Телефон:
Адрес:
1-4olimpiada.ykt@mail.ru

Детско-родительские проекты в развитии и воспитании детей с ОВЗ.

Иванова Раиса Афанасьевна,
учитель начальных классов
МОКУ «СКОШ-И  №34».
Аннотация:
В статье раскрывается актуальный вопрос в воспитании и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Роль учителя в судьбе ребенка с ОВЗ – это, прежде всего  работа с родителями, т.е. сотрудничество, участие, партнерство педагога, родителя и ребенка. Метод проектной деятельности в воспитательной работе совместно с родителями учащихся в начальных классах  создает системные благоприятные коррекционно-развивающие условия для развития эмоционально-чувственной и деятельной сфер личности детей с ОВЗ.
У учащихся начальных классов ограниченная социальная активность и они с трудом включаются в различные виды практической деятельности. При совместной с родителями работе в различных проектах у учащихся с ОВЗ укрепляется физическое и психическое здоровье, формируются социально-бытовые знания, умения и навыки, развиваются творческие способности, т.е создается  для учащихся целостное с родителями и педагогами социально-педагогическое воздействие.
Ключевые слова: социализация, воспитание, проектная деятельность, совместная работа с родителями.
 
 Социальным заказом государства в связи с введением ФГОС является воспитание активных, успешных членов общества, умеющих адаптироваться в жизни. Для наших детей, школьников с ОВЗ социализация особенно важна. Школа -  это один из важнейших  социальных  институтов, в котором ребёнок получает определённые знания, умения, навыки, проживает  этап  формирование  личности под  воздействием различных факторов.
Если для здорового ребёнка процесс социализация является почти естественным, то для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья  вхождение  в общество – это сложная работа, занимающая достаточно длительный промежуток времени, результат которого зависит от условий, созданных  родителями, педагогами и специалистами.
На формирующуюся личность и социализации наших учащихся  значительное  влияние  оказывают   целенаправленные коррекционно-развивающие и воспитательные  воздействия.
 И одним из лучших методов в нашей воспитательной работе является  метод проектной деятельности.
 Одной из главных задач для коррекционной школы на сегодняшний момент становится задача создания максимально возможных условий для развития детского творчества.  Проект – это как раз проявление творчества. Поэтому я активно использую эту форму в своей работе. Ведь нашим детям, у большинства которых проблемы в учебной деятельности, гораздо легче раскрыть свои возможности, повысить самооценку именно во внеурочной деятельности, что может стать дополнительной мотивацией к учебе. Проектная деятельность им  позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике, что в конечном итоге формирует познавательную компетентность ребенка, позитивный социальный опыт.
Что такое проектная деятельность для детей с ОВЗ? Проектная деятельность – это метод коррекционной и воспитательной  работы, который:
- раскрепощает ребёнка и создает ситуацию успеха: способствует повышению самооценки, социальной значимости, самоутверждению.
- способствует социализации учащихся путём вовлечения их в посильную для них деятельность, ведь воспитание любого ребенка успешнее всего формируются в процессе деятельности.
- способствует эмоциональной уравновешенности ребенка и обеспечивает работу в индивидуальном режиме, темпе, что способствует  здоровьесбережению.
 
