Телефон:
Адрес:
1-4olimpiada.ykt@mail.ru

Технологическая карта Русский язык УМК «Школа России» 3 класс

Автор разработки:  Фекла Дмитрьевна Ефремова,
учитель начальных классов
 МБОУ «Сулгачинская средняя общеобразовательная школа
имени Константинова И.И.-Дэлэгээт Уйбаан»,
Амгинский улус, Республика Саха (Якутия)

Тема

Состав слова. Повторение.

Цели

 

Актуализировать знания о составе слова и словообразовании.
Актуализировать умения выполнять разбор слова по составу и образовывать новые слова, используя морфемы.
Научить использовать имеющиеся знания и умения в практической деятельности.
Основное содержание темы
 
Актуализировать знания и умения о разборе  слова по составу. Актуализировать знания и умения о словообразовании с помощью разных морфем, и способах образования новых слов.
Термины и  понятия
Глагол, имя прилагательное, имя существительное, корень слова, образование слов сложением двух корней, однокоренные слова, окончание, основа, приставка, приставочный способ образования слов, приставочно-суффиксальный способ образования слов, суффиксальный способ образования слов, суффикс, форма слова
Планируемый результат
Личностные умения
 Проявлять:
- интерес к изучению темы;
- эмоционально-ценностное отношение к проблеме Вити и желание ему помочь;
- осознание собственной успешности при изучении темы.
Метапредметные умения
Познавательные умения:
- определять группу родственных слов и обосновать свое мнение;
- определять родственные слова разных частей речи и обосновать свое мнение;
- выделять части слова и обосновать свое мнение;
- определять способы образования слова и обосновывать свое мнение;
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- определять  последовательность выполнения заданий с учетом конечного результата;
- соотносить учебное действие с известным алгоритмом;
- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.
Коммуникативные умения:
-  формулировать высказывания, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога;
- согласовывать позиции партнера и находить общее решение;
- адекватно использовать речевые средства для представления результата.
Предметные умения
 - выделять графически части слова;
- указывать способы образования слова;
- составлять и писать слова (простые, сложные), образованные разными способами, используя морфемы;
- разбирать слова по составу, используя известный алгоритм.
 
Организация образовательного пространства
Межпредметные связи
Ресурсы
Формы работы
Родной язык
Тема: Тыл састааба
Информационный материал:
Учебник В.П. Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» ч.1
Ходова Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. Начальная школа. 2-4 классы. М.: Айрес-пресс,  2007.
Узорова О.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 1-4 кл. М.: АСТ:Астрель, 2009.
Демонстрационный материал: таблицы, электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной и др.
Раздаточный материал:
Карточки с учебными заданиями.
Фронтальная.
• индивидуальная –
• парная  -
• групповая -
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
I этап. Самоопределение к деятельности
Цели деятельности
Ситуативное задание
Планируемый  результат
• Мотивировать учащихся к изучению темы.
• Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме товарища.
 
Витя после участия в олимпиаде по русскому языку прибежал к своей учительнице и сказал ей, что он очень легко и быстро справился со всеми заданиями, даже очень сложными. Наталья Николаевна  попросила рассказать, как он выполнил хоть одно задание. Витя привел пример: «В задании надо было придумать как можно больше слов с приставкой «на»
« Я придумал много слов: наводнение, надо, набег, надежда, написал ».
Ответ Вити Наталью Николаевну озадачил, и учительница мальчика хвалить не стала.
Ребята, что насторожила учителя в ответе Вити?
Школьники предлагали разные версии, но им пока не хватала определенных знаний и умений для их представления и обоснования.
Есть ли у вас желание узнать, в чем ошибка Вити, чтобы помочь ему ее исправить?
Личностные умения:
- проявлять интерес к изучению темы;
- проявлять желания помочь Вите.
 
II этап. Учебно-познавательная деятельность
Цели деятельности
 
Учебные задания
и методы работы с информацией
Планируемый  результат
 1 блок. Разбор слова по составу
Цели:
• Актуализировать знания школьников о составе слова.
• Научить школьников:
- определять группу родственных слов и обосновать свое мнение;
- разбирать слова по составу, используя алгоритм;
- выделять графически части слова;
- распределять слова на группы однокоренных слов;
- подбирать и писать однокоренные слова разных частей речи;
- составлять и писать новые слова, используя приставки и суффиксы;
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- выполнять самопроверку и корректировку учебного задания;
- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.
 
