Николаева Ариадна Алексеевна
МБОУ «Харыялахская СОШ им.Х.А.Христофорова»
с.Харыялах
Оленекский эвенкийский район
Республика Саха (Якутия)
В начальной школе перед учителем стоит важная задача у обучающихся по формированию универсальных учебных действий, которые в дальнейшем помогут ребенку успешно реализоваться в жизни.
Конкретизация - вот отличие новой редакции ФГОС. Требования четко сформулированы более точно обозначены предметные результаты. Новый стандарт образования прописывает тесное взаимодействие учебной и воспитательной деятельности. Четко прописаны воспитательные направления: гражданско-патриотическое, эстетическое, физическое, экологическое, ценности научного познания. Новый ФГОС направлен на приобретение практических навыков и все приобретенные знания должны быть применены в реальной жизни.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты изучены, написаны программы, пройдены курсы повышения квалификации, выстроены приоритеты моей работы: я должна не только научить детей писать, читать, считать, и дать знания и умения, которые помогут ребенку стать успешным. Необходимо развивать способности каждого ребенка, то есть формировать систему универсальных учебных действий.
Уроки стараюсь строить таким образом, чтобы дети самостоятельно овладевали новыми знаниями, а не получали все готовое. Главное в учебном процессе стоит познавательная деятельность ученика и самостоятельность. В процессе обучения использую системно-деятельностный подход. Реализация деятельностного подхода обеспечивается дидактическими принципами:
1.Принцип деятельности
2.Принцип непрерывности
3.Принцип целостности
4.Принцип психологической комфортности
5.Принцип вариативности
6.Принцип творчества
На уроках деятельностный подход осуществляется через: моделирование жизненных ситуаций на занятиях (при изучении темы «Хвойные растения предложить детям, рассматривая ветку ели и сосны и найти различия этих хвойных деревьев). Используются активные интерактивные методики.
Обучение в учебном процессе предполагает через активные равнозначные методы участия учителя и учащихся. Активные методы можно разделить на группы: дискуссионные, игровые, тренинговые, - рейтинговые. Интерактивное обучение включает в себя такие методы и приемы как: круглый стол, мозговой штурм, деловая игра.
Главные задачи ФГОС призваны решать эти методики: - научить ребенка учиться; -участие в проектной деятельности.
Как учителю мне при подготовке к уроку, необходимо организовать и запланировать не только учебное содержание, но главное деятельность моих учеников на уроке. В каждом деле залог успеха это - мотивация.
Для того, чтобы повысить интерес учащихся к учебной деятельности нужно:
1.Похвалить даже за самый маленький успех.
2. На уроке использовать разные формы работы (индивидуальная, работа в парах и групповая,)
3. Прием прерывания действия, тогда у детей появляется стремление завершить неоконченное,.
4. Для первоклассника игра на уроке важный вид деятельности, где ребенок стремится быть ловким и быстрым и находится в условиях поиска.
5. Поддержка любознательности, если ребенок подошел с вопросом, постараться вместе найти ответ.
6. Воспринимать ученика таким, какой он есть. Никогда не сравнивать ребенка с другими детьми.
7. За интерес к знаниям поощрять ребят словесно.
8. На уроке не позволять ребенку скучать. Учащимся, подготовленным хорошо, давать дополнительные задания.
9. Не перегружать ребенка информацией. Так как от избытка информации у ребенка может возникнуть боязнь школы.
10.Создавать комфортную эмоциональную обстановку во время занятий.
11. За инициативу и самостоятельность нужно поощрять ребенка.
Работая над задачей выработки положительной мотивации постоянно стремлюсь быть доброжелательным учителем, чтобы отношение были доверительными. Когда выстраиваются доброжелательные взаимоотношения между учителем и учеником, урок становится эффективным и приносит положительные результаты. Уроки выстраиваю, используя игровые моменты. Делаю все возможное, чтобы сохранить позитивное отношение детей в школе, интерес к учебе.
