Телефон:
Адрес:
1-4olimpiada.ykt@mail.ru

Статья «Формирование социокультурной компетенции на уроках английского языка» ( на материале УМК « Spotlight» «Английский в фокусе»)

Конкина Татьяна Евгеньевна,
учитель английского языка,
МОБУ «Маганская СОШ».
Поликультурное образование - важная часть современного образования, способствующая усвоению учащимися знаний о других культурах; традиций, образа жизни, духовных ценностях народов; воспитанию молодежи в духе уважения инокультурных систем.
Основополагающими принципами поликультурного образования являются принцип диалога и взаимодействия культур и принцип творческой целесообразности потребления, сохранения и создания новых культурных ценностей.
Поликультурное образование учащихся нацелено на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного деятельностного подхода к обучению английскому языку.
            Проблема формирования социокультурных знаний и умений у учащихся нашла своё отражение в новом Федеральном образовательном стандарте среднего (полного) образования по иностранному языку. Согласно примерной программе по английскому языку, составленной на основе ФГОС, социокультурная компетенция определяется как один из базовых компонентов коммуникативной компетенции, формирование которой — основная цель обучения. Приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран изучаемого иностранного языка и умение представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения — важный аспект образовательного процесса, которому необходимо уделять особое внимание.
            Авторы УМК «Spotlight» «Английский в фокусе» - Ю. Е. Ваулина, Д. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс - придают большое значение развитию именно социокультурной компетенции у изучающих английский язык школьников: каждый раздел учебников наполнен аутентичными материалами, информацией социокультурного характера, что в свою очередь расширяет цели и задачи каждого урока, а вместе с ними и планируемые результаты.
            Описывая суть поликультурного образования, невозможно избежать вопроса о диалоге культур. Исследователи, развивающие концепцию диалога культур, подразумевают под этим понятием «отношение культуры к культуре как равноправной при всех ее отношениях и интересной, и нужной именно в ее непохожести, ее уникальности».
В результате этого диалога складываются и наиболее полно раскрываются взаимоотношения между участниками межкультурного контакта, способствующие формированию новых установок, ценностных ориентаций, критериев, способствующих воспитанию уважительного отношения к своей и иной культурам.
               В УМК «Spotlight» наглядно продемонстрирован диалог культур. После текстов, которые содержат элементы другой иноязычной культуры, следуют задания, которые помогают обучающим сопоставить, проанализировать, выделить необходимую информацию для сравнения со своей родной культурой. Потом обязательно следуют задания, проекты, портфолио, где нужно представить творческую работу о своей стране, найти культурные сходства и различия.
В разделе «Culture Corner» на уроке мы знакомимся с  Великобританией, со странами, входящие в состав Соединенного Королевства, работаем с текстом, картой, флагами каждой страны. А дома ученики готовят материал о своей стране. Portfolio: Make a factfile about your country. Draw the flag then write a short text. Write: name of country, capital city, and description of flag (30-50 words).
В разделе «Spotlight on Russia» представлены материалы о России, ее традициях, обычаях, современном образе жизни, ее достижениях в различных сферах, ее географии и культуре. Этот раздел  дает возможность обучающимся совершить виртуальное путешествие по России и узнать больше об укладе жизни людей в разных ее уголках. Например, тексты о дне города, российских городах-миллионерах, музеях России предоставляют возможность детям осознавать себя гражданами своей страны.  Также представлена информация о столице Республики Саха(Якутия), город Якутск Такой раздел имеет огромное значение для достижения личностных результатов.   .
             В учебниках «Spotlight» авторами разработан целый комплекс заданий и упражнений, направленных на формирование и развитие социокультурной компетенции:
- составление диалогов и монологических высказываний на основе изученного материала      (What is the dialogue about? Complete the dialogue…..; Use the table to act out short exchanges for the following situations…;Make up sentences about yourself using the idioms…; Tell the class what you have to do to make apple muffins…);
- составить прогноз погоды (Make a chart showing the weather in various cities in your country for tomorrow…)
- составить список покупок ( Think of your favourite dish. What do you need to make it?)
- написать статью, рецепт в газету или журнал (Think of a famous person from your country. What his/her biography for the school magazine..)
- соотнести реалию страны изучаемого языка с её описанием ( Listen and check. What flag does the text describe?; Listen and mark the statements –true, false, not stated.)
- сравнить особенности культуры англоязычных стран, указанные в тексте, и своей страны ( What is the most popular board game in your country?)
