Парфёнова Римма Васильевна,
заместитель директора по УВР,
учитель начальных классов
МОБУ «СОШ №20 им. Героя Советского Союза Ф.К. Попова»
ГО «Город Якутск» , Республика Саха (Якутия)
Цель занятия:
воспитывать у обучающихся 3-4 классов ценностное отношение к нашей Родине – Якутии, вызвать у детей интерес к изучению народного творчества Родины, привить чувство гордости за свой народ.
Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, приоритет духовного над материальным.
Планируемые результаты:
Личностные: уважение к духовно-нравственной культуре народа Саха; осознавать сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своего народа; чувствовать гордость за свою родину.
Метапредметные: анализировать текстовую и видеоинформацию в соответствии с учебной задачей; формулировать суждения, выражать эмоции; аргументированно высказывать свое мнение; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; участвовать в коллективной формулировке вывода по результатам обсуждения; принимать цель совместной парной и групповой работы; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
Предметные: - формулировать устно и письменно простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей, корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
- соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; - анализировать информацию в соответствии с учебной задачей;
- принимать цель совместной групповой работы.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: беседа.
Занятие предполагает также использование видео, презентации, включает в себя работу с информацией, выполнение интерактивных заданий, а также парную, коллективную работу.
Комплект материалов: - сценарий
- методические рекомендации
- видеоролик
- презентационные материалы
- интерактивные задания
Содержательные блоки занятия
Часть 1. Мотивационная: введение в тему Целью вводной части занятия является актуализация уже имеющихся знаний о легенде зимы в Якутии и введение нового аспекта разговора о Родине. Анаграмма, с которых начинается занятие, позволит подвести детей к теме занятия.
Часть 2. Основная Просмотр видео о легенде про Чысхаана и Чолбон Куо, беседа о символе зимы Быка Холода. Выполнение интерактивного задания. Обсуждение вопросов, связанных с суровым климатом Якутии.
Часть 3. Заключение Подведение итогов состоявшегося обсуждения.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная (4-5 минут).
Беседа: Учитель: - Здравствуйте, ребята! Какая погода за окном? Что Вы чувствуете в это время года? Какое настроение вызывает картина за окном? (Ответы детей)
Итак, приступим к выполнению первого задания. Справившись с заданием, Вы узнаете, что сегодня мы будем обсуждать.
Интерактивное задание №1. Анаграмма.
Учитель: Скажите, пожалуйста, кто такой Бык Холода? Как вы его представляете? Знаете ли Вы, почему Бык Холода связывают с нашей республикой, с нашими холодами?
(Ответы детей)
Учитель: Сейчас посмотрим видеоматериал по теме.
(Просмотр видео)
Часть 2. Основная (до 20 мин)
Учитель: Посмотрев внимательно видео, Вы должны были узнать, кто такой Чысхаан. Это Бык Холода в человеческом обличье. А еще, Чысхаан – это якутский Дед Мороз, который ежегодно открывает республиканский фестиваль «Зима начинается с Якутии».
Давайте теперь посмотрим легенду про Чысхаана и Чолбон Куо, где снимались учащиеся начальной школы №20 г. Якутска.
Демонстрация видеоролика (дикторский текст): Мороз на якутскую землю насылает великий Бык Зимы — Чысхаан. Полюбил он однажды красавицу Чолбон Куо и умчался с ней высоко в бескрайнее небо. Затихла земля тогда в ожидании великого чуда — зарождения новой жизни и наступлении нового года.
Но, как только пригрело солнце землю, отпал у Великого Быка рог, а затем и второй. Растаял Чысхаан. И только студёный ветер, пролетая мимо, прошептал красавице Чолбон Куо: «До встречи, любимая, будущей зимой!».
Превратилась тогда она в яркую утреннюю звезду, покровительницу влюблённых и с тех пор ждёт его возвращения каждый год и каждый раз возвращается он к ней осенью.
Учитель: В Якутии наступили настоящие холода. Зиму издревле якуты олицетворяли с образом Быка Холода, считается, что с ростом его рогов крепчают морозы, когда они ломаются, наоборот ослабевают.
Вчера, 12 февраля, по якутским поверьям в этот день у Быка Холода отломался первый рог. Откуда же появляется Бык Холода?
14 октября – Бык выходит из СеверногоЛедовитого океана, на Серединный мир наступает зима. У него еще нет рогов, но даже его дыхание приносит холод и мокрый снег.
8 ноября – у него вырастает первый рог. Начинаются устойчивые зимние морозные дни.
21 ноября – кончик рога заостряется. Морозы усиливаются.
21 декабря – вырастает второй рог. Начинаются знаменитые трескучие якутские морозы.
8 января – заостряется кончик второго рога. Мороз набирает полную силу, начинаются крещенские морозы.
31 января – острие у обоих рогов притупляется. Морозы слегка ослабевают.
12 февраля – у Быка ломается первый рог. Морозы заметно ослабевают.
24 февраля – ломается второй рог, и морозный период года заканчивается.
22 мая – полностью тают останки рогов Быка холода, и он уплывает в Ледовитый океан отдыхать до следующей зимы.
Учитель: Долгими зимними вечерами наши предки сочиняли много разных легенд и мифов, наподобие той, которую вы увидели. А также пели песни, рассказывали сказки, исполняли олонхо, придумывали пословицы и поговорки, которые отражали их образ жизни. А теперь, ребята, попробуем собрать пословицы о зиме и холоде.
Интерактивное задание №2. Собери пословицу (работа в парах), коллективная проверка ответов.
«Береги нос в большой мороз»;
«Зимой морозы, а летом грозы»;
«Мороз не велик, да стоять не велит»;
«Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает»;
«Зима пришла и мороз принесла»;
Учитель: Молодцы! Справились с заданием на отлично!
Учитель: Дети, знаете ли вы, как называется самое холодное место на Земле? Знакомо ли вам понятие «Полюс Холода»? (ответы детей);
Учитель: Полюс Холода – это районы земного шара с наиболее низкими зарегистрированными температурами на данном полушарии. В южном полушарии Полюсом Холода является Антарктида. В настоящее время там нет постоянно живущего населения.
А на северном полушарии, на территории нашей республики, находится Полюс Холода. В 1926 году геолог Обручев записал в своём дневнике, что в селе Томтор Оймяконского района температура воздуха опускалась до −71,2°С. Таким образом, жители Республики Саха (Якутия), являются единственным народом, проживающим на Полюсе Холода.
Учитель: Предлагаю вам поработать в парах. Как вы думаете, ребята, какими качествами обладает человек, живущий в таких суровых климатических условиях? Свои ответы запишите на листочках. (Раздаточный материал)
Учитель: Какой вывод мы можем сделать? (Ответы детей)
Часть 3. Заключительная (5-6 минут)
Учитель: Вот и подходит к завершению наше занятие. Что нового вы узнали о нашей холодной зиме? (Ответы детей)
Учитель: - Закрепим наши полученные знания, выполнив интерактивное задание. Соотнесите даты с историей легенды о символе холода.
Интерактивное задание №3.
Учитель: Молодцы! Все мы, якутяне, рады скорому потеплению. И хочу сказать вам ребята, все мы - жители нашей любимой Якутии с суровым климатом были, есть и будем такими же сильными духом, выносливыми, мудрыми, отзывчивыми и жизнерадостными людьми!