Телефон:
Адрес:
1-4olimpiada.ykt@mail.ru

Дифференциация и индивидуализация обучения младших школьников.

Соловьева Ирина Ивановна,
учитель начальных классов
МОБУ СОШ № 20 им Ф. К. Попова.
 
Проблема индивидуальных различий детей и их дифференцированного обучения давно волнует родителей, учителей и учёных и является не только со­циально-психологической и философской, но и собственно актуальной педаго­гической проблемой.
Основная цель осуществление индивидуализации и дифференциации в обучении заключается не столько в обеспечении необходимого минимума в ус­воении знаний, умений и навыков, сколько в обеспечении максимально воз­можной глубины в овладении материалом, надлежащего развития способностей каждого ученика, наибольших сдвигов в развитии каждого ребёнка. Таким об­разом, индивидуализация и дифференциация предполагают собой осуществле­ние развивающего обучения.
Разработка системы воздействия на каждого ученика с учётом индивиду­альных, возрастных особенностей - вот задача, стоящая перед учителем по реализации индивидуального подхода в практической деятельности.
«Дифференциация» (от лат. разница) — форма организации учебной деятельности, учитывающая склонности, интересы, способности учащихся.
«Индивидуализация» - это учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах.
На данной проблеме акцентирует наше внимание документ Министерст­ва образования РФ «Государственный стандарт общего образования» (принят 5 марта 2004 года, приказ Министерства образования РФ №1089) и сопровож­дающее его «Методическое письмо о преподавании учебных предметов на­чальной школы в условиях введения федерального компонента Государствен­ного стандарта общего образования», в котором отмечается, что «работа по стандартам требует осознания соотношения между Обязательным миниму­мом и Требованиями к уровню подготовки оканчивающих начальную школу».
Стандарт предоставляет реальную возможность дифференцировать обу­чение, то есть предъявить детям с разной успешностью обучения разные по степени трудности задания. В связи с этим необходимо обратить внимание на то, что отдельные содержательные позиции в Обязательном минимуме выделе­ны курсивом, что означает следующее: учитель обязательно знакомит детей с этим материалом, но не требует его полного усвоения всеми, т. к. этот материал не включается в итоговый контроль. Четкое разграничение этих позиций стан­дарта свидетельствует о том, что представляются широкие возможности для организации обучения, объем материала и формы его представления не регла­ментированы в содержании, возможно углубление и расширение курса в рам­ках представленных дидактических единиц. Четко сформулированные требова­ния позволяют учителю сосредоточиться на главном, подчинить требованиям конечного результата выбор и программы, и средств, и технологии обучения. Разграничение и четкое формулирование Требований по отношению к Обяза­тельному минимуму содержания позволит учителю реально осуществлять дифференцированное обучение и индивидуальный подход к учащимся.
Это наглядно видно при анализе содержания обучения русскому языку, которое выделено курсивом. Например, многие ученики начальной школы смо­гут создавать "небольшие тексты (сочинения) по интересной тематике; состав­лять поздравления, писать письма (в том числе с использованием компьюте­ра)", таким ученикам и будет учитель предлагать подобные задания обязатель­ного минимума. Но некоторые дети не освоят это содержание, поэтому спе­шить с оценкой результатов деятельности этих учащихся учитель не должен (эти навыки не выходят на уровень требования).
При анализе содержания литературного чтения можно увидеть то же са­мое. Примером этого могут служить следующие положения стандарта. Учи­тель обучает школьников осуществлять выбор вида чтения в соответствии с его целью, то есть целесообразно применять ознакомительное, изучающее, выбо­рочное. Большинство детей успешно справятся с этой обучающей задачей и бу­дут использовать разные виды чтения в самостоятельной читательской дея­тельности. В то же время в классе найдутся и такие учащиеся, которым подоб­ные задания будут не под силу. Значит, они будут выполнять их с помощью учителя или одноклассников и при этом не получат отрицательной отметки (эти навыки не выходят на уровень требования).
Такая позиция является выражением личностно-ориентированного обра­зования и позволяет создать ситуацию успешности обучения для каждого уче­ника.
Вместе с тем, подготовительная работа по переходу к стандартам потре­бует осознания коллективами начальных школ изменившихся целей образова­ния младших школьников, анализа приоритетных содержательных линий, со­вершенствования методики обучения, погружения в технологии, предполагаю­щие дифференциацию.
Дифференцированное обучение невозможно без выполнения ряда психо­лого-педагогических условий:
-  соответствие процесса обучения функциональным и психологическим возможностям и возрастным особенностям детей;
