Телефон:
Адрес:
1-4olimpiada.ykt@mail.ru

Мониторинг сформированности УУД 1 класса МБОУ «Мастахская СОШ им.А.А.Миронова»

Алексеева Анна Николаевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Мастахская СОШ им.А.А.Миронова»
с.Балагаччы Вилюйского улуса
Республики Саха (Якутия)
 
 
Аннотация: Проблему эффективного формирования УУД можно отнести к числу актуальных. Особую актуальность она приобретает применительно  начальной школе. Именно в первые школьные годы происходит становление ученика как субъекта нового вида деятельности (учебной), поэтому необходимо формирование общих способов действий, то есть универсальные учебные действия - УУД. Мониторинг универсальных учебных действий обучающихся начальных классов проводится по адаптированной циклограмме автора на основе  проекта учителя начальных классов Мизюркиной Тамары Анатольевны (Синеутесовский филиал МБОУ «Спасская СОШ» Томского района для 1-4 кл., 2011 г.). Для проведения мониторинга сформированности УУД используются анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа, диагностика. По итогам работы разработана  система критериев и показателей уровня сформированности УУД, выбран диагностический материал с 1 по 4 класс, сформировано и ведется портфолио учащихся, в котором фиксируются все достижения и результаты мониторинга.
 
Формирование УУД в начальной школе имеет важное значение. Чтобы отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования УУД, следует определить уровень сформированности УУД у младших школьников. В связи с переходом обучения на стандарты второго поколения очень важной является система мониторинга сформированности предметных компетенций и УУД.
Цель мониторинга: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) у младших школьников в условиях реализации ФГОС нового поколения.
Основные характеристики личностного развития учащихся начальной школы
  • Самопознание и самоопределение
  • Смыслообразование                                     ЛИЧНОСТНЫЕ УУД
  • Нравственно-этическая ориентация  
               
  • Общеучебные универсальные действия:
  • Универсальные логические действия:                 ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД  
  • Постановка и решение проблемы
 
  • Коммуникация как взаимодействие
  • Коммуникация как кооперация (сотруд-во)        КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД                       
  • Коммуникация как интериоризация (передача инф.)
 
  • Целеполагание
  • Контроль                   РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
  • Оценка
 
Диагностику уровня сформированности УУД младших школьников  провожу по своей адаптированной циклограмме на основе  проекта учителя начальных классов Мизюркиной Тамары Анатольевны (Синеутесовский филиал МБОУ «Спасская СОШ» Томского района для 1 – 4 кл., 2011 г.) (Т.А., 2011)
Для проведения мониторинга сформированности УУД используются следующие методы сбора информации (Учителя начальных классов ВСОШ №2, 2015):
  • анкетирование;
  • тестирование;
  • наблюдение;
  • беседа;
  • диагностика.
Циклограмма мероприятий 1 класс
УУД
Характеристика УУД
Инструментарий
Методы
Периодичность
Сроки
1
Самопознание и самоопределение
Самооценка
-Тест на определение самооценки «Лесенка»
-Анкета по оценки школьной мотивации Лускановой
Тестирование
 
 
 
Анкетирование
2 раз в год
Октябрь-апрель
2
Нравственно-этическая ориентация
 
-Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»
Анкетирование
2 раз в год
Октябрь-апрель
3
Регулятивные УУД
контроль
-Рисование по точкам
Тестирование  
2 раз в год
Октябрь-апрель
4
Познавательные УУД
Логические УУД
-Найди отличия (сравни картинки)
Тестирование
2 раз в год
Октябрь-апрель
5
Коммуниникативные УУД
 
-«Левая и правая сторона»
Беседа, тестирование
2 раз в год
Октябрь-апрель
 
Результаты по итогам тестирования, анкетирования, диагностик
1 класс, октябрь
УУД
Инструментарий
Показатели в %
Низкий
Средний
Высокий
 
1
Самопознание и самоопределение
Тест на определение самооценки «Лесенка».
-
67
33
Анкета по оценки школьной мотивации
-
67
33
Нравственно-этическая ориентация
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»
-
33,3
67
2
Регулятивные УУД
Рисование по точкам
-
33,3
67
3
Познавательные УУД
Найди отличия (сравни картинки)
83
17
-
4
Коммуникативные УУД
«Левая и правая сторона»
16,6
67
16,6
 
