Если раньше основной целью обучения была передача знаний-умений-навыков по предмету, то задачи «новой школы» состоят в том, чтобы не только передать знания, но и пробудить интерес учеников к теме, стимулировать поиск дополнительной информации.
Моя цель в работе с учениками начальных классов: воспитание всесторонне развитой личности; учить детей быть честными, добрыми, отзывчивыми, т.е. быть настоящим человеком.
Многолетняя практика убедила в том, что главная миссия учителя на начальном этапе обучения - дать хорошие знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения, развить способность к самопознанию, пониманию своей индивидуальности, сформировать потребность учиться и саморазвиваться. Добиться этого возможно только при гуманно-личностном подходе к процессу обучения и воспитания путем внедрения в практику учителя современных образовательных технологий, которые позволят решить задачу современного инновационного образования – воспитание социально-активной личности.
Именно поэтому, работаю над проблемой «Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников».
Здоровьесберегающие технологии способствуют формированию здорового образа жизни. Они применяются во время всех уроков в виде физкультминуток. На уроках окружающего мира учу следить за своим здоровьем, используя темы: «Зубы и уход за ними», «Мой режим дня», «Здоровое питание – отличное настроение» и другие. Считаю, что самое главное в моей работе – сохранить здоровье детей.
Игровые технологии сохраняют познавательную активность ребенка и облегчают сложный процесс обучения, способствуют как приобретению знаний, так и развитию многих качеств личности. Игровые технологии использую на уроках, в основном в 1-2 классах. Считаю, что хорошая, умная и занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала.
Компьютерные технологии. Активно использую в своей практике ИКТ. Выступление с опорой на мультимедиа-презентации использую не только сама, но и привлекаю к этому учащихся. С помощью ИКТ дети узнают новые способы сбора информации и учатся пользоваться ими, расширяется их кругозор, повышается мотивация учения. Также при проведении уроков и подготовке к ним использую материалы нового поколения единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, размещённой на сайте в Интернет: http://school-collection.edu.ru
Владение ИКТ позволяет использовать компьютер в разных целях:
• как средство наглядности учебного процесса. Мной разработаны уроки, тесты, таблицы с использованием программы PowerPoint;
• как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического материала (поурочное планирование, методические разработки, контрольные работы и другие виды работ).
Виды работ учащихся с применением ИКТ:
- Составление докладов, сообщений, тезисов, рефератов с использованием электронных энциклопедий и Internet-источников.
- Тестовая работа.
- Организация в классе интерактивных игр.
- Подготовка различных текстов, таблиц, рисунков, творческих работ.
- Поиск нужной информации в Internet.
- Подготовка коллективных проектов, их презентаций.
- Использование электронных учебных пособий.
- Просмотр видеосюжетов;
- Видеоэкскурсии.
- Портреты, фотографии, коллекции.
Применение ИКТ дает возможность каждому ребенку «путешествовать» по миру знаний, что дает мощный импульс для развития самостоятельной познавательной активности, логического и критического мышления, воображения. Процесс обучения становится творческим.
Портфолио - не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся; формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
Каждым учеником моего класса ведётся портфолио, которое представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося. Портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников.
Проектные технологии применяются на уроках, во внеурочной деятельности, внеклассной работе. Направляю учащихся на самостоятельный поиск, например: «Всё ли знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? Особое внимание обращаю на формирование у детей необходимых качеств:
- деловые отношения, умение взаимодействовать в группах, планировать совместную работу, договариваться о способах разделения обязанностей,
- умение презентовать себя, объективно оценивать свою работу, выслушивать мнение участников проекта, конструктивно реагировать на критику со стороны своих товарищей.
Коммуникативные технологии, используемые мной, позволяют развивать у учащихся такие навыки:
- умение работать в группе;
- высказывать свое личное мнение;
- выслушивать мнение товарищей;
- создавать благоприятный психологический климат,
- атмосферу взаимопомощи, толерантности.
Коллективная деятельность плодотворно используется в основном на уроках систематизации и обобщения знаний, поскольку ученики уже имеют запас информации. Позволяет закрепить материал, проверить уровень знаний, выявить возможные пробелы, устранить их и систематизировать знания учащихся. Применение парной формы на уроках приобретения новых знаний даёт возможность ученику оценить собственные успехи в усвоении нового материала и проверить умение обучать других.
Востребована мною технология работы в группах, так как обеспечивает развитие самостоятельности учащихся, навыка ведения дискуссии, умения публично отстаивать свою позицию. Успех в современном мире определяется способностью человека организовывать свою жизнь: видеть дальнейшую и ближайшую перспективу, находить и привлекать необходимые ресурсы, намечать план действий и осуществлять его, оценивая, удалось ли достичь поставленных целей. В преподавании литературы использую интегрированные уроки. Это способствует формированию у детей целостного представления об общечеловеческой и отечественной культуре.
Исследовательские технологии, в них могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и дети, которые испытывают трудности в обучении. Просто уровень исследования будет иным. Мотивация исследовательской деятельности реализуется через формирование у учащихся познавательной активности, развитие логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и письменной речи, умений обобщать и систематизировать информацию, коммуникативных умений, формирование наблюдательности и внимания, умений работать с художественным и научным текстом. Исследование дети проводят на уроках технологии при пересаживании комнатных растений и по посадке рассады томатов (наблюдение за их ростом и развитием), при изготовлении аппликаций. На уроках окружающего мира ребята проводят исследование по различным темам, готовят сообщения.
Мои ученики участвуют в школьных и улусных научно-практических конференциях с исследовательскими работами («Сылгы барахсан», «Суеhу иитии – саха терут дьарыга», «Кыталык», «Ыт – киhи до5оро», «Бере – ийэ кыыл», «Тереебут дойдум эмтээх уунээйитэ - делуhуен», «Тиин», «О5урсу», «ССРС народнай учуутала Михаил Андреевич Алексеев – А5а дойду Улуу сэриитин кыттыылаа5а», «Мин дойдум – мин дэриэбинэм», «Саха сиригэр олох-дьаhах тупсуутугар, уерэх наука сайдыытыгар кылааттарын киллэрбит уонна ону сайыннарбыт дьон»)
Если в начальной школе ученик не получит умения работы с различными типами источников, не научится их самостоятельно анализировать, то в дальнейшем будет проблематична работа над рефератом в среднем звене.
·Повышение качества знаний учащихся, развитие способностей каждого ученика;
·Приобретение навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность;
· Активизация познавательной деятельности и творческой активности учащихся;
· Формирование личностных качеств ученика;
· Развитие у школьников операционного мышления, направленности на поиск оптимальных решений;
· Формирование умения организовать сбор информации и правильно ее использовать;
· Формирование у учащихся осознанной потребности в ведении здорового образа жизни;
Результатом опыта считаю наличие призёров муниципального, регионального этапа предметных олимпиад. Участие и призовые места в предметных конкурсах российского, международного уровня. Участие и победа учащихся в НПК по различным темам на школьном, муниципальном уровне.