А) Работа парами
Задание 1
Назовите значение слов:  «окончание», «форма слова», «основа слова», «корень», «суффикс», «приставка».
Назовите значение выражений: «однокоренные слова», «форма слова».
Расскажите алгоритм разбора слова по составу.
*На доске появляется плакат с алгоритмом разбора слова по составу:
1) Выделяем окончание (изменяем слово);
2)Выделяем основу;
3)Выделяем корень (подбираем родственные слова);
4) Выделяем приставку;
5) Выделяем суффикс.
 
Задание 2
Используя данный алгоритм, разберите слово «настольный» по составу.
Задание 3
 Определите слово, которое соответствует схеме: приставка-корень-суффикс-окончание и укажите его знаком (+):
крылышко
 
нагрузка
 
переход
 
Задание 4
Из предложенных слов выберите те, которые соответствуют данной схеме img2  и напишите их.
 Хохотушка,  комариный, фруктовый, подорожник.
Физкультминутка
Б) Работа по группам
 Задание 1
Из предложенных слов выберите те, которые имеют приставку «НА»: «наводнение, надо, набег, надежда, написал».
Задание 2
Определите и подчеркните лишнее слово в каждой строчке:
1 группа. Честный, честь, чесночный, чествовать.
2 группа. Седло, седловина, седина, оседлать.
3 группа. Смешной, смешать, смех, смешить.
Задание 3
Подберите и напишите однокоренные слова разных частей речи к словам:
1 группа. Сад -
2 группа. Дом - 
3 группа. Море -
Познавательные умения:
- определять группу родственных слов и обосновать свое мнение;
- определять части слова и обосновать свое мнение
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;
- соотносить учебные действия с имеющимися алгоритмом.
Коммуникативные умения:
- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.
Предметные умения
 - разбирать слова по составу, используя алгоритм;
- выделять графически части слова;
- распределять слова на группы однокоренных слов;
- подбирать и писать однокоренные слова разных частей речи;
- составлять и писать новые слова, используя приставки и суффиксы.
 
2 блок Словообразование
Цели:
  •  Актуализировать знания  о способах образования слова;
  •  Научить школьников:
- определять способы образования новых слов с помощью морфем и обосновывать свое мнение;
- рассказывать о способах образования новых слов;
- образовывать и писать новые слова с помощью морфем;
-выделить части слова графически;
- составлять и писать сложные слова;
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;
- формулировать высказывания, используя соответствующие термины, в рамках учебного диалога;
- оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию.
Задание 4
Рассмотрите части слов в таблице. Образуйте новые слова, используя разные части слова. Разберите слова по составу.
Приставки
Корни
Суффиксы
Под-, при-, пере-
-лет-, -корм-, -стол-,
-ход-, -мор-, -цвет-,
-лес-, -вод-, -лист-
-ск-, -ик-, -ник-, -ок-,
-ушк-, -н-, -ов-, -к-
Задание 5
Впишите в кроссворд по строчкам сложные слова.
С
 
 
 
 
 
Д
  
А
 
 
 
О
 
 
 
М
 
Х
 
 
 
 
 
О
 
 
 
 
 
Р
 
Л
 
 
 
А
 
 
 
Е
 
П
 
 
 
 
 
Т
 
  1. Специалист по разведению сада.
  2. Паровой колесный двигатель.
  3. Канал для выхода дыма из печи.
  4. Русская народная игра-пляска.
  5. Лес, поваленный бурей.
  6. Стихийное, бесплановое движение
  7. Огнестрельное оружие.
* Ответы: 1) садовод, 2) паровоз, 3) дымоход, 4) хоровод, 5) бурелом, 6) самотек, 7) пулемет.
Познавательные умения:
- определять способы образования новых слов с помощью морфем   обосновывать свое мнение.
Регулятивные умения:
 - выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.
Коммуникативные умения
 - адекватно формулировать высказывания, используя соответствующие термины, в рамках учебного диалога;
- оформлять речевое высказывание,  представляя свою позицию.
  Предметные умения:
 -  рассказать о способах образования новых слов;
- образовывать писать новые слова с помощью морфем;
- выделять части слова графически;
- составлять и писать сложные слова.
III этап. Рефлексивная деятельность
Цели деятельности
Самоанализ и самооценка ученика
Результат деятельности
Научить школьников:
• соотносить полученный результат с поставленной целью;
• оценивать результат своей деятельности;
- оценивать результат учебной деятельности.
 
