Телефон:
Адрес:
1-4olimpiada.ykt@mail.ru

Статья «Игровые приемы как средство повышения мотивации при обучении английскому языку»

Ефремова Ульяна Васильевна,
учитель английского языка
МБОУ «Кэнтикская СОШ»
Верхневилюйский улус
 
"Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет" (А.С. Макаренко).
Новые  образовательные стандарты подчеркивают, что стратегической целью обучения иностранным языкам сегодня  является  формирование и развитие межкультурной компетенции, готовности и умения эффективно участвовать в межкультурном  общении. Происходящие в обществе глубокие преобразования всех сторон материальной и духовной жизни поставили перед  школой проблему подготовки качественно новых, высокообразованных, творчески мыслящих, компетентных людей, обладающих культурологическими знаниями, способных  психологически и функционально  включаться в самостоятельную жизнь.
    Таким образом, основной целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативных умений. Но коммуникация, в свою очередь, нуждается в мотивации.
Проблемы стимулирования и мотивации к изучению иностранного языка с использованием  материалов и игровых приемов обучения представлены в научных исследованиях многих отечественных ученых (И.Л. Бим, С.Т.Занько, С.С. Полат, Е.И. Пассов и др.). В практике преподавания иностранных языков используются многочисленные учебные пособия, методические разработки, материалы к проведению разнообразных игр с использованием материала иностранного языка.
Повышение мотивации обучающихся к учебной деятельности - один из актуальных вопросов дидактики. Реальным способом поддержания познавательных мотивов является «включение деятельности по овладению иностранным языком в деятельность, имеющую для учащихся определенной личностный смысл (игра, общение, труд, познание)».
Мотивация определяет значимость того, что познается и усваивается обучающимися, их отношение к учебной деятельности и ее результатам.
Понятно, что нельзя заставить человека свободно общаться на иностранном языке формальным способом.
            Важно создать такие условия, чтобы общение стало необходимым, не для получения оценки, а просто потому, что для него языковая коммуникация стала потребностью.
А для этого необходимо превратить каждого конкретного ученика из пассивного зрителя в активного и творческого участника процесса  обучения.
Современные методы обучения английскому языку в рамках новых стандартов должны отвечать следующим требованиям: создавать атмосферу, в которой ребенок чувствует себя комфортно; стимулировать интересы детей, развивать их желание учиться и тем самым делать реальным достижение ими успехов в обучении; затрагивать личность ребенка в целом и вовлекать в учебный процесс все его чувства, эмоции и ощущения; активизировать деятельность детей; делать ребенка активным действующим лицом в учебном процессе; создавать такие ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой, а лишь наблюдателем, консультантом; обеспечивать все возможные формы работы в классе. (Гальскова Н.Д.)
     Всем этим требованиям отвечает игровой метод обучения. Игра - это сфера самовыражения, самоопределения, самопроверки, самоосуществления. Играя ребенок как бы примеряет на себя те или иные роли, познавая таким образом окружающий  мир, легко усваивает сложнейшие понятия. Поэтому в каждый урок я включаю различные игровые моменты: и игру в мяч, и разные игрушки, и лэпбуки, и разноцветные картинки и т.д. У детей очень хорошая память на то, что их волнует, что им нравится. Играя, ребенок преодолевает барьер страха, освобождается от физической усталости. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Незаметно усваивается материал и возникает чувство удовлетворения.
         Игровая форма работы дает возможность повторить и закрепить усвоенные лексические единицы и фразы, разнообразные формы работы и поддерживать внимание учащихся на уроке.
Учебные игры способствуют выполнению следующих задач:
- создание психологической готовности, мотивации детей к речевому общению;
- обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
- тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта.
 Игры полезно проводить на любом этапе урока, но иногда лучше  использовать в середине или в конце урока, с тем, чтобы снять напряжение. Важно, чтобы работа с играми приносила положительные эмоции и пользу, и кроме того, служила действенным стимулом в ситуации, когда интерес или мотивация детей к изучению иностранного языка начинает ослабевать.
          Игра на занятиях по иностранному языку – это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Таким образом, игровые технологии обеспечивают коммуникативно-психологическую адаптацию младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования иностранного языка как средства общения.
           Существуют различные подходы к классификации игр на занятиях иностранного языка.
Многие методисты подразделяют учебные игры на:
- языковые (отработка языкового материала на уровне грамматики и лексики)
- коммуникативные (ролевые игры на заданную тему)
            М.Ф. Стронин выделяет два раздела таких игр:
1) Грамматические. Лексические, фонетические и орфографические игры, способствующие формированию языковых навыков.
2)Творческие игры, способствующие дальнейшему развитию речевых навыков и умений.. Таким образом, учебная игра является одним из способов организации учебно-познавательной деятельности. Применение игр в обучении - не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом.
Формы проведения уроков с применением игровых технологий могут быть самыми различными. Ученики обычно лучше запоминают то, что им было приятно делать, поэтому игры позволяют запоминать глубоко и надолго. И, безусловно, ученики очень активны во время игры, потому что никто не хочет, чтобы из-за него приятное времяпрепровождение быстро закончилось. Следовательно, игры заставляют их бороться.
В данной работе я предлагаю вам варианты игр для начального уровня, которые я успешно применяю в своей практике.
 