  Для детей с ОВЗ, проект очень сложен, и имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать учителю и родителям при его реализации.  
В общеобразовательных школах дети могут самостоятельно составлять план действий, проявляют оригинальность при решении творческой задачи, создают творческие работы,  умеют навыки поиска, преобразования, хранения информации. А наши дети в коррекционной школе  работают по предложенному плану или плану, составленному вместе с учителем, проявляют самостоятельность при выборе из нескольких возможных вариантов решения творческой задачи предложенных учителем, создают творческие работы с помощью взрослого. У них недостаточные навыки поиска, преобразования, хранения информации.  
Проектный метод с детьми ОВЗ можно отнести к личностно-ориентированному методу воспитания, и он является действенным средством активизации познавательной деятельности учащихся, развивает у детей самостоятельность, инициативу и творческие способности. Проект  должен быть ориентирован на психофизические возможности каждого маленького участника проекта, т.к. у каждого ребёнка свои «особенности» в развитии.  Ученику с нарушениями в развитии и речи важно научиться общению и общаться.  И вовлекая детей вместе с родителями в выполнении проекта, мы развиваем у ребенка  способность выразить свои желания, уметь попросить о помощи от учителя и родителей.
  Вовлечение родителей в коллективные классные проекты является новой моделью взаимодействия между школой и семьей, т.к:
- обеспечивается участие родителей в образовательном и воспитательном процессе школы.
-  активизируются воспитательные возможности наших родителей.
-  обеспечивается личностное обогащение всех  участников проекта.
Детско-родительские проекты имеют развивающий потенциал, который заключается в развитии коммуникативных навыков детей с ОВЗ.  Весь ход деятельности учащегося совместно с родителями во время всех этапов проекта  будет тем средством, с помощью которого он сможет адаптироваться в окружающем его мире, научиться жить в нем.  С начала до конца осуществления проекта происходит сотрудничество между детьми и взрослыми. В ходе проекта у детей решаются важнейшие психологические потребности: потребность в понимании и любви, потребность в доверии окружающему миру, другим людям, потребность в новых впечатлениях, потребность детей в самостоятельности.
    Работа над проектом - это общение детей друг с другом. Поэтому в качестве приоритетными в моей работе стали коллективные,  общеклассные  проекты. Творческая деятельность учащихся всего класса и партнеров родителей, имеющие общую цель, согласованные способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению задач коллективного проекта, приводит к благополучному завершению проекта.
Метод проектов в конце работы над проектом способствует формированию навыков рефлексии, критического и творческого мышления, воспитывает коммуникативные навыки, обучает детей взаимодействию в группе, умению публично выступать и работать в команде. Кроме того, он воспитывает целеустремленность, ответственность, инициативность и настойчивость, уверенность в своих силах, положительное отношение к учебе и труду.
Если проектная работа выполняется ребёнком с удовольствием, хоть и с помощью родителей, вызывает познавательный интерес, приносит радость, повышается самооценка.
Для родителей можно дать рекомендации - памятки, которые помогут родителям содействовать с детьми в ходе выполнения всего проекта.
 
 
 
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Этапы  и под этапы проектной деятельности
Возможные действия родителей
Выдвигаются первоначальные идеи  и выбирается лучшая  идея
Помогите ребенку выдвинуть как можно больше идей, записывайте их на лист бумаги вразброс, чтобы не выделять идеи порядком записи в столбце. Чем больше идей, тем больше выбор.
Выбирается и формулируется тема работы.
Помогите выбрать лучшую идею и обосновать выбор.
Формулируется задача проекта.
Может потребоваться помощь в правильной формулировке.
Разрабатываются планы и структура выполнения проекта.
Помогите спланировать работу с учетом занятости вашего ребенка.
Определяются сроки представления результатов, дорабатывается сама идея с учетом её актуальности.
Возможно, потребуется корректировка плана проектной работы с учетом особенностей личного расписания ребенка.
Обсуждаются  возможные результаты  работы по теме проекта.
Прикиньте  возможные выходы с ребенком.
Определяются и распределяются задачи и  устанавливаются сроки их выполнения.
Разбейте объем работ  на небольшие части и определите  срок выполнения  каждой.
Составляются программа  и календарный план выполнения работ
Скорректируйте план с учетом личной занятости ребенка.  Содействуйте выполнению этого плана.
Распределяются  конкретные задания  и  обязанности  между  участниками проектной группы.
Может потребоваться разъяснение обязанностей.
Изучаются источники литературы по теме проекта.
Посодействуйте ребенку в передвижении до библиотеки, обращайте его внимание в книжных магазинах на книги по теме проекта. 
Собирается и обрабатывается информация по проблеме.
Посодействуйте в нахождении  разнообразных источников информации. Источниками информации могут быть опрос, наблюдение, а так же книги и периодические издания, интернет.
Готовятся выводы, которые сопоставляются с задачами проектной работы.
Может потребоваться помощь в подготовке выводов, грамматический и стилистический контроль.
Оформляются результаты работы и готовится отчет.
Подскажите основные правила оформления документов.
Проект готовится к презентации
Помогите провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять стресс перед выступлением.
Проводится публичная презентация проектной работы.
 Поддержите ребенка, у вас есть повод гордиться им.
Анализируется работа, проделанная в течение проектного  периода.
Обсудите вашу  совместную работу, подумайте, что  можно было сделать по другому.
Оценивается работа  проектной группы в целом и каждого участника.
Отмечайте положительные результаты
Помогая ребёнку, помните: главное действующее лицо - ваш ребёнок! Вы являетесь только помощником, консультантом.
 
