Егорова Надежда Юрьевна,
учитель начальных классов
МОКУ С(К)ОШ-И № 34
г. Якутск, Республика Саха (Якутия)
Аннотация: как известно, уроки математики являются очень трудными для детей с интеллектуальными нарушениями. Применение интерактивных игр формирует цифровые компетенции у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках математики. Чтобы ребёнок хорошо усваивал программный материал, его надо подготовить, у него необходимо развивать психофизиологические функции и различные стороны мыслительной деятельности.
Ключевые слова: интерактивные игры, цифровая компетенция, учащиеся с интеллектуальными нарушениями.
Цель:
-
Формирование математических представлений у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках математики с применением интерактивных игр на примере интерактивного стола.
-
Применение интерактивных игр формирует цифровые компетенции у учащихся с интеллектуальными нарушениями.
-
Задачи:
-
развивать коммуникативные умения и навыки, развивать воображение, мелкую моторику, мышление, наблюдательность, математическую речь, зрительную и слуховую память;
-
расширять кругозор и словарный запас учащихся, научить правильно пользоваться с интерактивным столом;
В современном мире, в век развития новых технологий, все больше времени мы уделяем цифровым технологиям. Происходит постепенная интеграция ИКТ в образование.
В этом учебном году выделили в нашей школе по национальному проекту «Доброшкола» интерактивные столы, (рис.1) детям с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Проект «Доброшкола» реализуется с 2019 года в рамках ФП «Современная школа» НП «Образование» для создания комфортных условий обучения детей с интеллектуальными нарушениями.
Целью реализации проекта «Доброшкола» является создание современных условий для обучения и воспитания детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, путем обновления инфраструктуры образовательной организации, которое влечет за собой изменение содержания и повышение качества образовательного процесса.


При использовании интерактивных игр и упражнений многие проблемы отступают на второй план. Конечно, для ребенка – это просто игра, но сколько возможностей открывается для педагога! Одновременно решаются задачи по обучению, отработке и закреплению материала. У детей данный вид игр вызывает огромное эмоциональное желание заниматься.
Мы используем на уроках математики интерактивные игры и упражнения на интерактивном столе. Интерактивный стол с сенсорной поверхностью, управляемый прикосновением рук человека. Сперва я сама научилась играть, ознакомила родителей. Дети могут играть на каждом любом уроке по очереди, потом меняются. Основной целью на данном этапе является активизация речи, так как в основном в классе есть неговорящие дети. Параллельно проводились игры на развитие эмоциональной сферы, мимики, дыхания, артикуляционного аппарата, зрительного и слухового внимания, логического мышления.
Для меня интерактивный стол является одним активным помощником в работе. Могу с радостью отметить, что дети с удовольствием идут на уроки, ждут, когда будет предложено задание на интерактивном столе. Стараются правильно выполнять задания, подражать. У них появляется мотивация, умение удерживать произвольное внимание, столько эмоций, радости. Не проявлялись признаки утомляемости, повышалась обучающая активность. Стимулирует интерес ребенка. Я же в свою очередь решала коррекционно-образовательные задачи. Конечно, мною решались только некоторые задачи коррекционно-обучающей работы специфичные для данного этапа и в дальнейшем предстоит расширить влияние интерактивных игр и упражнений на процесс развития речи у детей с интеллектуальными нарушениями. Но уже сейчас можно отметить высокую результативность занятий с использованием интерактивного стола.
Игра - выступает как самостоятельный метод обучения. В интерактивном столе можно играть в таких интерактивных играх:
-
Математические представления.
-
Формы и конструирование.
-
Тренировка памяти и мышление.
-
Игры с геометрическими фигурами.
-
Доминошки, дорисуй цифры, сравнение, точечки. (рис.2)
-
Рис.2
В процессе игры в математическое представление развивается речь учащихся, обогащается математическими терминами и выражениями их словарь. Учащиеся учатся комментировать свою деятельность, дают полный словесный отчет о решении данной игры, выполнении математических действий.
В ходе игры задаю конкретные вопросы детям об игре.
Например:
-Какая игра вам больше понравилась?
