Конкина Татьяна Евгеньевна,
учитель английского языка,
МОБУ «Маганская СОШ».
Поликультурное образование - важная часть современного образования, способствующая усвоению учащимися знаний о других культурах; традиций, образа жизни, духовных ценностях народов; воспитанию молодежи в духе уважения инокультурных систем.
Основополагающими принципами поликультурного образования являются принцип диалога и взаимодействия культур и принцип творческой целесообразности потребления, сохранения и создания новых культурных ценностей.
Поликультурное образование учащихся нацелено на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного деятельностного подхода к обучению английскому языку.
Проблема формирования социокультурных знаний и умений у учащихся нашла своё отражение в новом Федеральном образовательном стандарте среднего (полного) образования по иностранному языку. Согласно примерной программе по английскому языку, составленной на основе ФГОС, социокультурная компетенция определяется как один из базовых компонентов коммуникативной компетенции, формирование которой — основная цель обучения. Приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран изучаемого иностранного языка и умение представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения — важный аспект образовательного процесса, которому необходимо уделять особое внимание.
Авторы УМК «Spotlight» «Английский в фокусе» - Ю. Е. Ваулина, Д. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс - придают большое значение развитию именно социокультурной компетенции у изучающих английский язык школьников: каждый раздел учебников наполнен аутентичными материалами, информацией социокультурного характера, что в свою очередь расширяет цели и задачи каждого урока, а вместе с ними и планируемые результаты.
Описывая суть поликультурного образования, невозможно избежать вопроса о диалоге культур. Исследователи, развивающие концепцию диалога культур, подразумевают под этим понятием «отношение культуры к культуре как равноправной при всех ее отношениях и интересной, и нужной именно в ее непохожести, ее уникальности».
В результате этого диалога складываются и наиболее полно раскрываются взаимоотношения между участниками межкультурного контакта, способствующие формированию новых установок, ценностных ориентаций, критериев, способствующих воспитанию уважительного отношения к своей и иной культурам.
В УМК «Spotlight» наглядно продемонстрирован диалог культур. После текстов, которые содержат элементы другой иноязычной культуры, следуют задания, которые помогают обучающим сопоставить, проанализировать, выделить необходимую информацию для сравнения со своей родной культурой. Потом обязательно следуют задания, проекты, портфолио, где нужно представить творческую работу о своей стране, найти культурные сходства и различия.
В разделе «Culture Corner» на уроке мы знакомимся с Великобританией, со странами, входящие в состав Соединенного Королевства, работаем с текстом, картой, флагами каждой страны. А дома ученики готовят материал о своей стране. Portfolio: Make a factfile about your country. Draw the flag then write a short text. Write: name of country, capital city, and description of flag (30-50 words).
В разделе «Spotlight on Russia» представлены материалы о России, ее традициях, обычаях, современном образе жизни, ее достижениях в различных сферах, ее географии и культуре. Этот раздел дает возможность обучающимся совершить виртуальное путешествие по России и узнать больше об укладе жизни людей в разных ее уголках. Например, тексты о дне города, российских городах-миллионерах, музеях России предоставляют возможность детям осознавать себя гражданами своей страны. Также представлена информация о столице Республики Саха(Якутия), город Якутск Такой раздел имеет огромное значение для достижения личностных результатов. .
В учебниках «Spotlight» авторами разработан целый комплекс заданий и упражнений, направленных на формирование и развитие социокультурной компетенции:
- составление диалогов и монологических высказываний на основе изученного материала (What is the dialogue about? Complete the dialogue…..; Use the table to act out short exchanges for the following situations…;Make up sentences about yourself using the idioms…; Tell the class what you have to do to make apple muffins…);
- составить прогноз погоды (Make a chart showing the weather in various cities in your country for tomorrow…)
- составить список покупок ( Think of your favourite dish. What do you need to make it?)
- написать статью, рецепт в газету или журнал (Think of a famous person from your country. What his/her biography for the school magazine..)
- соотнести реалию страны изучаемого языка с её описанием ( Listen and check. What flag does the text describe?; Listen and mark the statements –true, false, not stated.)
- сравнить особенности культуры англоязычных стран, указанные в тексте, и своей страны ( What is the most popular board game in your country?)
- обсудить прочитанное в классе (What place would you choose to eat out in the UK? )
- ответить на поставленные вопросы до чтения текста ( How do you think British teenagers spend their free time? / Who is this woman in the picture? What do you know about her?)
- установить звуковые ассоциации ( Listen to the music. What country do you think it is from? /Listen to the music. Where are you? What are the people doing around you?)
В материалы аудиокурса к учебникам линейки «Spotlight» авторы включили англоязычные песни в качестве приложения к основной программе. Так, например, «Song Sheets» содержат такие песни как «Family», «Hot Wheels», «Perfect Day», «The Weekend» и.т.д. Все песни соответствуют тематике модулей и могут применяться для ознакомления учащихся с элементами музыкальной культуры англоязычных стран и их обычаев, а также для повышения мотивации школьников к изучению английского языка.
Таким образом, обучение школьников английскому языку через полилог лингвокультур предполагает рассмотрение обучения английского языка в контексте поликультурного языкового образования, при котором в содержании обучения должна присутствовать культура страны изучаемого языка, культура России и республики, в которой живет школьник. Организация содержания обучения английского языка в контексте полилога лингвокультур будет способствовать формированию у школьников таких умений, которые позволят им расширить представление о поликультурной картине мира.
Практический анализ УМК “Spotlight” подтверждает тот факт, что в большинстве случаев формирование социокультурной компетенции происходит на основе аутентичных текстовых материалов лингвострановедческого характера в рамках системно-деятельностного подхода и с применением различных методов (сравнительно-сопоставительного, метода ролевых игр и.т.д).
Литература
-
Балицкая И. В.Поликультурное образование. М.,2001г.
-
Бондаревская Е. В. Современные концепции воспитания в отечественной педагогике. -- М., 2001.
-
Ваулина Ю. Е., Д. Дули, Подоляко О. Е. , В. Эванс УМК «Spotlight» «Английский в фокусе». Просвещение, 2014г.
Воскресенская Н. М. Образование и многообразие культур // Педагогика. 2007