Аммосова Ньургуяна Владимировна,
учитель начальных классов
МОБУ СОШ №1 г. Якутск.
Скажи мне – и я забуду . Покажи мне – и я запомню. Дай сделать – и я пойму».
(Китайская мудрость)
Активные методы обучения — система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе усвоения учебного материала.
Активные методы обучения и воспитания - те, которые позволяют «учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями» за счет сознательного «воспитания способностей учащегося» и сознательного «формирования у них необходимых деятельностей».
Включение активных методов в учебный процесс активизирует познавательную активность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает в максимально возможную связь между учащимся и преподавателями.
Активные методы начала образовательного мероприятия - это эмоциональный настрой на урок (эпиграф, костюмированное появление, видеофрагмент, увертюра, ребус, загадка, анаграмма).
Одним из требований к современному уроку с точки зрения здоровьесбережения является создание на уроке благоприятного психологического климата. Поэтому каждый урок я стараюсь начинать с создания у детей благоприятного настроя. Для этого использую Рифмованное начало урока, например:
Вот опять звенит звонок,
Приглашает на урок.
Будем дружно мы считать,
И делить, и умножать.
****
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
Метод «Добро в ладошках».
Такие методы, как «Добро в ладошках», «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Измерим друг друга» или «Летающие имена» эффективно и динамично помогут вам начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.
«Подари подарок другу».
Цель: активизация внимания учащихся, воспитание коммуникативных качеств, доброжелательности.
Цель: активизация внимания учащихся, воспитание коммуникативных качеств, доброжелательности.
Необходимые материалы: фонограмма с записью песни « Дружба», подарочная коробка с подарком внутри.
Проведение: учащиеся под музыку передают (дарят) подарок друг другу. Когда музыка заканчивается, подарок достается тому, у кого он оказался в руках. Примечание: каждый ученик передает коробку со словами: « Миша (Вова, Таня и т. д.), я дарю этот подарок тебе! Ты мой друг!»
Активный метод - выяснение целей, ожиданий и опасений
Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: выяснения целей, ожиданий, опасений, ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора.
Такие методы, как «Фруктовый сад», «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Лицензия на приобретение знаний», «Разноцветные листы», «Солнышко и тучи», «Песочные часы», «Вместе построим дом» позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения
«Солнышко и туча»
Цель: выявить уровень ожиданий и опасений учащихся.
Проведение: дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, не уверенные – тучу.
Оценка результата: по количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников;
по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения нового материала; имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволять планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме.
Цель: выявить уровень ожиданий и опасений учащихся.
Проведение: дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, не уверенные – тучу.
Оценка результата: по количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников;
по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения нового материала; имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволять планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме.
Активный метод - презентации учебного материала - использование информационных технологий, электронных учебных пособий, интерактивной доски и др.
В процессе урока регулярно применяю методы, как «Инфо-угадайка " сообщение нового материала обучающимся. Это методы «Кластер», «Мозговой штурм» позволят вам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.


Метод «Кластер»
Это графический прием систематизации материала в виде «грозди». Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другим, от которых в свою очередь лучи расходятся далее.
Активный метод - организации самостоятельной работы над темой.
При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Для работы над темой урока можно использовать методы «Ульи» - обсуждение в группах, «Визитные карточки», «Экспертиза», «Карта группового сознания».
Для проведения дискуссии и принятия решений – методы «Cветофор»- во время дискуссии поднимаются карточки согласия - не согласия по цветам светофора, «Приоритеты», «На линии огня». Для представления материала самостоятельной работы обучающихся – «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка».
Активные методы релаксации.
Если обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделать паузу, вспомним о восстанавливающей силе релаксации! Иногда достаточно 5 – 10 минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы «Энергия - 1», «Роботы», Постройся по росту», «Красная Шапочка и Серый Волк», «Шест», и многие другие позволят вам это сделать, не выходя из класса.
Дерево ожиданий». Метод для рефлексии занятия, урока дает возможность сравнить ожидания учащихся перед занятием по теме и впечатления после подведения итогов
«Футбольные ворота». (если все удалось - мяч в воротах, если были затруднения - штанга, если совсем тяжело - мяч за пределами ворот.)
«Букет настроения». В начале урока учащимся раздаю бумажные цветы: красные, розовые, оранжевые, голубые. На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе розовые, оранжевые цветки, если не понравилось, - голубые».
Активный метод - подведение итогов урока.
Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные методы как: "Мухомор", «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Все у меня в руках!», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?», «Ресторан», «Комплименты». Эти методы помогут вам эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу.
Активные методы обучения – это, прежде всего успех. Успех ваших учеников - ваш успех!
Каждый человек – уникален и успех каждого обучающего тоже уникален!
Использованная литература:
1. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч.тр. /под ред. А. В. Хуторского. — М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. — 327 с.
2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 159с.
3. Баранов С.П., Болотина Л.Р., Сластенин В.А. «Педагогика» М. «Просвещение» 1987 ( стр.48) .
4. Лопатина А., Скребцова М. «Добрая математика» 2004 год.
5. Михайлова З.А. Носова Е.А. « Теории и технологии математического развития» 2008год.
6. Психолого-педагогический словарь / Сост. Рапацевич Е. С. –Минск: « Современное слово», 2006.
7. Газман О.С. Харитонова Н.Е. « В школу с игрой »М.,1991 год
8. Аникеева Н.П. «Воспитание игрой» М.1991 год
9. Минич О.А. Хаткевич О.А. «Педагогические игры» М.2005
10.Эльконин Д.Б. «Психология игры» М.1999
11.Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения/В.П.Беспалько. - М.: Издательство ИРПО МО РФ, 1995. – 336 с.