Для повышения уровня сформированности читательской грамотности проводилась систематическая и целенаправленная работа на уроках и внеурочных занятиях. Так, мы 2022-2023 учебном году составили программу по внеурочной деятельности «Баайа5а – торообут туолбэм». В программе составили и включили тексты, содержащие об истории нашего села, достопримечательностях, знаменитых людях и.т.д. В этом учебном году дополнили материал разными приемами работы над текстом. некоторые работы мы включили в доклад.
С опорой на основной вид учебной деятельности в школе у школьников должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.
У развитого читателя должны быть сформированы:
умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы
умения найти в тексте информацию, представленную в явном виде
умения, основываясь на тексте, сделать сложные выводы и оценочные суждения
умения устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую
умения обобщать и интерпретировать информацию, соотнося с общей идеей текста
умения реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык)
На занятиях использованы тексты о нашей малой родине, о селе Баяга, об его достопримечательностях, знаменитых людях, занятиях и.т.д.
На этих текстах использованы различные методы и приёмы работы по развитию читательской грамотности младших школьников.
Технология проблемного обучения основана на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явления.
Приведу примеры приемов создания проблемных ситуаций:
I. Проблемные ситуации, возникшие с “удивлением”
Между двумя (или более) положениями
- Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.
-«Столкнуть» разные мнения учеников с помощью вопроса или практического задания.
1) Проблемный вопрос перед чтением рассказа «Ытык Ийэ5э сугуруйэр пааматынньык»:
- Как вы думаете, о ком пойдёт речь в рассказе?
2) Проблемное задание после работы над рассказом «Мо5ол ураьа»:
- К какой категории можно отнести слова, которые написаны с большой буквы:
а) имена б) названия сел, рек.
Для создания проблемных ситуаций используются также кроссворды, которые помогают определить тему занятий или автора, а также выяснить уровень понимания произведения.
Проектная технология развивает у школьников умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Целью проектной деятельности является создание творческого продукта, который позволяет решить ряд задач: расширить систему образов и представлений об изучаемом произведении и жанре, развить познавательные навыки, навыков презентации и рефлексии деятельности.
Так, работая над текстом «Мандар Уус» Айылгы уонна Айымньы киинэ, на уроках и дома ученики заполняли проектные листы. После изучения темы выполнили творческие работы (кроссворды, ребусы)
Прием «Шесть шляп» из технологии «Шесть шляп мышления».
Данный прием включает в себя шесть различных типов мышления. Каждая цветная шляпа обозначает роль, определенный тип мышления и деятельности.
Белая шляпа – объективные факты, информация; желтая шляпа – это положительное, позитивное мышление; черная шляпа – выявление противоречий, недостатков, их причины, называние только отрицательных черт; красная шляпа – изучение эмоции, возникшие при чтении текста, определение, как изменяются эмоции; зеленая шляпа – обладает творческим
началом, предполагает поиск новых граней в изучаемом материале; синяя шляпа – обобщение и анализ полученной информации, оценивание работы каждой творческой группы в соответствии с поставленной перед данной группой целью.
Прием использовался на тексте «Борис Федорович Неустроев- Мандар Уус».
В начале урока учащиеся делятся на группы путем жеребьевки.
Задания групп:
«Белая шляпа». «Расскажите о сюжете текста».
«Черная шляпа». «Из-за чего появилась интерес и тяга к варганному инструменту-хомус?»
«Желтая шляпа». «Какие уроки извлекли прочитав содержание этого текста?»
«Красная шляпа». «Какие чувства испытываете вы работой нашего земляка на протяжении его деятельности?»
«Зеленая шляпа». «Что бы вы добавили в сюжете текста?»
«Синяя шляпа». «Какими качествами должен обладать мастер своего дела?»
Каждая группа работает в соответствии со своим заданием через призму проблемного вопроса. Иными словами, выполненное задание каждой группы должно помочь ответить на проблемный вопрос урока на заключительном этапе.
Приём «Работа с вопросником» из технологии «Смыслового чтения»
Данный прием работает на формирование умения анализировать и искать информацию тексте, интерпретировать и обобщать информацию, формулировать на ее основе прямых и сложных выводов, оценочных суждений
Приведу пример опросника к тексту «, который был предложен учащимся для работы в парах с последующим коллективным обсуждением.
Вопросник тексту «Бырааттыы Малгиннарга музей- уьаайба».
-
Томтортон хас костоох сиргэ Февронья Николаевна олорбутай?
-
А5а дойду сэриитигэр хас уолун сутэрбитэй?
-
Хас сыллаахха музей – уьаайба тэриллибитэй, онно туох буолбутай?
-
Онно кимнээх кыттыыны ылбыттарай?
-
Пааматынньык хас сыллаахха арыллыбытай?
-
Ытык Ийэ- Февронья Николаевна 5 уолаттарын ааттара.
-
Бу мэнэ- ойдобунньук туох бэлиэтэй, тугу кордороруй?
-
СТЕЛЛА диэн тугуй?
-
Бу тексти аа5ан баран туох санаа5а кэллин?
Прием «Тонкие и толстые вопросы» технологии «Смыслового чтения».
Задание: «Разделитесь на группы. Прочтите текст несколько раз. Сформулируйте вопрос по заданным шаблонам для своих одноклассников. Помни, что «тонкие» вопросы требуют краткого, однозначного ответа, «толстые» вопросы – размышления и рассуждения».
Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов
Толстые вопросы
|
Тонкие вопросы
|
Дайте несколько объяснений, почему...?
Почему Вы считаете (думаете) …?
В чем различие…?
Предположите, что будет, если…?
Что, если…?
|
Кто…? Что…?
Когда…? Может…?
Будет…? Мог ли …?
Верно ли …? Было ли …?
Как звали …?
Согласны ли Вы…?
|
Приём «Синквейн».
Синквейн - это стихотворная форма из пяти строк.
Как же пишется дидактический синквейн? Правила составления дидактического синквейна.
На первой строке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему сиквейна.
Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвёртой строке размещается целая фраза – афоризм, при помощи которого нужно выразить своё отношение к теме. Таким афоризмом может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учеником фраза в контексте с темой.
Например: на стихотворение местного автора Неустроева Петра Петровича – Айаанньа Уус
1 строка Дойдум тыына
2 строка Куустээх, чоллоох
3 строка Тыынар, тыллар, уьуйуллар
4 строка Торообут торут дойдум
5 строка Ийэ дойдум
Реставрация текста.
-
Этиини ситэрэн суруй:
Томтортон ___ көстөөх ___________ диэн сиргэ ________________ Улуу сэриитигэр _________ оҕотун сүтэрбит ________________________________
олорбута.