Иванова Раиса Афанасьевна,
учитель начальных классов
МОКУ «СКОШ-И №34».
Аннотация:
В статье раскрывается актуальный вопрос в воспитании и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Роль учителя в судьбе ребенка с ОВЗ – это, прежде всего работа с родителями, т.е. сотрудничество, участие, партнерство педагога, родителя и ребенка. Метод проектной деятельности в воспитательной работе совместно с родителями учащихся в начальных классах создает системные благоприятные коррекционно-развивающие условия для развития эмоционально-чувственной и деятельной сфер личности детей с ОВЗ.
У учащихся начальных классов ограниченная социальная активность и они с трудом включаются в различные виды практической деятельности. При совместной с родителями работе в различных проектах у учащихся с ОВЗ укрепляется физическое и психическое здоровье, формируются социально-бытовые знания, умения и навыки, развиваются творческие способности, т.е создается для учащихся целостное с родителями и педагогами социально-педагогическое воздействие.
Ключевые слова: социализация, воспитание, проектная деятельность, совместная работа с родителями.
Социальным заказом государства в связи с введением ФГОС является воспитание активных, успешных членов общества, умеющих адаптироваться в жизни. Для наших детей, школьников с ОВЗ социализация особенно важна. Школа - это один из важнейших социальных институтов, в котором ребёнок получает определённые знания, умения, навыки, проживает этап формирование личности под воздействием различных факторов.
Если для здорового ребёнка процесс социализация является почти естественным, то для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья вхождение в общество – это сложная работа, занимающая достаточно длительный промежуток времени, результат которого зависит от условий, созданных родителями, педагогами и специалистами.
На формирующуюся личность и социализации наших учащихся значительное влияние оказывают целенаправленные коррекционно-развивающие и воспитательные воздействия.
И одним из лучших методов в нашей воспитательной работе является метод проектной деятельности.
Одной из главных задач для коррекционной школы на сегодняшний момент становится задача создания максимально возможных условий для развития детского творчества. Проект – это как раз проявление творчества. Поэтому я активно использую эту форму в своей работе. Ведь нашим детям, у большинства которых проблемы в учебной деятельности, гораздо легче раскрыть свои возможности, повысить самооценку именно во внеурочной деятельности, что может стать дополнительной мотивацией к учебе. Проектная деятельность им позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике, что в конечном итоге формирует познавательную компетентность ребенка, позитивный социальный опыт.
Что такое проектная деятельность для детей с ОВЗ? Проектная деятельность – это метод коррекционной и воспитательной работы, который:
- раскрепощает ребёнка и создает ситуацию успеха: способствует повышению самооценки, социальной значимости, самоутверждению.
- способствует социализации учащихся путём вовлечения их в посильную для них деятельность, ведь воспитание любого ребенка успешнее всего формируются в процессе деятельности.
- способствует эмоциональной уравновешенности ребенка и обеспечивает работу в индивидуальном режиме, темпе, что способствует здоровьесбережению.
Для детей с ОВЗ, проект очень сложен, и имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать учителю и родителям при его реализации.
В общеобразовательных школах дети могут самостоятельно составлять план действий, проявляют оригинальность при решении творческой задачи, создают творческие работы, умеют навыки поиска, преобразования, хранения информации. А наши дети в коррекционной школе работают по предложенному плану или плану, составленному вместе с учителем, проявляют самостоятельность при выборе из нескольких возможных вариантов решения творческой задачи предложенных учителем, создают творческие работы с помощью взрослого. У них недостаточные навыки поиска, преобразования, хранения информации.
Проектный метод с детьми ОВЗ можно отнести к личностно-ориентированному методу воспитания, и он является действенным средством активизации познавательной деятельности учащихся, развивает у детей самостоятельность, инициативу и творческие способности. Проект должен быть ориентирован на психофизические возможности каждого маленького участника проекта, т.к. у каждого ребёнка свои «особенности» в развитии. Ученику с нарушениями в развитии и речи важно научиться общению и общаться. И вовлекая детей вместе с родителями в выполнении проекта, мы развиваем у ребенка способность выразить свои желания, уметь попросить о помощи от учителя и родителей.
Вовлечение родителей в коллективные классные проекты является новой моделью взаимодействия между школой и семьей, т.к:
- обеспечивается участие родителей в образовательном и воспитательном процессе школы.