Одним из коллективных творческих проектов был проект на Луне, посвященным ко Дню Космонавтики.
Цели данного проекта: развитие познавательно-исследовательской деятельности учащихся, расширение кругозора детей о Космосе, о Луне – естественном спутнике Земли, о лунной поверхности, развитие творческого воображения и находить нестандартные решения в создании макета Луны, развитие умения проектировать и создать большой макет Луны, гармонизация детско-родительских отношений.
Участвовали в проекте наши папы, помогли проектировать и сделать полушар из пенопласта,  весь макет был крутящимся.
По итогам  проекта «На Луне»:
- дети узнали о Луне, как спутнике Земли, как она образовалась, узнали много данных о лунной поверхности, о первом человеке, побывавшем на Луне, американце Ниле Армстронге, о луноходе, который передаёт Земле информации и фотографии, даже лунный грунт.
- мальчики вместе с папами много времени провели в создании макета, научились многому у них. Почувствовали поддержку и понимание родителей и педагога.
 
P1080282  P1080213 P1080462
P1080268 - копия P1080272 P1080225 - копия
С этим проектом мои ученики участвовали во многих городских, республиканских и российских конкурсах, научились сами защищать свой проект перед публикой. Много положительных эмоциональных чувств испытали дети, в том числе гордость за осуществленный большой красивый, действительно творческий проект.
 
Следующий большой проект, который работал целых 4года был детско-родительский проект «Зелёный островок». Цели проекта:  воспитание у детей  любви к труду, бережного отношения к природе, формирование знаний, умений посадки, ухода за растениями, формирование партнерских отношений детей, родителей в коллективном труде, формирование чувства ответственности за свою школу – интернат,  желание изменить облик территории интерната к лучшему.
 
Вместе с родителями дети сделали проект своего «Зелёного островка». Мальчишки помогали таскать доски, вместе с папами рыли ямы для столбов, наполнили грядки землей, готовили свой уголок к посадке цветов. А в классе дети узнавали всю зиму о садовых цветах, с марта месяца сажали рассаду цветов вместе с учителем и мамами. Поливали рассады и ухаживали за ними.
 
      
Каждый год дети что-то добавляли в своем проекте, например, во втором году действия проекта дети с родителями для малышей интерната дополнительно спроектировали и сделали красивую песочницу, на третий год украсили свой зелёный островок красивыми поделками из пластиковых бутылок. Так рождается в большом основном проекте маленький под проект.  Совместная работа детей и родителей подпитывается новыми задачами и идеями и с новой силой все берутся за решениями новых начинаний.
Так каждый год дети остаются в летнем лагере при интернате, отдыхают и работают над своим проектом.
По ходу проекта были сделаны мониторинги развития детей из года в год.
Одним из них – это мониторинг развития трудовой деятельности по уходу за растениями. В диаграмме  чётко видно, как повысились  трудовые навыки в конце уже третьего года работы проекта:
 
Результаты детско-родительского проекта «Зелёный островок»:
  • Дети самостоятельно умеют сажать рассаду и ухаживать за ними.
  • Наблюдать за развитием растений.
  •  Дети  стали бережно относиться ко всему живому вокруг нашего интерната.
  • Участники проекта становятся  выносливыми, стараются работать на своем «Зелёном островке» до конца.
  • Друг другу дети становятся терпимее, стараются помочь друг другу.
  • Дети узнали, что помощь и знание своих родителей и педагога для них бесценно.
  • Каждый год дети стараются, чтоб Зелёный Островок стал красиво – растущим объектом на территории интерната.
  • Каждую осень дети были довольны своей работой и гордились, что они всё делали вместе с родителями и своими руками.
 
Таким образом, хочется отметить, что метод совместного детско-родительского проекта в воспитании и обучении детей коррекционных школ актуален и очень эффективен.   Он даёт ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в окружающем социуме.
По окончании начального звена нашей коррекционной школы многие мои выпускники переводятся в массовые общеобразовательные школы города. Я думаю, что это тоже результат участия моих учеников в проводимых в классе совместных детско-родительских исследовательских, творческих и трудовых проектах.
 
