Ефремова Ульяна Васильевна,
учитель английского языка
МБОУ «Кэнтикская СОШ»
Верхневилюйский улус
"Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет" (А.С. Макаренко).
Новые образовательные стандарты подчеркивают, что стратегической целью обучения иностранным языкам сегодня является формирование и развитие межкультурной компетенции, готовности и умения эффективно участвовать в межкультурном общении. Происходящие в обществе глубокие преобразования всех сторон материальной и духовной жизни поставили перед школой проблему подготовки качественно новых, высокообразованных, творчески мыслящих, компетентных людей, обладающих культурологическими знаниями, способных психологически и функционально включаться в самостоятельную жизнь.
Таким образом, основной целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативных умений. Но коммуникация, в свою очередь, нуждается в мотивации.
Проблемы стимулирования и мотивации к изучению иностранного языка с использованием материалов и игровых приемов обучения представлены в научных исследованиях многих отечественных ученых (И.Л. Бим, С.Т.Занько, С.С. Полат, Е.И. Пассов и др.). В практике преподавания иностранных языков используются многочисленные учебные пособия, методические разработки, материалы к проведению разнообразных игр с использованием материала иностранного языка.
Повышение мотивации обучающихся к учебной деятельности - один из актуальных вопросов дидактики. Реальным способом поддержания познавательных мотивов является «включение деятельности по овладению иностранным языком в деятельность, имеющую для учащихся определенной личностный смысл (игра, общение, труд, познание)».
Мотивация определяет значимость того, что познается и усваивается обучающимися, их отношение к учебной деятельности и ее результатам.
Понятно, что нельзя заставить человека свободно общаться на иностранном языке формальным способом.
Важно создать такие условия, чтобы общение стало необходимым, не для получения оценки, а просто потому, что для него языковая коммуникация стала потребностью.
А для этого необходимо превратить каждого конкретного ученика из пассивного зрителя в активного и творческого участника процесса обучения.
Современные методы обучения английскому языку в рамках новых стандартов должны отвечать следующим требованиям: создавать атмосферу, в которой ребенок чувствует себя комфортно; стимулировать интересы детей, развивать их желание учиться и тем самым делать реальным достижение ими успехов в обучении; затрагивать личность ребенка в целом и вовлекать в учебный процесс все его чувства, эмоции и ощущения; активизировать деятельность детей; делать ребенка активным действующим лицом в учебном процессе; создавать такие ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой, а лишь наблюдателем, консультантом; обеспечивать все возможные формы работы в классе. (Гальскова Н.Д.)
Всем этим требованиям отвечает игровой метод обучения. Игра - это сфера самовыражения, самоопределения, самопроверки, самоосуществления. Играя ребенок как бы примеряет на себя те или иные роли, познавая таким образом окружающий мир, легко усваивает сложнейшие понятия. Поэтому в каждый урок я включаю различные игровые моменты: и игру в мяч, и разные игрушки, и лэпбуки, и разноцветные картинки и т.д. У детей очень хорошая память на то, что их волнует, что им нравится. Играя, ребенок преодолевает барьер страха, освобождается от физической усталости. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Незаметно усваивается материал и возникает чувство удовлетворения.
Игровая форма работы дает возможность повторить и закрепить усвоенные лексические единицы и фразы, разнообразные формы работы и поддерживать внимание учащихся на уроке.
Учебные игры способствуют выполнению следующих задач:
- создание психологической готовности, мотивации детей к речевому общению;
- обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
- тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта.
Игры полезно проводить на любом этапе урока, но иногда лучше использовать в середине или в конце урока, с тем, чтобы снять напряжение. Важно, чтобы работа с играми приносила положительные эмоции и пользу, и кроме того, служила действенным стимулом в ситуации, когда интерес или мотивация детей к изучению иностранного языка начинает ослабевать.
Игра на занятиях по иностранному языку – это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Таким образом, игровые технологии обеспечивают коммуникативно-психологическую адаптацию младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования иностранного языка как средства общения.
Существуют различные подходы к классификации игр на занятиях иностранного языка.
Многие методисты подразделяют учебные игры на:
- языковые (отработка языкового материала на уровне грамматики и лексики)
- коммуникативные (ролевые игры на заданную тему)
М.Ф. Стронин выделяет два раздела таких игр:
1) Грамматические. Лексические, фонетические и орфографические игры, способствующие формированию языковых навыков.
2)Творческие игры, способствующие дальнейшему развитию речевых навыков и умений.. Таким образом, учебная игра является одним из способов организации учебно-познавательной деятельности. Применение игр в обучении - не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом.
Формы проведения уроков с применением игровых технологий могут быть самыми различными. Ученики обычно лучше запоминают то, что им было приятно делать, поэтому игры позволяют запоминать глубоко и надолго. И, безусловно, ученики очень активны во время игры, потому что никто не хочет, чтобы из-за него приятное времяпрепровождение быстро закончилось. Следовательно, игры заставляют их бороться.
