Телефон:
Адрес:
1-4olimpiada.ykt@mail.ru

Статья «Игровые приемы как средство повышения мотивации при обучении английскому языку»

Ефремова Ульяна Васильевна,
учитель английского языка
МБОУ «Кэнтикская СОШ»
Верхневилюйский улус
 
"Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет" (А.С. Макаренко).
Новые  образовательные стандарты подчеркивают, что стратегической целью обучения иностранным языкам сегодня  является  формирование и развитие межкультурной компетенции, готовности и умения эффективно участвовать в межкультурном  общении. Происходящие в обществе глубокие преобразования всех сторон материальной и духовной жизни поставили перед  школой проблему подготовки качественно новых, высокообразованных, творчески мыслящих, компетентных людей, обладающих культурологическими знаниями, способных  психологически и функционально  включаться в самостоятельную жизнь.
    Таким образом, основной целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативных умений. Но коммуникация, в свою очередь, нуждается в мотивации.
Проблемы стимулирования и мотивации к изучению иностранного языка с использованием  материалов и игровых приемов обучения представлены в научных исследованиях многих отечественных ученых (И.Л. Бим, С.Т.Занько, С.С. Полат, Е.И. Пассов и др.). В практике преподавания иностранных языков используются многочисленные учебные пособия, методические разработки, материалы к проведению разнообразных игр с использованием материала иностранного языка.
Повышение мотивации обучающихся к учебной деятельности - один из актуальных вопросов дидактики. Реальным способом поддержания познавательных мотивов является «включение деятельности по овладению иностранным языком в деятельность, имеющую для учащихся определенной личностный смысл (игра, общение, труд, познание)».
Мотивация определяет значимость того, что познается и усваивается обучающимися, их отношение к учебной деятельности и ее результатам.
Понятно, что нельзя заставить человека свободно общаться на иностранном языке формальным способом.
            Важно создать такие условия, чтобы общение стало необходимым, не для получения оценки, а просто потому, что для него языковая коммуникация стала потребностью.
А для этого необходимо превратить каждого конкретного ученика из пассивного зрителя в активного и творческого участника процесса  обучения.
Современные методы обучения английскому языку в рамках новых стандартов должны отвечать следующим требованиям: создавать атмосферу, в которой ребенок чувствует себя комфортно; стимулировать интересы детей, развивать их желание учиться и тем самым делать реальным достижение ими успехов в обучении; затрагивать личность ребенка в целом и вовлекать в учебный процесс все его чувства, эмоции и ощущения; активизировать деятельность детей; делать ребенка активным действующим лицом в учебном процессе; создавать такие ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой, а лишь наблюдателем, консультантом; обеспечивать все возможные формы работы в классе. (Гальскова Н.Д.)
     Всем этим требованиям отвечает игровой метод обучения. Игра - это сфера самовыражения, самоопределения, самопроверки, самоосуществления. Играя ребенок как бы примеряет на себя те или иные роли, познавая таким образом окружающий  мир, легко усваивает сложнейшие понятия. Поэтому в каждый урок я включаю различные игровые моменты: и игру в мяч, и разные игрушки, и лэпбуки, и разноцветные картинки и т.д. У детей очень хорошая память на то, что их волнует, что им нравится. Играя, ребенок преодолевает барьер страха, освобождается от физической усталости. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Незаметно усваивается материал и возникает чувство удовлетворения.
         Игровая форма работы дает возможность повторить и закрепить усвоенные лексические единицы и фразы, разнообразные формы работы и поддерживать внимание учащихся на уроке.
Учебные игры способствуют выполнению следующих задач:
- создание психологической готовности, мотивации детей к речевому общению;
- обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
- тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта.
 Игры полезно проводить на любом этапе урока, но иногда лучше  использовать в середине или в конце урока, с тем, чтобы снять напряжение. Важно, чтобы работа с играми приносила положительные эмоции и пользу, и кроме того, служила действенным стимулом в ситуации, когда интерес или мотивация детей к изучению иностранного языка начинает ослабевать.
          Игра на занятиях по иностранному языку – это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Таким образом, игровые технологии обеспечивают коммуникативно-психологическую адаптацию младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования иностранного языка как средства общения.
           Существуют различные подходы к классификации игр на занятиях иностранного языка.
Многие методисты подразделяют учебные игры на:
- языковые (отработка языкового материала на уровне грамматики и лексики)
- коммуникативные (ролевые игры на заданную тему)
            М.Ф. Стронин выделяет два раздела таких игр:
1) Грамматические. Лексические, фонетические и орфографические игры, способствующие формированию языковых навыков.
2)Творческие игры, способствующие дальнейшему развитию речевых навыков и умений.. Таким образом, учебная игра является одним из способов организации учебно-познавательной деятельности. Применение игр в обучении - не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом.
Формы проведения уроков с применением игровых технологий могут быть самыми различными. Ученики обычно лучше запоминают то, что им было приятно делать, поэтому игры позволяют запоминать глубоко и надолго. И, безусловно, ученики очень активны во время игры, потому что никто не хочет, чтобы из-за него приятное времяпрепровождение быстро закончилось. Следовательно, игры заставляют их бороться.
В данной работе я предлагаю вам варианты игр для начального уровня, которые я успешно применяю в своей практике.
 
