Автор: Готовцева Надежда Ивановна
Должность: учитель начальных классов
с. Борогонцы, Усть-Алданский улус (район),
Республика Саха (Якутия)
Электронная почта: nadyagot@yandex.ru
Тема: Собака – друг человека.
Образовательная система
|
« Школа России»
|
Педагогические цели и задачи
|
Формирование толерантного отношения к животным
|
Планируемые результаты
|
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: определять породы собак; рассказывать о правилах ухода за домашними животными; получат возможность научиться: приводить примеры пород собак; характеризовать условия жизни собак; объяснять необходимость ответственного отношения к братьям нашим меньшим; составлять словесный портрет своего питомца; извлекать из текста нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя; познавательные – использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Личностные: формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительное отношение к иному мнению; умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты, видеть выходы из спорных ситуаций
|
Оборудование
|
Медиапрезентация, индивидуальные материалы «лепбук».
|
Методы и формы
обучения |
Проблемно-диалогический, объяснительно-иллюстративный; фронтальная, парная, индивидуальная
|
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
1. Организационный момент
|
- здравствуйте, дети!
|
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
|
2. Мотивация. Определение темы урока.
|
- на экране вы видите обложки книги «Моя жизнь в его лапах». Как вы думаете, почему автор назвал книгу так?
Книгу написала
- О чем мы будем говорить, точнее о ком?
- Открываем Лэпбук.
- Задание №1: составить из данных слов цитату. Приклеить.
- Читаем предложение.
Это и есть тема нашего урока.
- Как вы понимаете это выражение?
|
Варианты ответов учащихся.
Работа с лэпбуком.
Учащиеся составляют из слов предложение. Приклеивают получавшееся предложение.
Мы в ответе за тех, кого приручили.
Ответы учащихся.
|
3. Определение цели урока
|
Слайд №2
- Давным давно человек приручил дикое животное – волка, чтобы он помогал охотиться и охранял его дом. И человек должен заботиться о собаке.
- Мы знаем, что собаки помогают людям во всем, есть собаки – поводыри, они охраняют государственную границу, спасают людей из под лавин и т д. Но в последнее время собаки стали чаще нападать на людей, есть случаи со смертельным исходом. Почему же верные друзья стали врагами?
- почему бродячих собак стало больше?
- Почему некоторые люди бросают своих собак?
- Есть случаи, когда собаки нападали на своих хозяев. Почему так происходит? Кто виноват?
- В чём заключается ошибка людей?
- Что значит выражение «ухаживать за собакой»?
- Определите цели урока. На этом уроке мы должны чему учиться?
|
Ответы учащихся.
Решение проблемного вопроса. Обсуждение вариантов ответов учащихся. Выдвигают собственное предположение. Пытаются их доказать. Делают выводы.
(недоела забота)
(не знаем как воспитать свою собаку, как ухаживать за ними)
(воспитать, правильно кормить, лечить)
(научиться правильно ухаживать за собакой)
|
4. Актуализация знаний
|
- Давайте представим, что вы решили завести щенка и пришли выбрать щенка. Как бы вы выбрали себе щенка?
- Охотнику следует завести ротвейлера или немецкую овчарку? Почему?
- Если я живу в маленькой квартире, я могу завести себе щенка кавказкой овчарки?
- Если я хочу собаку, которая лежала бы спокойно на диване, какую собаку мне выбрать? или наоборот, я хочу собаку, с которой я ходила на длительные прогулки, пробежки. Какую породу выбрать в этом случае?
- значит, чтобы правильно себе выбрать собаку, надо что знать?
|
Диалог с учителем. Обсуждение проблемы. Высказывание личных предположений. Делают выводы.
(прежде чем завести себе щенка, надо знать, какая порода тебе подойдет)
|
5. Открытие нового.
|
Слайд «Классификация пород»
- Все породы собак разделяется на группы по их назначению. Давайте познакомимся с классификацией пород собак.