На уроке обязательным условием создания развивающей среды является этап рефлексии. Классификация рефлексии предлагается следующая:
1.Рефлексия эмоционального состояния
Целесообразно в начале урока провести рефлексию настроения и эмоционального состояния. Для этого использовать карточки «Три лица», цветовое изображение настроения, сигналы светофора.
2. На разных этапах урока рефлексия дает возможность оценить деятельность активности каждого ученика
3. Для рефлексии выявления уровня усвоения пройденного учебного материала используется следующие приемы: прием незаконченного предложения, выбор афоризма или пословицы.
В процессе рефлексии должна проводиться не только самооценка, она должна быть многогранным. Рефлексия - это совместная деятельность учителя и учащихся, которая помогает совершенствовать учебный процесс. В начальной школе необходимо сформировать следующие рефлексивные умения: адекватно воспринимать себя, определять результаты деятельности, соотносить результаты с целью деятельности, выявлять ошибки в собственном поведении. Овладения навыками рефлексии сделает учебный процесс более осмысленным.
Из опыта работы с первоклассниками:
- знакомлю с различными видами внимания и памяти, способствую развитию познавательных интересов;
- обеспечиваю положительный эмоциональный настрой учащихся к активной познавательной деятельности через проведение творческих конкурсов, интеллектуальных игр.
- привлекаю родителей к реализации данной программы.
Работая с детьми младшего школьного возраста, убеждаюсь, что самым действенным среди всех мотивов учебной деятельности является познавательный интерес. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.
Например, в процессе игры на уроке математики незаметно для себя учащиеся выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. У них развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.
На каждом уроке математики я провожу устный счет, используя при этом игровые и занимательные задания, дидактические игры: «Собери букет», «Математическая рыбалка», «Кто быстрее?», «Молчанка», «Собери грибы», «Математический футбол».
Использую на своих уроках исследовательские задания в игровой форме:
• фокусы с разгадыванием задуманных чисел;
• задания с занимательными рамками и магическими квадратами;
• игры типа: «Кто первым получит 10»;
Исследовательский характер этих заданий направлен на разгадывание способа выполнения фокуса или выработку выигрышной стратегии игры.
Фокус. Задумайте число, прибавьте к нему 14, к результату прибавьте 6, вычтите задуманное число. У вас получилось 20.
Задачи со сказочным сюжетом усиливают интерес к самой задаче, побуждают ребёнка решить проблему, вызывают желание помочь литературным героям. Вот некоторые из задач.
1. Доктор Айболит велел Бармалею принимать таблетки 10 дней по 2 таблетки. Сколько дней Бармалей будет принимать таблетки?
2. Самый длинный бал королевства продолжался с 20 августа по 1 сентября включительно. Сколько дней продолжался праздник?
Дети очень любят «Веселый счет» - рифмованные задачки. Первоклассникам, например, начертания цифр помогают запомнить веселые стихотворения. Геометрический материал легко запоминается благодаря сказкам, стихотворениям о геометрических фигурах.
Поддерживать интерес детей к учебе мне помогают яркие наглядные пособия. Приглашаю на уроки героев детских сказок – веселых человечков. Это Буратино, Мальвина, Незнайка и др. Они задают детям хитрые вопросы, приносят письма с заданиями. Шарады, ребусы, кроссворды очень нравятся детям.
Детям также нравятся нетрадиционные уроки. По определению И.П. Подласова, нетрадиционный (нестандартный) урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Такие уроки можно провести для прохождения новой темы, это надолго остается в памяти.
Мнения педагогов о нетрадиционных уроках расходятся: одни видят в них правильный шаг в направлении демократизации школы, другие считают такие уроки нарушением дидактических принципов, искажение структуры урока. На мой взгляд, нетрадиционный урок не только может, но и должен быть использован в начальной школе, так как является одним из действенных способов активизации учебной деятельности.