What is missing?(Что пропало?)
Цель: Увеличить словарный запас, тренировка внимания
Необходимый материал: картинки с ЛЕ
Описание: на доске в произвольном приклеиваются картинки с изображением пройденных слов, дети стараются запомнить что изображено. Потом учитель говорит Closeyoureyes! (Просит закрыть глаза) и убирает одну картинку. Дети открывают глаза и угадывают что пропало.
Iceberg (Айсберг).
Цель: Улучшить навык аудирования и способность учеников узнавать слова.
Необходимый материал: картинки с ЛЕ
Описание: водящий раскидывает картинки с пройденными ЛЕ на пол. Приглашаются 2 ученика, водящий называет слова, ученики должны прыгнуть на эту картинку. Кто первым прыгнет или наступит на слово, тот выигрывает.
Cross (перечеркивать)
Цель: Улучшить навык аудирования и способность учеников узнавать слова
Необходимый материал: Бумага и карандаш у каждого. Список из 30 или более слов на доске или проекторе.
Описание: Каждый ученик рисует сетку для игры в крестик-нолик и выбирает 9 слов из числа написанных на доске. Он вписывает эти 9 слов в свои 9 ячеек на бумаге. Например, можно выбрать следующие слова и вписать их в таком порядке:
 
robot
doll
ball
 
puppet
Musical box
car
Tea set
 
Train
Rocking horse
 
Учитель в произвольном порядке берет слова из числа написанных, и, не называя, даёт им определения. Например: it’s for girls. It’s very pretty (doll). It’sround. Youcanplayfootballwithit. (ball) Когда слово в сетке ученика совпадёт с определением, данным учителем, ученик перечеркивает это слово. Первый, кто перечеркнет три слова подряд (по вертикали, горизонтали или диагонали) – победитель.
Echo (эхо).
первым прыгнет или наступит на слово, тот выигрывает.
Цель: Улучшить навык аудирования и произношения
Необходимый материал: -
Описание: Игра как «сломанный телефон». Водящий шепчет слово или словосочетания, учащиеся передают его таким же способом всему классу. Последний в цепочке произносит вслух услышанное, если слово дошло неправильно, спрашивают по одному кто как сказал, передавший неправильно садится в конце цепочки.
Commands (Команды)
Данная игра развивает такие лингвистические навыки, какSpeaking, Listening.
Цель: Повторить повелительные наклонение.
Необходимый материал: Нет.
Описание: Класс разбивается на две группы. Учащиеся по очереди дают команды своим противникам из второй группы. Одно очко присваивается за правильно данную команду и одно за правильно выполненное действие. Например:close your eyes! Touch your shoulder!
Gibbet (Виселица).
Цель: тренировка лексических навыков, развитие догадки
Необходимый материал: Нет.
Описание: Водящий загадывает слово, пишет пустые клеточки по количеству букв загаданного слова. Класс старается угадывать слово по буквам. Водящий записывает правильно угаданные буквы, а если скажут неправильную букву, водящий рисует человека по частям на виселице. Когда он полностью нарисован, класс проиграл. (игра только кажется жестокой, детям интересно и весело играть в эту игру)
Blackbox (Черный ящик).
Цель: тренировка вопросительных предложений, активизация лексики
Необходимый материал: черный ящик (пакет, сумка)
Описание: В руках ведущего – черный ящик (или коробка), в котором находится незнакомый предмет. Члены команд должны задать ведущему по наводящему вопросу. После этого они должны дать ответ, что находится в ящике.
Mimegame
Цель: закрепление лексики.
Группа детей выходит к доске и каждый из них жестами и мимикой имитирует какой-либо действие, предмет. Остальные угадывают слово по-английски.
Итак, можно сказать, что обучающие игры (лексические, грамматические, ролевые) являются сильным мотивирующим фактором в процессе обучения иностранному языку. Игра способствует закреплению языковых явлений в памяти, поддержанию интереса и активности учащихся, возникновению желания у учащихся общаться на иностранном языке.
Таким образом, педагогический потенциал любой игры состоит в том, чтобы вызвать у школьников интерес, стимулировать их умственную и речевую активность, направленную на закрепление новых лексических единиц, создавать атмосферу соперничества и сотрудничества в ходе выполнения того или иного упражнения, возникновению желания у учащихся общаться на иностранном языке.
