МБОУ «Бердигестяхская СОШ
им. Семена Данилова»
МО учителей 3-х классов:
Алексеева А.Н.
Никифорова А.В.
Ефимова С.И.
Комплексная работа по родному языку - один из способов формирующего оценивания планируемых результатов
Актуальность данной темы обусловлена тем, что внедрение нового федерального государственного образовательного стандарта начального основного образования, предъявляющего новые требования к результатам освоения образовательной программы, повлекло за собой изменения подходов к оцениванию обучающихся: ОТ ТРАДИЦИОННОГО К ФОРМИРУЮЩЕМУ
Цель работы: показать, что одной из форм формирующего оценивания является комплексная работа по родному языку
Задачи
-
представить структуру комплексной работы по якутскому языку для 3-4 классов
-
сформулировать требования к текстам комплексной работы
-
составить план комплексной работы
-
разработать критерии оценивания
Под формирующим оцениванием понимается оценивание в ходе обучения, когда анализируются не только знания, умения, ценностные установки, а также коммуникативные умения обучающихся. Основная цель оценивания — мотивировать обучающегося на дальнейшее обучение, планирование целей и путей их достижения.
Формирующее оценивание является инструментом обратной связи и для учителя, и для ученика, который позволяет оценить текущее состояние обученности и определить перспективы дальнейшего развития.
Проанализировав различные источники литературы можно сделать вывод о том, что оценивание будет являться формирующим, если выполнены следующие условия:
- задания для оценивания соответствуют содержанию пройденного материала;
- используются знакомые для учащихся и соответствующие их возрасту формы заданий, составленные таким образом, чтобы выявить возможные проблемы у каждого ученика и показать очевидность процесса размышления, приведшего к данному результату.
Модель системы оценки планируемых результатов:
Система оценки рассматривается как комплексный подход к оценочной деятельности, позволяющий вести оценку достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по следующим критериям:
Оценка планируемых предметных результатов.
Оценка планируемых метапредметных результатов.
Оценка планируемых личностных результатов.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.
К ним относятся:
способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;
преобразовывать практическую задачу в познавательную (самостоятельно, с помощью учителя или одноклассников);
умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, действовать в соответствии с планом;
умение контролировать и оценивать свои действия и вносить коррективы в их выполнение;
способность проявлять самостоятельность и инициативу в обучении;
умение практически использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
готовность выполнять логические операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения, отнесения к известным понятиям;
умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур:
с помощью специально сконструированных диагностических задач, нацеленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий (сборник: Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли /Под ред. А.Г. Асмолова – М.: 2008)
при анализе выполнения проверочных заданий по математике, русскому языку, чтению, окружающему миру, технологии и другим предметам, когда на основе характера ошибок, допущенных ребёнком, можно сделать вывод о сформированностиметапредметных умений.
Достижение метапредметных результатов может проявляться и в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе.
Одной из форм формирующего оценивания метапредметных результатов при реализации ФГОС НОО ЯВЛЯЕТСЯ комплексная работа, позволяющая оценить выявление уровня достижения планируемых результатов освоения междисциплинарной программы ≪Формирование универсальных учебных действий≫ (раздел ≪Чтение.Работа с текстом≫). Выполнение комплексной работы на межпредметной основе позволяет педагогу выявить уровень сформированности следующих умений:
− читать и понимать различные тексты, включая и учебные;
− работать с информацией, представленной в различной форме;
− использовать полученную в тексте информацию
для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач.
На сегодняшний день, к сожалению, учитель обладает недостаточно широким инструментарием для проведения и составления таких работ.
В докладе представлены шаги, которые были предприняты педагогами нашего МО для составления комплексных работ, а также подходы к оцениванию комплексных работ в условиях реализации ФГОС.
Работы строятся на основе текста к которому дается от 10 вопросов и заданий по якутскому языку, математике и окружающему миру.
1.Структура комплексной работы
Текст
|
Вопросы и задания к прочитанному тексту
|
Куобахөйдөөх
Эрчимтуһахтарынкуобахтарчугаскэлэн, көрөнбараннар, төттөрүбаралларынэбэтэрхааргатуораыстаналларынбэлиэтиикөрөн, аҕатыттаныйыппытыгар «куобахтуһаҕыкөрөнтөннүбүтбуоллаҕына,олтуһаххахаһан да иҥнибэт, киниэмиэөйдөөх, ононтуһахтаргынатынороххокөһөрөниитэргэртиийэҕин» диэнсүбэлээтэ.
