Игнатьева Надежда Дмитрьевна
учитель начальных классов МБОУ «Майинская
Средняя общеобразовательная школа имени
Ф.Г.Охлопкова с углубленным
изучением отдельных предметов
«Хороший учитель – не тот, кто хорошо учит,
а тот, кто сам учится» - (народная мудрость).
В этой народной мудрости таится секрет взаимоотношений учителя-ученика, учителя-родителя, ученика-родителя. Взаимодействуя в треугольнике, участники образовательного процесса учатся друг у друга, учат собеседника. И каждый стремится саморазвиваться. Но учитель остается создателем образовательного процесса. В школе проработала 44 года. За время работы учителем начальных классов был опыт работы с отстающими, одаренными детьми. Составлялись индивидуальные маршруты для детей по различным направлениям для достижения поставленных целей.
Во времена бурных изменений в образовательном пространстве изучала и реализовала образовательные технологии: развивающее обучение Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, КСО по В.К.Дьяченко, проектный метод, индивидуализацию. В это время настольными книгами для учителя были Цукерман Г. А. «Виды общения в обучении», Томск: «ПЕЛЕНГ», 1993, (Библиотека развивающего обучения), В.Воронцов «Учебная деятельность». Настольные книги помогали разобраться в теории развивающего обучения. Курсы развивающего обучения раскрыли для учителя кухню педагогического подхода к организации учебной деятельности на уроке, и не только, но и возможность моделировать педагогическую деятельность в целом. Только при создании учебной деятельности на уроке можно сформировать у обучающихся целеполагание, умение находить способы решения учебных задач, самоконтроль и самооценку.
За 18 лет работы завучем начальных классов, выполняя требования ФГОС второго поколения, разработан “Журнал мониторинга сформированности предметных и метапредметных УУД в начальных классах”. Основой появления журнала был “Индивидуальный маршрут ученика начальных классов”, который возник на идее индивидуализации образовательного процесса. Учителя при составлении индивидуального маршрута ученика учитывали межличностный контакт “учитель-ученик-родитель”, “учитель-ученик-класс”, уважение самооценки личности ученика, вовлечение ученика во все виды деятельности для выявления способностей, стимулирование и направление самовоспитания.
Технология ведения мониторинга позволяет отследить продвижение каждого ребенка по развитию УУД и определить эффективность собственной педагогической работы, обрабатывать информации и определять уровень сформированности УУД: обученность по предметам, мотивация к обучению, читательская компетентность, воспитанность – личностные результаты ученика, сформированность регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД. Учителями разработана критериальная оценка каждого компонента УУД. Критерии оценки основаны на реализуемых проектах школы, которые обеспечивают формирование и развитие младшего школьника как личность – субъект: “Школа “Эврика”, “Ааҕыы түһүлгэтэ», «Одаренные дети», «Тобулук», «Я - исследователь» внеурочная деятельность ВУД, деятельностные уроки. Проекты для начальных классов разрабатываются совместно учителями, родителями и семьи. Каждый проект имеет продолжение развития на улусном уровне. Школьный проект “Аҕыы түһүлгэтэ” («Мир чтения») вышла на улусный проект «Охлопковские чтения», который ежегодно успешно проводится в очной, дистанционной онлайн форме.
Инициативу мою о создании проект “Чемпионата "Основные навыки – «Сатабыл» для обучающихся начальных классов» поддержали коллеги - учителя начальных классов нашей школы. Этот проект реализуется в этом учебном году 4-й год и дает возможность детям пробовать свои способности в начальной профессии, ознакомиться с понятиями разных профессий: социальная и медицинская помощь, поварское дело, парикмахерское дело, кондитерское дело, мода и дизайн, робототехника, видеопроизводство, рисование 3D ручкой, малярное дело, конструирование, коммуникативные умения – всего 12 компетенций. Наблюдается из года в год количество участников, желающих применить свои способности, умения и знания – «сатабыл».
В последние 2 года обучаю детей с ОВЗ. Это совпала с реализацией ФГОС третьего поколения. Работа с детьми с ОВЗ интересная. Дети особенные. У них свой мир. Они заставляют тебя понять их мир. Они думают по другому. Учителю трудно навязывать свой строгий принцип. Они могут отказаться выполнить то или иное задание, скажут «не хочу».
Учителю быть внимательным каждому ученику, прислушиваться к их разговору, с понятием относиться, когда ребёнок говорит «Я так не думаю». Цель учителя воспитывать и обучать думающую личность- субъект. По ходу разговора на занятиях с ними, ты погружаешься в образовательный процесс, где должны преобладать озарение, смекалка, сообразительность. Не даром говорят в народе «век живи, век учись». Учусь понять особых детей, их психологические особенности, изучаю литературы по работе с детьми с ОВЗ. Адаптирую приемы и методы образовательных технологий в обучении особых детей. Уроки с детьми с ОВЗ особенные. Уроки не похожи на уроки для обычных детей.
Новый ФГОС требует формирование функциональной грамотности: читательской, математической, финансовой. Учимся, разрабатываем, реализуем на практике.
За всю педагогическую деятельность прощла все этапы карьерного роста от воспитателя пришкольного интерната, учителя начальных классов, руководителя методического объединения учителей начальных классов, завуча начальных классов, учителя домашнего обучения, руководителя РМО. За все эти долгие годы как учитель, руководитель постоянно училась, учила, искала, находила, реализовала. Меня поддержали мои коллеги, администрация школы. Мы сообща реализовали новые подходы к организации всего образовательного процесса в начальных классах. Я благодарна всем - и детям, и родителям, коллегам!