-Что вы запомнили особенно?
-Что показалось наиболее интересными?
В конце интерактивных игр дети гладят себя по голове, улыбаются и дают самооценку своей успешной работе.
В ходе формирования математических представлений на интерактивном столе у детей с УО выступают не только как познавательные процессы, но и как методические приемы, определяющие тот путь, по которому движется мысль ребенка в процессе учения.
-
Приемы наложения и приложения фигур, математических цифр. (рис.4)
-
Обследования формы предмета.
-
«Взвешивание» предмета «на руке».
-
Моделирование геометрическими фигурами. (рис.5)
-
Контроль и самооценка.
-
Рис.4
Рис.5
Основу образовательного процесса на уроке математики с УО детьми для успешного освоения программы, составляют коррекционно-развивающие задания, построенные на учебном, программном материале, которые предлагаются на каждом уроке.
Коррекционно-развивающие учебные задания могут быть использованы при фронтальной, групповой и индивидуальной работе с детьми в течение длительного времени.
В случаях затруднения ребёнка ему предлагается направляющая помощь в форме наглядных опор, подсказок, как сделать первый шаг на пути её решения.
Обучение математических представлений в интерактивном столе организует и дисциплинирует учащихся, способствует формированию таких черт личности, как аккуратность, настойчивость, воля, воспитывает привычку к труду, желание трудиться, умение доводить любое начатое дело до конца.
Овладение умением счета, устных и письменных вычислений, измерений, решения арифметических задач, ориентации во времени и пространстве, распознавание геометрических фигур позволят учащимся успешно решать жизненно-практические задачи.
Кроме интерактивных игр на каждом уроке математики можно провести игру, игровое упражнение, разучить считалку, отгадать загадку, ребус. И это не мешает обучению детей, а, наоборот, помогает детям ознакомиться с новым учебным материалом, закреплять изученный. Игровые моменты включать в урок необходимо, но обращаться с игрой в учебной деятельности нужно аккуратно, тщательно обдумывая сюжет игры, отбирая задания, которые помогут достигнуть поставленной на уроке цели с максимальной эффективностью.
Широко используются дидактические игры. В процессе игр учащиеся закрепляют полученные знания, а также используют их на практике. Благодаря обучающей задаче, игровым действиям и правилам, ребенок непреднамеренно усваивает определенное познавательное содержание. Например, при формировании количественных представлений игра выступает как самостоятельный метод обучения. Особая значимость разных видов игр – овладение разными практическими действиями, такими, как составление целого из частей, рядов фигур, счет, наложение и приложение, группировка, обобщение, сравнение.
Для лучшего формирования математических представлений учим детей повторять и осмысливать собственные высказывания, используем приём хорового, а затем индивидуального комментирования предметно-практической деятельности и действий. Те знания, которые дети получают на уроке, необходимы им в игровой и практической деятельности, т.е. необходимы в повседневной жизни.
Таким образом, в процессе формирования математических представлений у учащихся с интеллектуальными нарушениями при применении интерактивных игр формируются цифровые компетенции, что будет способствовать для дальнейшему развитию и адаптации в цифровом мире. Совместное выполнения различных заданий, занимательных упражнений, игр у детей с использованием интерактивного стола формируются математические знания и умения, которые в дальнейшем станут залогом их успешного обучения. (рис.6.и7.) Именно те знания, умения и навыки, которые усваивает ребенок в этот период, овладевая программным и дополнительным материалом, становятся мощным фактором его дальнейшего развития. Нужно помнить, что в обучении ребенка с интеллектуальным нарушением главное – это терпение. Л.С. Выготский писал, что вряд ли разумный садовник будет тянуть растение вверх, чтобы оно быстрее росло. Так и мы должны терпеливо обучать своих детей цифровым компетенциям и результат обязательно будет.


Список литературы
-
Галеева Н.Л., Гостимская Е.С. Модернизация системы ВШК в соответствии с требованиями ФГОС // Управление начальной школой. - 2012. -№ 4. - С. 6–15.
-
https://multiurok.ru/files/intieraktivnoie-oborudovaniie-iegho-primienieniie.html