What is missing?(Что пропало?)
Цель: Увеличить словарный запас, тренировка внимания
Необходимый материал: картинки с ЛЕ
Описание: на доске в произвольном приклеиваются картинки с изображением пройденных слов, дети стараются запомнить что изображено. Потом учитель говорит Closeyoureyes! (Просит закрыть глаза) и убирает одну картинку. Дети открывают глаза и угадывают что пропало.
Iceberg (Айсберг).
Цель: Улучшить навык аудирования и способность учеников узнавать слова.
Необходимый материал: картинки с ЛЕ
Описание: водящий раскидывает картинки с пройденными ЛЕ на пол. Приглашаются 2 ученика, водящий называет слова, ученики должны прыгнуть на эту картинку. Кто первым прыгнет или наступит на слово, тот выигрывает.
Cross (перечеркивать)
Цель: Улучшить навык аудирования и способность учеников узнавать слова
Необходимый материал: Бумага и карандаш у каждого. Список из 30 или более слов на доске или проекторе.
Описание: Каждый ученик рисует сетку для игры в крестик-нолик и выбирает 9 слов из числа написанных на доске. Он вписывает эти 9 слов в свои 9 ячеек на бумаге. Например, можно выбрать следующие слова и вписать их в таком порядке:
 
robot
doll
ball
 
puppet
Musical box
car
Tea set
 
Train
Rocking horse
 
Учитель в произвольном порядке берет слова из числа написанных, и, не называя, даёт им определения. Например: it’s for girls. It’s very pretty (doll). It’sround. Youcanplayfootballwithit. (ball) Когда слово в сетке ученика совпадёт с определением, данным учителем, ученик перечеркивает это слово. Первый, кто перечеркнет три слова подряд (по вертикали, горизонтали или диагонали) – победитель.
Echo (эхо).
первым прыгнет или наступит на слово, тот выигрывает.
Цель: Улучшить навык аудирования и произношения
Необходимый материал: -
Описание: Игра как «сломанный телефон». Водящий шепчет слово или словосочетания, учащиеся передают его таким же способом всему классу. Последний в цепочке произносит вслух услышанное, если слово дошло неправильно, спрашивают по одному кто как сказал, передавший неправильно садится в конце цепочки.
Commands (Команды)
Данная игра развивает такие лингвистические навыки, какSpeaking, Listening.
Цель: Повторить повелительные наклонение.
Необходимый материал: Нет.
Описание: Класс разбивается на две группы. Учащиеся по очереди дают команды своим противникам из второй группы. Одно очко присваивается за правильно данную команду и одно за правильно выполненное действие. Например:close your eyes! Touch your shoulder!
Gibbet (Виселица).
Цель: тренировка лексических навыков, развитие догадки
Необходимый материал: Нет.
Описание: Водящий загадывает слово, пишет пустые клеточки по количеству букв загаданного слова. Класс старается угадывать слово по буквам. Водящий записывает правильно угаданные буквы, а если скажут неправильную букву, водящий рисует человека по частям на виселице. Когда он полностью нарисован, класс проиграл. (игра только кажется жестокой, детям интересно и весело играть в эту игру)
Blackbox (Черный ящик).
Цель: тренировка вопросительных предложений, активизация лексики
Необходимый материал: черный ящик (пакет, сумка)
Описание: В руках ведущего – черный ящик (или коробка), в котором находится незнакомый предмет. Члены команд должны задать ведущему по наводящему вопросу. После этого они должны дать ответ, что находится в ящике.
Mimegame
Цель: закрепление лексики.
Группа детей выходит к доске и каждый из них жестами и мимикой имитирует какой-либо действие, предмет. Остальные угадывают слово по-английски.
Итак, можно сказать, что обучающие игры (лексические, грамматические, ролевые) являются сильным мотивирующим фактором в процессе обучения иностранному языку. Игра способствует закреплению языковых явлений в памяти, поддержанию интереса и активности учащихся, возникновению желания у учащихся общаться на иностранном языке.
Таким образом, педагогический потенциал любой игры состоит в том, чтобы вызвать у школьников интерес, стимулировать их умственную и речевую активность, направленную на закрепление новых лексических единиц, создавать атмосферу соперничества и сотрудничества в ходе выполнения того или иного упражнения, возникновению желания у учащихся общаться на иностранном языке.
Использование различных игровых приемов на уроке также способствует формированию дружного коллектива в классе, так как каждый ученик в игре имеет возможность взглянуть на себя и своих товарищей со стороны
 