- активизируются воспитательные возможности наших родителей.
- обеспечивается личностное обогащение всех участников проекта.
Детско-родительские проекты имеют развивающий потенциал, который заключается в развитии коммуникативных навыков детей с ОВЗ. Весь ход деятельности учащегося совместно с родителями во время всех этапов проекта будет тем средством, с помощью которого он сможет адаптироваться в окружающем его мире, научиться жить в нем. С начала до конца осуществления проекта происходит сотрудничество между детьми и взрослыми. В ходе проекта у детей решаются важнейшие психологические потребности: потребность в понимании и любви, потребность в доверии окружающему миру, другим людям, потребность в новых впечатлениях, потребность детей в самостоятельности.
Работа над проектом - это общение детей друг с другом. Поэтому в качестве приоритетными в моей работе стали коллективные, общеклассные проекты. Творческая деятельность учащихся всего класса и партнеров родителей, имеющие общую цель, согласованные способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению задач коллективного проекта, приводит к благополучному завершению проекта.
Метод проектов в конце работы над проектом способствует формированию навыков рефлексии, критического и творческого мышления, воспитывает коммуникативные навыки, обучает детей взаимодействию в группе, умению публично выступать и работать в команде. Кроме того, он воспитывает целеустремленность, ответственность, инициативность и настойчивость, уверенность в своих силах, положительное отношение к учебе и труду.
Если проектная работа выполняется ребёнком с удовольствием, хоть и с помощью родителей, вызывает познавательный интерес, приносит радость, повышается самооценка.
Для родителей можно дать рекомендации - памятки, которые помогут родителям содействовать с детьми в ходе выполнения всего проекта.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
|
|
Этапы и под этапы проектной деятельности
|
Возможные действия родителей
|
Выдвигаются первоначальные идеи и выбирается лучшая идея
|
Помогите ребенку выдвинуть как можно больше идей, записывайте их на лист бумаги вразброс, чтобы не выделять идеи порядком записи в столбце. Чем больше идей, тем больше выбор.
|
Выбирается и формулируется тема работы.
|
Помогите выбрать лучшую идею и обосновать выбор.
|
Формулируется задача проекта.
|
Может потребоваться помощь в правильной формулировке.
|
Разрабатываются планы и структура выполнения проекта.
|
Помогите спланировать работу с учетом занятости вашего ребенка.
|
Определяются сроки представления результатов, дорабатывается сама идея с учетом её актуальности.
|
Возможно, потребуется корректировка плана проектной работы с учетом особенностей личного расписания ребенка.
|
Обсуждаются возможные результаты работы по теме проекта.
|
Прикиньте возможные выходы с ребенком.
|
Определяются и распределяются задачи и устанавливаются сроки их выполнения.
|
Разбейте объем работ на небольшие части и определите срок выполнения каждой.
|
Составляются программа и календарный план выполнения работ
|
Скорректируйте план с учетом личной занятости ребенка. Содействуйте выполнению этого плана.
|
Распределяются конкретные задания и обязанности между участниками проектной группы.
|
Может потребоваться разъяснение обязанностей.
|
Изучаются источники литературы по теме проекта.
|
Посодействуйте ребенку в передвижении до библиотеки, обращайте его внимание в книжных магазинах на книги по теме проекта.
|
Собирается и обрабатывается информация по проблеме.
|
Посодействуйте в нахождении разнообразных источников информации. Источниками информации могут быть опрос, наблюдение, а так же книги и периодические издания, интернет.
|
Готовятся выводы, которые сопоставляются с задачами проектной работы.
|
Может потребоваться помощь в подготовке выводов, грамматический и стилистический контроль.
|
Оформляются результаты работы и готовится отчет.
|
Подскажите основные правила оформления документов.
|
Проект готовится к презентации
|
Помогите провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять стресс перед выступлением.
|
Проводится публичная презентация проектной работы.
|
Поддержите ребенка, у вас есть повод гордиться им.
|
Анализируется работа, проделанная в течение проектного периода.
|
Обсудите вашу совместную работу, подумайте, что можно было сделать по другому.
|
Оценивается работа проектной группы в целом и каждого участника.
|
Отмечайте положительные результаты
|
Помогая ребёнку, помните: главное действующее лицо - ваш ребёнок! Вы являетесь только помощником, консультантом.
