Эверстова Нюргуяна Тихоновна,
учитель начальных классов
МАОУ «Саха политехнический лицей»
городского округа «город Якутск»
Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни. Сегодня в выигрыше оказывается тот, кто способен за кратчайшие сроки переработать максимальный объём информации. Учёными доказано, что высокая скорость чтения значительно уменьшает количество непроизвольных ассоциаций, т. е. способствует лучшему пониманию текста.
Овладение техникой чтения, речью – необходимое условие формирования социально – активной личности. Научиться хорошо читать, выражать свои мысли, уметь убедительно, ярко говорить необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее главных задач на современном этапе обучения учащихся считаю овладение методом рационального чтения.
Активно использую в своей педагогической деятельности элементы техники скорочтения на уроках литературного чтения.
Скорочтение — это не просто умение быстро осваивать большие текстовые объёмы информации. Главное, что это умение постигать информацию эффективно, с высоким уровнем освоения содержательных глубин текста.
Обучение скорочтению поможет ребёнку быстро усваивать информацию и лучше учиться, кроме того, он будет тратить гораздо меньше времени на выполнение домашних заданий. Существуют различные методы и способы обучения скорочтению, которые включают в себя упражнения, работу с таблицами и текстами. В этой статье мы рассмотрим некоторые приёмы скорочтения.
Из всех методов и приемов, я отобрала, на мой взгляд, наиболее эффективные, при использовании которых, были заметны результаты проделанной работы.
Мне хочется поделиться теми находками, которые помогли моим ученикам воспроизводить текст раскованно и выразительно, бегло и осознанно.
-
Метод динамичного чтения можно включить следующие приемы в первую очередь, для развития зрительной памяти, внимания:
– фотографирование: различного рода картинок, карточек, предметов. Учащиеся должны за 1 сек. запомнить все, что изображено на картинке, т.е. «сфотографировать». (Одна секунда будет, если произнести про себя число «двадцать один».) Например, показываю иллюстрацию к сказке. Дети должны за 1 сек. запомнить все, что на ней изображено, и сказать, как называется сказка. Перед показом картинки предупреждаю детей, что они должны смотреть очень внимательно. Затем даю команды: «Приготовиться! Внимание! Фотографируем!» (Сказка К. Чуковского «Телефон».) Хорошо развивают поле ясного видения (или «поле зрения») таблицы. Например, широко известные у психологов цифровые и текстовые таблицы Шульте. Их можно использовать и на уроках математики, играть с детьми в перемену и на внеклассных мероприятиях.
-
Чтение трудных слов с доски или таблицы с последующим объяснением значения этих слов тоже довольно часто использую на уроках. Именно приемы из этой категории помогают у детей развивать осознанное чтение, расширяют словарный запас.
-
Чтение с закладкой. Закладка движется не под строкой, а по строке, закрывая уже прочитанный слог слева от читаемого.
Закладка закрывает прочитанное, читается следующий слог и закрывается передвижением закладки левой рукой в направлении, указанном стрелкой. Это исключает мимолетную регрессию, ускоряет чтение, но не помогает восприятию текста. Тем не менее я использую этот прием для отдельных детей, которые самостоятельно не могут избавиться от регрессии во время индивидуальных и дополнительных занятий.
Начиная с I класса, мы с ребятами ведем тетради по чтению. В этих тетрадях ребята выполняют творческие задания по изученным произведениям, самостоятельные работы по темам, выписывают понравившиеся выдержки из произведений и делают рисунки к ним. Уже с 1 класса большое внимание нужно уделять пересказу прочитанного.
Организации эффективного контроля за формированием у учащихся навыка беглого чтения.
Организацию и проведение контроля, как и весь процесс обучения, нужно стремиться строить на идеях сотрудничества учителя и ученика.
Проверка строится в соответствии с её формой – индивидуальной или фронтальной, а также видом проверяемого чтения – вслух или про себя. Индивидуальная проверка может быть текущей, т.е. сопутствовать каждодневным урокам чтения. Наиболее чёткое представление о навыках чтения каждого ученика создаётся при индивидуальной проверке в процессе рубежного контроля (в конце четверти, полугодия, учебного года).