Задание на самооценку.
В конце  урока детям предлагается раскрасить нужный столбик таблицы:
Я полностью и самостоятельно выполнял все задания
 
 
Я выполнял задания хорошо, но иногда мне требовалась помощь товарищей или учителя
Я не смог выполнить все задания так, как   мне хотелось. Мне надо еще поучиться…
 
 
 
 
В конце изучения данной темы:
Закончите предложения:
Я доволен(льна) ………………..(очень, не очень) тем, как справился с выполнением заданий, которые делал сам.
Личностные умения:
- оценивать результат собственной деятельности.
Регулятивные умения:
- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

 

Отзывы
Идея создания сайта мне очень понравилась. Данный сайт позволяет организовать дистанционное творческое сотрудничество с другими педагогами и обучающимися. Ещё одно преимущество сайта - то, что задания и конкурсы проводятся на двух языках – русском и якутском. Желаю успехов в работе сайта!
Боярова Людмила Андреевна – заместитель директора по воспитательной работе МОБУ СОШ №12 г. Якутска, Отличник образования РС(Я)
Боярова Людмила Андреевна – заместитель директора по воспитательной работе МОБУ СОШ №12 г. Якутска, Отличник образования РС(Я)
Сайт полезный, познавательный для детей и педагогов. Обращает внимание его практическая направленность. Разделы сайта грамотно подобраны, интересны. Большой выбор олимпиад и конкурсов на якутском и русском языках. Хорошая возможность детям проверить уровень знаний по предметам, а педагогам - обмениваться материалами в альманахе "Я - педагог". Желаю процветания и достижения всех ваших целей!
Григорьева Дария Васильевна - учитель начальных классов, Почётный работник общего образования РФ, г. Нюрба
Григорьева Дария Васильевна - учитель начальных классов, Почётный работник общего образования РФ, г. Нюрба
Сайт дистанционных олимпиад и конкурсов обеспечивает сознательное и активное участие школьников в процессе обучения в школе и полное освоение учебного материала. Здесь организуется творческая работа с педагогами и обучающимися. Желаю удачи во всех начинаниях!
Винокурова Екатерина Ивановна - Кандидат педагогических наук, автор учебных пособий «Культура народов РС(Я)», «Уран тарбах кистэлэҥэ», «Уроки предков» и др.пособий.  Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Институт национальных школ РС(Я)
Винокурова Екатерина Ивановна - Кандидат педагогических наук, автор учебных пособий «Культура народов РС(Я)», «Уран тарбах кистэлэҥэ», «Уроки предков» и др.пособий. Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Институт национальных школ РС(Я)
Ваш сайт - незаменимый помощник на уроках, при подготовке к олимпиаде. Для ребят все конкурсы, олимпиады - отличная умственная тренировка и соревнование! Планируем и в дальнейшем принимать участие. Спасибо вам большое!
Алексеева Евдокия Николаевна - учитель начальных классов Нюрбинской СОШ №1, Отличник образования РС(Я)
Алексеева Евдокия Николаевна - учитель начальных классов Нюрбинской СОШ №1, Отличник образования РС(Я)
Ситуация с коронавирусом отрезала нас от мира. Чем вы занимаетесь во время самоизоляции? А я открыла для себя очень полезный, мотивирующий сайт, который предлагает детям попробовать свои силы, знания и умения в различных конкурсах и олимпиадах. Уверена, что и для себя вы найдете там много интересного и увлекательного. Для успешного повышения категории и аттестации педагогов отлично подходит размещение методических материалов в электронном альманахе «Я – педагог». Успехов Вам и Удачи!
Скрябина Ульяна Егоровна - Отличник гражданских инициатив РС (Я), режиссер-сценарист, организатор благотворительных мероприятий, акций концертов, председатель ОО "Многодетная семья Якутии"
Скрябина Ульяна Егоровна - Отличник гражданских инициатив РС (Я), режиссер-сценарист, организатор благотворительных мероприятий, акций концертов, председатель ОО "Многодетная семья Якутии"
Добрый день! Спасибо организаторам за проведение дистанционных олимпиад во время дистанционного обучения! Очень рады, что наша дочка участвовала и заняла 1 место. Вам процветания, успехов!