Служебные собаки (Поиск пропавших людей, опасных веществ, защита границы государства, задержание преступников, собаки-поводыри, охрана объектов) – немецкая овчарка, доберман, ротвейлер, сенбернар, московская сторожевая)
Охотничьи (Выслеживание и преследование добычи) лайки, лабрадор, гончие, спаниель, дратхаар)
Пастушьи собаки (помогают пасти скот) – кавказская овчарка, бордер-колли, колли, алабай, карабаш, немецкая овчарка)
Ездовые собаки (предназначены для перевозки людей и груза в сложных погодных условиях) – маламут, хаски, самоедская собака, якутская лайка.
Комнатно-декоративные (выступают в цирке, компаньоны) – пудель, мопс, шпиц, болонка.
|
Получают информацию, читают текст. Обсуждают.
|
6. Практикум по самостоятельному применению и использованию полученных знаний
|
Работа в лэпбук.
Задание №2: Распредели породы собак по их назначению. (картинки распределяют по группам)
Проверка: устно
- какие группы пород собак бывают?
- для чего предназначены ездовые собаки?
|
Работа в паре.
Картины собак в индивидуальных конвертах.
Самостоятельно распределяют породы собак по группам. Приклеивают по соответствующим колонкам в таблице.
Отвечают на вопросы. Обосновывают свой выбор. Обсуждают. Приходят к единому мнению. Проверяют выполненную работу. Исправляют ошибки.
|
Работа с текстом.
|
Самостоятельное чтение текста «Особенности пород собак»
Задание №3: - а теперь попытаемся определить черты характера собак по их назначению.
- Соедините линиями название группы пород собак с характеристиками.
Проверка ст доски.
|
Про себя читают текст.
Работа в лэпбуке. Выполняют задание: соотнесение пород собак с характеристиками.
Самопроверка.
Проверяют выполненную работу. Исправляют ошибки.
|
Формулирование вывода
|
- Какая категория собак больше походит для тебя и для вашей семьи.
- Почему так решили. Обоснуйте свой ответ - Обведите зеленым карандашом породу которая подойдет твоей семье.
- мы узнали группы пород собак и их основные характеристики.
- почему охотничьи собаки убегают из дома?
- какая порода спасает людей из под лавины?
- какая порода подходит людям, которые ведут малоподвижный образ?
- какая порода непригодна для охраны дома и территории?
- как выбрать щенка?
|
Рассуждают. Отвечают на вопросы. Обосновывают свой выбор.
Работа в лэпбуке. Обводят зеленым карандашом которую хотели бы приобрести.
Ответы на вопросы. Повторяют полученные знания.
В ходе обсуждения приходят к единому мнению.
Делают вывод: при выборе щенка надо учитывать характер, повадки породы собаки.
|
7. Физминутка.
|
- Сейчас проверим, много ли особенностей в поведении собак вы знаете.
- Игра называется «Потопаем — похлопаем». Я буду произносить фразу. Если вы с ней согласны, похлопайте в ладоши, если не согласны — потопайте ногами:
• Собака свою добычу догоняет, преследует, а не стережет, как кошка.
• Собака умеет когти на лапах выпускать и втягивать. • Собака ведет ночной образ жизни.
• Существуют памятники собакам.
• Выражая радость, собака виляет хвостом.
• Собака любит умываться.
• Собака цвет не различает.
• У собаки отличный нюх.
• У собаки слух такой же, как и у человека.
• Во время еды собаке никто не должен мешать.
|
Выполняют задание.
(Хлопают)
(Топают — втягивать не умеет.)
(Топают)
(Хлопают)
(Хлопают)
(Топают)
(Хлопают)
(Хлопают)
(Топают — тоньше.)
(Хлопают).
|
8. закрепление. Применение новых знаний.
|
Правило ухода за собакой
- мы определились, какого щенка брать. что еще надо нам изучить? (как правильно ухаживать)
- Найдите задание №4, это правило ухода за собакой. Сейчас я буду показывать вам собачьи вещи, вы должны найти соответствующее правило к предмету. Показывает предметы.
1. почему две миски? (для воды и корма) миски у собаки какими должны быть? Почему миски прикрепили к стойке? (чтобы было удобно кушать, чтобы было беречь позвоночник собаки)
- вот мы составили основное правило ухода за собакой. другом мы должны соблюдать эти правила.
|
Работа в лэпбуке.