Ссылки на источники:
  1. Алферова Г.В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. – 2001г.
  2. Егорова О.В. Проектная деятельность в рамках кружковой деятельности. Статья.
  3. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.
  4. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.
  5. Статья «Проектная деятельность в условиях коррекционной школы». Т.В. Шангина, зам. директора по УВР,  школа №614 г. Москвы
  6. Кремлева И.В. Методические рекомендации «Как организовать проектную деятельность в коррекционной школе VIII вида».
Отзывы
Идея создания сайта мне очень понравилась. Данный сайт позволяет организовать дистанционное творческое сотрудничество с другими педагогами и обучающимися. Ещё одно преимущество сайта - то, что задания и конкурсы проводятся на двух языках – русском и якутском. Желаю успехов в работе сайта!
Боярова Людмила Андреевна – заместитель директора по воспитательной работе МОБУ СОШ №12 г. Якутска, Отличник образования РС(Я)
Боярова Людмила Андреевна – заместитель директора по воспитательной работе МОБУ СОШ №12 г. Якутска, Отличник образования РС(Я)
Сайт полезный, познавательный для детей и педагогов. Обращает внимание его практическая направленность. Разделы сайта грамотно подобраны, интересны. Большой выбор олимпиад и конкурсов на якутском и русском языках. Хорошая возможность детям проверить уровень знаний по предметам, а педагогам - обмениваться материалами в альманахе "Я - педагог". Желаю процветания и достижения всех ваших целей!
Григорьева Дария Васильевна - учитель начальных классов, Почётный работник общего образования РФ, г. Нюрба
Григорьева Дария Васильевна - учитель начальных классов, Почётный работник общего образования РФ, г. Нюрба
Сайт дистанционных олимпиад и конкурсов обеспечивает сознательное и активное участие школьников в процессе обучения в школе и полное освоение учебного материала. Здесь организуется творческая работа с педагогами и обучающимися. Желаю удачи во всех начинаниях!
Винокурова Екатерина Ивановна - Кандидат педагогических наук, автор учебных пособий «Культура народов РС(Я)», «Уран тарбах кистэлэҥэ», «Уроки предков» и др.пособий.  Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Институт национальных школ РС(Я)
Винокурова Екатерина Ивановна - Кандидат педагогических наук, автор учебных пособий «Культура народов РС(Я)», «Уран тарбах кистэлэҥэ», «Уроки предков» и др.пособий. Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Институт национальных школ РС(Я)
Ситуация с коронавирусом отрезала нас от мира. Чем вы занимаетесь во время самоизоляции? А я открыла для себя очень полезный, мотивирующий сайт, который предлагает детям попробовать свои силы, знания и умения в различных конкурсах и олимпиадах. Уверена, что и для себя вы найдете там много интересного и увлекательного. Для успешного повышения категории и аттестации педагогов отлично подходит размещение методических материалов в электронном альманахе «Я – педагог». Успехов Вам и Удачи!
Скрябина Ульяна Егоровна - Отличник гражданских инициатив РС (Я), режиссер-сценарист, организатор благотворительных мероприятий, акций концертов, председатель ОО "Многодетная семья Якутии"
Скрябина Ульяна Егоровна - Отличник гражданских инициатив РС (Я), режиссер-сценарист, организатор благотворительных мероприятий, акций концертов, председатель ОО "Многодетная семья Якутии"
Большое спасибо организаторам такого хорошего сайта. С радостью принимаем участие в каждой олимпиаде! Заранее готовимся к олимпиадам, по итогам которых наши дети занимают призовые места, получают красочные дипломы, пополняют свое портфолио. У детей появляется уверенность в своих силах, познавательная активность, высокая мотивация. Очень понравился проект "Электронный альманах", тут есть много полезного, особенно для молодых учителей, которые учатся у своих более опытных коллег, тут богатый материал, учителя щедро делятся своим опытом, за это отдельное спасибо! Ведь все мы были когда-то начинающими педагогами, жаль что в то время не было такого полезного, тщательно продуманного сайта. От имени моих коллег, учеников и их родителей говорю слова благодарности за ваш труд, за желание развивать наших детей и нас учителей!