- обсудить прочитанное в классе (What place would you choose  to eat out in the UK? )
- ответить на поставленные вопросы до чтения текста ( How do you think British teenagers spend their free time? / Who is this woman in the picture? What do you know about her?)
- установить звуковые ассоциации ( Listen to the music. What country do you think it is from? /Listen to the music. Where are you? What are the people doing around you?)
            В материалы аудиокурса к учебникам линейки «Spotlight» авторы включили англоязычные песни в качестве приложения к основной программе. Так, например, «Song Sheets» содержат такие песни как «Family», «Hot Wheels», «Perfect Day», «The Weekend» и.т.д. Все песни соответствуют тематике модулей и могут применяться для ознакомления учащихся с элементами музыкальной культуры англоязычных стран и их обычаев, а также для повышения мотивации школьников к изучению английского языка.
Таким образом, обучение школьников английскому языку через полилог лингвокультур предполагает рассмотрение обучения английского языка в контексте поликультурного языкового образования, при котором в содержании обучения должна присутствовать культура страны изучаемого языка, культура России и республики, в которой живет школьник. Организация содержания обучения английского языка в контексте полилога лингвокультур будет способствовать формированию у школьников таких умений, которые позволят им расширить представление о поликультурной картине мира.
Практический анализ УМК “Spotlight” подтверждает тот факт, что в большинстве случаев формирование социокультурной компетенции происходит на основе аутентичных текстовых материалов лингвострановедческого характера в рамках системно-деятельностного подхода и с применением различных методов (сравнительно-сопоставительного, метода ролевых игр и.т.д).
            Литература
  1. Балицкая И. В.Поликультурное образование. М.,2001г.
  2. Бондаревская Е. В. Современные концепции воспитания в отечественной педагогике. -- М., 2001.
  3. Ваулина Ю. Е., Д. Дули, Подоляко О. Е. , В. Эванс УМК «Spotlight» «Английский в фокусе». Просвещение,  2014г.
Воскресенская Н. М. Образование и многообразие культур // Педагогика. 2007
Отзывы
Сайт полезный, познавательный для детей и педагогов. Обращает внимание его практическая направленность. Разделы сайта грамотно подобраны, интересны. Большой выбор олимпиад и конкурсов на якутском и русском языках. Хорошая возможность детям проверить уровень знаний по предметам, а педагогам - обмениваться материалами в альманахе "Я - педагог". Желаю процветания и достижения всех ваших целей!
Григорьева Дария Васильевна - учитель начальных классов, Почётный работник общего образования РФ, г. Нюрба
Григорьева Дария Васильевна - учитель начальных классов, Почётный работник общего образования РФ, г. Нюрба
Сайт дистанционных олимпиад и конкурсов обеспечивает сознательное и активное участие школьников в процессе обучения в школе и полное освоение учебного материала. Здесь организуется творческая работа с педагогами и обучающимися. Желаю удачи во всех начинаниях!
Винокурова Екатерина Ивановна - Кандидат педагогических наук, автор учебных пособий «Культура народов РС(Я)», «Уран тарбах кистэлэҥэ», «Уроки предков» и др.пособий.  Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Институт национальных школ РС(Я)
Винокурова Екатерина Ивановна - Кандидат педагогических наук, автор учебных пособий «Культура народов РС(Я)», «Уран тарбах кистэлэҥэ», «Уроки предков» и др.пособий. Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Институт национальных школ РС(Я)
Ситуация с коронавирусом отрезала нас от мира. Чем вы занимаетесь во время самоизоляции? А я открыла для себя очень полезный, мотивирующий сайт, который предлагает детям попробовать свои силы, знания и умения в различных конкурсах и олимпиадах. Уверена, что и для себя вы найдете там много интересного и увлекательного. Для успешного повышения категории и аттестации педагогов отлично подходит размещение методических материалов в электронном альманахе «Я – педагог». Успехов Вам и Удачи!
Скрябина Ульяна Егоровна - Отличник гражданских инициатив РС (Я), режиссер-сценарист, организатор благотворительных мероприятий, акций концертов, председатель ОО "Многодетная семья Якутии"
Скрябина Ульяна Егоровна - Отличник гражданских инициатив РС (Я), режиссер-сценарист, организатор благотворительных мероприятий, акций концертов, председатель ОО "Многодетная семья Якутии"
Большое спасибо организаторам такого хорошего сайта. С радостью принимаем участие в каждой олимпиаде! Заранее готовимся к олимпиадам, по итогам которых наши дети занимают призовые места, получают красочные дипломы, пополняют свое портфолио. У детей появляется уверенность в своих силах, познавательная активность, высокая мотивация. Очень понравился проект "Электронный альманах", тут есть много полезного, особенно для молодых учителей, которые учатся у своих более опытных коллег, тут богатый материал, учителя щедро делятся своим опытом, за это отдельное спасибо! Ведь все мы были когда-то начинающими педагогами, жаль что в то время не было такого полезного, тщательно продуманного сайта. От имени моих коллег, учеников и их родителей говорю слова благодарности за ваш труд, за желание развивать наших детей и нас учителей!

