Алексеева Анна Николаевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Мастахская СОШ им.А.А.Миронова»
с.Балагаччы Вилюйского улуса
Республики Саха (Якутия)
Аннотация: Проблему эффективного формирования УУД можно отнести к числу актуальных. Особую актуальность она приобретает применительно начальной школе. Именно в первые школьные годы происходит становление ученика как субъекта нового вида деятельности (учебной), поэтому необходимо формирование общих способов действий, то есть универсальные учебные действия - УУД. Мониторинг универсальных учебных действий обучающихся начальных классов проводится по адаптированной циклограмме автора на основе проекта учителя начальных классов Мизюркиной Тамары Анатольевны (Синеутесовский филиал МБОУ «Спасская СОШ» Томского района для 1-4 кл., 2011 г.). Для проведения мониторинга сформированности УУД используются анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа, диагностика. По итогам работы разработана система критериев и показателей уровня сформированности УУД, выбран диагностический материал с 1 по 4 класс, сформировано и ведется портфолио учащихся, в котором фиксируются все достижения и результаты мониторинга.
Формирование УУД в начальной школе имеет важное значение. Чтобы отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования УУД, следует определить уровень сформированности УУД у младших школьников. В связи с переходом обучения на стандарты второго поколения очень важной является система мониторинга сформированности предметных компетенций и УУД.
Цель мониторинга: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) у младших школьников в условиях реализации ФГОС нового поколения.
Основные характеристики личностного развития учащихся начальной школы
-
Самопознание и самоопределение
-
Смыслообразование ЛИЧНОСТНЫЕ УУД
-
Нравственно-этическая ориентация
-
Общеучебные универсальные действия:
-
Универсальные логические действия: ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
-
Постановка и решение проблемы
-
Коммуникация как взаимодействие
-
Коммуникация как кооперация (сотруд-во) КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
-
Коммуникация как интериоризация (передача инф.)
-
Целеполагание
-
Контроль РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
-
Оценка
Диагностику уровня сформированности УУД младших школьников провожу по своей адаптированной циклограмме на основе проекта учителя начальных классов Мизюркиной Тамары Анатольевны (Синеутесовский филиал МБОУ «Спасская СОШ» Томского района для 1 – 4 кл., 2011 г.) (Т.А., 2011)
Для проведения мониторинга сформированности УУД используются следующие методы сбора информации (Учителя начальных классов ВСОШ №2, 2015) :
-
анкетирование;
-
тестирование;
-
наблюдение;
-
беседа;
-
диагностика.
Циклограмма мероприятий 1 класс
№
|
УУД
|
Характеристика УУД
|
Инструментарий
|
Методы
|
Периодичность
|
Сроки
|
1
|
Самопознание и самоопределение
|
Самооценка
|
-Тест на определение самооценки «Лесенка»
-Анкета по оценки школьной мотивации Лускановой
|
Тестирование
Анкетирование
|
2 раз в год
|
Октябрь-апрель
|
2
|
Нравственно-этическая ориентация
|
|
-Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»
|
Анкетирование
|
2 раз в год
|
Октябрь-апрель
|
3
|
Регулятивные УУД
|
контроль
|
-Рисование по точкам
|
Тестирование
|
2 раз в год
|
Октябрь-апрель
|
4
|
Познавательные УУД
|
Логические УУД
|
-Найди отличия (сравни картинки)
|
Тестирование
|
2 раз в год
|
Октябрь-апрель
|
5
|
Коммуниникативные УУД
|
|
-«Левая и правая сторона»
|
Беседа, тестирование
|
2 раз в год
|
Октябрь-апрель
|
Результаты по итогам тестирования, анкетирования, диагностик
1 класс, октябрь
1 класс, октябрь
№
|
УУД
|
Инструментарий
|
Показатели в %
|
||
Низкий
|
Средний
|
Высокий
|
|||
1
|
Самопознание и самоопределение
|
Тест на определение самооценки «Лесенка».
