Автор разработки: Фекла Дмитрьевна Ефремова,
учитель начальных классов
МБОУ «Сулгачинская средняя общеобразовательная школа
имени Константинова И.И.-Дэлэгээт Уйбаан»,
Амгинский улус, Республика Саха (Якутия)
Тема |
Состав слова. Повторение. |
|
Цели
|
Актуализировать знания о составе слова и словообразовании.
Актуализировать умения выполнять разбор слова по составу и образовывать новые слова, используя морфемы.
Научить использовать имеющиеся знания и умения в практической деятельности.
|
|
Основное содержание темы
|
Актуализировать знания и умения о разборе слова по составу. Актуализировать знания и умения о словообразовании с помощью разных морфем, и способах образования новых слов.
|
|
Термины и понятия
|
Глагол, имя прилагательное, имя существительное, корень слова, образование слов сложением двух корней, однокоренные слова, окончание, основа, приставка, приставочный способ образования слов, приставочно-суффиксальный способ образования слов, суффиксальный способ образования слов, суффикс, форма слова
|
|
Планируемый результат
|
||
Личностные умения
Проявлять:
- интерес к изучению темы;
- эмоционально-ценностное отношение к проблеме Вити и желание ему помочь;
- осознание собственной успешности при изучении темы.
|
Метапредметные умения
Познавательные умения:
- определять группу родственных слов и обосновать свое мнение;
- определять родственные слова разных частей речи и обосновать свое мнение;
- выделять части слова и обосновать свое мнение;
- определять способы образования слова и обосновывать свое мнение;
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- определять последовательность выполнения заданий с учетом конечного результата;
- соотносить учебное действие с известным алгоритмом;
- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.
Коммуникативные умения:
- формулировать высказывания, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога;
- согласовывать позиции партнера и находить общее решение;
- адекватно использовать речевые средства для представления результата.
|
Предметные умения
- выделять графически части слова;
- указывать способы образования слова;
- составлять и писать слова (простые, сложные), образованные разными способами, используя морфемы;
- разбирать слова по составу, используя известный алгоритм.
|
Организация образовательного пространства
|
||
Межпредметные связи
|
Ресурсы
|
Формы работы
|
Родной язык
Тема: Тыл састааба
|
Информационный материал:
Учебник В.П. Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» ч.1
Ходова Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. Начальная школа. 2-4 классы. М.: Айрес-пресс, 2007.
Узорова О.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 1-4 кл. М.: АСТ:Астрель, 2009.
Демонстрационный материал: таблицы, электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной и др.
Раздаточный материал:
Карточки с учебными заданиями.
|
Фронтальная.
|
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
|
||
I этап. Самоопределение к деятельности
|
||
Цели деятельности
|
Ситуативное задание
|
Планируемый результат
|
• Мотивировать учащихся к изучению темы.
• Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме товарища.
|
« Я придумал много слов: наводнение, надо, набег, надежда, написал ».
Ответ Вити Наталью Николаевну озадачил, и учительница мальчика хвалить не стала.
Ребята, что насторожила учителя в ответе Вити?
Школьники предлагали разные версии, но им пока не хватала определенных знаний и умений для их представления и обоснования.
Есть ли у вас желание узнать, в чем ошибка Вити, чтобы помочь ему ее исправить?
|
Личностные умения:
- проявлять интерес к изучению темы;
- проявлять желания помочь Вите.
|
II этап. Учебно-познавательная деятельность
|
||
Цели деятельности
|
Учебные задания
и методы работы с информацией
|
Планируемый результат
|
1 блок. Разбор слова по составу
|
Цели:
• Актуализировать знания школьников о составе слова.
• Научить школьников:
- определять группу родственных слов и обосновать свое мнение;
- разбирать слова по составу, используя алгоритм;
- выделять графически части слова;
- распределять слова на группы однокоренных слов;
- подбирать и писать однокоренные слова разных частей речи;
- составлять и писать новые слова, используя приставки и суффиксы;
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- выполнять самопроверку и корректировку учебного задания;
- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.
|
А) Работа парами
Задание 1
Назовите значение слов: «окончание», «форма слова», «основа слова», «корень», «суффикс», «приставка».
Назовите значение выражений: «однокоренные слова», «форма слова».
Расскажите алгоритм разбора слова по составу.
*На доске появляется плакат с алгоритмом разбора слова по составу:
Задание 2
Используя данный алгоритм, разберите слово «настольный» по составу.
Задание 3
Определите слово, которое соответствует схеме: приставка-корень-суффикс-окончание и укажите его знаком (+):
Задание 4
Из предложенных слов выберите те, которые соответствуют данной схеме и напишите их.
Хохотушка, комариный, фруктовый, подорожник.
Физкультминутка
Б) Работа по группам
Задание 1
Из предложенных слов выберите те, которые имеют приставку «НА»: «наводнение, надо, набег, надежда, написал».
Задание 2
Определите и подчеркните лишнее слово в каждой строчке:
1 группа. Честный, честь, чесночный, чествовать.
2 группа. Седло, седловина, седина, оседлать.
3 группа. Смешной, смешать, смех, смешить.
Задание 3
Подберите и напишите однокоренные слова разных частей речи к словам:
1 группа. Сад -
2 группа. Дом -
3 группа. Море -
|
Познавательные умения:
- определять группу родственных слов и обосновать свое мнение;
- определять части слова и обосновать свое мнение
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;
- соотносить учебные действия с имеющимися алгоритмом.
Коммуникативные умения:
- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.
Предметные умения
- разбирать слова по составу, используя алгоритм;
- выделять графически части слова;
- распределять слова на группы однокоренных слов;
- подбирать и писать однокоренные слова разных частей речи;
- составлять и писать новые слова, используя приставки и суффиксы.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 блок Словообразование
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели:
- определять способы образования новых слов с помощью морфем и обосновывать свое мнение;
- рассказывать о способах образования новых слов;
- образовывать и писать новые слова с помощью морфем;
-выделить части слова графически;
- составлять и писать сложные слова;
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;
- формулировать высказывания, используя соответствующие термины, в рамках учебного диалога;
- оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию.
|
Задание 4
Рассмотрите части слов в таблице. Образуйте новые слова, используя разные части слова. Разберите слова по составу.
Задание 5
Впишите в кроссворд по строчкам сложные слова.
* Ответы: 1) садовод, 2) паровоз, 3) дымоход, 4) хоровод, 5) бурелом, 6) самотек, 7) пулемет.
|
Познавательные умения:
- определять способы образования новых слов с помощью морфем обосновывать свое мнение.
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.
Коммуникативные умения
- адекватно формулировать высказывания, используя соответствующие термины, в рамках учебного диалога;
- оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию.
Предметные умения:
- рассказать о способах образования новых слов;
- образовывать писать новые слова с помощью морфем;
- выделять части слова графически;
- составлять и писать сложные слова.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III этап. Рефлексивная деятельность
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели деятельности
|
Самоанализ и самооценка ученика
|
Результат деятельности
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Научить школьников:
• соотносить полученный результат с поставленной целью;
• оценивать результат своей деятельности;
- оценивать результат учебной деятельности.
|
Задание на самооценку.
В конце урока детям предлагается раскрасить нужный столбик таблицы:
В конце изучения данной темы:
Закончите предложения:
Я доволен(льна) ………………..(очень, не очень) тем, как справился с выполнением заданий, которые делал сам.
|
Личностные умения:
- оценивать результат собственной деятельности.
Регулятивные умения:
- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.
|