Использованная литература:         
  1. Выгодский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка
  2. Гальскова, Н. Д., Гез, Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез - М.: Издательский центр « Академия».
  3. Жукова, И. В. Дидактические игры на уроках английского языка / И. В. Жукова // Первое сентября. Английский язык
  4. Соловова, Е. В. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций / Е. В. Соловова - М.: Просвещение
Отзывы
Идея создания сайта мне очень понравилась. Данный сайт позволяет организовать дистанционное творческое сотрудничество с другими педагогами и обучающимися. Ещё одно преимущество сайта - то, что задания и конкурсы проводятся на двух языках – русском и якутском. Желаю успехов в работе сайта!
Боярова Людмила Андреевна – заместитель директора по воспитательной работе МОБУ СОШ №12 г. Якутска, Отличник образования РС(Я)
Боярова Людмила Андреевна – заместитель директора по воспитательной работе МОБУ СОШ №12 г. Якутска, Отличник образования РС(Я)
Сайт полезный, познавательный для детей и педагогов. Обращает внимание его практическая направленность. Разделы сайта грамотно подобраны, интересны. Большой выбор олимпиад и конкурсов на якутском и русском языках. Хорошая возможность детям проверить уровень знаний по предметам, а педагогам - обмениваться материалами в альманахе "Я - педагог". Желаю процветания и достижения всех ваших целей!
Григорьева Дария Васильевна - учитель начальных классов, Почётный работник общего образования РФ, г. Нюрба
Григорьева Дария Васильевна - учитель начальных классов, Почётный работник общего образования РФ, г. Нюрба
Сайт дистанционных олимпиад и конкурсов обеспечивает сознательное и активное участие школьников в процессе обучения в школе и полное освоение учебного материала. Здесь организуется творческая работа с педагогами и обучающимися. Желаю удачи во всех начинаниях!
Винокурова Екатерина Ивановна - Кандидат педагогических наук, автор учебных пособий «Культура народов РС(Я)», «Уран тарбах кистэлэҥэ», «Уроки предков» и др.пособий.  Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Институт национальных школ РС(Я)
Винокурова Екатерина Ивановна - Кандидат педагогических наук, автор учебных пособий «Культура народов РС(Я)», «Уран тарбах кистэлэҥэ», «Уроки предков» и др.пособий. Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Институт национальных школ РС(Я)
Ваш сайт - незаменимый помощник на уроках, при подготовке к олимпиаде. Для ребят все конкурсы, олимпиады - отличная умственная тренировка и соревнование! Планируем и в дальнейшем принимать участие. Спасибо вам большое!
Алексеева Евдокия Николаевна - учитель начальных классов Нюрбинской СОШ №1, Отличник образования РС(Я)
Алексеева Евдокия Николаевна - учитель начальных классов Нюрбинской СОШ №1, Отличник образования РС(Я)
Ситуация с коронавирусом отрезала нас от мира. Чем вы занимаетесь во время самоизоляции? А я открыла для себя очень полезный, мотивирующий сайт, который предлагает детям попробовать свои силы, знания и умения в различных конкурсах и олимпиадах. Уверена, что и для себя вы найдете там много интересного и увлекательного. Для успешного повышения категории и аттестации педагогов отлично подходит размещение методических материалов в электронном альманахе «Я – педагог». Успехов Вам и Удачи!
Скрябина Ульяна Егоровна - Отличник гражданских инициатив РС (Я), режиссер-сценарист, организатор благотворительных мероприятий, акций концертов, председатель ОО "Многодетная семья Якутии"
Скрябина Ульяна Егоровна - Отличник гражданских инициатив РС (Я), режиссер-сценарист, организатор благотворительных мероприятий, акций концертов, председатель ОО "Многодетная семья Якутии"
Добрый день! Спасибо организаторам за проведение дистанционных олимпиад во время дистанционного обучения! Очень рады, что наша дочка участвовала и заняла 1 место. Вам процветания, успехов!