С уважением, Соловьева Анна Ивановна, учитель начальных классов.
Сейчас, когда идет эра интернета, каждый из нас погружен в эту паутину. И в этой паутине нужны познавательные сайты, где ученик самостоятельно сможет проверить свои знания, силы. Это хоть маленький, но опыт. Участие в дистанционных олимпиадах и занятия в тренажерах придают уверенности ученику. При дополнительной подготовке к олимпиадам повышается уровень знаний, также возможно и вспоминается даже что-то слегка забытое, и если по итогам хороший результат - повышается самооценка школьника. И даже если не очень хороший итог, то он тоже полезен, так как является стимулом укрепить свои знания. Считаю, что ваш сайт этому и способствует. Отрадно, что в сайте можно и педагогам поделиться своим опытом педагогической деятельности. Желаю дальнейшего процветания вашей команде!


Николаева Мария Андреевна – учитель начальных классов МБОУ «Антоновская СОШ им.Н.Н.Чусовского» Нюрбинского района, Отличник образования РС (Я), Почетный работник воспитания и просвещения РФ.
Ваш сайт - незаменимый помощник на уроках, при подготовке к олимпиаде. Для ребят все конкурсы, олимпиады - отличная умственная тренировка и соревнование! Планируем и в дальнейшем принимать участие. Спасибо вам большое!
Алексеева Евдокия Николаевна - учитель начальных классов Нюрбинской СОШ №1, Отличник образования РС(Я)
Алексеева Евдокия Николаевна - учитель начальных классов Нюрбинской СОШ №1, Отличник образования РС(Я)
Здравствуйте! Благодаря вашему тренажёру мой сын за несколько дней выучил всю таблицу умножения. Теперь будем учить словарные слова.

Мама Артёма Иванова Мари, г. Якутск
Здравствуйте, уважаемые организаторы семейной олимпиады по английскому языку.
Рады принять участие в республиканской семейной олимпиаде по страноведению. Получила положительные отзывы от родителей и учеников об олимпиаде.

С уважением,
Зинаида Шестакова
Добрый день! Спасибо организаторам за проведение дистанционных олимпиад во время дистанционного обучения! Очень рады, что наша дочка участвовала и заняла 1 место. Вам процветания, успехов!


Анастасия Бурнашёва – родитель.
Очень хорошие олимпиады. Задания соответствуют возрасту ребенка. В такое время, когда все сидим на самоизоляции, такие олимпиады очень нужны.

Бурнашева Галина Федосеевна - учитель начальных классов МОБУ "СОШ №38" г. Якутска
Дорооболоруҥ! Бу сайт олус интэриэһинэй, араас конкурстар, олимпиадалар тахсаллар. Мин оҕолорбун астына кытыннарабын. Инникитин куруук бииргэ буолуохпут. Улахан махталбын тириэрдэбин, сайда-үүнэ туруҥ!

Ульяна Николаевна Колесова, алын кылаас учуутала, А. Осипов аатынан Бэрдьигэстээх орто оскуолата
Здравствуйте, уважаемые организаторы олимпиады!
Спасибо большое за ваш труд и вклад в развитие наших детей!
Вопросы были очень интересные и познавательные.

Успехов вам!
Всего вам доброго,
С уважением, Марианна Вивиерс, родитель.
Здравствуйте!
Спасибо огромное за проведение олимпиады и своевременную рассылку дипломов!


С ув. Матильда Портнягина, учитель начальных классов, г. Якутск
Спасибо огромное за олимпиаду и за красочно оформленные дипломы

С уважением, Екатерина Парникова, МБОУ "Мюрюнская СОШ №1 им. Г.В.Егорова", Усть-Алданский улус (район)
Здравствуйте! Спасибо большое за интересные и полезные задания. Желаем дальнейших успехов и будем рады сотрудничеству.

С уважением, Зинаида Артёмовна Ядреева, учитель начальных классов, Намский район.
Спасибо, очень рада нашему сотрудничеству!

Васильева Матрёна Иннокентьевна, учитель начальных классов, Сунтарский улус
Какой успех! Какая радость! Спасибо большое за олимпиаду, мы очень рады! 🥰🌹👏👍
Кириллина Мария Михайловна, учитель начальных классов, с. Дикимдя, Горный улус
Выражаем огромную благодарность за Ваш труд, спасибо!

С уважением коллектив 4 класса МБОУ Сасыльская СОШ

Все материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством, в том числе, об авторском праве и смежных правах

Телефон
Адрес:
1-4olimpiada.ykt@mail.ru