Телефон:
Адрес:
1-4olimpiada.ykt@mail.ru

Использование возможностей интерактивного стола при формировании математических представлений у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках математики

Егорова Надежда Юрьевна,
учитель начальных классов
МОКУ С(К)ОШ-И № 34
г. Якутск, Республика Саха (Якутия)
 
Аннотация: как известно, уроки математики являются очень трудными для детей с интеллектуальными нарушениями. Применение интерактивных игр формирует цифровые компетенции у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках математики. Чтобы ребёнок хорошо усваивал программный материал, его надо подготовить, у него необходимо развивать психофизиологические функции и различные стороны мыслительной деятельности.
Ключевые слова: интерактивные игры, цифровая компетенция, учащиеся с интеллектуальными нарушениями.
Цель:
  1. Формирование математических представлений у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках математики с применением интерактивных игр на примере интерактивного стола.
  2. Применение интерактивных игр формирует цифровые компетенции у учащихся с интеллектуальными нарушениями.
  3. Задачи:
  1. развивать коммуникативные умения и навыки, развивать воображение, мелкую моторику, мышление, наблюдательность, математическую речь, зрительную и слуховую память;
  2. расширять кругозор и словарный запас учащихся, научить правильно пользоваться с интерактивным столом;
В современном мире, в век развития новых технологий, все больше времени мы уделяем цифровым технологиям. Происходит постепенная интеграция ИКТ в образование.
В этом учебном году выделили в нашей школе по национальному проекту «Доброшкола» интерактивные столы, (рис.1) детям с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Проект «Доброшкола» реализуется с 2019 года в рамках ФП «Современная школа» НП «Образование» для создания комфортных условий обучения детей с интеллектуальными нарушениями.
Целью реализации проекта «Доброшкола» является создание современных условий для обучения и воспитания детей  с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, путем обновления инфраструктуры образовательной организации, которое влечет за собой изменение содержания и повышение качества образовательного процесса.
 Старт проекту         Рис.1.
При использовании интерактивных игр и упражнений многие проблемы отступают на второй план. Конечно, для ребенка – это просто игра, но сколько возможностей открывается для педагога! Одновременно решаются задачи по обучению, отработке и закреплению материала. У детей данный вид игр вызывает огромное эмоциональное желание заниматься.
Мы используем на уроках математики интерактивные игры и упражнения на интерактивном столе. Интерактивный стол с сенсорной поверхностью, управляемый прикосновением рук человека. Сперва я сама научилась играть, ознакомила родителей. Дети могут играть на каждом любом уроке по очереди, потом меняются. Основной целью на данном этапе является активизация речи, так как в основном в классе есть неговорящие дети. Параллельно проводились игры на развитие эмоциональной сферы, мимики, дыхания, артикуляционного аппарата, зрительного и слухового внимания, логического мышления.
Для меня интерактивный стол является одним активным помощником в работе. Могу с радостью отметить, что дети с удовольствием идут на уроки, ждут, когда будет предложено задание на интерактивном столе. Стараются правильно выполнять задания, подражать. У них появляется мотивация, умение удерживать произвольное внимание, столько эмоций, радости. Не проявлялись признаки утомляемости, повышалась обучающая активность. Стимулирует интерес ребенка. Я же в свою очередь решала коррекционно-образовательные задачи. Конечно, мною решались только некоторые задачи коррекционно-обучающей работы специфичные для данного этапа и в дальнейшем предстоит расширить влияние интерактивных игр и упражнений на процесс развития речи у детей с интеллектуальными нарушениями. Но уже сейчас можно отметить высокую результативность занятий с использованием интерактивного стола.
Игра - выступает как самостоятельный метод обучения.  В интерактивном столе можно играть в таких интерактивных играх:
  • Математические представления.
  • Формы и конструирование.
  • Тренировка памяти и мышление.
  • Игры с геометрическими фигурами.
  • Доминошки, дорисуй цифры, сравнение, точечки. (рис.2)
  •  Рис.2   
