Телефон:
Адрес:
1-4olimpiada.ykt@mail.ru

Эверстова

Использование элементов техники скорочтения на  уроках  литературного чтения в начальной школе

Эверстова Нюргуяна Тихоновна,учитель начальных классов 
МАОУ «Саха политехнический лицей»    городского округа «город Якутск»


      Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни. Сегодня в выигрыше оказывается тот, кто способен за кратчайшие сроки переработать максимальный объём информации. Учёными доказано, что высокая скорость чтения значительно уменьшает количество непроизвольных ассоциаций, т. е. способствует лучшему пониманию текста.

      Овладение техникой чтения, речью – необходимое условие формирования социально – активной личности. Научиться хорошо читать, выражать свои мысли, уметь убедительно, ярко говорить необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее главных задач на современном этапе обучения учащихся считаю овладение методом рационального чтения.

      Активно использую в своей педагогической деятельности элементы техники скорочтения на уроках литературного чтения.

      Скорочтение — это не просто умение быстро осваивать большие текстовые объёмы информации. Главное, что это умение постигать информацию эффективно, с высоким уровнем освоения содержательных глубин текста.

     Обучение скорочтению поможет ребёнку быстро усваивать информацию и лучше учиться, кроме того, он будет тратить гораздо меньше времени на выполнение домашних заданий. Существуют различные методы и способы обучения скорочтению, которые включают в себя упражнения, работу с таблицами и текстами. В этой статье мы рассмотрим некоторые приёмы скорочтения.

        Из всех методов и приемов, я отобрала, на мой взгляд, наиболее эффективные, при использовании которых, были заметны результаты проделанной работы.

Мне хочется поделиться теми находками, которые помогли моим ученикам воспроизводить текст раскованно и выразительно, бегло и осознанно.

  1. Метод динамичного чтения можно включить следующие приемы в первую очередь, для развития зрительной памяти, внимания:

фотографирование: различного рода картинок, карточек, предметов. Учащиеся должны за 1 сек. запомнить все, что изображено на картинке, т.е. «сфотографировать». (Одна секунда будет, если произнести про себя число «двадцать один».) Например, показываю иллюстрацию к сказке. Дети должны за 1 сек. запомнить все, что на ней изображено, и сказать, как называется сказка. Перед показом картинки предупреждаю детей, что они должны смотреть очень внимательно. Затем даю команды: «Приготовиться! Внимание! Фотографируем!» (Сказка К. Чуковского «Телефон».) Хорошо развивают поле ясного видения (или «поле зрения») таблицы. Например, широко известные у психологов цифровые и текстовые таблицы Шульте. Их можно использовать и на уроках математики, играть с детьми в перемену и на внеклассных мероприятиях.

  1. Чтение трудных слов с доски или таблицы с последующим объяснением значения этих слов тоже довольно часто использую на уроках. Именно приемы из этой категории помогают у детей развивать осознанное чтение, расширяют словарный запас.
  2. Чтение с закладкой. Закладка движется не под строкой, а по строке, закрывая уже прочитанный слог слева от читаемого.

Закладка закрывает прочитанное, читается следующий слог и закрывается передвижением закладки левой рукой в направлении, указанном стрелкой. Это исключает мимолетную регрессию, ускоряет чтение, но не помогает восприятию текста. Тем не менее я использую этот прием для отдельных детей, которые самостоятельно не могут избавиться от регрессии во время индивидуальных и дополнительных занятий.

Начиная с I класса, мы с ребятами ведем тетради по чтению. В этих тетрадях ребята выполняют творческие задания по изученным произведениям, самостоятельные работы по темам, выписывают понравившиеся выдержки из произведений и делают рисунки к ним. Уже с 1 класса большое внимание нужно уделять пересказу прочитанного.

     Для определения результативности работы по развитию беглости чтения, я провожу еженедельные замеры темпа чтения.

Организации эффективного контроля за формированием у учащихся навыка беглого чтения.

Организацию и проведение контроля, как и весь процесс обучения, нужно стремиться строить на идеях сотрудничества учителя и ученика.

Проверка строится в соответствии с её формой – индивидуальной или фронтальной, а также видом проверяемого чтения – вслух или про себя. Индивидуальная проверка может быть текущей, т.е. сопутствовать каждодневным урокам чтения. Наиболее чёткое представление о навыках чтения каждого ученика создаётся при индивидуальной проверке в процессе рубежного контроля (в конце четверти, полугодия, учебного года).

          Наряду с индивидуальной проверкой практикуются некоторые виды фронтальной проверки.

- оценивание способа чтения

- темп чтения (количество слов или знаков, прочитанных за 1-2 минуты).

Данные заносятся в карту сформированности навыков грамотного чтения у школьников.