Наряду с индивидуальной проверкой практикуются некоторые виды фронтальной проверки.
- оценивание способа чтения
- темп чтения (количество слов или знаков, прочитанных за 1-2 минуты).
Данные заносятся в карту сформированности навыков грамотного чтения у школьников.
Переходной формой от контроля внешнего (учителя) к контролю внутреннему является взаимный контроль учащихся. Здесь значительно возрастает уровень самостоятельности. Эта форма контроля позволяет не только осуществить взаимный контроль учебных действий учащихся, но и постепенно подвести их к овладению умениями самоконтроля.
Работа по совершенствованию техники чтения проводилась с 1сентября 2015года по 30 мая 2019 года (с 1 по 4-й класс). Результативность была проверена в 2015-2016 уч. году на 1-м классе, в 2016-2017уч. году на 2-м классе, в 2017-2018уч. году на 3-м классе, в 2018-2019 уч. году на 4-м классе. Скорость чтения измерялась индивидуально на одном и том же тексте. Проверялось и качество сформированности грамотного чтения в баллах. Мониторинг техники чтения показал, что ежегодный показатель выше норматива. Данные мониторинга позволяют сделать вывод о росте уровня обученности. Двое учеников в течение четырёх лет обучения показывали незначительное отклонение от норматива, однако, при этом каждый из них улучшал свои личные показатели с каждым годом. Большинство учеников демонстрировали показатели выше установленной нормы. Лучшие результаты так же имеют тенденцию к росту.
Читающие выше нормы на протяжении 4 лет:
№ ученика
|
1класс
кол-во слов в мин.
30-40
|
2класс
кол-во слов в мин
50-60.
|
3класс
кол-во слов в мин
75-80.
|
4класс
кол-во слов в мин.
90 и выше
|
Читали ниже нормы
№ ученика
|
1класс
кол-во слов в мин.
30-40
|
2класс
кол-во слов в мин
50-60.
|
3класс
кол-во слов в мин
75-80.
|
4класс
кол-во слов в мин.
90 и выше
|
В настоящее время, когда учитель имеет право выбора учебника, методики преподавания, есть возможности применения различных приемов и методов для достижения учителем поставленной цели, опираясь на специфику данного класса.
Среди всех общеучебных умений и навыков в начальной школе самое важное место для дальнейшего обучения занимает умение беглого чтения. Известный ученый и педагог В.Н. Зайцев в своих исследованиях пришел к выводу, что только техника чтения не меньше 120 слов в минуту дает возможность ребенку успешно учиться в 5 классе. Поэтому на протяжении всего периода обучения в начальной школе учитель должен вести целенаправленную работу по формированию у детей беглого, осознанного чтения.
Хотелось бы выделить несколько рекомендаций, которые должны соблюдаться при формировании у детей навыка беглого чтения:
1. Задача научиться быстро читать, наряду с задачей формировать у детей интерес к чтению, должна быть поставлена перед учащимися со стороны учителя.
2. Эти задачи должны быть приняты учениками и родителями. Только при совместной работе можно достичь желаемого результата.
3. Учитель должен знать и применять систематически на практике методы и приемы, рекомендованные для увеличения техники чтения.
4. Специальным приемам и упражнениям по технике чтения должны быть научены не только дети, но и родители. Им необходимо понять, что чтение и работа над техникой чтения не одно и то же. Для этого организуются тематические родительские собрания и консультации.
6. В классе систематически должен производиться диагностический замер техники чтения, который дает возможность определить группу учащихся, которым успешно удается работать над техникой чтения и группу учащихся, которым необходима помощь.
Таким образом, в результате данной работы к 4 классу ученики усваивают азы технической речи и средств выразительности, умеют самостоятельно выделить главное в содержании, найти ударное слово, выбрать нужную интонацию, передать свое отношение к читаемому. Беглое чтение повышает интерес детей к чтению художественной литературы и ее осмыслению.