В процессе игры в математическое представление развивается речь учащихся, обогащается математическими терминами и выражениями их словарь. Учащиеся учатся комментировать свою деятельность, дают полный словесный отчет о решении данной игры, выполнении математических действий.
В ходе игры задаю конкретные вопросы детям об игре.
 Например:
-Какая игра вам больше понравилась?
-Что вы запомнили особенно?
-Что показалось наиболее интересными?
В конце интерактивных игр дети гладят себя по голове, улыбаются и дают самооценку своей успешной работе.
В ходе формирования математических представлений на интерактивном столе у детей с УО выступают не только как познавательные процессы, но и как методические приемы, определяющие тот путь, по которому движется мысль ребенка в процессе учения.
  • Приемы наложения и приложения фигур, математических цифр. (рис.4)
  • Обследования формы предмета.
  • «Взвешивание» предмета «на руке».
  • Моделирование геометрическими фигурами. (рис.5)
  • Контроль и самооценка.
  •  Рис.4  Рис.5
 Основу образовательного процесса на уроке математики с УО детьми для успешного освоения программы, составляют коррекционно-развивающие задания, построенные на учебном, программном материале, которые предлагаются на каждом уроке.
Коррекционно-развивающие учебные задания могут быть использованы при фронтальной, групповой и индивидуальной работе с детьми в течение длительного времени.
В случаях затруднения ребёнка ему предлагается направляющая помощь в форме наглядных опор, подсказок, как сделать первый шаг на пути её решения.
Обучение математических представлений в интерактивном столе организует и дисциплинирует учащихся, способствует формированию таких черт личности, как аккуратность, настойчивость, воля, воспитывает привычку к труду, желание трудиться, умение доводить любое начатое дело до конца.
Овладение умением счета, устных и письменных вычислений, измерений, решения арифметических задач, ориентации во времени и пространстве, распознавание геометрических фигур позволят учащимся успешно решать жизненно-практические задачи.
Кроме интерактивных игр на каждом уроке математики можно провести игру, игровое упражнение, разучить считалку, отгадать загадку, ребус. И это не мешает обучению детей, а, наоборот, помогает детям ознакомиться с новым учебным материалом, закреплять изученный. Игровые моменты включать в урок необходимо, но обращаться с игрой в учебной деятельности нужно аккуратно, тщательно обдумывая сюжет игры, отбирая задания, которые помогут достигнуть поставленной на уроке цели с максимальной эффективностью.
Широко используются дидактические игры. В процессе игр учащиеся закрепляют полученные знания, а также используют их на практике. Благодаря обучающей задаче, игровым действиям и правилам, ребенок непреднамеренно усваивает определенное познавательное содержание. Например, при формировании количественных представлений игра выступает как самостоятельный метод обучения. Особая значимость разных видов игр – овладение разными практическими действиями, такими, как составление целого из частей, рядов фигур, счет, наложение и приложение, группировка, обобщение, сравнение.
Для лучшего формирования математических представлений учим детей повторять и осмысливать собственные высказывания, используем приём хорового, а затем индивидуального комментирования предметно-практической деятельности и действий. Те знания, которые дети получают на уроке, необходимы им в игровой и практической деятельности, т.е. необходимы в повседневной жизни.
Таким образом, в процессе формирования математических представлений у учащихся с интеллектуальными нарушениями при применении интерактивных игр формируются цифровые компетенции, что будет способствовать для дальнейшему развитию и адаптации в цифровом мире. Совместное выполнения различных заданий, занимательных упражнений, игр у детей с использованием интерактивного стола формируются математические знания и умения, которые в дальнейшем станут залогом их успешного обучения. (рис.6.и7.) Именно те знания, умения и навыки, которые усваивает ребенок в этот период, овладевая программным и дополнительным материалом, становятся мощным фактором его дальнейшего развития. Нужно помнить, что в обучении ребенка с интеллектуальным нарушением главное – это терпение. Л.С. Выготский писал, что вряд ли разумный садовник будет тянуть растение вверх, чтобы оно быстрее росло. Так и мы должны терпеливо обучать своих детей цифровым компетенциям и результат обязательно будет.
  Рис. 6. Рис.7.
 