1 класс, апрель
УУД
Инструментарий
Показатели в %
Низкий
Средний
Высокий
 
1
Самопознание и самоопределение
Тест на определение самооценки «Лесенка».
-
83
17
 
Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению
-
50-полож.отношение
17-выс
33-хор
 
Нравственно-этическая ориентация
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»
-
33
67
2
Регулятивные УУД
Рисование по точкам
-
33
67
3
Познавательные УУД
-Найди отличия (сравни картинки)
83
17
-
4
Коммуникативные УУД
-«Левая и правая сторона»
-
33
67
 
Результаты мониторинга сформированности УУД  1 класса за учебный год
(средний по классу)
                 УУД
 
   ФИО
октябрь
май
Личност
ные
Познава
тельные
Коммуни
кативные
Регуля
тивные
Личност
ные
Познава
тельные
Коммуни
кативные
Регуля
тивные
В.Егор
ср
ср
выс
ср
ср
ср
выс
выс
В.Коля
ср
ср
ср
ср
ср
ср
ср
ср
Г.Дьулус
выс
ср
ср
ср
выс
ср
ср
выс
Е.Дайаана
ср
ср
ср
ср
ср
ср
ср
выс
Е.Кира
выс
выс
выс
выс
ср
выс
выс
выс
Е.Тимур
ср
ср
ср
ср
ср
ср
ср
выс
Низ
-
-
-
-
-
-
-
-
Сред
67
83
67
83
83
83
67
17
Выс
33
17
33
17
17
17
33
83
 
Общие результаты  по классу
УУД
Нормативные показатели
Уровень сформированности в %
Начало года
Конец года
низкий
средний
высокий
низкий
средний
высокий
Личностные
Самозпознание и самоопределение
-
67
33
-
83
17
Смыслообразование
-
67
33
-
83
17
Нравственно-эстетическая ориентация
-
33
67
-
33
67
Познавательные
Общеучебные
-
83
17
-
50
50
Логические
83
17
-
83
17
-
Постановка и решение проблем
-
83
17
-
33
67
Коммуникативные
Коммуникация как кооперация
-
33
67
-
33
67
Коммуникация как интериоризация
-
67
33
-
67
33
Регулятивные
Целеполагание
17
83
-
-
17
83
Контроль
-
33
67
-
33
67
Оценка
-
83
17
-
17
83
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
По диаграммам видно, что к окончанию первого класса количество детей со средним и высоким уровнем сформированности УУД  остается стабильным (познавательные,  коммуникативные УУД).  Высокий уровень  сформированности УУД  повысился в регулятивных и понизился в личностных УУД. Мониторинг позволяет отслеживать динамику развития каждого ребенка и класса в целом. Появляется возможность успешно провести дифференциацию обучения, консультировать родителей и определить зону ближайшего развития ребенка.
Заполняется Технологическая карта формирования УУД (Т.А., 2011) в начальной школе для индивидуальной программы развития ребенка.
Ф.И. ______________________________________________ класс_____
 
УУД
Нормативный показатель УУД
Уровень сформиров-ти
Начало года
Конец года
 
Личностные УУД
 
 
Самопознание и самоопределение
Самооценка
 
 
Смыслообразование
Мотивация
 
 
Нравственно-этическая ориентация
 
 
 
 
Познавательные УУД
 
 
Общеучебные
Ориентироваться в учебнике, отвечать на простые и сложные вопросы учителя, задавать вопросы,
Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное;  составлять простой план.
Находить необходимую информацию,  как в учебнике, так и в  словарях
 
 
Логические
Сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу
 
 
Постановка и решение проблем
Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. Определять,  в каких источниках  можно  найти  необходимую информацию для  выполнения задания.
Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы
 
 
 
Коммуникативные УУД
 
 
 Коммуникация как кооперация
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
 
 
Коммуникация как интериоризация
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных  ситуаций.
Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
 
 
 
Регулятивные УУД
 
 
Целеполагание
 Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
 
 
Контроль
Соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем.
 