Анастасия Бурнашёва – родитель.
Очень хорошие олимпиады. Задания соответствуют возрасту ребенка. В такое время, когда все сидим на самоизоляции, такие олимпиады очень нужны.

Бурнашева Галина Федосеевна - учитель начальных классов МОБУ "СОШ №38" г. Якутска
Сейчас, когда идет эра интернета, каждый из нас погружен в эту паутину. И в этой паутине нужны познавательные сайты, где ученик самостоятельно сможет проверить свои знания, силы. Это хоть маленький, но опыт. Участие в дистанционных олимпиадах и занятия в тренажерах придают уверенности ученику. При дополнительной подготовке к олимпиадам повышается уровень знаний, также возможно и вспоминается даже что-то слегка забытое, и если по итогам хороший результат - повышается самооценка школьника. И даже если не очень хороший итог, то он тоже полезен, так как является стимулом укрепить свои знания. Считаю, что ваш сайт этому и способствует. Отрадно, что в сайте можно и педагогам поделиться своим опытом педагогической деятельности. Желаю дальнейшего процветания вашей команде!


Николаева Мария Андреевна – учитель начальных классов МБОУ «Антоновская СОШ им.Н.Н.Чусовского» Нюрбинского района, Отличник образования РС (Я), Почетный работник воспитания и просвещения РФ.
Дорооболоруҥ! Бу сайт олус интэриэһинэй, араас конкурстар, олимпиадалар тахсаллар. Мин оҕолорбун астына кытыннарабын. Инникитин куруук бииргэ буолуохпут. Улахан махталбын тириэрдэбин, сайда-үүнэ туруҥ!

Ульяна Колесова - учуутал
Здравствуйте, уважаемые организаторы олимпиады!
Спасибо большое за ваш труд и вклад в развитие наших детей!
Вопросы были очень интересные и познавательные.

Успехов вам!
Всего вам доброго,
С уважением, Марианна Вивиерс.
Здравствуйте, уважаемые организаторы семейной олимпиады по английскому языку.
Рады принять участие в республиканской семейной олимпиаде по страноведению. Получила положительные отзывы от родителей и учеников об олимпиаде.

С уважением,
Зинаида Шестакова
Здравствуйте!
Спасибо огромное за проведение олимпиады и своевременную рассылку дипломов!


С ув. Матильда Портнягина
Спасибо огромное за олимпиаду и за красочно оформленные дипломы

С уважением, Екатерина Парникова
Здравствуйте! Спасибо большое за интересные и полезные задания. Желаем дальнейших успехов и будем рады сотрудничеству.

С уважением, Зинаида Ядреева.
Большое спасибо организаторам такого хорошего сайта. С радостью принимаем участие в каждой олимпиаде! Заранее готовимся к олимпиадам, по итогам которых наши дети занимают призовые места, получают красочные дипломы, пополняют свое портфолио. У детей появляется уверенность в своих силах, познавательная активность, высокая мотивация. Очень понравился проект "Электронный альманах", тут есть много полезного, особенно для молодых учителей, которые учатся у своих более опытных коллег, тут богатый материал, учителя щедро делятся своим опытом, за это отдельное спасибо! Ведь все мы были когда-то начинающими педагогами, жаль что в то время не было такого полезного, тщательно продуманного сайта. От имени моих коллег, учеников и их родителей говорю слова благодарности за ваш труд, за желание развивать наших детей и нас учителей!

С уважением, Соловьева Анна Ивановна, учитель начальных классов.
Здравствуйте! Благодаря вашему тренажёру мой сын за несколько дней выучил всю таблицу умножения. Теперь будем учить словарные слова.

Мама Артёма Иванова Мари

Все материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством, в том числе, об авторском праве и смежных правах

Телефон
Адрес:
1-4olimpiada.ykt@mail.ru