Анастасия Бурнашёва – родитель.
Очень хорошие олимпиады. Задания соответствуют возрасту ребенка. В такое время, когда все сидим на самоизоляции, такие олимпиады очень нужны.

Бурнашева Галина Федосеевна - учитель начальных классов МОБУ "СОШ №38" г. Якутска
Сейчас, когда идет эра интернета, каждый из нас погружен в эту паутину. И в этой паутине нужны познавательные сайты, где ученик самостоятельно сможет проверить свои знания, силы. Это хоть маленький, но опыт. Участие в дистанционных олимпиадах и занятия в тренажерах придают уверенности ученику. При дополнительной подготовке к олимпиадам повышается уровень знаний, также возможно и вспоминается даже что-то слегка забытое, и если по итогам хороший результат - повышается самооценка школьника. И даже если не очень хороший итог, то он тоже полезен, так как является стимулом укрепить свои знания. Считаю, что ваш сайт этому и способствует. Отрадно, что в сайте можно и педагогам поделиться своим опытом педагогической деятельности. Желаю дальнейшего процветания вашей команде!


Николаева Мария Андреевна – учитель начальных классов МБОУ «Антоновская СОШ им.Н.Н.Чусовского» Нюрбинского района, Отличник образования РС (Я), Почетный работник воспитания и просвещения РФ.
Дорооболоруҥ! Бу сайт олус интэриэһинэй, араас конкурстар, олимпиадалар тахсаллар. Мин оҕолорбун астына кытыннарабын. Инникитин куруук бииргэ буолуохпут. Улахан махталбын тириэрдэбин, сайда-үүнэ туруҥ!

Ульяна Колесова - учуутал
Здравствуйте, уважаемые организаторы олимпиады!
Спасибо большое за ваш труд и вклад в развитие наших детей!
Вопросы были очень интересные и познавательные.

Успехов вам!
Всего вам доброго,
С уважением, Марианна Вивиерс.
Здравствуйте, уважаемые организаторы семейной олимпиады по английскому языку.
Рады принять участие в республиканской семейной олимпиаде по страноведению. Получила положительные отзывы от родителей и учеников об олимпиаде.

С уважением,
Зинаида Шестакова
Здравствуйте!
Спасибо огромное за проведение олимпиады и своевременную рассылку дипломов!


С ув. Матильда Портнягина
Спасибо огромное за олимпиаду и за красочно оформленные дипломы

С уважением, Екатерина Парникова
Здравствуйте! Спасибо большое за интересные и полезные задания. Желаем дальнейших успехов и будем рады сотрудничеству.

С уважением, Зинаида Ядреева.
Большое спасибо организаторам такого хорошего сайта. С радостью принимаем участие в каждой олимпиаде! Заранее готовимся к олимпиадам, по итогам которых наши дети занимают призовые места, получают красочные дипломы, пополняют свое портфолио. У детей появляется уверенность в своих силах, познавательная активность, высокая мотивация. Очень понравился проект "Электронный альманах", тут есть много полезного, особенно для молодых учителей, которые учатся у своих более опытных коллег, тут богатый материал, учителя щедро делятся своим опытом, за это отдельное спасибо! Ведь все мы были когда-то начинающими педагогами, жаль что в то время не было такого полезного, тщательно продуманного сайта. От имени моих коллег, учеников и их родителей говорю слова благодарности за ваш труд, за желание развивать наших детей и нас учителей!

С уважением, Соловьева Анна Ивановна, учитель начальных классов.
Здравствуйте! Благодаря вашему тренажёру мой сын за несколько дней выучил всю таблицу умножения. Теперь будем учить словарные слова.

Мама Артёма Иванова Мари

Все материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством, в том числе, об авторском праве и смежных правах

Телефон
Адрес:
1-4olimpiada.ykt@mail.ru