|
-
|
67
|
33
|
Анкета по оценки школьной мотивации
|
-
|
67
|
33
|
||
Нравственно-этическая ориентация
|
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»
|
-
|
33,3
|
67
|
|
2
|
Регулятивные УУД
|
Рисование по точкам
|
-
|
33,3
|
67
|
3
|
Познавательные УУД
|
Найди отличия (сравни картинки)
|
83
|
17
|
-
|
4
|
Коммуникативные УУД
|
«Левая и правая сторона»
|
16,6
|
67
|
16,6
|
1 класс, апрель
№
|
УУД
|
Инструментарий
|
Показатели в %
|
||
Низкий
|
Средний
|
Высокий
|
|||
1
|
Самопознание и самоопределение
|
Тест на определение самооценки «Лесенка».
|
-
|
83
|
17
|
|
Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению
|
-
|
50-полож.отношение
|
17-выс
33-хор
|
|
|
Нравственно-этическая ориентация
|
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»
|
-
|
33
|
67
|
2
|
Регулятивные УУД
|
Рисование по точкам
|
-
|
33
|
67
|
3
|
Познавательные УУД
|
-Найди отличия (сравни картинки)
|
83
|
17
|
-
|
4
|
Коммуникативные УУД
|
-«Левая и правая сторона»
|
-
|
33
|
67
|
Результаты мониторинга сформированности УУД 1 класса за учебный год
(средний по классу)
ФИО
|
октябрь
|
май
|
||||||
Личност
ные
|
Познава
тельные
|
Коммуни
кативные
|
Регуля
тивные
|
Личност
ные
|
Познава
тельные
|
Коммуни
кативные
|
Регуля
тивные
|
|
В.Егор
|
ср
|
ср
|
выс
|
ср
|
ср
|
ср
|
выс
|
выс
|
В.Коля
|
ср
|
ср
|
ср
|
ср
|
ср
|
ср
|
ср
|
ср
|
Г.Дьулус
|
выс
|
ср
|
ср
|
ср
|
выс
|
ср
|
ср
|
выс
|
Е.Дайаана
|
ср
|
ср
|
ср
|
ср
|
ср
|
ср
|
ср
|
выс
|
Е.Кира
|
выс
|
выс
|
выс
|
выс
|
ср
|
выс
|
выс
|
выс
|
Е.Тимур
|
ср
|
ср
|
ср
|
ср
|
ср
|
ср
|
ср
|
выс
|
Низ
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Сред
|
67
|
83
|
67
|
83
|
83
|
83
|
67
|
17
|
Выс
|
33
|
17
|
33
|
17
|
17
|
17
|
33
|
83
|
Общие результаты по классу
УУД
|
Нормативные показатели
|
Уровень сформированности в %
|
|||||
Начало года
|
Конец года
|
||||||
низкий
|
средний
|
высокий
|
низкий
|
средний
|
высокий
|
||
Личностные
|
Самозпознание и самоопределение
|
-
|
67
|
33
|
-
|
83
|
17
|
Смыслообразование
|
-
|
67
|
33
|
-
|
83
|
17
|
|
Нравственно-эстетическая ориентация
|
-
|
33
|
67
|
-
|
33
|
67
|
|
Познавательные
|
Общеучебные
|
-
|
83
|
17
|
-
|
50
|
50
|
Логические
|
83
|
17
|
-
|
83
|
17
|
-
|
|
Постановка и решение проблем
|
-
|
83
|
17
|
-
|
33
|
67
|
|
Коммуникативные
|
Коммуникация как кооперация
|
-
|
33
|
67
|
-
|
33
|
67
|
Коммуникация как интериоризация
|
-
|
67
|
33
|
-
|
67
|
33
|
|
Регулятивные
|
Целеполагание
|
17
|
83
|
-
|
-
|
17
|
83
|
Контроль
|
-
|
33
|
67
|
-
|
33
|
67
|
|
Оценка
|
-
|
83
|
17
|
-
|
17
|
83
|
По диаграммам видно, что к окончанию первого класса количество детей со средним и высоким уровнем сформированности УУД остается стабильным (познавательные, коммуникативные УУД). Высокий уровень сформированности УУД повысился в регулятивных и понизился в личностных УУД. Мониторинг позволяет отслеживать динамику развития каждого ребенка и класса в целом. Появляется возможность успешно провести дифференциацию обучения, консультировать родителей и определить зону ближайшего развития ребенка.
