Телефон:
Адрес:
1-4olimpiada.ykt@mail.ru

Дифференциация и индивидуализация обучения младших школьников.

Соловьева Ирина Ивановна,
учитель начальных классов
МОБУ СОШ № 20 им Ф. К. Попова.
 
Проблема индивидуальных различий детей и их дифференцированного обучения давно волнует родителей, учителей и учёных и является не только со­циально-психологической и философской, но и собственно актуальной педаго­гической проблемой.
Основная цель осуществление индивидуализации и дифференциации в обучении заключается не столько в обеспечении необходимого минимума в ус­воении знаний, умений и навыков, сколько в обеспечении максимально воз­можной глубины в овладении материалом, надлежащего развития способностей каждого ученика, наибольших сдвигов в развитии каждого ребёнка. Таким об­разом, индивидуализация и дифференциация предполагают собой осуществле­ние развивающего обучения.
Разработка системы воздействия на каждого ученика с учётом индивиду­альных, возрастных особенностей - вот задача, стоящая перед учителем по реализации индивидуального подхода в практической деятельности.
«Дифференциация» (от лат. разница) — форма организации учебной деятельности, учитывающая склонности, интересы, способности учащихся.
«Индивидуализация» - это учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах.
На данной проблеме акцентирует наше внимание документ Министерст­ва образования РФ «Государственный стандарт общего образования» (принят 5 марта 2004 года, приказ Министерства образования РФ №1089) и сопровож­дающее его «Методическое письмо о преподавании учебных предметов на­чальной школы в условиях введения федерального компонента Государствен­ного стандарта общего образования», в котором отмечается, что «работа по стандартам требует осознания соотношения между Обязательным миниму­мом и Требованиями к уровню подготовки оканчивающих начальную школу».
Стандарт предоставляет реальную возможность дифференцировать обу­чение, то есть предъявить детям с разной успешностью обучения разные по степени трудности задания. В связи с этим необходимо обратить внимание на то, что отдельные содержательные позиции в Обязательном минимуме выделе­ны курсивом, что означает следующее: учитель обязательно знакомит детей с этим материалом, но не требует его полного усвоения всеми, т. к. этот материал не включается в итоговый контроль. Четкое разграничение этих позиций стан­дарта свидетельствует о том, что представляются широкие возможности для организации обучения, объем материала и формы его представления не регла­ментированы в содержании, возможно углубление и расширение курса в рам­ках представленных дидактических единиц. Четко сформулированные требова­ния позволяют учителю сосредоточиться на главном, подчинить требованиям конечного результата выбор и программы, и средств, и технологии обучения. Разграничение и четкое формулирование Требований по отношению к Обяза­тельному минимуму содержания позволит учителю реально осуществлять дифференцированное обучение и индивидуальный подход к учащимся.
Это наглядно видно при анализе содержания обучения русскому языку, которое выделено курсивом. Например, многие ученики начальной школы смо­гут создавать "небольшие тексты (сочинения) по интересной тематике; состав­лять поздравления, писать письма (в том числе с использованием компьюте­ра)", таким ученикам и будет учитель предлагать подобные задания обязатель­ного минимума. Но некоторые дети не освоят это содержание, поэтому спе­шить с оценкой результатов деятельности этих учащихся учитель не должен (эти навыки не выходят на уровень требования).
При анализе содержания литературного чтения можно увидеть то же са­мое. Примером этого могут служить следующие положения стандарта. Учи­тель обучает школьников осуществлять выбор вида чтения в соответствии с его целью, то есть целесообразно применять ознакомительное, изучающее, выбо­рочное. Большинство детей успешно справятся с этой обучающей задачей и бу­дут использовать разные виды чтения в самостоятельной читательской дея­тельности. В то же время в классе найдутся и такие учащиеся, которым подоб­ные задания будут не под силу. Значит, они будут выполнять их с помощью учителя или одноклассников и при этом не получат отрицательной отметки (эти навыки не выходят на уровень требования).
Такая позиция является выражением личностно-ориентированного обра­зования и позволяет создать ситуацию успешности обучения для каждого уче­ника.
Вместе с тем, подготовительная работа по переходу к стандартам потре­бует осознания коллективами начальных школ изменившихся целей образова­ния младших школьников, анализа приоритетных содержательных линий, со­вершенствования методики обучения, погружения в технологии, предполагаю­щие дифференциацию.
Дифференцированное обучение невозможно без выполнения ряда психо­лого-педагогических условий:
-  соответствие процесса обучения функциональным и психологическим возможностям и возрастным особенностям детей;