- личностно-ориентированное взаимодействие взрослых и детей;
  • предоставление каждому ребенку свободы выбора деятельности, парт­нера, средств и пр.;
  • ориентировка педагогической оценки на относительные показатели дет­ской успешности, сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собствен­ными вчерашними достижениями;
-     создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, познавательному, эстетическому развитию ребёнка и сохранению его индивидуальности;
  • формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития игольника;
  • сбалансирование продуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместной и самостоятельной активности.
Для начальной школы наиболее приемлема внутриклассная дифференциация.
Организация учителем внутриклассной дифференциации включает не­сколько этапов:
1.  Определение критерия, на основе которого выделяются группы
учащихся для дифференцированной работы.
2.  Проведение диагностики по выбранному критерию.
  1. Распределение детей по группам (по возможности - условным) с уче­том результатов диагностики.
  2. Выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий для созданных групп учащихся.
  3. Реализация дифференцированного подхода к школьникам на различ­ных этапах урока.
6. Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соот­ветствии с которым может изменяться состав групп и характер дифференциро­ванных заданий.
Самой распространенной формой внутриклассной дифференциации, ре­шающей проблему прочности знаний, является уровневая дифференциация, которая предполагает:
  • создание разнообразных условий для различных школ, классов, групп с целью учёта особенностей их контингента;
  • наличие разноуровневых заданий, комплекса организационных методик, обеспечивающих процесс и управление им в гомогенных группах.
Гомогенная группа - это группа, которая объединяет учащихся, равных по какому-либо признаку:
  • возрасту;
  • полу;
  • темпераменту;
  • уровню здоровья;
  • уравновешенности процессов возбуждения и торможения;
  • особенностям восприятия;
  • уровню работоспособности и темпу работы;
  • области интересов;
  •  уровню умственного развития;
  уровню усвоения материала и др.
Целевые ориентации технологии уровневой дифференциации (ТУД):
1. Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей. -
2.    Приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп
учащихся.
Успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность, ос­мысленность знаний, уровень развития ребёнка зависят не от одной только дея­тельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей уча­щихся. Исходя из положений Л.С. Выготского, можно установить следующие три уровня обучаемости:
а) низкий - беспомощность в решении любых познавательных задач, в том чис-
ле типовых, при достаточной восприимчивости к помощи (вообще) извне;
б)  средний - быстрое и прочное усвоение разъяснённой операции, решение без
помощи извне типовых задач, но затруднения в новых нетиповых, изменённых
познавательных ситуациях:
в)   высокий - решение без помощи любых познавательных задач, доступных
ученику, в том числе и нетиповых; с такими задачами ученик
справляется правилосообразно.
Также условно можно выделить три уровня организованности в уче­нии:
1)     низкий - ученик неорганизован, неаккуратен, "разбросан", постоянно
нарушает режим дня, не умеет планировать "отсроченных заданий",
выполняет их обычно в последний день работы, "штурмом";
  1. средний - ученик не всегда организован и аккуратен, бывают срывы, умеет планировать "отсроченные задания", однако зачастую поверхностно, такие пла­ны не являются для ученика руководством к самостоятельной работе и часто не выполняются, ученику необходим периодический контроль со стороны учите­ля;
  2. высокий - ученик организован, аккуратен, собран, систематически умело планирует свою деятельность, в том числе и "отсроченные задания", строго выполняет планы работ, но не бездумно, а творчески, уточняя, внося необходи­мые коррективы.
Работа с группами учащихся должна вестись по двум основным направ­лениям:
  1. Воспитание действенного интереса к учению, к самостоятельной учебной деятельности.
  2. Помощь учащимся в овладении знаниями и рациональными способа­ми учения.
Виды дифференцированных заданий
1.  Предварительные задания по уровню трудности:
  • облегчённому;
  • среднему;
  • повышенному.
2.  Общее для всего класса задание с предложением системы дополни-
тельных упражнений возрастающей степени трудности.
3.  Индивидуальные дифференцированные задания.
  1. Групповые дифференцированные задания с учётом различной подго­товки учащихся.
  2. Равноценные вариативные задания с приложением к каждому варианту системы дополнительных заданий возрастающей трудности.
  3. Упражнения с указанием минимального и максимального количества заданий для обязательного выполнения.
 