Наиболее распространенные типы нетрадиционных уроков - урок-сказка, урок-путешествие, урок-викторина, урок-игра, урок-соревнование, урок-эстафета...
Урок-путешествие проводится в форме воображаемого путешествия. Этапами урока являются остановки по пути следования.
Мною были проведены урок-путешествие по математике в 1 классе по теме: « Сложение и вычитание в пределах 10» (по мотивам произведения «Айболит» К. И.Чуковского)
Урок-сказка, как и в любой сказке, на таком уроке есть положительные и отрицательные герои (Баба Яга, Кощей, Буратино, Карабас-Барабас).
В сказке есть завязка (проблемный вопрос, необычная ситуация), кульминация, развитие сюжета, где присутствуют борьба добра и зла, преодоление трудностей. Заканчивается урок развязкой — победой добра над злом.
Урок-игра, вид урока может быть проведен в форме игр «Что? Где? Когда?», «Крестики-нолики» и т.д. Класс при этом делится на команды.
Здоровьесберегающие технологии. Учитывая повышенную двигательную активность учащихся начальных классов, даю выход их энергии в физкультминутках, имеющих двигательно-речевой характер. Физкультминутки для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров. Это могут быть разного рода траектории, по которым дети «бегают глазами, бумажные офтальмотренажёры, например, пирамидки или тарелки с разноцветными кружками.
Проблемные ситуации. Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения заданий в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются: проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос. Я не мыслю педагогический урок без проблемной ситуации по ФГОС. Ведь дети сами находят ответ на поставленный вопрос. Если ответ найден правильно, значит - урок удался.
Интеграция учебных занятий. На результативность процесса обучения оказывают межпредметные связи: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности.(интегрированный урок с презентацией)
Использование наглядного и дидактического материала содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к соблюдаемым знаниям. В ходе опытов ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых им рассказывает учитель. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребёнка.
Использование ИКТ на уроках современные интерактивные средства обучения позволяют интенсифицировать многие традиционные виды учебно-познавательной деятельности, облегчить понимание учащихся сути изучаемых зависимостей или отношений, превратить работу на уроке в увлекательное занятие по открытию нового. Возможности мультимедиа позволяют сделать урок насыщеннее, продуктивнее, эмоционально богаче. Приходя на урок, ребята спрашивают: «Что нового будет сегодня? Что интересного?» А это значит, что ещё до урока есть учебная мотивация, развить которую – одна из важнейших творческих задач учителя. При проведении уроков использую компьютерные презентации или видео клипы на различных этапах урока: для проведения устного счёта, в качестве тренажёра при формировании вычислительных навыков, для просмотра сказки, или викторинам по сказкам, для осуществления самоконтроля , при проведении физкультминуток.
При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики. Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку.
Результатом использования новых информационных технологий является осуществление более легкого, свободного и быстрого протекания учебной деятельности учащихся. Они становятся ищущими, жаждущими знаний, неутомимыми, творческими, инициативными. Ученики легче и быстрее усваивают материал, проявляют готовность и стремление к совершенствованию. Успешная учебно-познавательная деятельность укрепляет чувство собственного достоинства, повышает самооценку учащихся в коллективе.
Таким образом, учебный процесс с поддержкой компьютерных технологий, повышает качество знаний, помогает учащимся преодолевать трудности, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.
С первого класса все учащихся завели портфолио. Оно позволяют судить об успехах каждого ученика и стимулируют его познавательную активность.
Результаты применяемой формы и методы работ, помогли моим учащимся добиться определённых результатов. Результаты тестирования уровня психологического развития детей, показали повышение познавательной активности и роста их успеваемости.
Перспективы: помочь учащимся овладеть компьютер, чтобы проводить уроки на современном уровне. Продолжить работу по активизации познавательной деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время.
Я буду только рада, если мой опыт будет полезен для педагогической работы учителям начальной школы.