- личностно-ориентированное взаимодействие взрослых и детей;
  • предоставление каждому ребенку свободы выбора деятельности, парт­нера, средств и пр.;
  • ориентировка педагогической оценки на относительные показатели дет­ской успешности, сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собствен­ными вчерашними достижениями;
-     создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, познавательному, эстетическому развитию ребёнка и сохранению его индивидуальности;
  • формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития игольника;
  • сбалансирование продуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместной и самостоятельной активности.
Для начальной школы наиболее приемлема внутриклассная дифференциация.
Организация учителем внутриклассной дифференциации включает не­сколько этапов:
1.  Определение критерия, на основе которого выделяются группы
учащихся для дифференцированной работы.
2.  Проведение диагностики по выбранному критерию.
  1. Распределение детей по группам (по возможности - условным) с уче­том результатов диагностики.
  2. Выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий для созданных групп учащихся.
  3. Реализация дифференцированного подхода к школьникам на различ­ных этапах урока.
6. Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соот­ветствии с которым может изменяться состав групп и характер дифференциро­ванных заданий.
Самой распространенной формой внутриклассной дифференциации, ре­шающей проблему прочности знаний, является уровневая дифференциация, которая предполагает:
  • создание разнообразных условий для различных школ, классов, групп с целью учёта особенностей их контингента;
  • наличие разноуровневых заданий, комплекса организационных методик, обеспечивающих процесс и управление им в гомогенных группах.
Гомогенная группа - это группа, которая объединяет учащихся, равных по какому-либо признаку:
  • возрасту;
  • полу;
  • темпераменту;
  • уровню здоровья;
  • уравновешенности процессов возбуждения и торможения;
  • особенностям восприятия;
  • уровню работоспособности и темпу работы;
  • области интересов;
  •  уровню умственного развития;
  уровню усвоения материала и др.
Целевые ориентации технологии уровневой дифференциации (ТУД):
1. Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей. -
2.    Приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп
учащихся.
Успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность, ос­мысленность знаний, уровень развития ребёнка зависят не от одной только дея­тельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей уча­щихся. Исходя из положений Л.С. Выготского, можно установить следующие три уровня обучаемости:
а) низкий - беспомощность в решении любых познавательных задач, в том чис-
ле типовых, при достаточной восприимчивости к помощи (вообще) извне;
б)  средний - быстрое и прочное усвоение разъяснённой операции, решение без
помощи извне типовых задач, но затруднения в новых нетиповых, изменённых
познавательных ситуациях:
в)   высокий - решение без помощи любых познавательных задач, доступных
ученику, в том числе и нетиповых; с такими задачами ученик
справляется правилосообразно.
Также условно можно выделить три уровня организованности в уче­нии:
1)     низкий - ученик неорганизован, неаккуратен, "разбросан", постоянно
нарушает режим дня, не умеет планировать "отсроченных заданий",
выполняет их обычно в последний день работы, "штурмом";
  1. средний - ученик не всегда организован и аккуратен, бывают срывы, умеет планировать "отсроченные задания", однако зачастую поверхностно, такие пла­ны не являются для ученика руководством к самостоятельной работе и часто не выполняются, ученику необходим периодический контроль со стороны учите­ля;
  2. высокий - ученик организован, аккуратен, собран, систематически умело планирует свою деятельность, в том числе и "отсроченные задания", строго выполняет планы работ, но не бездумно, а творчески, уточняя, внося необходи­мые коррективы.
Работа с группами учащихся должна вестись по двум основным направ­лениям:
  1. Воспитание действенного интереса к учению, к самостоятельной учебной деятельности.
  2. Помощь учащимся в овладении знаниями и рациональными способа­ми учения.
Виды дифференцированных заданий
1.  Предварительные задания по уровню трудности:
  • облегчённому;
  • среднему;
  • повышенному.
2.  Общее для всего класса задание с предложением системы дополни-
тельных упражнений возрастающей степени трудности.
3.  Индивидуальные дифференцированные задания.
  1. Групповые дифференцированные задания с учётом различной подго­товки учащихся.
  2. Равноценные вариативные задания с приложением к каждому варианту системы дополнительных заданий возрастающей трудности.
  3. Упражнения с указанием минимального и максимального количества заданий для обязательного выполнения.
 