 
Оценка
 Оценка своего задания по следующим параметрам:
 легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Степень развития произвольного внимания.
 
 
 
Рекомендации по технологической карте формирования УУД
ФИ
Личностные
Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
1
В.Егор
Поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств, организация деятельности на помощь другим людям, развитие эмпатии. Формирование мотивации достижения и успеха. Закрепить сформированные моральные нормы через совместную деятельность со сверстниками..
Развитие логических ууд. Дифференцированный подход, проектно-исследовательская деятельность, задания повышенной сложности, развитие логических ууд
Поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение групповых  заданий на уроке, положительное одобрение со стороны взрослого
Поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания, контроля и оценки
2
В.Коля
Стабилизировать психоэмоциональное состояние ребенка, организовать самостоятельную деятельность на уроке. Формирование мотивации достижения и успеха. Закрепить сформированные моральные нормы через совместную деятельность со сверстниками.
Индивидуальный подход в обучении. Побуждение к действию, стимулирование высказывания с помощью наводящих вопросов учителя. Развитие логических ууд
Поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение групповых заданий на уроке, важно положительное одобрение со стороны взрослого.
больше времени отводить на обратную связь.
Включить в урок упражнения на развитие объема и концентрации внимания.
Поддержка и развитие сформированного уровня оценки, целеполагания. Необходимо ситуативное обращение  ребенка к алгоритму выполнения уч.действия
 
Таким образом, постоянный мониторинг сформированности УУД обучающихся помогает  учителю грамотно планировать учебно-воспитательный процесс, обращая пристальное внимание на формирование того или иного вида УУД.
По итогам работы можно сделать следующие выводы:
  • выбран диагностический материал для отслеживания сформированности УУД;
  • составлены таблицы обработки результатов диагностик по классу и индивидуальные карты развития УУД для каждого ученика;
  • формируется банк методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования;
  • сформировано и ведется портфолио учащихся (ИПР), в котором фиксируются все достижения и результаты мониторинга.  
Список литературы
Т.А., М. (2011). Проект "Формирование УУД младших школьников". Томск: -.
Учителя начальных классов ВСОШ №2. (2015). Многоуровневый мониторинг как показатель эффективности работы ОУ в условиях ФГОС. Вилюйск: -.

 

 
Отзывы
Идея создания сайта мне очень понравилась. Данный сайт позволяет организовать дистанционное творческое сотрудничество с другими педагогами и обучающимися. Ещё одно преимущество сайта - то, что задания и конкурсы проводятся на двух языках – русском и якутском. Желаю успехов в работе сайта!
Боярова Людмила Андреевна – заместитель директора по воспитательной работе МОБУ СОШ №12 г. Якутска, Отличник образования РС(Я)
Боярова Людмила Андреевна – заместитель директора по воспитательной работе МОБУ СОШ №12 г. Якутска, Отличник образования РС(Я)
Сайт полезный, познавательный для детей и педагогов. Обращает внимание его практическая направленность. Разделы сайта грамотно подобраны, интересны. Большой выбор олимпиад и конкурсов на якутском и русском языках. Хорошая возможность детям проверить уровень знаний по предметам, а педагогам - обмениваться материалами в альманахе "Я - педагог". Желаю процветания и достижения всех ваших целей!
Григорьева Дария Васильевна - учитель начальных классов, Почётный работник общего образования РФ, г. Нюрба
Григорьева Дария Васильевна - учитель начальных классов, Почётный работник общего образования РФ, г. Нюрба
Сайт дистанционных олимпиад и конкурсов обеспечивает сознательное и активное участие школьников в процессе обучения в школе и полное освоение учебного материала. Здесь организуется творческая работа с педагогами и обучающимися. Желаю удачи во всех начинаниях!
Винокурова Екатерина Ивановна - Кандидат педагогических наук, автор учебных пособий «Культура народов РС(Я)», «Уран тарбах кистэлэҥэ», «Уроки предков» и др.пособий.  Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Институт национальных школ РС(Я)
Винокурова Екатерина Ивановна - Кандидат педагогических наук, автор учебных пособий «Культура народов РС(Я)», «Уран тарбах кистэлэҥэ», «Уроки предков» и др.пособий. Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Институт национальных школ РС(Я)
Ваш сайт - незаменимый помощник на уроках, при подготовке к олимпиаде. Для ребят все конкурсы, олимпиады - отличная умственная тренировка и соревнование! Планируем и в дальнейшем принимать участие. Спасибо вам большое!
Алексеева Евдокия Николаевна - учитель начальных классов Нюрбинской СОШ №1, Отличник образования РС(Я)
Алексеева Евдокия Николаевна - учитель начальных классов Нюрбинской СОШ №1, Отличник образования РС(Я)
Ситуация с коронавирусом отрезала нас от мира. Чем вы занимаетесь во время самоизоляции? А я открыла для себя очень полезный, мотивирующий сайт, который предлагает детям попробовать свои силы, знания и умения в различных конкурсах и олимпиадах. Уверена, что и для себя вы найдете там много интересного и увлекательного. Для успешного повышения категории и аттестации педагогов отлично подходит размещение методических материалов в электронном альманахе «Я – педагог». Успехов Вам и Удачи!
Скрябина Ульяна Егоровна - Отличник гражданских инициатив РС (Я), режиссер-сценарист, организатор благотворительных мероприятий, акций концертов, председатель ОО "Многодетная семья Якутии"
Скрябина Ульяна Егоровна - Отличник гражданских инициатив РС (Я), режиссер-сценарист, организатор благотворительных мероприятий, акций концертов, председатель ОО "Многодетная семья Якутии"
Добрый день! Спасибо организаторам за проведение дистанционных олимпиад во время дистанционного обучения! Очень рады, что наша дочка участвовала и заняла 1 место. Вам процветания, успехов!