С уважением, Соловьева Анна Ивановна, учитель начальных классов.
Идея создания сайта мне очень понравилась. Данный сайт позволяет организовать дистанционное творческое сотрудничество с другими педагогами и обучающимися. Ещё одно преимущество сайта - то, что задания и конкурсы проводятся на двух языках – русском и якутском. Желаю успехов в работе сайта!
Боярова Людмила Андреевна – заместитель директора по воспитательной работе МОБУ СОШ №12 г. Якутска, Отличник образования РС(Я)
Боярова Людмила Андреевна – заместитель директора по воспитательной работе МОБУ СОШ №12 г. Якутска, Отличник образования РС(Я)
Сейчас, когда идет эра интернета, каждый из нас погружен в эту паутину. И в этой паутине нужны познавательные сайты, где ученик самостоятельно сможет проверить свои знания, силы. Это хоть маленький, но опыт. Участие в дистанционных олимпиадах и занятия в тренажерах придают уверенности ученику. При дополнительной подготовке к олимпиадам повышается уровень знаний, также возможно и вспоминается даже что-то слегка забытое, и если по итогам хороший результат - повышается самооценка школьника. И даже если не очень хороший итог, то он тоже полезен, так как является стимулом укрепить свои знания. Считаю, что ваш сайт этому и способствует. Отрадно, что в сайте можно и педагогам поделиться своим опытом педагогической деятельности. Желаю дальнейшего процветания вашей команде!


Николаева Мария Андреевна – учитель начальных классов МБОУ «Антоновская СОШ им.Н.Н.Чусовского» Нюрбинского района, Отличник образования РС (Я), Почетный работник воспитания и просвещения РФ.
Оксана Аммосовна, наһаа үчүгэйдик тыырыллан, тэриллэн оҥоһуллубут олус интэриэһинэй сорудахтаах олимпиадаҕыт түмүгэ тахсыбытынан эҕэрдэлиибин уонна улахан махталбын биллэрэбин.
Биһиги кылаас оруобуна үөрэх дьылын түмүктүүр тэрээһинигэр түбэспитэ олус үчүгэй бэлэх буолар буолла.
Сыралаах үлэҕит өссө таһаарыылаах, өссө элбэх кыттааччылаах буоллун! Сайын кэлбитинэн, күөххэ үктэммиппитинэн!
Бары үтүөнү баҕарабын!🙋🏼‍♀️🥰🙌🏻🙏🏻🙏🏻🙏🏻
Поскачина Валентина Семеновна - учитель начальных классов МОБУ "СОШ №39" ГО "Город Якутск"
Поскачина Валентина Семеновна - учитель начальных классов МОБУ "СОШ №39" ГО "Город Якутск"
Ваш сайт - незаменимый помощник на уроках, при подготовке к олимпиаде. Для ребят все конкурсы, олимпиады - отличная умственная тренировка и соревнование! Планируем и в дальнейшем принимать участие. Спасибо вам большое!
Алексеева Евдокия Николаевна - учитель начальных классов Нюрбинской СОШ №1, Отличник образования РС(Я)
Алексеева Евдокия Николаевна - учитель начальных классов Нюрбинской СОШ №1, Отличник образования РС(Я)
Олимпиадаҕа кыттан астынныбыт, миэстэлэһэн үөрүүбүт улахан. Махтал тэрийээччилэргэ!