Заполняется Технологическая карта формирования УУД (Т.А., 2011) в начальной школе для индивидуальной программы развития ребенка.
Ф.И. ______________________________________________ класс_____
УУД
|
Нормативный показатель УУД
|
Уровень сформиров-ти
|
|
Начало года
|
Конец года
|
||
|
Личностные УУД
|
|
|
Самопознание и самоопределение
|
Самооценка
|
|
|
Смыслообразование
|
Мотивация
|
|
|
Нравственно-этическая ориентация
|
|
|
|
|
Познавательные УУД
|
|
|
Общеучебные
|
Ориентироваться в учебнике, отвечать на простые и сложные вопросы учителя, задавать вопросы,
Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план.
Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях
|
|
|
Логические
|
Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу
|
|
|
Постановка и решение проблем
|
Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.
Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
|
|
|
|
Коммуникативные УУД
|
|
|
Коммуникация как кооперация
|
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
|
|
|
Коммуникация как интериоризация
|
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций.
Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
|
|
|
|
Регулятивные УУД
|
|
|
Целеполагание
|
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
|
|
|
Контроль
|
Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
|
|
|
Оценка
|
Оценка своего задания по следующим параметрам:
легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Степень развития произвольного внимания.
|
|
|
Рекомендации по технологической карте формирования УУД
№
|
ФИ
|
Личностные
|
Познавательные
|
Коммуникативные
|
Регулятивные
|
1
|
В.Егор
|
Поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств, организация деятельности на помощь другим людям, развитие эмпатии. Формирование мотивации достижения и успеха. Закрепить сформированные моральные нормы через совместную деятельность со сверстниками..
|
Развитие логических ууд. Дифференцированный подход, проектно-исследовательская деятельность, задания повышенной сложности, развитие логических ууд
|
Поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение групповых заданий на уроке, положительное одобрение со стороны взрослого
|
Поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания, контроля и оценки
|
2
|
В.Коля
|
Стабилизировать психоэмоциональное состояние ребенка, организовать самостоятельную деятельность на уроке. Формирование мотивации достижения и успеха. Закрепить сформированные моральные нормы через совместную деятельность со сверстниками.
|
Индивидуальный подход в обучении. Побуждение к действию, стимулирование высказывания с помощью наводящих вопросов учителя. Развитие логических ууд
|
Поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение групповых заданий на уроке, важно положительное одобрение со стороны взрослого.
больше времени отводить на обратную связь.
|
Включить в урок упражнения на развитие объема и концентрации внимания.
Поддержка и развитие сформированного уровня оценки, целеполагания. Необходимо ситуативное обращение ребенка к алгоритму выполнения уч.действия
|
Таким образом, постоянный мониторинг сформированности УУД обучающихся помогает учителю грамотно планировать учебно-воспитательный процесс, обращая пристальное внимание на формирование того или иного вида УУД.
По итогам работы можно сделать следующие выводы:
-
выбран диагностический материал для отслеживания сформированности УУД;
-
составлены таблицы обработки результатов диагностик по классу и индивидуальные карты развития УУД для каждого ученика;
-
формируется банк методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования;
-
сформировано и ведется портфолио учащихся (ИПР), в котором фиксируются все достижения и результаты мониторинга.
Список литературы
Т.А., М. (2011). Проект "Формирование УУД младших школьников". Томск: -.
Учителя начальных классов ВСОШ №2. (2015). Многоуровневый мониторинг как показатель эффективности работы ОУ в условиях ФГОС. Вилюйск: -.