Итикэпсэтиикэнниттэнуолбиир да куобаҕыылбакка, туһахтарынүксүнатынорохторгоииттэ. Нөҥүөөрөбүлгэкыраһалаабытэтэ, киниөрүсарыытыгартиийэнтуһахтарынкэрийдэ. Олсылдьануруккусырыытыгартуһахтарынэһитэлээбиторохторункөрөнааста. Онноиккитөгүлкуобахтаруруккутуһахтурбутсиригэрчугаһаан баран, биирдэрэтөннүбүт, атынатуораыстаммытсуолларынкөрөнЭрчимдьиктиргээтэ. Дьиҥэр, олсиргэтуһахтаруруттурбуттара, кэлинолохсуохэтилэрэ. Олаата, куобахтаролохумнуганасуохөйдөрүгэрүчүгэйдиктутарэбиттэр. Уруттуһаҕыкөрбүтсирдэригэрчугаһаат, «тыый, манна туһахбаарэтэ, кэбистөннүөххэ» диисанаанэрдэхтэрэкуобахтар. Олиһинмындырөйдөөхдьонөлгөмнүкбултуйарбуоллахтара…
ИтикурдукмэскэйдэнэнЭрчимбэһиссырыытыгарбииркуобахтаах, ону да уруккутуһахтарынатынорохторгокөһөрөн, бултуйан, үөрэн-көтөндьиэтигэртөнүннэ. (154 тыл)
|
Задания по родному языку:
1 сорудах: Мүнүүтэҕэхас тылы аахпыккынсуруй
2 сорудах: Ханнык тыл буукубатадорҕоонуттанэлбэҕий?
Туhах, куобах, икки, өрүс
3 сорудах: Ханнык тылы сөпкөкөhөрбүттэрий?
Сүбэ-лээтэ, суолл-арын, Э-рчим, туһ-ахтар
4 сорудах:Мындырөйдөөхдиэнхайдахкиhиниэтэллэринбыhаар
5 сорудах: Кыраhалаабытдиэн тыл баарэтиитинбулануhул
|
Вопросы по окружающему миру:
6 сорудах: Куобахтугунанаhылыктанарый?
7 сорудах: Кыылларуйаларынбуланхолботолоо
Куобахарҕах
Эhэуйа
Тииҥхороон
Саhылорох
|
|
Задания по математике:
8 сорудах: Эрчимаҕатынкыттабастакыкүн 5 км хаампыттар, иккискүн 350 миэтэрэнэнкылгаhыхаампыттар. Иккикүнтөhөнүхаампыттарый?
9 сорудах: Куобахыйааhына 3 кг. Эрчимнээхтуhахтарыттан 4 куобаҕыылбыттар. Хаскиилэнидьиэлэригэрсүгэнаҕалбыттарый?
10 сорудах: Саха сиригэркуобахханнасөбүлээнүөскүүрүй?
|
Для подготовки к проведению комплексной работы педагогом разрабатываются:
− содержание заданий комплексной работы;
− контрольно-измерительные материалы;
− форма протокола результатов;
− шаблон аналитической справки.
2.
Так как текст является самым главным инструментомоценивания умений работать с информацией, то необходимо четко сформулировать требования к текстам. Содержание текста должно:
− соответствовать требованию ≪текстуальности≫(внешней связности, внутренней осмысленности, законченности);
− тексты могут включать рисунки, диаграммы, графики, карты, таблицы со словесными подписями;
− тексты должны содержать чётко выраженную основную мысль, логически обоснованную систему её развития и чётко представленные микротемы;
− тексты должны по содержанию и объёму соответствовать возрасту учащихся 1–4 классов, соответствовать их читательскому, коммуникативному и жизненномуопыту;
рекомендуемый объем:
3 класс — не более150 слов
4 класс — не более 200 слов
В качестве основы для разработки измерительных материалов мы рекомендуем использовать художественные и научно-популярные тексты. В данном типе текстов упрощается языкнауки, что делает текст доступным, понятным для широкого круга читателей, привлекает внимание к поднятойв тексте к той или иной проблеме. Терминологическаялексика присутствует в минимальных количествах, научные понятия вводятся с опорой на бытовое сознаниечитателей, на их практический опыт, поэтому в такихтекстах встречаются эмоционально-экспрессивные элементы, сравнения, метафоры, аналогии.
Текстовый материал является важным компонентом содержания обучения языку, так как в процессе работы с текстами формируются не только лексические, грамматические и фонетические навыки и речевые умения, но и языковая, речевая, коммуникативная, межкультурная и другие компетенции.
В учебном процессе тексты должны соответствовать коммуникативно-познавательным интересам и потребностям школьников, соответствовать по степени сложности их языковому и речевому опыту,содержать интересную для учащихся каждой возрастной группы информацию. Отвечая данным требованиям, учебный текст помогает активизировать речевую коммуникацию, как в устной, так и в письменной форме.
