Дьячковская Любовь Григорьевна,
Тирютина Людмила Николаевна,
учителя начальных классов
Тулагинской СОШ им П.И.Кочнева
Сегодня много говорят о формировании функциональной грамотности учащегося, всячески призывают учителей акцентировать внимание на этом вопросе в своей практике, проверяют учителей на формирование этой самой грамотности. Для всех учителей этот вопрос наиболее актуален.
Формирование функциональной грамотности – это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения. Применяя эти формы и методы, мы сможем воспитать инициативную, самостоятельно, творчески мыслящую личность. ФГОС требует овладения всеми видами функциональной грамотности. ВПР по всем предметам включает задания, выявляющие функциональную грамотность.
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. И задача современного образования – такую личность воспитать. Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Большое внимание важно уделять развитию осознанности чтения. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается.
Следующий вид функциональной грамотности младшего школьника - математическая грамотность - это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Особое значение сегодня придается формированию логической грамотности у учащихся и основным средством её формирования являются уроки математики. Главной задачей уроков математики являются интеллектуальное развитие ребенка, важной составляющей которого является словесно-логическое мышление.
Естественнонаучная грамотность -это способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования, основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой.
Если мы говорим о формировании функциональной грамотности на уроках, то здесь важно понимать, что на уроках используем практико-ориентированные задания, определенные педагогические, методические приемы для того, чтобы сформировать умения школьников применять эти знания, для решения каких- то проблем, даже самого простого плана. Но, чтобы сформировать функциональную грамотность в системе, одних уроков для этого, конечно, мало.
Таким образом, работа, которая направлена на воспитание функциональной грамотности школьников, может быть проведена в различных формах. Эти меры способствуют формированию у обучающихся общих, и в то же время вполне цельных, представлений о процессах, которые связаны с экономикой, бизнесом, ресурсами и их здравым потреблением. Сaмa жизнь выдвигает неотложную практическую задачу – воспитание человека-творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно. Функциональная грамотность учеников — это цель и результат образования. Формирование функциональной грамотности – обязательное условие работы учителя. Эту задачу мы должны решать независимо от планов и мониторингов. Работа должна быть хорошо продумана, тщательно спланирована, проводиться системно, а не по запросу. И в итоге: ребёнок должен обладать готовностью успешно решать различные учебные и жизненные задачи, стремиться к дальнейшему образованию.
Использованная литература:
-
Козлова, М.И. Повышение функциональной грамотности как необходимость современного образования / М.И.Козлова // Сборник статей II
-
Международного учебно-исследовательского конкурса. - Петрозаводск, 2020. - с. 116-125.
-
Развитие функциональной грамотности обучающихся начальной школы: методическое пособие для педагогов / Под общей редакцией Л.Ю.Панариной, И.В.Сорокиной, О.А.Смагиной, Е.А.Зайцевой. - Самара: СИПКРО, 2019.