  1. Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде карточек.
  2. Дифференцированные задания с разной степенью помощи.
Дифференцированная работа организуется различным образом. Чаще все­го учащимся с низким уровнем обучаемости предлагаются репродуктивные за­дания, а ученикам со средним и высоким уровнями обучаемости - продуктив­ные творческие задания. Можно предложить продуктивные задания всем уче­никам. Но при этом детям с низким уровнем обучаемости даются задания с элементами творчества, в которых нужно применить знания в измененной си­туации, а остальным - творческие задания на применение знаний в новой си­туации. Например, на самом простом уровне предлагается прочитать параграф в учебнике, пересказать его, выделив основные мысли; на более сложном уров­не - прочитать параграф, составить план и вопросы к нему; на самом сложном уровне - прочитать параграф, дать аннотацию и рецензию на него.
На уроках литературного чтения дифференцированные задания могут вы­глядеть следующим образом:
на самом низком уровне группа учащихся готовит выразительное чтение произведения;
на более высоком - план для пересказа;
на самом высоком - группа работает мультипликаторами или готовит инсценировку отрывка.
При подведении итогов урока-экскурсии по теме «Сезонные изменения в природе» дифференцированные задания могут быть такими:
первая группа выполняет рисунки «было - стало», то есть зарисовывает наблюдаемые изменения;
вторая группа описывает изменения в природе с учётом причинно-следственных связей;
третья группа готовит доклады или пишет мини-сочинения о природе данного периода, привлекая дополнительные источники информации.
Способы включения дифференцированных заданий в учебный процесс можно объединить в две группы:
первая - учитель может дать задание каждому ученику,
вторая - ученики могут взять (выбрать) задание сами.
К самостоятельному выбору заданий учеников надо готовить.
На первом этапе учитель рассказывает о сложности каждого задания, со­ветует, какое задание выбрать;
на втором этапе - рассказывает о сложности задания, но выбирают сами ученики, учитель корректирует их выбор;
на заключительном этапе ученики сами определяют сложность задания и осуществляют выбор.
Такая работа способствует формированию адекватной самооценки и со­ответствующего уровня притязаний учеников.
Одно из средств дифференцированной работы - это карточки с разным уровнем сложности заданий.
Возьмём, к примеру, предмет «Обучение грамоте» (1 класс):
1  группа.
Карточки белого цвета. Дан рисунок и 5 разных схем слов. Задание: выбери схему слова, соответствующего рисунку. Докажи.
2  группа.
Карточки жёлтого цвета. Дан рисунок и 5 разных схем. Задание:
  1. Выбери схему слова, соответствующего рисунку. Докажи.
  2. С данным словом составь предложение.
3  группа.
Карточки оранжевого цвета. Дан рисунок и 5 разных схем.
Задание:
  1. Выбери схему слова, соответствующего рисунку. Докажи.
  2. Подбери слова к остальным схемам.
  3. С двумя любыми из этих слов составь предложение.
Формой внутриклассной дифференциации также является дозирование помощи учителя ученикам, которая направлена на временное облегчение зада­ний (разбивка текста или упражнения на самостоятельные части - порции), за­дания с письменной инструкцией (например, с указанием последовательности действий), работы с подготовительными упражнениями (каждое подготови­тельное упражнение представляет собой этап выполнения основного), работы с наглядным подкреплением (рисунком, чертежом).
Вот как могут выглядеть дифференцированные задания с разной степе­нью помощи:
даны слова: леса, круг, гроза, столб, трава, пятно, год, плуг, дуб, стрела.
1           группе:
прочитать слова, распределить в 2 группы (с безударными гласными и с непроверяемыми согласными);
2  группе:
распределить слова с разными орфограммами в 2 столбика;
3  группе:
прочитать слова, распределить в 2 столбика.
Выполняя задание с дозированной помощью, ученик получает конверт с необходимыми инструктивными материалами, к которым он может обратиться в процессе выполнения задания.
Современная начальная традиционная школа использует достаточно ши­рокий круг комплектов учебников («Школа 2000...» - «Школа 2100», «Гармо­ния», «Начальная школа 21 века», «Перспективная начальная школа» и др.). Авторы всех комплектов предлагают на страницах учебников широкий выбор разноуровневых заданий и упражнений для организации дифференцированной работы с учащимися. Однако в концепции УМК «Начальная школа 21 века» (научный руководитель Н.Ф.Виноградова) дифференциация обучения заявлена как одна из приоритетных целей и рассматривается как возможность индиви­дуализации обучения детей в условиях одного класса. Разработчики про­граммы считают, что дифференциация обучения - путь поддержки индиви­дуальности ребёнка. Комплект учебников и тетрадей обеспечивает два вида дифференциации.
1. Первый вид определяет разноуровневость всех предлагаемых на страницах учебников и тетрадей заданий, которые подобраны не по принципу «больше - меньше», а по принципу «труднее - легче».
Сущность такого подхода заключается в том, что каждый ребёнок полу-
чает возможность решить любую задачу, но в разные периоды обучения.
Хорошо успевающий ученик раньше решает учебные задачи, способ построения которых является более сложным.
                                                                                                   .
2. Второй вид заложен авторами комплекта в специальные коррекционные тетради, которые обеспечивают педагогическую поддержку неуспеваю­щих по разным причинам учащихся. Эти тетради устраняют основания воз­никших трудностей.
Дифференцированные задания направлены на:
  • устранение пробелов в знаниях;
  • учёт имеющихся у учеников предварительных знаний по теме.
В УМК особое внимание уделено отработке путей формирования ученика как субъекта деятельности. Такой способ дифференциации для массовой школы разработан впервые.
Основное требование, предъявляемое к современному учителю, - полное использование потенциальных возможностей каждого ученика. Важно так ор­ганизовать работу, чтобы каждый ученик в течение всего урока был занят ре­шением посильной для него учебной задачи. Только таким способом можно поддержать интерес к учению. Научными исследованиями доказан большой положительный эффект учебного процесса с использованием дифференциро­ванного подхода, дающего возможность детям с разными познавательными возможностями почувствовать уверенность в своих силах, позволяющего раз­вивать интуицию, воображение, логическое мышление и способствующего ак­тивизации познавательной деятельности каждого ребенка.
Новое понимание идей дифференциации и индивидуализации от­крывает широкое поле деятельности как для учителя, так и для учащихся:
  создаются возможности для развития творческой, целенаправленной личности;
  формируется новое прогрессивное педагогическое мышление;
  • учитель освобождается от шаблона в оценках и мнениях относительно способностей учащихся;
  • ребёнок учится замечать то положительное, что может (особенно при активной помощи учителя) привести к оптимальному раскрытию потенциаль­ных возможностей школьника.