Наиболее важными целями работы учащихся с текстом-образцом учителя считают умение анализировать и интерпретировать содержание текста, развитие устной и письменной связной речи учащихся, а также умение извлекать необходимую информацию из текста.
Выполнение работы предполагает чтение и понимание предложенных текстов, и на ихоснове выполнение заданий с привлечением знаний, полученных при изучении разных предметов. В работе оценивается сформированность трёх групп умений, обозначенных в программе ≪Формирование УУД≫
1. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
− находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
− определять тему и главную мысль текста;
− делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
− вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;
упорядочивать информацию по заданному основанию;
− сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2–3 существенных признака;
− понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение;
характеризовать явление по его описанию;
выделять общий признак группы элементов);
− понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
− понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
− использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
− ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
− использовать формальные элементы текста(например, подзаголовки, сноски) для поиска нужнойинформации;
− работать с несколькими источниками информации;
− сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
2. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
− пересказывать текст подробно и сжато, устнои письменно;
− соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
− формулировать несложные выводы, основываясьна тексте;
находить аргументы, подтверждающие вывод;
− сопоставлять и обобщать содержащуюся в разныхчастях текста информацию;
− составлять на основании текстанебольшое монологическое ысказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
− делать выписки из прочитанных текстовс учётом цели их дальнейшего использования;
− составлять небольшие письменные аннотациик тексту, отзывы о прочитанном.
3. Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
− высказывать оценочные суждения и свою точкузрения о прочитанном тексте;
− оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
− на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
− участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
− сопоставлять различные точки зрения;
− соотносить позицию автора с собственнойточкой зрения;
− в процессе работы с одним или несколькимиисточниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Распределение заданий по отдельным группам уменийпримерно составляет: группа 1–30%,
группа 2–40%
и группа 3–30% от общего количества заданий.
При ответе на одни задания необходимо выбрать изпредложенных вариантов один или несколько ответов(ВО), в других требуется дать свободный самостоятельносконструированный краткий (КО) или развёрнутый ответ
(РО).
Ниже представлен план комплексной работы, в котором дается информация о каждом задании, о контролируемых знаниях, видах умений и способах познавательнойдеятельности, а также указано примерное время выполнения каждого задания.
Таблица 1.
План комплексной работы
Номер
задания
|
Группа
умений
|
Контролируемое знание / умение
|
Тип задания
|
Примерное время выполнения (в мин)
|
1
|
1
|
Определять цель написания текста
|
ВО
|
2
|
2
|
3
|
Определять место и роль иллюстративного ряда в тексте
|
РО
|
3
|
3
|
1
|
Выделять информацию, явно заданную в тексте
|
ВО
|
3
|
4
|
1
|
Определять тип информационного источника
|
ВО
|
2
|
5
|
1
|
Находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение
|
ВО
|
4
|
6
|
2
|
Проводить расчеты, на основании информации в тексте
|
ВО
|
3
|
7
|
2
|
Сопоставлять основное содержание разных текстов
|
ВО
|
3
|
8
|
2
|
Объяснять основное содержание текста, устанавливая причинно-следственные связи
|
РО
|
5
|
9
|
1
|
Подбирать заголовок к тексту, основываясь на определении темы и главной мысли текста
|
КО
|
3
|
10
|
1
|
Определять по содержанию теста значение незнакомых слов
|
ВО
|
2
|
11
|
2
|
Преобразовывать информацию из текста в таблицу
|
КО
|
7
|
12
|
1
|
Выделять информацию, явно заданную в тексте
|
ВО
|
3
|
13
|
2
|
Использовать информацию текста для решения учебно-практической задачи
|
КО
|
7
|
14
|
3
|
Высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном в тексте
|
РО
|
5
|
|
|
|
|
60 минут( в том числе 8 минут на первичное чтение текста)
|
4.
Важным этапом при составлении комплексной работыявляется разработка критериев оценивания заданий. Педагогу необходимо определить количество баллов длякаждого задания, составить ключи (правильные ответы).
Критерии оценивания должны быть подробными, однозначными, по возможности рекомендуется прописать (условно) варианты кратких и развернутых ответов.Проверка и оценка выполнения заданий нашими педагогами осуществляется на основе приведенных ниже рекомендаций.
− В заданиях с кратким ответом ученик должен записать требуемый краткий ответ.
− Если учащийся наряду с верным ответом приводит и неверные ответы, то задание считается выполненным неверно.
− Орфографические ошибки не учитываются.
