Телефон:
Адрес:
1-4olimpiada.ykt@mail.ru

Статья "Исследовательская и проектная деятельность на уроке и во внеурочной деятельности как средство саморазвития личности обучающихся"

Батракова Елена Михайловна,
учитель математики и физики
МБОУ «Зырянская средняя общеобразовательная школа»,
Верхнеколымский район, п. Зырянка
Аннотация: Исследовательская и проектная деятельность на уроках математики и физики играют важную роль в развитии личности учащихся, способствуя их интеллектуальному, творческому и социальному росту. Эти методы обучения не только помогают углубить знания учащихся в данных предметах, но и формируют у них универсальные навыки, которые будут полезны им в будущем.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, проектная деятельность, саморазвитие личности.
В современном мире образование играет ключевую роль в развитии личности. Одним из наиболее эффективных способов обучения являются исследовательская и проектная деятельность. Они позволяют учащимся самостоятельно изучать новые темы, развивать свои навыки и получать практический опыт.
Педагог играет ключевую роль в организации исследовательской и проектной деятельности как на уроке, так и во внеурочное время. Он должен подготовить задания, обеспечить необходимые ресурсы и контролировать процесс выполнения работ. Кроме того, педагог должен стимулировать учащихся к самостоятельному поиску информации, задавать вопросы и проверять гипотезы. Он также должен помогать учащимся развивать навыки командной работы и сотрудничества, а также поддерживать их в процессе выполнения заданий. Педагог должен создавать условия для того, чтобы учащиеся могли получить ценный опыт и развить свои навыки через исследовательскую и проектную деятельность на уроках математики и физики.
Исследовательская деятельность позволяет учащимся самостоятельно исследовать новые темы, проводить эксперименты, строить гипотезы и делать выводы. Этот подход к обучению помогает развивать у учащихся умение критически мыслить, самостоятельно искать решения задач, уверенно действовать в нестандартных ситуациях. При этом проектная деятельность позволяет учащимся применить свои знания на практике, разработать свой проект, работать в команде, изучать новые методы решения задач. Они учатся задавать вопросы, искать ответы на них и проверять свои гипотезы. Это помогает им стать более самостоятельными и ответственными людьми.
Важные аспекты исследовательской и проектной деятельности:
  • Одним из ключевых преимуществ проектной и исследовательской деятельности является возможность индивидуализированного подхода к каждому учащемуся. Благодаря этому каждый ученик может развиваться в соответствии с собственными способностями, интересами и потребностями. При этом такой подход содействует формированию самостоятельности, ответственности, уверенности в своих силах у каждого ребенка.
  • Проектная и исследовательская деятельность в школьном обучении способствуют формированию ключевых компетенций, необходимых в современном мире, таких как креативное мышление, умение работать в команде, умение обучаться самостоятельно, принимать решения в условиях неопределенности.
  • Исследовательская деятельность способствуют формированию у учащихся навыков критического мышления и анализа информации. В процессе работы над проектами учащиеся вынуждены рассматривать проблему с разных сторон, искать различные подходы к ее решению, оценивать эффективность предлагаемых решений. Это помогает им стать более осознанными и критически мыслящими личностями.
  • Проектная деятельность способствуют развитию коммуникативных навыков учащихся. Работа над проектом часто требует коллективного взаимодействия, обсуждения и обмена идеями с товарищами. Учащиеся учатся эффективно коммуницировать, вырабатывать аргументированные точки зрения, уважать мнение других.
  • Исследовательская  и проектная деятельности способны мотивировать учащихся на обучение. Увлекательные проекты, интересные исследования могут значительно повысить мотивацию учащихся к учебе, заставить их видеть смысл в том, что они учатся. Это способствует формированию у учащихся позитивного отношения к знаниям, желанию развиваться и учиться.
  • Благодаря проектной деятельности учащиеся также приобретают важные навыки планирования, организации работы и управления временем. Работа над проектом требует хорошей организации, разбивки задач на этапы, умения распределять время и ресурсы. Эти навыки являются важными не только в учебе, но и в будущей профессиональной деятельности.
  • Помимо этого, исследовательская деятельность способствуют развитию творческого мышления учащихся. В процессе работы над проектом они могут проявить свою фантазию, находчивость, экспериментировать с разными идеями и решениями. Это способствует формированию креативных способностей учащихся, что важно для их интеллектуального развития.
  • В процессе работы над проектами у учащихся развиваются  навыки самостоятельности и самоорганизации. В процессе работы над проектами учащиеся сталкиваются с нестандартными задачами, которые требуют от них самостоятельного поиска решений и принятия решений. Это способствует развитию у них ответственности за свои действия, умения самостоятельно планировать и контролировать свою работу.
