации работы с детьми.
3 класс
        После заложенного начала формирования качества личности и обучения коллективной деятельности . основной целью работы в 3 классе является  формирование  культуры личности:
- совершенствовать познавательную активность обучающихся;
- нацелить детей  на успех через сотрудничество , настойчивость, личное старание и труд
- создавать условия для общения и коллективной творческой деятельности обучающихся класса.
4 класс
      При условии доверительного отношения к классу и каждому ребенку в отдельности , основной целью воспитательной работы  в 4 классе становится формирование самосознания:
- обеспечить устойчивую потребность у обучающихся к совершенствованию способностей;
- поддерживать увлеченность обучающихся различными видами внеурочной деятельности;
-обеспечивать формирование активной жизненной позиции через проведение внеурочных занятий, участие детей в общешкольных мероприятиях.
      Младший школьный возраст не просто  период детства , он является этапом развития человека. Это чрезвычайно значимый период человеческой жизни.
            Взаимодействие между обучающимися является основой для успешного развития классного коллектива, в процессе создания которого формируется личность каждого ребенка.
          Стать одной большой семьей . члены которой в любой момент готовы протянуть руку помощи . вместе обдумывать  и решать коллективные вопросы, вместе организовывать классные мероприятия и игры- вот главное условие успешного воспитания.
           Не всегда новый круг общения сразу же становится близким . очень часто ребенку трудно найти свое место в новой жизни.  Поэтому организаторам коллектива на данном этапе является учитель, от него исходит все требования. Для этого учитель использует различные способы сплочения, включая детей в разнообразные виды деятельности: учение, общественно-полезная работа, производительный труд, деятельность по художественному творчеству, спорту и т .д.
      Основным видом деятельности для школьника является учение. Учение и преподавание взаимосвязаны. Так, разработка новых методов обучения , осуществление проблемного , дифференцированного  обучения и функциональная грамотность учеников направлены на  развитие познавательной активности , самостоятельности и для решения жизненных задач в различных сферах жизни. Интеллектуальный поиск невозможен без умения аргументировать и отстаивать свои взгляды , свою точку зрения , проникаться идеями других людей.
      Именно поэтому, различные формы коллективного сотрудничества обучающихся в учебном процессе приобретают все большее значение. Широкое распространение в школе получили групповые формы учебной работы. Когда в рамках уроков класс делится на небольшие группы , по 3-5 человек , и каждая группа выполняет свое задание , как часть общей работы. Коллективная работа позволяет учитывать  суждения , образ мыслей товарищей , сопоставлять их способы познавательной деятельности со своими. Существенно и то, что коллективной организации , обучение перестает быть только предметом индивидуальных забот, а становится источником подлинных коллективистических мотивов поведения.
     Включение учащихся в общественно-полезный труд позволяет им приобщиться к системе социальных ценностей коллективов: дисциплинированности, товарищеской взаимопомощи , нравственным формам поведения.
      Коллектив функционирует только в процессе деятельности , которая является потребностью каждого ребенка. Он не может нормально  жить и развиваться , если не удовлетворяются  его потребности ( в движении, в игре, в знаниях, в эстетических впечатлениях, в общении  с другими людьми)
   Неудовлетворенные физические и духовные потребности оказывают на организм ребенка . на его чувства и мысли глубокое влияние , в частности, это приводит к снижению работоспособности . к повышению возбудимости или к апатию.
     В укреплении коллективистических связей и развитии коллективистических отношений большое значение имеет совместное проведение досуга. Совместное проведение досуга приобщает школьников к коллективным переживаниям, действиям , помогает им лучше познакомиться с духовным миром друг друга.
   На всех стадиях развития классного коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции. .Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь.
   Свои традиции  есть и в нашем классе: день именинника, календарные праздники( день учителя, день защитника Отечества,  8 марта, Новый год,  день Победы ), экскурсии, конкурсы, классные часы.
