Горнакова Анна Ивановна,
учитель начальных классов
МБОУ «Сиктяхская НОШ»
МР Булунский улус (район) с. Сиктях
Цели:
-
Сформировать умение строить алгоритмы на примере построения алгоритма умножения на двузначное число;
-
Сформировать умение умножать на двузначное число;
-
Тренировать способность к умению учиться;
-
Тренировать умение анализировать и решать задачи.
Развивающие задачи (УУД).
Регулятивные УУД.
Организовывать рабочее место, свою деятельность.
Принимать и ставить учебно-познавательную задачу.
Строить логические рассуждения.
Планировать свои действия.
Проводить самопроверку.
Личностные УУД: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников, привитие учащимся интереса к урокам математики, воспитание внимания и активности учащихся на уроке, умения обобщать и делать выводы.
Познавательные УУД.
Использование схем при решении задач.
Постановка и решение проблемы.
Коммуникативные УУД.
Уметь использовать математическую речь при объяснении своих действий.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь товарищам.
Тип урока: открытие новых знаний.
Ход урока.
1. Организационный момент. Псих. и эмоц. настрой учащихся.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
Устный счет.
Арифметический диктант.
Чему равна:
1. Сумма чисел 710 и 290. ( 1000) У
2. Разность чисел 600 и 150. (450) М
3. Произведение чисел 150 и 2?(300) Н
4. Частное чисел 540 и 6.(90) О
5. 9 увеличить в 40 раз (360) Ж
6. 5 увеличить в 80 раз.(400) Е
7. 640 уменьшить в 8 раз. (80) Н
8. 250 уменьшить в 5 раз? ( 50) И
9. – Я задумала число, если его увеличить в 6 раз, то получится 120. Какое число я задумала?.(20) Е
А сейчас, если вы решили верно, то, пользуясь буквами, который вы видите на доске, назовите тему урока.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1000 – У, 450 – М, 300- Н, 90 – О, 360 –Ж, 400 – Е, 80 – Н, 50 – И, 20 - Е (УМНОЖЕНИЕ).
-
Мотивация к учебной деятельности.
- Скажите, чему же будет посвящён сегодняшний урок? (Умножению.)
- Какие числа вы умножали на последних уроках? (Многозначные.)
- На какое число вы умножали многозначные числа? (На однозначное.)
- Теперь найдите продолжение пословиц: Бог дал человеку один язык и ..(два уха). Один ум хорошо,а…(два лучше). Ласковый телёнок….(двух маток сосёт).
Как вы думаете, какое число дополнили? (два)
-Значит, сегодня вы будете учиться умножать многозначные числа, на какое число? (На двузначное.)
- А как вы узнаёте новое на уроке? (Мы сначала повторим то, что нам понадобиться, обобщим, выполним пробное задание, у нас может не получиться, мы остановимся, подумаем и сами откроем новый способ.)
- Как вы будете работать? (Самостоятельно.)
- Тогда пожелайте друг другу удачи – и в путь!
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
- Чтобы узнать что-то новое, что надо сделать сначала? (Повторить те знания, которые нам понадобятся на уроке.)
На доске записаны числа:
321 5476
- Прочитайте числа, назовите, сколько в них разрядных единиц.
- Какая схема-опора помогла вам выполнить это задание? (Опорная схема обозначения многозначных чисел.)
Запись на доске
321 х 3 5476 х 2
- Найдите значение выражений, используя запись в столбик.
(Выполнение задания у доски и в тетради.)
- Какая схема-опора помогла вам выполнить это задание? (схема-опора умножения многозначного числа на однозначное число в столбик.)
- Итак, ребята, что же вы сейчас повторили? (Разряды многозначных чисел. Умножение многозначных чисел на однозначное в столбик.)
-Теперь я предлагаю вам новое задание
(Учитель открывает выражение)
126 х 34
- Что нового в этом выражении? (Надо найти произведение многозначного числа на двузначное.)
_ Попробуйте найти значение этого выражения, записав произведение в столбик.
- Посмотрим результаты.
- Поднимите руки, кто не смог найти произведение? Что показалось для вас трудным?
- Те, кто решил, можете назвать, каким способом умножения числа вы воспользовались?
3. Выявление места и причины затруднения.
- Как вы рассуждали, когда выполняли задание?
- На какую схему-опору вы опирались?
- Подошла ли к вашему заданию известная схема? (Нет.)
- Где возникло затруднение?
- Какой шаг отсутствует в известном алгоритме? (Умножение на десятки.)