  • Исследовательская и проектная деятельность способствуют формированию у учащихся навыков работы в команде. Часто проекты требуют совместной работы не только с учителем, но и с другими учащимися. В таких условиях учащиеся учатся эффективно сотрудничать, распределять роли, решать конфликты и достигать общих целей. Это ценный опыт для будущей профессиональной деятельности и общения в коллективе.
В процессе исследовательской деятельности реализуются те этапы, которые характерные для исследований в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения. Основная особенность исследования в образовательном процессе - то, что оно является учебным. Если в науке главной целью является получение новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.
Проектно-исследовательская деятельность является частью самостоятельной работы обучающихся. Проект – исследование – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.
Главной целью проекта учащегося является получение представлений о том или ином явлении.
Другой важной целью исследований обучающихся является развитие их способности занимать проектно-исследовательскую позицию по отношению к окружающим явлениям, навыков аналитического мышления. Это достигается наилучшим образом тогда, когда учащимся создаются условия для самостоятельной постановки задач исследования, выбора объекта, попыток анализа, выдвижения версий (гипотез) развития исследуемого явления. При этом учащийся действует в соответствии с своими интересами и предпочтениями, занимает творческую, авторскую позицию при выполнении исследования, т. е. самостоятельно ставит цели своей деятельности. Из этого следует, что на каждом этапе исследований нужно дать учащемуся определенную свободу в работе, иногда даже в ущерб методике, иначе исследование может постепенно превратиться в обычную последовательность стандартных учебных этапов.
Среди форм организации исследовательского обучения можно выделить следующие главные:
  1. Проблемное ведение уроков базисного компонента учебного плана общеобразовательной школы по традиционным предметам.
  2. Курсы в рамках школьного компонента – элективные курсы предпрофильного и профильного обучения в области различных естественных и гуманитарных наук, которые строятся на основе выполнения исследовательских проектов. 
  3. Конференция и конкурс - формы презентации исследовательской деятельности.
  4. Научное общество учащихся.
Исследовательские проекты - довольно сложный вид деятельности как для школьников, так и для тех, кто руководит ими. Главная цель учителя – подготовка учеников к творческой деятельности, учащиеся выступают в роли исследователей, самостоятельно добывающих знания, использующих разнообразные источники и материалы. Большую подготовительную работу проводит учитель в начале учебного года. Важно выявить желающих заняться исследовательской работой. Основные мотивы учащихся заняться исследовательской работой: интерес к предмету; желание углубить свои знания, расширить кругозор; связь с будущей профессией; удовлетворение процессом работы; желание самоутвердиться; получить награду на конкурсе; поступить в вуз; и другие.
На занятиях учителя раскрывают алгоритм научного способа познания, дают отличие учебного исследования от научной работы, а также творческой работы в форме реферата. Успех деятельности во многом зависит от ее четкой организации. Под руководством учителя составляется план-график выполнения учебного исследования: определяются временные рамки, объем работы и этапы ее выполнения. Научно-исследовательская работа позволяет учителю открыть способности ученика к тому или иному предмету, а иногда к нескольким. Весь процесс организации проектно-исследовательской деятельности можно разбить на следующие этапы:
  1. Выбор проектно-исследовательской темы.
  2. Анализ выбранной темы (актуальность темы, научный замысел, цели и задачи исследования; подбор и работа с источниками знаний; оформление работы, методы исследования и т. д.; решение логических задач).
  3. Индивидуальные консультации по выбираемой теме (можно идти параллельно со вторым).
  4. Оформление исследовательской и проектной частей работы,
  5. Защита работы на научно-практических конференциях, конкурсах.
В целом, исследовательская и проектная деятельность играют важную роль в развитии личности учащихся. Они способствуют формированию не только знаний и умений, но и ключевых компетенций, необходимых в современном мире. Поэтому включение таких форм работы в учебный процесс может значительно обогатить образовательный опыт учащихся и подготовить их к успешной жизни и карьере.
Положительные результаты работы:
2022-2023 г.
  1. Защита индивидуальных проектов в конце 11 класса – двое учеников имеют отметку «отлично»;
  2. Диплом 1 степени во Всероссийском дистанционном конкурсе с международным участием «Лучшие творческие и исследовательские работы учащихся»;
2023-2024 г.
  1. Защита индивидуальных проектов в конце 11 класса – двое учеников имеют отметку «отлично»;
  2. 1 место в районом этапе НПК «Шаг в будущее», в секции «Психологическая»;
  3. Сертификат участника XXVIII республиканской научной конференции - конкурса молодых исследователей им. В.П. Ларионова  "Инникигэ хардыы -Professor V. P. Larionov "A Step into the Future" Science Fair", г. Якутск.
  4. Сертификаты участников республиканской НПК «Макаровские чтения» - 2 ученика, Чурапчинский район.
  5. Призер республиканской НПК «Науки юношей питают…», г. Якутск.
  6. Дипломы  победителей 2 степени  в XXI Международном конкурсе научно-исследовательских и творческих работ учащихся «СТАРТ В НАУКЕ»,  г. Москва – 2 ученика.
 