Анастасия Бурнашёва – родитель.
Очень хорошие олимпиады. Задания соответствуют возрасту ребенка. В такое время, когда все сидим на самоизоляции, такие олимпиады очень нужны.

Бурнашева Галина Федосеевна - учитель начальных классов МОБУ "СОШ №38" г. Якутска
Сейчас, когда идет эра интернета, каждый из нас погружен в эту паутину. И в этой паутине нужны познавательные сайты, где ученик самостоятельно сможет проверить свои знания, силы. Это хоть маленький, но опыт. Участие в дистанционных олимпиадах и занятия в тренажерах придают уверенности ученику. При дополнительной подготовке к олимпиадам повышается уровень знаний, также возможно и вспоминается даже что-то слегка забытое, и если по итогам хороший результат - повышается самооценка школьника. И даже если не очень хороший итог, то он тоже полезен, так как является стимулом укрепить свои знания. Считаю, что ваш сайт этому и способствует. Отрадно, что в сайте можно и педагогам поделиться своим опытом педагогической деятельности. Желаю дальнейшего процветания вашей команде!


Николаева Мария Андреевна – учитель начальных классов МБОУ «Антоновская СОШ им.Н.Н.Чусовского» Нюрбинского района, Отличник образования РС (Я), Почетный работник воспитания и просвещения РФ.
Дорооболоруҥ! Бу сайт олус интэриэһинэй, араас конкурстар, олимпиадалар тахсаллар. Мин оҕолорбун астына кытыннарабын. Инникитин куруук бииргэ буолуохпут. Улахан махталбын тириэрдэбин, сайда-үүнэ туруҥ!

Ульяна Колесова - учуутал
Здравствуйте, уважаемые организаторы олимпиады!
Спасибо большое за ваш труд и вклад в развитие наших детей!
Вопросы были очень интересные и познавательные.

Успехов вам!
Всего вам доброго,
С уважением, Марианна Вивиерс.
Здравствуйте, уважаемые организаторы семейной олимпиады по английскому языку.
Рады принять участие в республиканской семейной олимпиаде по страноведению. Получила положительные отзывы от родителей и учеников об олимпиаде.

С уважением,
Зинаида Шестакова
Здравствуйте!
Спасибо огромное за проведение олимпиады и своевременную рассылку дипломов!


С ув. Матильда Портнягина

Все материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством, в том числе, об авторском праве и смежных правах

Телефон
Адрес:
1-4olimpiada.ykt@mail.ru