Переходной формой от контроля внешнего (учителя) к контролю внутреннему является взаимный контроль учащихся. Здесь значительно возрастает уровень самостоятельности. Эта форма контроля позволяет не только осуществить взаимный контроль учебных действий учащихся, но и постепенно подвести их к овладению умениями самоконтроля.

Работа по совершенствованию техники чтения проводилась с 1сентября 2015года по 30 мая 2019 года (с 1 по 4-й класс). Результативность была проверена в 2015-2016 уч. году на 1-м классе, в 2016-2017уч. году на 2-м классе, в 2017-2018уч. году на 3-м классе, в 2018-2019 уч. году на 4-м классе. Скорость чтения измерялась индивидуально на одном и том же тексте. Проверялось и качество сформированности грамотного чтения в баллах. Мониторинг техники чтения показал, что ежегодный показатель выше норматива. Данные мониторинга позволяют сделать вывод о росте уровня обученности. Двое учеников в течение четырёх лет обучения показывали незначительное отклонение от норматива, однако, при этом каждый из них улучшал свои личные показатели с каждым годом. Большинство учеников демонстрировали показатели выше установленной нормы. Лучшие результаты так же имеют тенденцию к росту.

Читающие выше нормы на протяжении 4 лет:

№ ученика

1класс

кол-во слов в мин.

30-40

2класс

кол-во слов в мин

50-60.

3класс

кол-во слов в мин

75-80.

4класс

кол-во слов в мин.

90 и выше

Читали ниже нормы

№ ученика

1класс

кол-во слов в мин.

30-40

2класс

кол-во слов в мин

50-60.

3класс

кол-во слов в мин

75-80.

4класс

кол-во слов в мин.

90 и выше

Заключение.

В настоящее время, когда учитель имеет право выбора учебника, методики преподавания, есть возможности применения различных приемов и методов для достижения учителем поставленной цели, опираясь на специфику данного класса.

Среди всех общеучебных умений и навыков в начальной школе самое важное место для дальнейшего обучения занимает умение беглого чтения. Известный ученый и педагог В.Н. Зайцев в своих исследованиях пришел к выводу, что только техника чтения не меньше 120 слов в минуту дает возможность ребенку успешно учиться в 5 классе. Поэтому на протяжении всего периода обучения в начальной школе учитель должен вести целенаправленную работу по формированию у детей беглого, осознанного чтения.

Хотелось бы выделить несколько рекомендаций, которые должны соблюдаться при формировании у детей навыка беглого чтения:

1. Задача научиться быстро читать, наряду с задачей формировать у детей интерес к чтению, должна быть поставлена перед учащимися со стороны учителя.

2. Эти задачи должны быть приняты учениками и родителями. Только при совместной работе можно достичь желаемого результата.

3. Учитель должен знать и применять систематически на практике методы и приемы, рекомендованные для увеличения техники чтения.

4. Специальным приемам и упражнениям по технике чтения должны быть научены не только дети, но и родители. Им необходимо понять, что чтение и работа над техникой чтения не одно и то же. Для этого организуются тематические родительские собрания и консультации.

6. В классе систематически должен производиться диагностический замер техники чтения, который дает возможность определить группу учащихся, которым успешно удается работать над техникой чтения и группу учащихся, которым необходима помощь.

Таким образом, в результате данной работы к 4 классу ученики усваивают азы технической речи и средств выразительности, умеют самостоятельно выделить главное в содержании, найти ударное слово, выбрать нужную интонацию, передать свое отношение к читаемому. Беглое чтение повышает интерес детей к чтению художественной литературы и ее осмыслению.

