Твёрдо верьте: все дети рождаются быть успешными. Единственное в чём они нуждаются – это вера в них; вытягивание из них лучшего; вера двигает горы, вера в учащихся может поднять их на высоты, которые трудно представить. М. Коллинз
Почему вот уже 35 лет я преподаю в школе?
В памяти всплывают детские воспоминания… Я просыпаюсь среди ночи. На часах – около 3. Смотрю – на кухне горит свет. Вижу маму, которая, закутавшись в платок, проверяет свои бесконечные тетради. Рядом сидит папа и рисует мамину наглядность. Оба о чём-то тихо переговариваются, улыбаются. Я тихонько встаю, иду на кухню, беру ручку и «пишу» что-то своё – тоже «работаю». И у меня появляется волшебное чувство, что я приобщаюсь к чему-то таинственному, очень увлекательному и интересному…
Говорят, прекрасный педагог должен быть влюблен в своё дело. Именно таким учителем является моя мама, Яковлева Ирина Ивановна, учитель начальных классов, мой наставник, Ветеран педагогического труда, Отличник народного просвещения РСФСР, Старший учитель, Учитель учителей, отдавший более 30 лет делу воспитания и обучения молодого поколения, человек, который помог определиться в моём выборе и найти своё место в жизни.
Мне повезло, что я встретила на своем пути и других учителей, которых вспоминаю с благоговением: Фёдорова Светлана Нестеровна, Хоч Григорий Андреевич, Рожина Галина Михайловна, Степанов Руслан Николаевич, Моховикова Мария Николаевна… Мне посчастливилось у них учиться. Также благодарна моим коллегам, с которыми я сотрудничала в течение всей моей педагогической деятельности…
Часто меня одолевали сомнения – тому ли я учу своих детей? Общеизвестно, что в начальной школе детей учат читать, писать, считать. Но, оказалось, простые навыки не являются достаточным фундаментом для успешного обучения в среднем звене…
Изучив ныне действующие методики, поработав по традиционной системе, системе «Школа-2000», «Школа-2100», пришла к выводу, что нужно искать новые методы проведения уроков и организации внеклассной работы. В 2001 году впервые прошла курсы по системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина и В.В. Давыдова. Это и определило мой выбор, и 12 лет я проработала в Саха гимназии по системе Эльконина - Давыдова. Главным в нашей деятельности было создание условий формирования и развития универсальных учебных действий. Сейчас продолжаю осуществлять деятельностный подход к обучению в МОБУ СОШ №12 г. Якутска.
Я считаю, что для учителя очень важным является умение ставить себя на место ребёнка, смотреть на мир через призму детского взгляда, искать вместе с ним, ошибаться и находить ответ. Развивающее обучение опирается на учебную активность поисково-исследовательского типа, т.е. на учебную деятельность. Организовать её учитель может, лишь осуществляя исследование вместе с детьми. Обычно, мои ученики получают удовольствие от процесса совместного поиска и полученных результатов. Мне очень нравится высказывание Мишеля Монтеня о том, что «мозг, хорошо устроенный лучше, чем мозг, хорошо наполненный» и стараюсь придерживаться этого принципа в своей работе. Ведь главное не только количество знаний, а научить ребенка в процессе обучения умению учиться, самому добывать знания.
В школе ребенок не только учится, школа – это его жизнь. Он учится жить среди людей, получает опыт общения. И я считаю, что урок, основанный на учебном сотрудничестве, более отвечает современным требованиям. Так как на этих уроках школьники учатся умению работать в коллективе, анализировать, ставить проблему, искать варианты решения, самоконтролю, умению ставить вопросы, отстаивать свою точку зрения, обосновывать её.
Продолжая принципы деятельностного подхода во внеклассной работе, все мероприятия проводим в форме КТД, которая включает проектирование, моделирование, рефлексию, контроль. В коллективном творческом деле с радостью участвуют и родители, и учителя, и дети. Совместная деятельность помогает родителям участвовать в жизни класса и лучше узнать своего ребенка, наблюдать за его взаимоотношениями с одноклассниками, развивать его интересы и способности. А главное, участвуя в коллективных делах вместе со своими детьми, родители не только способствуют их развитию, но и совершенствуются сами. Начиная со 2 класса, праздники и мероприятия ученики проводят собственными силами, каждое такое дело завершается рефлексией и анализом, где дети оценивают организацию, проведение и вносят свои замечания и предложения.
…Да, работа учителя – нелёгкий и ответственный труд, который требует большой самоотдачи и постоянной работы над собой. Если от работы врача зависит жизнь человека, то от нас, учителей, зависит, каким вырастет ребёнок, станет ли он добрым, отзывчивым человеком, творческой личностью. Современный учитель должен беспрестанно учиться, самосовершенствоваться, творчески подходить к своей работе, ибо только в этом случае можно достичь определённых результатов и получать удовлетворение от своего труда. Учитель должен спешить к детям, радоваться каждой встрече с ними, тогда и дети будут спешить в школу с радостью. И, самое главное, надо любить своих учеников и верить в них.
Учитель начальных классов Сосина О.А.