Одним из коллективных творческих проектов был проект на Луне, посвященным ко Дню Космонавтики.
Цели данного проекта: развитие познавательно-исследовательской деятельности учащихся, расширение кругозора детей о Космосе, о Луне – естественном спутнике Земли, о лунной поверхности, развитие творческого воображения и находить нестандартные решения в создании макета Луны, развитие умения проектировать и создать большой макет Луны, гармонизация детско-родительских отношений.
Участвовали в проекте наши папы, помогли проектировать и сделать полушар из пенопласта, весь макет был крутящимся.
По итогам проекта «На Луне»:
- дети узнали о Луне, как спутнике Земли, как она образовалась, узнали много данных о лунной поверхности, о первом человеке, побывавшем на Луне, американце Ниле Армстронге, о луноходе, который передаёт Земле информации и фотографии, даже лунный грунт.
- мальчики вместе с папами много времени провели в создании макета, научились многому у них. Почувствовали поддержку и понимание родителей и педагога.
С этим проектом мои ученики участвовали во многих городских, республиканских и российских конкурсах, научились сами защищать свой проект перед публикой. Много положительных эмоциональных чувств испытали дети, в том числе гордость за осуществленный большой красивый, действительно творческий проект.
Следующий большой проект, который работал целых 4года был детско-родительский проект «Зелёный островок». Цели проекта: воспитание у детей любви к труду, бережного отношения к природе, формирование знаний, умений посадки, ухода за растениями, формирование партнерских отношений детей, родителей в коллективном труде, формирование чувства ответственности за свою школу – интернат, желание изменить облик территории интерната к лучшему.
Вместе с родителями дети сделали проект своего «Зелёного островка». Мальчишки помогали таскать доски, вместе с папами рыли ямы для столбов, наполнили грядки землей, готовили свой уголок к посадке цветов. А в классе дети узнавали всю зиму о садовых цветах, с марта месяца сажали рассаду цветов вместе с учителем и мамами. Поливали рассады и ухаживали за ними.
Каждый год дети что-то добавляли в своем проекте, например, во втором году действия проекта дети с родителями для малышей интерната дополнительно спроектировали и сделали красивую песочницу, на третий год украсили свой зелёный островок красивыми поделками из пластиковых бутылок. Так рождается в большом основном проекте маленький под проект. Совместная работа детей и родителей подпитывается новыми задачами и идеями и с новой силой все берутся за решениями новых начинаний.
Так каждый год дети остаются в летнем лагере при интернате, отдыхают и работают над своим проектом.
По ходу проекта были сделаны мониторинги развития детей из года в год.
Одним из них – это мониторинг развития трудовой деятельности по уходу за растениями. В диаграмме чётко видно, как повысились трудовые навыки в конце уже третьего года работы проекта:
Результаты детско-родительского проекта «Зелёный островок»:
-
Дети самостоятельно умеют сажать рассаду и ухаживать за ними.
-
Наблюдать за развитием растений.
-
Дети стали бережно относиться ко всему живому вокруг нашего интерната.
-
Участники проекта становятся выносливыми, стараются работать на своем «Зелёном островке» до конца.
-
Друг другу дети становятся терпимее, стараются помочь друг другу.
-
Дети узнали, что помощь и знание своих родителей и педагога для них бесценно.
-
Каждый год дети стараются, чтоб Зелёный Островок стал красиво – растущим объектом на территории интерната.
-
Каждую осень дети были довольны своей работой и гордились, что они всё делали вместе с родителями и своими руками.
Таким образом, хочется отметить, что метод совместного детско-родительского проекта в воспитании и обучении детей коррекционных школ актуален и очень эффективен. Он даёт ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в окружающем социуме.
По окончании начального звена нашей коррекционной школы многие мои выпускники переводятся в массовые общеобразовательные школы города. Я думаю, что это тоже результат участия моих учеников в проводимых в классе совместных детско-родительских исследовательских, творческих и трудовых проектах.
Ссылки на источники:
-
Алферова Г.В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. – 2001г.
-
Егорова О.В. Проектная деятельность в рамках кружковой деятельности. Статья.
-
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.
-
Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.
-
Статья «Проектная деятельность в условиях коррекционной школы». Т.В. Шангина, зам. директора по УВР, школа №614 г. Москвы
-
Кремлева И.В. Методические рекомендации «Как организовать проектную деятельность в коррекционной школе VIII вида».