     Бесспорное значение для сплочения коллектива имеют семейные праздники (« Мама , папа и я- спортивная семья»,  « Осенняя ярмарка», « День пожилых людей», « День мамы». Особое значение уделяется театральной деятельности обучающихся , которая, как ничто иное сплачивает детей. Здесь можно увидеть ребенка совсем с другой стороны. Которое ранее никогда не проявлялась. А это очень важно для учителя для дальнейшей работы с ребенком. Реализация этой деятельности проходит через постановку спектаклей, на которое дети с удовольствием приглашают не только своих близких , но и друзей.
          Вместе с тем большое значение для формирования сплоченного коллектива являются различные психологические тренинги. Для младшего школьного возраста важна тактильная чувствительность. Вспомним своих детей , как они любят ходить ,держа кого-то за руку. Поэтому на первых порах я организую такие упражнения:
« Говорящие руки»
Цель: Эмоционально-психологическое сближение участников.
Время: 5 мин
Ход упражнения : Участники образуют два круга- внутренний и внешний, стоя лицом друг другу. Ведущий дает команды, участники выполняют молча .
Варианты инструкций образующимся парам:
- поздороваться с помощью рук
- побороться руками
- помириться руками
- выразить поддержку с помощью рук
- пожалеть руками
- выразить радость
- пожелать удачу
-  попрощаться руками
  Психологический смысл упражнений- происходит эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта. Между ними улучшается взаимопонимание , развивается навык невербального общения.
Потом можно обсуждать. Что было легко, что сложно? Обращали ли внимание на информацию от партнера или думали . как передать информацию самим я.
 «Кто быстрее»
Ход упражнения: Группа должна быстро , без слов  построить , используя всех игроков команды, следующие фигуры: квадрат, треугольник, ромб, букву, птичий косяк и.т.д
Психологический смысл упражнения : координация совместных действий, распределение ролей в группе.
Обсуждение ; Трудно было выполнить задание? Что помогло при его выполнении?  Как вы думаете на что направлено это упражнение?
Игры на сплочение коллектива:
Построиться в одну шеренгу – по росту. По цвету волос, по алфавиту. По размеру ноги. По наличию братиков, сестер и т д
« Посчитай»
Команде выдается комплект небольших карточек с написанными на них цифрами.
Задача – найти сумму всех чисел и назвать результат.
Что такое?
Командам раздаются карточки с названиями 3-4 предметов.
Задача- после краткого обсуждения описать предмет. Не называя его.
Например: Удобное сидение с подставками для рук.( кресло) Жидкость для соединения деталей.( клей)
  Дети проводят достаточно много времени в школе. Желание идти в школу зависит не только от выполненных или невыполненных домашних заданий , но и от того , как его встретят в школе одноклассники и главное учитель..Ведь специфика начальной школы состоит в том, что дети постоянно находятся рядом с учителем. Задача учителя встречать детей с хорошим настроением,  поздороваться.
Сплоченность детского коллектива зависит не только от перечня запланированных мероприятий. Психологических тренингов, а первую очередь от личностных качеств учителя.
Перечень заповедей классного руководителя :
- Будь требователен к себе
- Владей грамотной речью
-Показывай пример во всем
-Не будь равнодушным
- Доверяй, но проверяй
-Пообещал – сделай
- Не раздражайся, будь терпелив и настойчив
-Будь добрым, но добреньким
- Помни: Максимум поощерения . минимум наказания
- Не заводи любимчиков
- Не требуй от ученика больше, чем он умеет
-Давай воспитаннику посильное задание
- сумей смотреть с родителями в одну сторону
- Люби детей. чего бы это не стоило
Основная функция классного руководителя включение обучающихся   в учебно-воспитательный процесс. Чтобы создать дружный классный коллектив  учителю важно учитывать интересы детей. И , каким бы ни был в учебе  ( отличником или троечником)- он для нас . яркая индивидуальная личность..
Сплочению коллектива способствуют разнообразные внеклассные мероприятия, где активное участие принимают не только дети, но и родители. Перечислить все работы, которые проводятся во время уроков или внеурочное время очень сложно. Но главное для учителя , чтобы ребенок развивался  физически и духовно. Радостно слышать , как дети рассказывают не только о своих победах , но и о победах своих одноклассников.
 Работа по формированию коллектива проводится последовательно , целенаправленно и не просто по схеме . а комплексно в рамках целостной воспитательной деятельности .  Именно она и должна стать фундаментом формирования коллектива и личности в работе классного руководителя.