Список литературы
  1. Галеева Н.Л., Гостимская Е.С. Модернизация системы ВШК в соответствии с требованиями ФГОС // Управление начальной школой. - 2012. -№ 4. - С. 6–15.
  2. https://multiurok.ru/files/intieraktivnoie-oborudovaniie-iegho-primienieniie.html

 

Отзывы
Сайт полезный, познавательный для детей и педагогов. Обращает внимание его практическая направленность. Разделы сайта грамотно подобраны, интересны. Большой выбор олимпиад и конкурсов на якутском и русском языках. Хорошая возможность детям проверить уровень знаний по предметам, а педагогам - обмениваться материалами в альманахе "Я - педагог". Желаю процветания и достижения всех ваших целей!
Григорьева Дария Васильевна - учитель начальных классов, Почётный работник общего образования РФ, г. Нюрба
Григорьева Дария Васильевна - учитель начальных классов, Почётный работник общего образования РФ, г. Нюрба
Сайт дистанционных олимпиад и конкурсов обеспечивает сознательное и активное участие школьников в процессе обучения в школе и полное освоение учебного материала. Здесь организуется творческая работа с педагогами и обучающимися. Желаю удачи во всех начинаниях!
Винокурова Екатерина Ивановна - Кандидат педагогических наук, автор учебных пособий «Культура народов РС(Я)», «Уран тарбах кистэлэҥэ», «Уроки предков» и др.пособий.  Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Институт национальных школ РС(Я)
Винокурова Екатерина Ивановна - Кандидат педагогических наук, автор учебных пособий «Культура народов РС(Я)», «Уран тарбах кистэлэҥэ», «Уроки предков» и др.пособий. Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Институт национальных школ РС(Я)
Ситуация с коронавирусом отрезала нас от мира. Чем вы занимаетесь во время самоизоляции? А я открыла для себя очень полезный, мотивирующий сайт, который предлагает детям попробовать свои силы, знания и умения в различных конкурсах и олимпиадах. Уверена, что и для себя вы найдете там много интересного и увлекательного. Для успешного повышения категории и аттестации педагогов отлично подходит размещение методических материалов в электронном альманахе «Я – педагог». Успехов Вам и Удачи!
Скрябина Ульяна Егоровна - Отличник гражданских инициатив РС (Я), режиссер-сценарист, организатор благотворительных мероприятий, акций концертов, председатель ОО "Многодетная семья Якутии"
Скрябина Ульяна Егоровна - Отличник гражданских инициатив РС (Я), режиссер-сценарист, организатор благотворительных мероприятий, акций концертов, председатель ОО "Многодетная семья Якутии"
Большое спасибо организаторам такого хорошего сайта. С радостью принимаем участие в каждой олимпиаде! Заранее готовимся к олимпиадам, по итогам которых наши дети занимают призовые места, получают красочные дипломы, пополняют свое портфолио. У детей появляется уверенность в своих силах, познавательная активность, высокая мотивация. Очень понравился проект "Электронный альманах", тут есть много полезного, особенно для молодых учителей, которые учатся у своих более опытных коллег, тут богатый материал, учителя щедро делятся своим опытом, за это отдельное спасибо! Ведь все мы были когда-то начинающими педагогами, жаль что в то время не было такого полезного, тщательно продуманного сайта. От имени моих коллег, учеников и их родителей говорю слова благодарности за ваш труд, за желание развивать наших детей и нас учителей!

С уважением, Соловьева Анна Ивановна, учитель начальных классов.
Идея создания сайта мне очень понравилась. Данный сайт позволяет организовать дистанционное творческое сотрудничество с другими педагогами и обучающимися. Ещё одно преимущество сайта - то, что задания и конкурсы проводятся на двух языках – русском и якутском. Желаю успехов в работе сайта!
Боярова Людмила Андреевна – заместитель директора по воспитательной работе МОБУ СОШ №12 г. Якутска, Отличник образования РС(Я)
Боярова Людмила Андреевна – заместитель директора по воспитательной работе МОБУ СОШ №12 г. Якутска, Отличник образования РС(Я)
Сейчас, когда идет эра интернета, каждый из нас погружен в эту паутину. И в этой паутине нужны познавательные сайты, где ученик самостоятельно сможет проверить свои знания, силы. Это хоть маленький, но опыт. Участие в дистанционных олимпиадах и занятия в тренажерах придают уверенности ученику. При дополнительной подготовке к олимпиадам повышается уровень знаний, также возможно и вспоминается даже что-то слегка забытое, и если по итогам хороший результат - повышается самооценка школьника. И даже если не очень хороший итог, то он тоже полезен, так как является стимулом укрепить свои знания. Считаю, что ваш сайт этому и способствует. Отрадно, что в сайте можно и педагогам поделиться своим опытом педагогической деятельности. Желаю дальнейшего процветания вашей команде!