Отзывы
Идея создания сайта мне очень понравилась. Данный сайт позволяет организовать дистанционное творческое сотрудничество с другими педагогами и обучающимися. Ещё одно преимущество сайта - то, что задания и конкурсы проводятся на двух языках – русском и якутском. Желаю успехов в работе сайта!
Боярова Людмила Андреевна – заместитель директора по воспитательной работе МОБУ СОШ №12 г. Якутска, Отличник образования РС(Я)
Боярова Людмила Андреевна – заместитель директора по воспитательной работе МОБУ СОШ №12 г. Якутска, Отличник образования РС(Я)
Сайт полезный, познавательный для детей и педагогов. Обращает внимание его практическая направленность. Разделы сайта грамотно подобраны, интересны. Большой выбор олимпиад и конкурсов на якутском и русском языках. Хорошая возможность детям проверить уровень знаний по предметам, а педагогам - обмениваться материалами в альманахе "Я - педагог". Желаю процветания и достижения всех ваших целей!
Григорьева Дария Васильевна - учитель начальных классов, Почётный работник общего образования РФ, г. Нюрба
Григорьева Дария Васильевна - учитель начальных классов, Почётный работник общего образования РФ, г. Нюрба
Сайт дистанционных олимпиад и конкурсов обеспечивает сознательное и активное участие школьников в процессе обучения в школе и полное освоение учебного материала. Здесь организуется творческая работа с педагогами и обучающимися. Желаю удачи во всех начинаниях!
Винокурова Екатерина Ивановна - Кандидат педагогических наук, автор учебных пособий «Культура народов РС(Я)», «Уран тарбах кистэлэҥэ», «Уроки предков» и др.пособий.  Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Институт национальных школ РС(Я)
Винокурова Екатерина Ивановна - Кандидат педагогических наук, автор учебных пособий «Культура народов РС(Я)», «Уран тарбах кистэлэҥэ», «Уроки предков» и др.пособий. Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Институт национальных школ РС(Я)
Ваш сайт - незаменимый помощник на уроках, при подготовке к олимпиаде. Для ребят все конкурсы, олимпиады - отличная умственная тренировка и соревнование! Планируем и в дальнейшем принимать участие. Спасибо вам большое!
Алексеева Евдокия Николаевна - учитель начальных классов Нюрбинской СОШ №1, Отличник образования РС(Я)
Алексеева Евдокия Николаевна - учитель начальных классов Нюрбинской СОШ №1, Отличник образования РС(Я)
Ситуация с коронавирусом отрезала нас от мира. Чем вы занимаетесь во время самоизоляции? А я открыла для себя очень полезный, мотивирующий сайт, который предлагает детям попробовать свои силы, знания и умения в различных конкурсах и олимпиадах. Уверена, что и для себя вы найдете там много интересного и увлекательного. Для успешного повышения категории и аттестации педагогов отлично подходит размещение методических материалов в электронном альманахе «Я – педагог». Успехов Вам и Удачи!
Скрябина Ульяна Егоровна - Отличник гражданских инициатив РС (Я), режиссер-сценарист, организатор благотворительных мероприятий, акций концертов, председатель ОО "Многодетная семья Якутии"
Скрябина Ульяна Егоровна - Отличник гражданских инициатив РС (Я), режиссер-сценарист, организатор благотворительных мероприятий, акций концертов, председатель ОО "Многодетная семья Якутии"
Добрый день! Спасибо организаторам за проведение дистанционных олимпиад во время дистанционного обучения! Очень рады, что наша дочка участвовала и заняла 1 место. Вам процветания, успехов!


Анастасия Бурнашёва – родитель.
Очень хорошие олимпиады. Задания соответствуют возрасту ребенка. В такое время, когда все сидим на самоизоляции, такие олимпиады очень нужны.

Бурнашева Галина Федосеевна - учитель начальных классов МОБУ "СОШ №38" г. Якутска
Сейчас, когда идет эра интернета, каждый из нас погружен в эту паутину. И в этой паутине нужны познавательные сайты, где ученик самостоятельно сможет проверить свои знания, силы. Это хоть маленький, но опыт. Участие в дистанционных олимпиадах и занятия в тренажерах придают уверенности ученику. При дополнительной подготовке к олимпиадам повышается уровень знаний, также возможно и вспоминается даже что-то слегка забытое, и если по итогам хороший результат - повышается самооценка школьника. И даже если не очень хороший итог, то он тоже полезен, так как является стимулом укрепить свои знания. Считаю, что ваш сайт этому и способствует. Отрадно, что в сайте можно и педагогам поделиться своим опытом педагогической деятельности. Желаю дальнейшего процветания вашей команде!


Николаева Мария Андреевна – учитель начальных классов МБОУ «Антоновская СОШ им.Н.Н.Чусовского» Нюрбинского района, Отличник образования РС (Я), Почетный работник воспитания и просвещения РФ.
Дорооболоруҥ! Бу сайт олус интэриэһинэй, араас конкурстар, олимпиадалар тахсаллар. Мин оҕолорбун астына кытыннарабын. Инникитин куруук бииргэ буолуохпут. Улахан махталбын тириэрдэбин, сайда-үүнэ туруҥ!

Ульяна Колесова - учуутал
Здравствуйте, уважаемые организаторы олимпиады!
Спасибо большое за ваш труд и вклад в развитие наших детей!
Вопросы были очень интересные и познавательные.

Успехов вам!
Всего вам доброго,
С уважением, Марианна Вивиерс.
Здравствуйте, уважаемые организаторы семейной олимпиады по английскому языку.
Рады принять участие в республиканской семейной олимпиаде по страноведению. Получила положительные отзывы от родителей и учеников об олимпиаде.

С уважением,
Зинаида Шестакова
Здравствуйте!
Спасибо огромное за проведение олимпиады и своевременную рассылку дипломов!


С ув. Матильда Портнягина

Все материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством, в том числе, об авторском праве и смежных правах

Телефон
Адрес:
1-4olimpiada.ykt@mail.ru