Одним из направлений начального образования в республике является развитие начальной школы как самостоятельного учебного заведения, создание особого микроклимата и условий для обучения и воспитания, соответствующих младшему школьному возрасту. Начальная школа является самостоятельной ступенью в системе непрерывного образования. Основная задача начальной школы - формирование у детей желания и умения учиться. Многие исследователи подтверждают, что начальная школа не только формирует у ребенка первичную функциональную грамотность (умение писать, читать, считать), но и закладывает основы его личностного саморазвития, его воспитанности.
Возраст младших школьников- самый сложный в развитии ребенка. Ему необходимы помощь и поддержка в социальной адаптации со стороны родителей и педагогов, так как, с одной стороны, это возраст социализации, врастания в мир человеческой культуры и общественных ценностей, а с другой стороны, возраст индивидуализации, открытия и утверждения своего уникального и неповторимого «Я».
Известно, что воспитанность-качество личности, определяющее, прежде всего, в повседневном поведении человека его отношение к другим людям. Формировать воспитанность надо начинать с раннего возраста. Понятие «воспитание» неоднозначно. Хотя оно рассматривается как целенаправленное влияние субъекта на объект. Как считал А.С.Макаренко, «…воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего-люди. Из них на первом месте - родители и педагоги.»
В последнее время воспитание рассматривается как творческий и целенаправленный процесс активного взаимодействия воспитателей и воспитанников по созданию оптимальных условий, организации освоения социокультурных ценностей общества. Воспитание тесно связано с социальным заказом общества. Сегодня семья и образовательное учреждение являются главными тому, чтобы не только давать детям то или иное образование, но и воспитать и развить их.
При этом воспитание понимается как процесс целенаправленного формирования личности каждого ученика, как процесс всей деятельности школы, в который в органическом единстве и взаимосвязи входят процессы учения, трудовой и общественной деятельности учащихся, внеклассная работа по удовлетворению и развитию разнообразных интересов и склонностей, организация досуга и отдыха. Основные параметры личностного развития ребенка в настоящее время можно считать ориентацию на общечеловеческие ценности, адаптивность, чувство достоинства, независимость в суждениях и ответственность в поступках.
Многие качества личности школьника воспитываются больше в семье, чем в образовательных учреждениях, закладываются с раннего детства, и развиваются в течение всей жизни. И если воспитательные принципы семьи и образовательного учреждения не совпадают или противоречат, то любые воспитательные воздействия не принесут ожидаемых результатов. Поэтому ответственность в воспитании детей младшего возраста ложится, во-первых, на семью, во-вторых, на образовательное учреждение.