Николаева Мария Андреевна – учитель начальных классов МБОУ «Антоновская СОШ им.Н.Н.Чусовского» Нюрбинского района, Отличник образования РС (Я), Почетный работник воспитания и просвещения РФ.
Оксана Аммосовна, наһаа үчүгэйдик тыырыллан, тэриллэн оҥоһуллубут олус интэриэһинэй сорудахтаах олимпиадаҕыт түмүгэ тахсыбытынан эҕэрдэлиибин уонна улахан махталбын биллэрэбин.
Биһиги кылаас оруобуна үөрэх дьылын түмүктүүр тэрээһинигэр түбэспитэ олус үчүгэй бэлэх буолар буолла.
Сыралаах үлэҕит өссө таһаарыылаах, өссө элбэх кыттааччылаах буоллун! Сайын кэлбитинэн, күөххэ үктэммиппитинэн!
Бары үтүөнү баҕарабын!🙋🏼‍♀️🥰🙌🏻🙏🏻🙏🏻🙏🏻
Поскачина Валентина Семеновна - учитель начальных классов МОБУ "СОШ №39" ГО "Город Якутск"
Поскачина Валентина Семеновна - учитель начальных классов МОБУ "СОШ №39" ГО "Город Якутск"
Ваш сайт - незаменимый помощник на уроках, при подготовке к олимпиаде. Для ребят все конкурсы, олимпиады - отличная умственная тренировка и соревнование! Планируем и в дальнейшем принимать участие. Спасибо вам большое!
Алексеева Евдокия Николаевна - учитель начальных классов Нюрбинской СОШ №1, Отличник образования РС(Я)
Алексеева Евдокия Николаевна - учитель начальных классов Нюрбинской СОШ №1, Отличник образования РС(Я)
Олимпиадаҕа кыттан астынныбыт, миэстэлэһэн үөрүүбүт улахан. Махтал тэрийээччилэргэ!

Соломонова Вера Семеновна учитель начальных классов МБОУ "Оленекская СОШ имени Х.М. Николаева"
Выражаю огромную благодарность организаторам сайта. С радостью принимаем
участие в каждой олимпиаде! Желаю дальнейших успехов!

Саха политехнический лицей.
Петрова Вера Панфиловна, учитель начальных классов.
Здравствуйте! Спасибо большое за дипломы. Дети очень рады. Желаем вам здоровья, дальнейших успехов в работе!

Слепцова Мария Ильинична, учитель начальных классов, с. Хонуу Момского района
Здравствуйте! Благодаря вашему тренажёру мой сын за несколько дней выучил всю таблицу умножения. Теперь будем учить словарные слова.

Мама Артёма Иванова Мари, г. Якутск
Здравствуйте, уважаемые организаторы семейной олимпиады по английскому языку.
Рады принять участие в республиканской семейной олимпиаде по страноведению. Получила положительные отзывы от родителей и учеников об олимпиаде.

С уважением,
Зинаида Шестакова
Добрый день! Спасибо организаторам за проведение дистанционных олимпиад во время дистанционного обучения! Очень рады, что наша дочка участвовала и заняла 1 место. Вам процветания, успехов!


Анастасия Бурнашёва – родитель.
Очень хорошие олимпиады. Задания соответствуют возрасту ребенка. В такое время, когда все сидим на самоизоляции, такие олимпиады очень нужны.

Бурнашева Галина Федосеевна - учитель начальных классов МОБУ "СОШ №38" г. Якутска
Дорооболоруҥ! Бу сайт олус интэриэһинэй, араас конкурстар, олимпиадалар тахсаллар. Мин оҕолорбун астына кытыннарабын. Инникитин куруук бииргэ буолуохпут. Улахан махталбын тириэрдэбин, сайда-үүнэ туруҥ!

Ульяна Николаевна Колесова, алын кылаас учуутала, А. Осипов аатынан Бэрдьигэстээх орто оскуолата
Здравствуйте, уважаемые организаторы олимпиады!
Спасибо большое за ваш труд и вклад в развитие наших детей!
Вопросы были очень интересные и познавательные.

Успехов вам!
Всего вам доброго,
С уважением, Марианна Вивиерс, родитель.
Здравствуйте!
Спасибо огромное за проведение олимпиады и своевременную рассылку дипломов!


С ув. Матильда Портнягина, учитель начальных классов, г. Якутск
Спасибо огромное за олимпиаду и за красочно оформленные дипломы

С уважением, Екатерина Парникова, МБОУ "Мюрюнская СОШ №1 им. Г.В.Егорова", Усть-Алданский улус (район)
Здравствуйте! Спасибо большое за интересные и полезные задания. Желаем дальнейших успехов и будем рады сотрудничеству.

С уважением, Зинаида Артёмовна Ядреева, учитель начальных классов, Намский район.
Спасибо, очень рада нашему сотрудничеству!

Васильева Матрёна Иннокентьевна, учитель начальных классов, Сунтарский улус
Какой успех! Какая радость! Спасибо большое за олимпиаду, мы очень рады! 🥰🌹👏👍
Кириллина Мария Михайловна, учитель начальных классов, с. Дикимдя, Горный улус
Выражаем огромную благодарность за Ваш труд, спасибо!

С уважением коллектив 4 класса МБОУ Сасыльская СОШ

Все материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством, в том числе, об авторском праве и смежных правах

Адрес:
1-4olimpiada.ykt@mail.ru