 

Отзывы
Идея создания сайта мне очень понравилась. Данный сайт позволяет организовать дистанционное творческое сотрудничество с другими педагогами и обучающимися. Ещё одно преимущество сайта - то, что задания и конкурсы проводятся на двух языках – русском и якутском. Желаю успехов в работе сайта!
Боярова Людмила Андреевна – заместитель директора по воспитательной работе МОБУ СОШ №12 г. Якутска, Отличник образования РС(Я)
Боярова Людмила Андреевна – заместитель директора по воспитательной работе МОБУ СОШ №12 г. Якутска, Отличник образования РС(Я)
Сайт полезный, познавательный для детей и педагогов. Обращает внимание его практическая направленность. Разделы сайта грамотно подобраны, интересны. Большой выбор олимпиад и конкурсов на якутском и русском языках. Хорошая возможность детям проверить уровень знаний по предметам, а педагогам - обмениваться материалами в альманахе "Я - педагог". Желаю процветания и достижения всех ваших целей!
Григорьева Дария Васильевна - учитель начальных классов, Почётный работник общего образования РФ, г. Нюрба
Григорьева Дария Васильевна - учитель начальных классов, Почётный работник общего образования РФ, г. Нюрба
Сайт дистанционных олимпиад и конкурсов обеспечивает сознательное и активное участие школьников в процессе обучения в школе и полное освоение учебного материала. Здесь организуется творческая работа с педагогами и обучающимися. Желаю удачи во всех начинаниях!
Винокурова Екатерина Ивановна - Кандидат педагогических наук, автор учебных пособий «Культура народов РС(Я)», «Уран тарбах кистэлэҥэ», «Уроки предков» и др.пособий.  Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Институт национальных школ РС(Я)
Винокурова Екатерина Ивановна - Кандидат педагогических наук, автор учебных пособий «Культура народов РС(Я)», «Уран тарбах кистэлэҥэ», «Уроки предков» и др.пособий. Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Институт национальных школ РС(Я)
Ваш сайт - незаменимый помощник на уроках, при подготовке к олимпиаде. Для ребят все конкурсы, олимпиады - отличная умственная тренировка и соревнование! Планируем и в дальнейшем принимать участие. Спасибо вам большое!
Алексеева Евдокия Николаевна - учитель начальных классов Нюрбинской СОШ №1, Отличник образования РС(Я)
Алексеева Евдокия Николаевна - учитель начальных классов Нюрбинской СОШ №1, Отличник образования РС(Я)
Ситуация с коронавирусом отрезала нас от мира. Чем вы занимаетесь во время самоизоляции? А я открыла для себя очень полезный, мотивирующий сайт, который предлагает детям попробовать свои силы, знания и умения в различных конкурсах и олимпиадах. Уверена, что и для себя вы найдете там много интересного и увлекательного. Для успешного повышения категории и аттестации педагогов отлично подходит размещение методических материалов в электронном альманахе «Я – педагог». Успехов Вам и Удачи!
Скрябина Ульяна Егоровна - Отличник гражданских инициатив РС (Я), режиссер-сценарист, организатор благотворительных мероприятий, акций концертов, председатель ОО "Многодетная семья Якутии"
Скрябина Ульяна Егоровна - Отличник гражданских инициатив РС (Я), режиссер-сценарист, организатор благотворительных мероприятий, акций концертов, председатель ОО "Многодетная семья Якутии"
Добрый день! Спасибо организаторам за проведение дистанционных олимпиад во время дистанционного обучения! Очень рады, что наша дочка участвовала и заняла 1 место. Вам процветания, успехов!