Соломонова Вера Семеновна учитель начальных классов МБОУ "Оленекская СОШ имени Х.М. Николаева"
Выражаю огромную благодарность организаторам сайта. С радостью принимаем
участие в каждой олимпиаде! Желаю дальнейших успехов!

Саха политехнический лицей.
Петрова Вера Панфиловна, учитель начальных классов.
Здравствуйте! Спасибо большое за дипломы. Дети очень рады. Желаем вам здоровья, дальнейших успехов в работе!

Слепцова Мария Ильинична, учитель начальных классов, с. Хонуу Момского района
Здравствуйте! Благодаря вашему тренажёру мой сын за несколько дней выучил всю таблицу умножения. Теперь будем учить словарные слова.

Мама Артёма Иванова Мари, г. Якутск
Здравствуйте, уважаемые организаторы семейной олимпиады по английскому языку.
Рады принять участие в республиканской семейной олимпиаде по страноведению. Получила положительные отзывы от родителей и учеников об олимпиаде.

С уважением,
Зинаида Шестакова
Добрый день! Спасибо организаторам за проведение дистанционных олимпиад во время дистанционного обучения! Очень рады, что наша дочка участвовала и заняла 1 место. Вам процветания, успехов!


Анастасия Бурнашёва – родитель.
Очень хорошие олимпиады. Задания соответствуют возрасту ребенка. В такое время, когда все сидим на самоизоляции, такие олимпиады очень нужны.

Бурнашева Галина Федосеевна - учитель начальных классов МОБУ "СОШ №38" г. Якутска
Дорооболоруҥ! Бу сайт олус интэриэһинэй, араас конкурстар, олимпиадалар тахсаллар. Мин оҕолорбун астына кытыннарабын. Инникитин куруук бииргэ буолуохпут. Улахан махталбын тириэрдэбин, сайда-үүнэ туруҥ!

Ульяна Николаевна Колесова, алын кылаас учуутала, А. Осипов аатынан Бэрдьигэстээх орто оскуолата
Здравствуйте, уважаемые организаторы олимпиады!
Спасибо большое за ваш труд и вклад в развитие наших детей!
Вопросы были очень интересные и познавательные.

Успехов вам!
Всего вам доброго,
С уважением, Марианна Вивиерс, родитель.
Здравствуйте!
Спасибо огромное за проведение олимпиады и своевременную рассылку дипломов!


С ув. Матильда Портнягина, учитель начальных классов, г. Якутск
Спасибо огромное за олимпиаду и за красочно оформленные дипломы

С уважением, Екатерина Парникова, МБОУ "Мюрюнская СОШ №1 им. Г.В.Егорова", Усть-Алданский улус (район)
Здравствуйте! Спасибо большое за интересные и полезные задания. Желаем дальнейших успехов и будем рады сотрудничеству.

С уважением, Зинаида Артёмовна Ядреева, учитель начальных классов, Намский район.
Спасибо, очень рада нашему сотрудничеству!

Васильева Матрёна Иннокентьевна, учитель начальных классов, Сунтарский улус
Какой успех! Какая радость! Спасибо большое за олимпиаду, мы очень рады! 🥰🌹👏👍
Кириллина Мария Михайловна, учитель начальных классов, с. Дикимдя, Горный улус
Выражаем огромную благодарность за Ваш труд, спасибо!

С уважением коллектив 4 класса МБОУ Сасыльская СОШ

Все материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством, в том числе, об авторском праве и смежных правах

Адрес:
1-4olimpiada.ykt@mail.ru