  1. Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде карточек.
  2. Дифференцированные задания с разной степенью помощи.
Дифференцированная работа организуется различным образом. Чаще все­го учащимся с низким уровнем обучаемости предлагаются репродуктивные за­дания, а ученикам со средним и высоким уровнями обучаемости - продуктив­ные творческие задания. Можно предложить продуктивные задания всем уче­никам. Но при этом детям с низким уровнем обучаемости даются задания с элементами творчества, в которых нужно применить знания в измененной си­туации, а остальным - творческие задания на применение знаний в новой си­туации. Например, на самом простом уровне предлагается прочитать параграф в учебнике, пересказать его, выделив основные мысли; на более сложном уров­не - прочитать параграф, составить план и вопросы к нему; на самом сложном уровне - прочитать параграф, дать аннотацию и рецензию на него.
На уроках литературного чтения дифференцированные задания могут вы­глядеть следующим образом:
на самом низком уровне группа учащихся готовит выразительное чтение произведения;
на более высоком - план для пересказа;
на самом высоком - группа работает мультипликаторами или готовит инсценировку отрывка.
При подведении итогов урока-экскурсии по теме «Сезонные изменения в природе» дифференцированные задания могут быть такими:
первая группа выполняет рисунки «было - стало», то есть зарисовывает наблюдаемые изменения;
вторая группа описывает изменения в природе с учётом причинно-следственных связей;
третья группа готовит доклады или пишет мини-сочинения о природе данного периода, привлекая дополнительные источники информации.
Способы включения дифференцированных заданий в учебный процесс можно объединить в две группы:
первая - учитель может дать задание каждому ученику,
вторая - ученики могут взять (выбрать) задание сами.
К самостоятельному выбору заданий учеников надо готовить.
На первом этапе учитель рассказывает о сложности каждого задания, со­ветует, какое задание выбрать;
на втором этапе - рассказывает о сложности задания, но выбирают сами ученики, учитель корректирует их выбор;
на заключительном этапе ученики сами определяют сложность задания и осуществляют выбор.
Такая работа способствует формированию адекватной самооценки и со­ответствующего уровня притязаний учеников.
Одно из средств дифференцированной работы - это карточки с разным уровнем сложности заданий.
Возьмём, к примеру, предмет «Обучение грамоте» (1 класс):
1  группа.
Карточки белого цвета. Дан рисунок и 5 разных схем слов. Задание: выбери схему слова, соответствующего рисунку. Докажи.
2  группа.
Карточки жёлтого цвета. Дан рисунок и 5 разных схем. Задание:
  1. Выбери схему слова, соответствующего рисунку. Докажи.
  2. С данным словом составь предложение.
3  группа.
Карточки оранжевого цвета. Дан рисунок и 5 разных схем.
Задание:
  1. Выбери схему слова, соответствующего рисунку. Докажи.
  2. Подбери слова к остальным схемам.
  3. С двумя любыми из этих слов составь предложение.
Формой внутриклассной дифференциации также является дозирование помощи учителя ученикам, которая направлена на временное облегчение зада­ний (разбивка текста или упражнения на самостоятельные части - порции), за­дания с письменной инструкцией (например, с указанием последовательности действий), работы с подготовительными упражнениями (каждое подготови­тельное упражнение представляет собой этап выполнения основного), работы с наглядным подкреплением (рисунком, чертежом).
Вот как могут выглядеть дифференцированные задания с разной степе­нью помощи:
даны слова: леса, круг, гроза, столб, трава, пятно, год, плуг, дуб, стрела.
1           группе:
прочитать слова, распределить в 2 группы (с безударными гласными и с непроверяемыми согласными);
2  группе:
распределить слова с разными орфограммами в 2 столбика;
3  группе:
прочитать слова, распределить в 2 столбика.
Выполняя задание с дозированной помощью, ученик получает конверт с необходимыми инструктивными материалами, к которым он может обратиться в процессе выполнения задания.
Современная начальная традиционная школа использует достаточно ши­рокий круг комплектов учебников («Школа 2000...» - «Школа 2100», «Гармо­ния», «Начальная школа 21 века», «Перспективная начальная школа» и др.). Авторы всех комплектов предлагают на страницах учебников широкий выбор разноуровневых заданий и упражнений для организации дифференцированной работы с учащимися. Однако в концепции УМК «Начальная школа 21 века» (научный руководитель Н.Ф.Виноградова) дифференциация обучения заявлена как одна из приоритетных целей и рассматривается как возможность индиви­дуализации обучения детей в условиях одного класса. Разработчики про­граммы считают, что дифференциация обучения - путь поддержки индиви­дуальности ребёнка. Комплект учебников и тетрадей обеспечивает два вида дифференциации.
1. Первый вид определяет разноуровневость всех предлагаемых на страницах учебников и тетрадей заданий, которые подобраны не по принципу «больше - меньше», а по принципу «труднее - легче».
Сущность такого подхода заключается в том, что каждый ребёнок полу-
чает возможность решить любую задачу, но в разные периоды обучения.
Хорошо успевающий ученик раньше решает учебные задачи, способ построения которых является более сложным.
                                                                                                   .
2. Второй вид заложен авторами комплекта в специальные коррекционные тетради, которые обеспечивают педагогическую поддержку неуспеваю­щих по разным причинам учащихся. Эти тетради устраняют основания воз­никших трудностей.
Дифференцированные задания направлены на:
  • устранение пробелов в знаниях;
  • учёт имеющихся у учеников предварительных знаний по теме.
В УМК особое внимание уделено отработке путей формирования ученика как субъекта деятельности. Такой способ дифференциации для массовой школы разработан впервые.
Основное требование, предъявляемое к современному учителю, - полное использование потенциальных возможностей каждого ученика. Важно так ор­ганизовать работу, чтобы каждый ученик в течение всего урока был занят ре­шением посильной для него учебной задачи. Только таким способом можно поддержать интерес к учению. Научными исследованиями доказан большой положительный эффект учебного процесса с использованием дифференциро­ванного подхода, дающего возможность детям с разными познавательными возможностями почувствовать уверенность в своих силах, позволяющего раз­вивать интуицию, воображение, логическое мышление и способствующего ак­тивизации познавательной деятельности каждого ребенка.
Новое понимание идей дифференциации и индивидуализации от­крывает широкое поле деятельности как для учителя, так и для учащихся:
  создаются возможности для развития творческой, целенаправленной личности;
  формируется новое прогрессивное педагогическое мышление;
  • учитель освобождается от шаблона в оценках и мнениях относительно способностей учащихся;
  • ребёнок учится замечать то положительное, что может (особенно при активной помощи учителя) привести к оптимальному раскрытию потенциаль­ных возможностей школьника.