В данной работе я предлагаю вам варианты игр для начального уровня, которые я успешно применяю в своей практике.
What is missing?(Что пропало?)
Цель: Увеличить словарный запас, тренировка внимания
Необходимый материал: картинки с ЛЕ
Описание: на доске в произвольном приклеиваются картинки с изображением пройденных слов, дети стараются запомнить что изображено. Потом учитель говорит Closeyoureyes! (Просит закрыть глаза) и убирает одну картинку. Дети открывают глаза и угадывают что пропало.
Iceberg (Айсберг).
Цель: Улучшить навык аудирования и способность учеников узнавать слова.
Необходимый материал: картинки с ЛЕ
Описание: водящий раскидывает картинки с пройденными ЛЕ на пол. Приглашаются 2 ученика, водящий называет слова, ученики должны прыгнуть на эту картинку. Кто первым прыгнет или наступит на слово, тот выигрывает.
Cross (перечеркивать)
Цель: Улучшить навык аудирования и способность учеников узнавать слова
Необходимый материал: Бумага и карандаш у каждого. Список из 30 или более слов на доске или проекторе.
Описание: Каждый ученик рисует сетку для игры в крестик-нолик и выбирает 9 слов из числа написанных на доске. Он вписывает эти 9 слов в свои 9 ячеек на бумаге. Например, можно выбрать следующие слова и вписать их в таком порядке:
robot
|
doll
|
ball
|
puppet
|
Musical box
|
car
|
Tea set
|
Train
|
Rocking horse
|
Учитель в произвольном порядке берет слова из числа написанных, и, не называя, даёт им определения. Например: it’s for girls. It’s very pretty (doll). It’sround. Youcanplayfootballwithit. (ball) Когда слово в сетке ученика совпадёт с определением, данным учителем, ученик перечеркивает это слово. Первый, кто перечеркнет три слова подряд (по вертикали, горизонтали или диагонали) – победитель.
Echo (эхо).
первым прыгнет или наступит на слово, тот выигрывает.
Цель: Улучшить навык аудирования и произношения
Необходимый материал: -
Описание: Игра как «сломанный телефон». Водящий шепчет слово или словосочетания, учащиеся передают его таким же способом всему классу. Последний в цепочке произносит вслух услышанное, если слово дошло неправильно, спрашивают по одному кто как сказал, передавший неправильно садится в конце цепочки.
Commands (Команды)
Данная игра развивает такие лингвистические навыки, какSpeaking, Listening.
Цель: Повторить повелительные наклонение.
Необходимый материал: Нет.
Описание: Класс разбивается на две группы. Учащиеся по очереди дают команды своим противникам из второй группы. Одно очко присваивается за правильно данную команду и одно за правильно выполненное действие. Например:close your eyes! Touch your shoulder!
Gibbet (Виселица).
Цель: тренировка лексических навыков, развитие догадки
Необходимый материал: Нет.
Описание: Водящий загадывает слово, пишет пустые клеточки по количеству букв загаданного слова. Класс старается угадывать слово по буквам. Водящий записывает правильно угаданные буквы, а если скажут неправильную букву, водящий рисует человека по частям на виселице. Когда он полностью нарисован, класс проиграл. (игра только кажется жестокой, детям интересно и весело играть в эту игру)
Blackbox (Черный ящик).
Цель: тренировка вопросительных предложений, активизация лексики
Необходимый материал: черный ящик (пакет, сумка)
Описание: В руках ведущего – черный ящик (или коробка), в котором находится незнакомый предмет. Члены команд должны задать ведущему по наводящему вопросу. После этого они должны дать ответ, что находится в ящике.
Mimegame
Цель: закрепление лексики.
Группа детей выходит к доске и каждый из них жестами и мимикой имитирует какой-либо действие, предмет. Остальные угадывают слово по-английски.
Итак, можно сказать, что обучающие игры (лексические, грамматические, ролевые) являются сильным мотивирующим фактором в процессе обучения иностранному языку. Игра способствует закреплению языковых явлений в памяти, поддержанию интереса и активности учащихся, возникновению желания у учащихся общаться на иностранном языке.
Таким образом, педагогический потенциал любой игры состоит в том, чтобы вызвать у школьников интерес, стимулировать их умственную и речевую активность, направленную на закрепление новых лексических единиц, создавать атмосферу соперничества и сотрудничества в ходе выполнения того или иного упражнения, возникновению желания у учащихся общаться на иностранном языке.
Использование различных игровых приемов на уроке также способствует формированию дружного коллектива в классе, так как каждый ученик в игре имеет возможность взглянуть на себя и своих товарищей со стороны
Использованная литература:
-
Выгодский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка
-
Гальскова, Н. Д., Гез, Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез - М.: Издательский центр « Академия».
-
Жукова, И. В. Дидактические игры на уроках английского языка / И. В. Жукова // Первое сентября. Английский язык
-
Соловова, Е. В. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций / Е. В. Соловова - М.: Просвещение