Использование различных игровых приемов на уроке также способствует формированию дружного коллектива в классе, так как каждый ученик в игре имеет возможность взглянуть на себя и своих товарищей со стороны
 
Использованная литература:         
  1. Выгодский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка
  2. Гальскова, Н. Д., Гез, Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез - М.: Издательский центр « Академия».
  3. Жукова, И. В. Дидактические игры на уроках английского языка / И. В. Жукова // Первое сентября. Английский язык
  4. Соловова, Е. В. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций / Е. В. Соловова - М.: Просвещение
Отзывы
Идея создания сайта мне очень понравилась. Данный сайт позволяет организовать дистанционное творческое сотрудничество с другими педагогами и обучающимися. Ещё одно преимущество сайта - то, что задания и конкурсы проводятся на двух языках – русском и якутском. Желаю успехов в работе сайта!
Боярова Людмила Андреевна – заместитель директора по воспитательной работе МОБУ СОШ №12 г. Якутска, Отличник образования РС(Я)
Боярова Людмила Андреевна – заместитель директора по воспитательной работе МОБУ СОШ №12 г. Якутска, Отличник образования РС(Я)
Сайт полезный, познавательный для детей и педагогов. Обращает внимание его практическая направленность. Разделы сайта грамотно подобраны, интересны. Большой выбор олимпиад и конкурсов на якутском и русском языках. Хорошая возможность детям проверить уровень знаний по предметам, а педагогам - обмениваться материалами в альманахе "Я - педагог". Желаю процветания и достижения всех ваших целей!
Григорьева Дария Васильевна - учитель начальных классов, Почётный работник общего образования РФ, г. Нюрба
Григорьева Дария Васильевна - учитель начальных классов, Почётный работник общего образования РФ, г. Нюрба
Сайт дистанционных олимпиад и конкурсов обеспечивает сознательное и активное участие школьников в процессе обучения в школе и полное освоение учебного материала. Здесь организуется творческая работа с педагогами и обучающимися. Желаю удачи во всех начинаниях!
Винокурова Екатерина Ивановна - Кандидат педагогических наук, автор учебных пособий «Культура народов РС(Я)», «Уран тарбах кистэлэҥэ», «Уроки предков» и др.пособий.  Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Институт национальных школ РС(Я)
Винокурова Екатерина Ивановна - Кандидат педагогических наук, автор учебных пособий «Культура народов РС(Я)», «Уран тарбах кистэлэҥэ», «Уроки предков» и др.пособий. Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Институт национальных школ РС(Я)
Ваш сайт - незаменимый помощник на уроках, при подготовке к олимпиаде. Для ребят все конкурсы, олимпиады - отличная умственная тренировка и соревнование! Планируем и в дальнейшем принимать участие. Спасибо вам большое!
Алексеева Евдокия Николаевна - учитель начальных классов Нюрбинской СОШ №1, Отличник образования РС(Я)
Алексеева Евдокия Николаевна - учитель начальных классов Нюрбинской СОШ №1, Отличник образования РС(Я)
Ситуация с коронавирусом отрезала нас от мира. Чем вы занимаетесь во время самоизоляции? А я открыла для себя очень полезный, мотивирующий сайт, который предлагает детям попробовать свои силы, знания и умения в различных конкурсах и олимпиадах. Уверена, что и для себя вы найдете там много интересного и увлекательного. Для успешного повышения категории и аттестации педагогов отлично подходит размещение методических материалов в электронном альманахе «Я – педагог». Успехов Вам и Удачи!
Скрябина Ульяна Егоровна - Отличник гражданских инициатив РС (Я), режиссер-сценарист, организатор благотворительных мероприятий, акций концертов, председатель ОО "Многодетная семья Якутии"
Скрябина Ульяна Егоровна - Отличник гражданских инициатив РС (Я), режиссер-сценарист, организатор благотворительных мероприятий, акций концертов, председатель ОО "Многодетная семья Якутии"
Добрый день! Спасибо организаторам за проведение дистанционных олимпиад во время дистанционного обучения! Очень рады, что наша дочка участвовала и заняла 1 место. Вам процветания, успехов!