- Почему вы не смогли справиться с заданием? (Мы не знаем алгоритма умножения на двузначное число.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Прежде чем продолжить работу дальше, что надо сделать? (Поставить цель.)
- Сформулируйте цель своей деятельности. (Узнать алгоритм умножения на двузначное число.)
- Вы будете открывать новый алгоритм или уточнять уже известный? (Уточнять уже известный.)
- Сформулируйте тему урока. (Умножение на двузначное число.)
- Повторите ещё раз. Какой алгоритм вы будете уточнять?
- Как звучит первый шаг в алгоритме умножения на однозначное число? (Пишу единицы под единицами…)
- Какой будет первый шаг в алгоритме умножения на двузначное число? (Пишу единицы под единицами…)
- Что будете делать дальше? (Умножать единицы, затем десятки…)
- Сформулируйте следующий шаг самостоятельно.
- Составим план вашей дальнейшей работы.
- Что вы сделаете сначала? (Запишем числа в столбик.)
- Дальше что вы сможете сделать? (Вычислить.)
- Дальше вам надо сформулировать недостающий шаг. И в конце, что вы должны сделать? (Составить схему-опору.)
На доске/экране фиксируется план:
-
Записать выражение и вычислить.
-
Сформулировать недостающий шаг.
-
Составить опорный сигнал.
5. Реализация построенного проекта.
Учитель фиксирует на доске эталон.
С Д Е
* * *
Х **
* * *
* * *
* * * *
- Решите пример, опираясь на полученный вами опорный сигнал.
126 х 34
Один ученик работает у доски, другие в тетради.
- А теперь сформулируйте алгоритм умножения на двузначное число.
Дети называют каждый шаг, учитель фиксирует его на доске.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-
Пишу: …
- Сравните полученный алгоритм со своим решением. Вы всё сделали правильно?
- Скажите, все ли затруднения вы преодолели?
- Докажите. (Мы знаем, как правильно выполнять умножение на двузначное число. Можем обосновать свои действия.)
- Какие задания вы теперь сможете выполнять? (Умножать на двузначное число.)
Физкультминутка.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Можно ли сказать, что вы всё уже сделали на уроке? (Нет.)
- Какую цель вы поставите на оставшийся этап? (Научиться применять построенный алгоритм при умножении на двузначное число.)
- Что для этого надо сделать? (Потренироваться в использовании нового алгоритма.)
- Вы поработали вместе, теперь поработайте в парах.
849 х 17
Задание выполняется в тетради. Объяснение по вариантам. Проверка по образцу.
Ребята, которые допустили ошибки, проговаривают решение вслух, находят место ошибки, анализируют её и исправляют.
- А теперь поработайте парами. (На работу 3 минуты.)
- Представьте свои результаты. Объясните свои действия. (У доски отвечают по одному представителю от пары.)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой.
- Вы поработали в парах, группах, а теперь работаем самостоятельно.
- С какой целью вы будете работать самостоятельно? (Мы должны для себя выяснить, понятен ли нам новый способ, можем ли мы им самостоятельно пользоваться?)
Работа по карточкам.
- Проверьте. (Открыть на доске решения примеров для самопроверки.)
- У кого другой ответ, поставьте знак (-), найдите место, где допустили ошибку, объясните.
- Кто справился с заданием без ошибок? Поставьте себе знак (+).
8. Включение в систему знаний и повторение.
- При выполнении, каких заданий вы сможете использовать умения приобретённые на уроке? (При решении задач, уравнений.)
- Решите задачу № с..
- Прочитайте условие задачи. Что известно, что надо узнать? Назовите первый вопрос. Каким действием ответите на первый вопрос?
Назовите второй вопрос. Каким действием ответите на второй вопрос?
Назовите третий вопрос. Каким действием ответите на третий вопрос?
- Выполните решение в тетради.
Один ученик у доски, другие в тетрадях.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Что нового открыли для себя на уроке?
- Как умножают многозначное число на двузначное число?
- Какие цели вы сегодня ставили?
- Достигли вы этих целей? Докажите.
- Над чем ещё вам надо будет поработать?
- Можно ли сказать, что сегодня вы были настоящими учениками? Докажите.
- Оцените свою работу на уроке, используя лист самооценки.
Оцените, пожалуйста, свою работу при помощи этих предложений.
- « Я хорошо усвоил алгоритм умножения на двухзначное число….»
- « Мне ещё трудно умножать на двухзначное число…»
- «Я не усвоил алгоритм умножения на двухзначное число....»
Домашнее задание.
№ 9, 10, с. 15