Читают про себя правила. Находят соответствующее к предметам правила. Читают вслух.
Отвечают на вопросы. Дополняют друг друга.
Правило 1: взрослую собаку надо кормить 2 раза, щенка 4 раза в день. Надо регулярно менять воду. Покормив собаку, вымой миску.
Правило 2: Регулярно расчёсывай шерсть своего питомца.
Правила 3: Зимой надо мыть собаку сухим шампунем.
Правило 4: следи за зубами своего четвероногого друга.
Правило 5: Выгуливай свою собаку два раза в день и только на поводке.
Правило 6: У щенка должно быть много игрушек, чтобы он не скучал.
Правило 7: Надо своевременно делать прививки. если собака заболеет, срочно надо вести к ветеринару.
Правило 8: у собаки должно быть свое место.
Делают вывод: Чтобы, наша собака стала для нас верным
|
|
Тест
|
Выполнения теста
|
|
- Давайте вернемся к цитате, которую мы составили в начале урока.
- о чем это цитата? В чём заключается смысл цитаты?
- какой вывод мы можем сделать к концу нашего урока?
- Что понравилось вам на уроке? Какое задание было трудным?
|
Находят начало лэпбука, предложение (Мы в ответе кого приучили)
Ответ учащихся. (Человек приручил дикое животное, сделал домашним. И мы должны заботиться о нем)
Делают вывод.
Перед тем как брать щенка домой, нужно хорошо всё продумать, сможете ли вы выполнять свои обязанности постоянно и много лет.
|
Приложение ЛЭПБУК
№1 ________________________________________________________
№2 Распредели породы собак по их назначению.
Служебные собаки
|
Охотничьи
|
Пастушьи собаки
|
Ездовые собаки
|
Комнатно-декоративные
|
|
|
|
|
|
Задание №3: Соедините линиями название группы пород собак с характеристиками.
Ездовые собаки Любят проводить время в компании людей.
Легко поддаются дрессировке. Подойдут к
тем, кто готов их регулярно занимать и
развлекать.
Служебные собаки Любят исследовать, «выслеживать»
разные запахи, поэтому часто убегают из
дома. Подойдут людям, которые любят
активный отдых и природу.
Охотничьи эти собаки могут без страха сражаться с
дикими животными. Им нужен
простор, поэтому подойдут тем, у кого
частная территория, двор.
Комнатно-декоративные Не подходят для охраны. Любят свободу,
потому часто убегают из дома. Подойдут
людям, которые ведут активный образ
жизни и семьям с детьми.
Пастушьи собаки Любят сидеть на руках и спать на диване.
Подойдут людям, которые ведут
малоактивный образ жизни.
задание №4 Правило ухода за собакой:
-
взрослую собаку надо кормить 2 раза, щенка 4 раза в день. Надо регулярно менять воду. Покормив собаку, вымой миску.
-
Регулярно расчёсывай шерсть своего питомца.
-
Зимой надо мыть собаку сухим шампунем.
-
Следи за зубами своего четвероногого друга.
-
Выгуливай свою собаку два раза в день и только на поводке.
-
У щенка должно быть много игрушек, чтобы он не скучал.
-
Надо своевременно делать прививки. если собака заболеет, срочно надо вести к ветеринару.
-
У собаки должно быть свое место.
Тест
1) Породы служебных собак:
А) немецкая овчарка, пудель, доберман;
Б) доберман, сенбернар, алабай;
В) немецкая овчарка, сенбернар, доберман;
2) Породы комнатно-декоративных собак:
А) болонка, пудель, шпиц;
Б) болонка, мопс, лайка;
В) шпиц, пудель, ротвейлер;
3) Охотничьи собаки:
А) выслеживают и преследуют добычу;
Б) охраняют государственную границу;
В) предназначены для перевозки людей и груза в сложных погодных условиях;
4) Ездовые собаки собаки:
А) любят проводить время в компании людей;
Б) любят исследовать, «выслеживать» разные запахи, поэтому часто убегают из дома;
В) непригодны для охраны и защиты, потому что очень дружелюбные и добрые.