В таблице приведены:
− к заданиям с выбором ответа — номера верных ответов,
− к заданиям с кратким ответом — верные ответы,
− к заданиям с записью решения или объяснения —
примеры решений и объяснений, описание полных и частично верных ответов
− указано число баллов, которые выставляются за тотили иной ответ.
К некоторым заданиям при необходимости указатьпримечания относительно влияния на правильность ответа возможных недочетов, которые допускают обучающиеся.
Рекомендации по проверке и оцениванию работы
№ задания
|
Правильный ответ (решение), начисляемые баллы
|
1
|
Правильный ответ: 900 дней в полном окружении, в страшной блокаде держался мужественный Ленинград.
1 балл — из текста выписано верное предложение.
0 баллов — любой другой вариант ответа.
|
2
|
Правильный ответ: 3,4,5
2 балла — выбраны все три правильных ответа, неверных ответов не выбрано
1 балл — выбраны 2 правильных ответа, неверных ответов не выбрано
0 баллов — любой другой вариант ответа
|
3
|
Правильный ответ: Танки, бронекорпуса для самолётов ИЛ-2, снаряды и авиабомбы.
2 балла — перечислены все виды военной продукции
1 балл — записаны 2–3 вида военной продукции, неверных ответов не записано.
0 баллов — любой другой вариант ответа.
|
4
|
Правильный ответ: Приведён ответ, состоящий из 2-ух частей:
1) Указано, какой именно текст понравился
2) Дано логичное, связанное с содержанием именно этого текста объяснение, почему этот текст понравился
2 балла — присутствуют обе части ответа
1 балл — присутствует только первая часть ответа ИЛИ присутствуют обе части, но объяснение не
соответствует содержанию текста
0 баллов — любой другой вариант выполнения.
|
Система оценки сформированностиметапредметных результатов с учетом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает так же, как и при оценке сформированности предметных результатов, выделение базового уровнядостижений как точки отсчета при построении всей системыоценки и организации индивидуальной работы собучающимися.Реальные достижения учащихся могут соответствоватьбазовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения.
Для описания достижений обучающихся в области сформированностиметапредметных результатов установленыследующие уровни:
недостаточный — выполнено менее 30% заданийработы (задание считается невыполненным, если полученхотя бы 1 балл);
пониженный — 30–39% выполнения заданий всейработы;
базовый— 50–75% выполнения заданий всей работы и набрано менее 75% от максимального балла;
повышенный— при выполнении 2-х условий: 1) выполнено 75% заданий и набрано не менее 75% от максимального балла за выполнение всей работы
Определение уровней определяется по двум условиям:
% выполнения заданий работы и количество набранных баллов.
Результаты выполнения комплексной работымы оформляем в виде аналитической справки, в которой указываем:
− количество учащихся, выполнявших работу;
− непосредственно результаты выполнения каждогозадания;
− качество выполнения работы (уровни) в количественном и процентном отношении;
− типичные ошибки, допущенные учащимися (т. е. выполнили задание от 0 до 50% уч-ся);
− задания, выполненные на высоком уровне (т. е. выполнили от 75% до100% уч-ся);
− указать ФИ учащихся, выполнивших работу на максимальное количество баллов;
− указать ФИ учащихся, выполнивших работу нижеминимального уровня;
− общие выводы;
− планируемые мероприятия.
Перед вами текст комплексной работы для второго класса
Рассмотрим сформированность каких УУД проверяется на примере заданий с разным типом ответа
Отметь знаком (Х) сборник, в который ты бы поместил этот текст.
Запиши о каких птицах идет речь
Напиши, что обозначает слово береста
Таблица сформированности предметных умений и УУД
Номер задания
|
Предметные
умения
|
Познавательные УУД
|
Регулятивные УУД
|
1
|
Определение принадлежности произведения к жанру
|
Осуществлять анализ обьекта с выделением существенных признаков
|
Принимать и сохранять учебную задачу. Осуществлять самоконтроль
|
2
|
Осуществлять поиск необходимой информации в разных частях текста
|
Находить в тексте информацию, заданную в явном виде
|
Принимать и сохранять учебную задачу. Осуществлять самоконтроль
|
3
|
Понимание значения слова
|
Выражать свое мнение, аргументировать его. Использовать различные способы интерпретации информации
|
Принимать и сохранять учебную задачу. Осуществлять самоконтроль
|
В заключение хотелось отметить, что проводимая педагогами работа по составлению и проведению комплексных работ по родному языку в начальной школе позволяет:
− выявить уровень достижения планируемых результатов освоения междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий» (раздел «Чтение.Работа с текстом»)
− определить сформированность умения переносазнаний и способов учебных действий, полученных в однихпредметах, на другие учебные ситуации и задачи;
− мотивировать учащегося на дальнейшее обучение,планирование целей и путей их достижения.