Анастасия Бурнашёва – родитель.
Очень хорошие олимпиады. Задания соответствуют возрасту ребенка. В такое время, когда все сидим на самоизоляции, такие олимпиады очень нужны.

Бурнашева Галина Федосеевна - учитель начальных классов МОБУ "СОШ №38" г. Якутска
Сейчас, когда идет эра интернета, каждый из нас погружен в эту паутину. И в этой паутине нужны познавательные сайты, где ученик самостоятельно сможет проверить свои знания, силы. Это хоть маленький, но опыт. Участие в дистанционных олимпиадах и занятия в тренажерах придают уверенности ученику. При дополнительной подготовке к олимпиадам повышается уровень знаний, также возможно и вспоминается даже что-то слегка забытое, и если по итогам хороший результат - повышается самооценка школьника. И даже если не очень хороший итог, то он тоже полезен, так как является стимулом укрепить свои знания. Считаю, что ваш сайт этому и способствует. Отрадно, что в сайте можно и педагогам поделиться своим опытом педагогической деятельности. Желаю дальнейшего процветания вашей команде!


Николаева Мария Андреевна – учитель начальных классов МБОУ «Антоновская СОШ им.Н.Н.Чусовского» Нюрбинского района, Отличник образования РС (Я), Почетный работник воспитания и просвещения РФ.
Дорооболоруҥ! Бу сайт олус интэриэһинэй, араас конкурстар, олимпиадалар тахсаллар. Мин оҕолорбун астына кытыннарабын. Инникитин куруук бииргэ буолуохпут. Улахан махталбын тириэрдэбин, сайда-үүнэ туруҥ!

Ульяна Колесова - учуутал
Здравствуйте, уважаемые организаторы олимпиады!
Спасибо большое за ваш труд и вклад в развитие наших детей!
Вопросы были очень интересные и познавательные.

Успехов вам!
Всего вам доброго,
С уважением, Марианна Вивиерс.
Здравствуйте, уважаемые организаторы семейной олимпиады по английскому языку.
Рады принять участие в республиканской семейной олимпиаде по страноведению. Получила положительные отзывы от родителей и учеников об олимпиаде.

С уважением,
Зинаида Шестакова
Здравствуйте!
Спасибо огромное за проведение олимпиады и своевременную рассылку дипломов!


С ув. Матильда Портнягина

Все материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством, в том числе, об авторском праве и смежных правах

Телефон
Адрес:
1-4olimpiada.ykt@mail.ru