Список литературы:
  1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2012. №1. – С. 24-33.
  2. Леонотович А.В., Саввичев А.С. «Исследовательская и проектная работа школьников/ Под ред. А.В. Леонтовича. – М.: ВАКО, 2018. 
  3. Сергеев И.С. Как организовать учебно-исследовательскую и проектную деятельность в школе// Юшков. А., Эпштейн М.// «Учительская газета». От 16 октября 2014 года. Сетевое издание. Зарегистрировано Роскомнадзором 6 июля 2012 года. Эл. № ФС77-50440 http://www.ug.ru/appreciator/58
Отзывы
Идея создания сайта мне очень понравилась. Данный сайт позволяет организовать дистанционное творческое сотрудничество с другими педагогами и обучающимися. Ещё одно преимущество сайта - то, что задания и конкурсы проводятся на двух языках – русском и якутском. Желаю успехов в работе сайта!
Боярова Людмила Андреевна – заместитель директора по воспитательной работе МОБУ СОШ №12 г. Якутска, Отличник образования РС(Я)
Боярова Людмила Андреевна – заместитель директора по воспитательной работе МОБУ СОШ №12 г. Якутска, Отличник образования РС(Я)
Сайт полезный, познавательный для детей и педагогов. Обращает внимание его практическая направленность. Разделы сайта грамотно подобраны, интересны. Большой выбор олимпиад и конкурсов на якутском и русском языках. Хорошая возможность детям проверить уровень знаний по предметам, а педагогам - обмениваться материалами в альманахе "Я - педагог". Желаю процветания и достижения всех ваших целей!
Григорьева Дария Васильевна - учитель начальных классов, Почётный работник общего образования РФ, г. Нюрба
Григорьева Дария Васильевна - учитель начальных классов, Почётный работник общего образования РФ, г. Нюрба
Сайт дистанционных олимпиад и конкурсов обеспечивает сознательное и активное участие школьников в процессе обучения в школе и полное освоение учебного материала. Здесь организуется творческая работа с педагогами и обучающимися. Желаю удачи во всех начинаниях!
Винокурова Екатерина Ивановна - Кандидат педагогических наук, автор учебных пособий «Культура народов РС(Я)», «Уран тарбах кистэлэҥэ», «Уроки предков» и др.пособий.  Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Институт национальных школ РС(Я)
Винокурова Екатерина Ивановна - Кандидат педагогических наук, автор учебных пособий «Культура народов РС(Я)», «Уран тарбах кистэлэҥэ», «Уроки предков» и др.пособий. Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Институт национальных школ РС(Я)
Ситуация с коронавирусом отрезала нас от мира. Чем вы занимаетесь во время самоизоляции? А я открыла для себя очень полезный, мотивирующий сайт, который предлагает детям попробовать свои силы, знания и умения в различных конкурсах и олимпиадах. Уверена, что и для себя вы найдете там много интересного и увлекательного. Для успешного повышения категории и аттестации педагогов отлично подходит размещение методических материалов в электронном альманахе «Я – педагог». Успехов Вам и Удачи!
Скрябина Ульяна Егоровна - Отличник гражданских инициатив РС (Я), режиссер-сценарист, организатор благотворительных мероприятий, акций концертов, председатель ОО "Многодетная семья Якутии"
Скрябина Ульяна Егоровна - Отличник гражданских инициатив РС (Я), режиссер-сценарист, организатор благотворительных мероприятий, акций концертов, председатель ОО "Многодетная семья Якутии"
Большое спасибо организаторам такого хорошего сайта. С радостью принимаем участие в каждой олимпиаде! Заранее готовимся к олимпиадам, по итогам которых наши дети занимают призовые места, получают красочные дипломы, пополняют свое портфолио. У детей появляется уверенность в своих силах, познавательная активность, высокая мотивация. Очень понравился проект "Электронный альманах", тут есть много полезного, особенно для молодых учителей, которые учатся у своих более опытных коллег, тут богатый материал, учителя щедро делятся своим опытом, за это отдельное спасибо! Ведь все мы были когда-то начинающими педагогами, жаль что в то время не было такого полезного, тщательно продуманного сайта. От имени моих коллег, учеников и их родителей говорю слова благодарности за ваш труд, за желание развивать наших детей и нас учителей!