 

Отзывы
Идея создания сайта мне очень понравилась. Данный сайт позволяет организовать дистанционное творческое сотрудничество с другими педагогами и обучающимися. Ещё одно преимущество сайта - то, что задания и конкурсы проводятся на двух языках – русском и якутском. Желаю успехов в работе сайта!
Боярова Людмила Андреевна – заместитель директора по воспитательной работе МОБУ СОШ №12 г. Якутска, Отличник образования РС(Я)
Боярова Людмила Андреевна – заместитель директора по воспитательной работе МОБУ СОШ №12 г. Якутска, Отличник образования РС(Я)
Сайт полезный, познавательный для детей и педагогов. Обращает внимание его практическая направленность. Разделы сайта грамотно подобраны, интересны. Большой выбор олимпиад и конкурсов на якутском и русском языках. Хорошая возможность детям проверить уровень знаний по предметам, а педагогам - обмениваться материалами в альманахе "Я - педагог". Желаю процветания и достижения всех ваших целей!
Григорьева Дария Васильевна - учитель начальных классов, Почётный работник общего образования РФ, г. Нюрба
Григорьева Дария Васильевна - учитель начальных классов, Почётный работник общего образования РФ, г. Нюрба
Сайт дистанционных олимпиад и конкурсов обеспечивает сознательное и активное участие школьников в процессе обучения в школе и полное освоение учебного материала. Здесь организуется творческая работа с педагогами и обучающимися. Желаю удачи во всех начинаниях!
Винокурова Екатерина Ивановна - Кандидат педагогических наук, автор учебных пособий «Культура народов РС(Я)», «Уран тарбах кистэлэҥэ», «Уроки предков» и др.пособий.  Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Институт национальных школ РС(Я)
Винокурова Екатерина Ивановна - Кандидат педагогических наук, автор учебных пособий «Культура народов РС(Я)», «Уран тарбах кистэлэҥэ», «Уроки предков» и др.пособий. Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Институт национальных школ РС(Я)
Ваш сайт - незаменимый помощник на уроках, при подготовке к олимпиаде. Для ребят все конкурсы, олимпиады - отличная умственная тренировка и соревнование! Планируем и в дальнейшем принимать участие. Спасибо вам большое!
Алексеева Евдокия Николаевна - учитель начальных классов Нюрбинской СОШ №1, Отличник образования РС(Я)
Алексеева Евдокия Николаевна - учитель начальных классов Нюрбинской СОШ №1, Отличник образования РС(Я)
Ситуация с коронавирусом отрезала нас от мира. Чем вы занимаетесь во время самоизоляции? А я открыла для себя очень полезный, мотивирующий сайт, который предлагает детям попробовать свои силы, знания и умения в различных конкурсах и олимпиадах. Уверена, что и для себя вы найдете там много интересного и увлекательного. Для успешного повышения категории и аттестации педагогов отлично подходит размещение методических материалов в электронном альманахе «Я – педагог». Успехов Вам и Удачи!
Скрябина Ульяна Егоровна - Отличник гражданских инициатив РС (Я), режиссер-сценарист, организатор благотворительных мероприятий, акций концертов, председатель ОО "Многодетная семья Якутии"
Скрябина Ульяна Егоровна - Отличник гражданских инициатив РС (Я), режиссер-сценарист, организатор благотворительных мероприятий, акций концертов, председатель ОО "Многодетная семья Якутии"
Добрый день! Спасибо организаторам за проведение дистанционных олимпиад во время дистанционного обучения! Очень рады, что наша дочка участвовала и заняла 1 место. Вам процветания, успехов!


Анастасия Бурнашёва – родитель.
Очень хорошие олимпиады. Задания соответствуют возрасту ребенка. В такое время, когда все сидим на самоизоляции, такие олимпиады очень нужны.

Бурнашева Галина Федосеевна - учитель начальных классов МОБУ "СОШ №38" г. Якутска
Сейчас, когда идет эра интернета, каждый из нас погружен в эту паутину. И в этой паутине нужны познавательные сайты, где ученик самостоятельно сможет проверить свои знания, силы. Это хоть маленький, но опыт. Участие в дистанционных олимпиадах и занятия в тренажерах придают уверенности ученику. При дополнительной подготовке к олимпиадам повышается уровень знаний, также возможно и вспоминается даже что-то слегка забытое, и если по итогам хороший результат - повышается самооценка школьника. И даже если не очень хороший итог, то он тоже полезен, так как является стимулом укрепить свои знания. Считаю, что ваш сайт этому и способствует. Отрадно, что в сайте можно и педагогам поделиться своим опытом педагогической деятельности. Желаю дальнейшего процветания вашей команде!


Николаева Мария Андреевна – учитель начальных классов МБОУ «Антоновская СОШ им.Н.Н.Чусовского» Нюрбинского района, Отличник образования РС (Я), Почетный работник воспитания и просвещения РФ.
Дорооболоруҥ! Бу сайт олус интэриэһинэй, араас конкурстар, олимпиадалар тахсаллар. Мин оҕолорбун астына кытыннарабын. Инникитин куруук бииргэ буолуохпут. Улахан махталбын тириэрдэбин, сайда-үүнэ туруҥ!

Ульяна Колесова - учуутал
Здравствуйте, уважаемые организаторы олимпиады!
Спасибо большое за ваш труд и вклад в развитие наших детей!
Вопросы были очень интересные и познавательные.

Успехов вам!
Всего вам доброго,
С уважением, Марианна Вивиерс.
Здравствуйте, уважаемые организаторы семейной олимпиады по английскому языку.
Рады принять участие в республиканской семейной олимпиаде по страноведению. Получила положительные отзывы от родителей и учеников об олимпиаде.

С уважением,
Зинаида Шестакова
Здравствуйте!
Спасибо огромное за проведение олимпиады и своевременную рассылку дипломов!


С ув. Матильда Портнягина

Все материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством, в том числе, об авторском праве и смежных правах

Телефон
Адрес:
1-4olimpiada.ykt@mail.ru