Анастасия Бурнашёва – родитель.
Очень хорошие олимпиады. Задания соответствуют возрасту ребенка. В такое время, когда все сидим на самоизоляции, такие олимпиады очень нужны.

Бурнашева Галина Федосеевна - учитель начальных классов МОБУ "СОШ №38" г. Якутска
Сейчас, когда идет эра интернета, каждый из нас погружен в эту паутину. И в этой паутине нужны познавательные сайты, где ученик самостоятельно сможет проверить свои знания, силы. Это хоть маленький, но опыт. Участие в дистанционных олимпиадах и занятия в тренажерах придают уверенности ученику. При дополнительной подготовке к олимпиадам повышается уровень знаний, также возможно и вспоминается даже что-то слегка забытое, и если по итогам хороший результат - повышается самооценка школьника. И даже если не очень хороший итог, то он тоже полезен, так как является стимулом укрепить свои знания. Считаю, что ваш сайт этому и способствует. Отрадно, что в сайте можно и педагогам поделиться своим опытом педагогической деятельности. Желаю дальнейшего процветания вашей команде!


Николаева Мария Андреевна – учитель начальных классов МБОУ «Антоновская СОШ им.Н.Н.Чусовского» Нюрбинского района, Отличник образования РС (Я), Почетный работник воспитания и просвещения РФ.
Дорооболоруҥ! Бу сайт олус интэриэһинэй, араас конкурстар, олимпиадалар тахсаллар. Мин оҕолорбун астына кытыннарабын. Инникитин куруук бииргэ буолуохпут. Улахан махталбын тириэрдэбин, сайда-үүнэ туруҥ!

Ульяна Колесова - учуутал
Здравствуйте, уважаемые организаторы олимпиады!
Спасибо большое за ваш труд и вклад в развитие наших детей!
Вопросы были очень интересные и познавательные.

Успехов вам!
Всего вам доброго,
С уважением, Марианна Вивиерс.
Здравствуйте, уважаемые организаторы семейной олимпиады по английскому языку.
Рады принять участие в республиканской семейной олимпиаде по страноведению. Получила положительные отзывы от родителей и учеников об олимпиаде.

С уважением,
Зинаида Шестакова
Здравствуйте!
Спасибо огромное за проведение олимпиады и своевременную рассылку дипломов!


С ув. Матильда Портнягина
Спасибо огромное за олимпиаду и за красочно оформленные дипломы

С уважением, Екатерина Парникова
Здравствуйте! Спасибо большое за интересные и полезные задания. Желаем дальнейших успехов и будем рады сотрудничеству.

С уважением, Зинаида Ядреева.
Большое спасибо организаторам такого хорошего сайта. С радостью принимаем участие в каждой олимпиаде! Заранее готовимся к олимпиадам, по итогам которых наши дети занимают призовые места, получают красочные дипломы, пополняют свое портфолио. У детей появляется уверенность в своих силах, познавательная активность, высокая мотивация. Очень понравился проект "Электронный альманах", тут есть много полезного, особенно для молодых учителей, которые учатся у своих более опытных коллег, тут богатый материал, учителя щедро делятся своим опытом, за это отдельное спасибо! Ведь все мы были когда-то начинающими педагогами, жаль что в то время не было такого полезного, тщательно продуманного сайта. От имени моих коллег, учеников и их родителей говорю слова благодарности за ваш труд, за желание развивать наших детей и нас учителей!

С уважением, Соловьева Анна Ивановна, учитель начальных классов.
Здравствуйте! Благодаря вашему тренажёру мой сын за несколько дней выучил всю таблицу умножения. Теперь будем учить словарные слова.

Мама Артёма Иванова Мари

Все материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством, в том числе, об авторском праве и смежных правах

Телефон
Адрес:
1-4olimpiada.ykt@mail.ru