С первого года обучения дети активно участвуют во всех классных ,школьных ,городских, республиканских и всероссийских конкурсах, олимпиадах и акциях: « Рыжий кот»  « Кенгуру» « Человек и природа» « Русский медвежонок»  итд
Эти конкурсы развивают детей духовно ,обогащают кругозор, интерес к знаниям. После выполнения этих работ дети  интересуются, кто как ответил на те или иные вопросы. Больше узнают себя ,раскрываются больше. Они становятся более успешными и уверенными своих силах.
Хорошо сплачивает коллектив и работа по самоуправлению. Дети назначают сами дежурство в классе, проверяют дневники, выпускают по праздникам газеты. Оформляют выставку из лучших работ по изо и по технологии. Проверяют чистоту рук перед завтраком. Эти работы учат к уважению друг другу, дисциплине . Всем классом дружно ходим в библиотеки , музеи, театры.  В таких мероприятиях дети учатся общаться в более бытовой обстановке, что развивает их самостоятельность , уверенность и чувство коллективизма.
    У нас много планов на будущее и хочется верить в то , что мои ученики будут всегда дружными , отзывчивыми и согревать окружающих своим теплом.
Отзывы
Идея создания сайта мне очень понравилась. Данный сайт позволяет организовать дистанционное творческое сотрудничество с другими педагогами и обучающимися. Ещё одно преимущество сайта - то, что задания и конкурсы проводятся на двух языках – русском и якутском. Желаю успехов в работе сайта!
Боярова Людмила Андреевна – заместитель директора по воспитательной работе МОБУ СОШ №12 г. Якутска, Отличник образования РС(Я)
Боярова Людмила Андреевна – заместитель директора по воспитательной работе МОБУ СОШ №12 г. Якутска, Отличник образования РС(Я)
Сайт полезный, познавательный для детей и педагогов. Обращает внимание его практическая направленность. Разделы сайта грамотно подобраны, интересны. Большой выбор олимпиад и конкурсов на якутском и русском языках. Хорошая возможность детям проверить уровень знаний по предметам, а педагогам - обмениваться материалами в альманахе "Я - педагог". Желаю процветания и достижения всех ваших целей!
Григорьева Дария Васильевна - учитель начальных классов, Почётный работник общего образования РФ, г. Нюрба
Григорьева Дария Васильевна - учитель начальных классов, Почётный работник общего образования РФ, г. Нюрба
Сайт дистанционных олимпиад и конкурсов обеспечивает сознательное и активное участие школьников в процессе обучения в школе и полное освоение учебного материала. Здесь организуется творческая работа с педагогами и обучающимися. Желаю удачи во всех начинаниях!
Винокурова Екатерина Ивановна - Кандидат педагогических наук, автор учебных пособий «Культура народов РС(Я)», «Уран тарбах кистэлэҥэ», «Уроки предков» и др.пособий.  Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Институт национальных школ РС(Я)
Винокурова Екатерина Ивановна - Кандидат педагогических наук, автор учебных пособий «Культура народов РС(Я)», «Уран тарбах кистэлэҥэ», «Уроки предков» и др.пособий. Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Институт национальных школ РС(Я)
Ваш сайт - незаменимый помощник на уроках, при подготовке к олимпиаде. Для ребят все конкурсы, олимпиады - отличная умственная тренировка и соревнование! Планируем и в дальнейшем принимать участие. Спасибо вам большое!
Алексеева Евдокия Николаевна - учитель начальных классов Нюрбинской СОШ №1, Отличник образования РС(Я)
Алексеева Евдокия Николаевна - учитель начальных классов Нюрбинской СОШ №1, Отличник образования РС(Я)
Ситуация с коронавирусом отрезала нас от мира. Чем вы занимаетесь во время самоизоляции? А я открыла для себя очень полезный, мотивирующий сайт, который предлагает детям попробовать свои силы, знания и умения в различных конкурсах и олимпиадах. Уверена, что и для себя вы найдете там много интересного и увлекательного. Для успешного повышения категории и аттестации педагогов отлично подходит размещение методических материалов в электронном альманахе «Я – педагог». Успехов Вам и Удачи!
Скрябина Ульяна Егоровна - Отличник гражданских инициатив РС (Я), режиссер-сценарист, организатор благотворительных мероприятий, акций концертов, председатель ОО "Многодетная семья Якутии"
Скрябина Ульяна Егоровна - Отличник гражданских инициатив РС (Я), режиссер-сценарист, организатор благотворительных мероприятий, акций концертов, председатель ОО "Многодетная семья Якутии"
Добрый день! Спасибо организаторам за проведение дистанционных олимпиад во время дистанционного обучения! Очень рады, что наша дочка участвовала и заняла 1 место. Вам процветания, успехов!


