Иванова Милена Прокопьевнаучитель начальных классов
«1-Кангаласской СОШ имени Н.И. Кочнева»
Нюрбинского района
«Настоящий учитель — не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а тот, кто помогает тебе стать самим собой»
(М. Светлов)
Сегодня формирование нравственных качеств у младших школьников – это не просто образовательная задача, а фундамент будущего гармоничного общества. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) подчеркивает важность развития честности, ответственности, трудолюбия и уважения. В этом контексте проектная технология становится мощным инструментом для достижения этих целей.
Как проектная деятельность способствует нравственному развитию? Проектная деятельность – это не просто увлекательное занятие, но и эффективный способ формирования ключевых моральных принципов. Она позволяет:
Развить самостоятельность и ответственность: Ученики, от идеи до реализации проекта, вовлекаются в процесс принятия решений и учатся нести за них ответственность.
Стимулировать критическое мышление: Поиск и анализ информации, необходимой для проекта, развивает умение оценивать и отбирать факты, формируя аналитический склад ума.
Раскрыть творчество и самовыражение: Создание сказок или других творческих проектов позволяет раскрыть творческий потенциал и выразить себя, развивая индивидуальность.
Совершенствовать коммуникативные навыки: Работа в команде, презентации и обсуждения способствуют развитию умения слушать и быть услышанным, а также эффективно взаимодействовать с другими.
Содержание проектной деятельности: от идеи до воплощения
В качестве примера, рассмотрим проект по созданию индивидуальной сказки, который состоит из нескольких этапов, направленных на развитие определенных нравственных качеств:
|
№
|
Этапы создания индивидуальной сказки
|
Тема занятия и проектной деятельности
|
Содержание проектной деятельности
|
На формирование каких нравственных качеств направлено
|
|
1
|
Вдохновение и идея
|
"Создание мира: воображение и вдохновение"
|
- Обсуждение тем и мотивов сказок;
- Мозговой штурм идей;
- Создание карты мира сказки;
|
- Креативность;
- Способность к эмпатии;
- Умение слушать и делиться идеями.
|
|
2
|
Разработка персонажей
|
"Создание героев: их характеры и судьбы"
|
-Разработка индивидуальных портретов персонажей;
- Определение их целей и конфликтов;
- Составление биографий персонажей
|
- Сострадание;
- Понимание чужих чувств; - Ответственность за свои решения
|
|
3
|
Построение сюжета
|
"Путь героя: развитие сюжета и конфликта"
|
| - Написание плана сюжета с завязкой, кульминацией и развязкой; - Работа над развитием конфликтов;
- Составление временной шкалы событий
|
- Честность;
- Умение преодолевать препятствия;
- Настойчивость и упорство.
|
|
4
|
Написание текста
|
"Искусство слова: стиль и язык"
|
- Переписка черновиков;
- Редактирование текста;
- Обогащение языка описательными деталями;
|
- Уважение к языку;
- Внимание к деталям и качество работы.
|
|
5
|
Иллюстрации и оформление
|
"Визуальное воплощение: иллюстрации и дизайн"
|
- Создание иллюстраций к сказке;
- Дизайн обложки книги;
- Подготовка к презентации сказки;
|
- Эстетическое восприятие;
- Творческая самодисциплина;
- Сотрудничество и уважение к коллегам.
|
|
6
|
Презентация и рефлексия
Конкурс среди 4 классов
«Сказка-ложь, да в ней намек»
|
"Поделиться своим миром: презентация и обсуждение"
|
- Публикация сказки перед классом или аудиторией;
- Обсуждение полученного опыта;
- Анализ собственных достижений и ошибок;
|
- Самооценка;
- Отзывчивость;
- Готовность к конструктивной критике и обучению.
|
Примеры уроков в рамках проектной деятельности:
Первый урок, "Сотворение мира: воображение и вдохновение", направлен на развитие креативности, эмпатии и умения слушать и обмениваться идеями. Можно провести уникальный эксперимент: не просто обсуждать известные сказки, а создавать свой собственный сказочный мир. Идея создания карты сказок может помочь развить у детей навыки критического мышления, креативности и эмпатии. Предлагается назвать любимые произведения: от русских народных до западных и современных, обсуждая "Аленький цветочек", "Три поросенка", "Волшебник Изумрудного города" и "Алиса в Стране чудес". При этом "Волшебник Изумрудного города" подчеркивает важность дружбы, а "Алиса в Стране чудес" вдохновляет на создание необычных правил.
На этапе мозгового штурма дети, разделившись на группы по интересам, придумывают элементы своего мира и отвечают на вопрос: "Что должно быть в нашем мире?". Проект завершается созданием уникальной карты мира сказок, символизирующей совместные усилия и фантазию. Дети осознают важность умения слушать друг друга, уважать различные точки зрения и находить совместные решения.
Второй урок, "Создание героев: их характеры и судьбы", посвящен литературному творчеству и созданию живых персонажей. Цель – развитие сострадания, эмпатии и ответственности за решения. Дети учатся видеть мир глазами героев, осознавая важность взвешенных решений и их влияния на судьбу персонажа. Каждый создает уникального героя с внешностью, привычками и особенностями характера, определяя цели и барьеры, что способствует развитию критического мышления и умения строить сюжет.
Третий урок, "Путь героя: развитие сюжета и конфликта", направлен на формирование честности, упорства и умения преодолевать препятствия. Учащиеся создают конфликты, побуждающие героев к действиям, разрабатывают временные рамки для точного планирования сюжета.
Четвертый урок — «Искусство слова: стиль и язык», посвящен редактированию черновиков.
На пятом — «Визуальное воплощение: иллюстрации и дизайн» создают иллюстрации с помощью нейросетей и онлайн-платформ. Для оформления детских сказок можно использовать бесплатную онлайн платформу Bookcreator.
Кульминацией проектной деятельности становится конкурс «Сказка – ложь, да в ней намек!», где каждый ученик с вдохновением представляет свою сказку перед аудиторией, состоящей из одноклассников и уважаемого жюри, в состав которого можно пригласить и родителей.
Так же я делюсь с вами сборником сказок моих детей из моего опыта, перейдите по qr коду:


В заключение, давайте помнить, что дети – это не просто маленькие люди, требующие нашего руководства, но и неиссякаемый источник вдохновения и креативности. Позволяя им творить сказки, мы не только развиваем их воображение и творческие способности, но и открываем для себя новые миры и перспективы. Создавайте условия для детского творчества, поощряйте их фантазии и дайте им возможность делиться своими историями с миром. Так, вместе с ними, мы сможем построить более яркое, доброе и вдохновляющее будущее. Пусть дети творят сказки, создавайте, творите!