С уважением, Соловьева Анна Ивановна, учитель начальных классов.
Сейчас, когда идет эра интернета, каждый из нас погружен в эту паутину. И в этой паутине нужны познавательные сайты, где ученик самостоятельно сможет проверить свои знания, силы. Это хоть маленький, но опыт. Участие в дистанционных олимпиадах и занятия в тренажерах придают уверенности ученику. При дополнительной подготовке к олимпиадам повышается уровень знаний, также возможно и вспоминается даже что-то слегка забытое, и если по итогам хороший результат - повышается самооценка школьника. И даже если не очень хороший итог, то он тоже полезен, так как является стимулом укрепить свои знания. Считаю, что ваш сайт этому и способствует. Отрадно, что в сайте можно и педагогам поделиться своим опытом педагогической деятельности. Желаю дальнейшего процветания вашей команде!


Николаева Мария Андреевна – учитель начальных классов МБОУ «Антоновская СОШ им.Н.Н.Чусовского» Нюрбинского района, Отличник образования РС (Я), Почетный работник воспитания и просвещения РФ.
Ваш сайт - незаменимый помощник на уроках, при подготовке к олимпиаде. Для ребят все конкурсы, олимпиады - отличная умственная тренировка и соревнование! Планируем и в дальнейшем принимать участие. Спасибо вам большое!
Алексеева Евдокия Николаевна - учитель начальных классов Нюрбинской СОШ №1, Отличник образования РС(Я)
Алексеева Евдокия Николаевна - учитель начальных классов Нюрбинской СОШ №1, Отличник образования РС(Я)
Здравствуйте! Благодаря вашему тренажёру мой сын за несколько дней выучил всю таблицу умножения. Теперь будем учить словарные слова.

Мама Артёма Иванова Мари, г. Якутск
Здравствуйте, уважаемые организаторы семейной олимпиады по английскому языку.
Рады принять участие в республиканской семейной олимпиаде по страноведению. Получила положительные отзывы от родителей и учеников об олимпиаде.

С уважением,
Зинаида Шестакова
Добрый день! Спасибо организаторам за проведение дистанционных олимпиад во время дистанционного обучения! Очень рады, что наша дочка участвовала и заняла 1 место. Вам процветания, успехов!


Анастасия Бурнашёва – родитель.
Очень хорошие олимпиады. Задания соответствуют возрасту ребенка. В такое время, когда все сидим на самоизоляции, такие олимпиады очень нужны.

Бурнашева Галина Федосеевна - учитель начальных классов МОБУ "СОШ №38" г. Якутска
Дорооболоруҥ! Бу сайт олус интэриэһинэй, араас конкурстар, олимпиадалар тахсаллар. Мин оҕолорбун астына кытыннарабын. Инникитин куруук бииргэ буолуохпут. Улахан махталбын тириэрдэбин, сайда-үүнэ туруҥ!

Ульяна Николаевна Колесова, алын кылаас учуутала, А. Осипов аатынан Бэрдьигэстээх орто оскуолата
Здравствуйте, уважаемые организаторы олимпиады!
Спасибо большое за ваш труд и вклад в развитие наших детей!
Вопросы были очень интересные и познавательные.

Успехов вам!
Всего вам доброго,
С уважением, Марианна Вивиерс, родитель.
Здравствуйте!
Спасибо огромное за проведение олимпиады и своевременную рассылку дипломов!


С ув. Матильда Портнягина, учитель начальных классов, г. Якутск
Спасибо огромное за олимпиаду и за красочно оформленные дипломы

С уважением, Екатерина Парникова, МБОУ "Мюрюнская СОШ №1 им. Г.В.Егорова", Усть-Алданский улус (район)
Здравствуйте! Спасибо большое за интересные и полезные задания. Желаем дальнейших успехов и будем рады сотрудничеству.

С уважением, Зинаида Артёмовна Ядреева, учитель начальных классов, Намский район.
Спасибо, очень рада нашему сотрудничеству!

Васильева Матрёна Иннокентьевна, учитель начальных классов, Сунтарский улус
Какой успех! Какая радость! Спасибо большое за олимпиаду, мы очень рады! 🥰🌹👏👍
Кириллина Мария Михайловна, учитель начальных классов, с. Дикимдя, Горный улус
Выражаем огромную благодарность за Ваш труд, спасибо!

С уважением коллектив 4 класса МБОУ Сасыльская СОШ

Все материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством, в том числе, об авторском праве и смежных правах

Телефон
Адрес:
1-4olimpiada.ykt@mail.ru