Анастасия Бурнашёва – родитель.
Очень хорошие олимпиады. Задания соответствуют возрасту ребенка. В такое время, когда все сидим на самоизоляции, такие олимпиады очень нужны.

Бурнашева Галина Федосеевна - учитель начальных классов МОБУ "СОШ №38" г. Якутска
Сейчас, когда идет эра интернета, каждый из нас погружен в эту паутину. И в этой паутине нужны познавательные сайты, где ученик самостоятельно сможет проверить свои знания, силы. Это хоть маленький, но опыт. Участие в дистанционных олимпиадах и занятия в тренажерах придают уверенности ученику. При дополнительной подготовке к олимпиадам повышается уровень знаний, также возможно и вспоминается даже что-то слегка забытое, и если по итогам хороший результат - повышается самооценка школьника. И даже если не очень хороший итог, то он тоже полезен, так как является стимулом укрепить свои знания. Считаю, что ваш сайт этому и способствует. Отрадно, что в сайте можно и педагогам поделиться своим опытом педагогической деятельности. Желаю дальнейшего процветания вашей команде!


Николаева Мария Андреевна – учитель начальных классов МБОУ «Антоновская СОШ им.Н.Н.Чусовского» Нюрбинского района, Отличник образования РС (Я), Почетный работник воспитания и просвещения РФ.
Дорооболоруҥ! Бу сайт олус интэриэһинэй, араас конкурстар, олимпиадалар тахсаллар. Мин оҕолорбун астына кытыннарабын. Инникитин куруук бииргэ буолуохпут. Улахан махталбын тириэрдэбин, сайда-үүнэ туруҥ!

Ульяна Колесова - учуутал
Здравствуйте, уважаемые организаторы олимпиады!
Спасибо большое за ваш труд и вклад в развитие наших детей!
Вопросы были очень интересные и познавательные.

Успехов вам!
Всего вам доброго,
С уважением, Марианна Вивиерс.
Здравствуйте, уважаемые организаторы семейной олимпиады по английскому языку.
Рады принять участие в республиканской семейной олимпиаде по страноведению. Получила положительные отзывы от родителей и учеников об олимпиаде.

С уважением,
Зинаида Шестакова
Здравствуйте!
Спасибо огромное за проведение олимпиады и своевременную рассылку дипломов!


С ув. Матильда Портнягина
Спасибо огромное за олимпиаду и за красочно оформленные дипломы

С уважением, Екатерина Парникова
Здравствуйте! Спасибо большое за интересные и полезные задания. Желаем дальнейших успехов и будем рады сотрудничеству.

С уважением, Зинаида Ядреева.
Большое спасибо организаторам такого хорошего сайта. С радостью принимаем участие в каждой олимпиаде! Заранее готовимся к олимпиадам, по итогам которых наши дети занимают призовые места, получают красочные дипломы, пополняют свое портфолио. У детей появляется уверенность в своих силах, познавательная активность, высокая мотивация. Очень понравился проект "Электронный альманах", тут есть много полезного, особенно для молодых учителей, которые учатся у своих более опытных коллег, тут богатый материал, учителя щедро делятся своим опытом, за это отдельное спасибо! Ведь все мы были когда-то начинающими педагогами, жаль что в то время не было такого полезного, тщательно продуманного сайта. От имени моих коллег, учеников и их родителей говорю слова благодарности за ваш труд, за желание развивать наших детей и нас учителей!

С уважением, Соловьева Анна Ивановна, учитель начальных классов.
Здравствуйте! Благодаря вашему тренажёру мой сын за несколько дней выучил всю таблицу умножения. Теперь будем учить словарные слова.

Мама Артёма Иванова Мари

Все материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством, в том числе, об авторском праве и смежных правах

Телефон
Адрес:
1-4olimpiada.ykt@mail.ru