Куклина Марина Витальевна
МОБУ СОШ № 21
ГО "Город Якутск"
учитель начальных классов
Аннотация: В исследовании автор изучил теоретические аспекты обучения проекто-исследовательской деятельности учащихся в младшей школе. С целью выявления и формирования у учеников навыков и умений осуществлять проектную деятельность.
Ключевые слова: проектная деятельность, обучение, исследование.
Введение: В настоящее время весьма распространённое мнение, что обучение учебно-исследовательским навыкам в школе, должно начинаться в старших или по крайней мере в средних классах начальная школа часто остаётся в стороне от этой проблемы вместе с тем известно, что дети «исследователи» по своей природе, а в этом возрасте дети очень любопытные, именно это внутреннее истребление к исследованию порождает соответствующее поведение и создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалась как процесс саморазвития.
Основной материал: Большинство первоклассников приходит в класс как в новый мир, в котором им открывается множество интересных вещей и поэтому задача учителя оправдать эти надежды не погасить потребность ребёнка в познании, посредством завлечения в исследовательскую деятельность.
Использование учителем начальной школы проектного и исследовательских методов обучения помогает решить эту непростую задачу. По ФГОС в недалёком будущем планируется введение обязательного экзамена по проектной деятельности, а значит, что необходимо подготовить ребёнка умением и навыком исследовательского поиска и обработки информации. И самое главное, чтобы маленькому учёному все время было интересно, а также немаловажно, чтобы ученик получал удовольствие от того, что он делает.
Прежде всего нужно создать условия для развития познавательных интересов ребёнка. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужное ему, для этого ему нужна проблема, взятая из реальной жизни, решение которой необходимо применить уже с полученными знаниями и умениями. Чтобы выполнить все условия, необходимо позаботиться о том, чтобы интересы младшего школьника были разносторонними. Для этого нужно поощрять, хвалить ребёнка за то, что он проявил терпение, самостоятельно разыскав необходимую информацию, выполнил дополнительные задания. Постепенно среди других интересов ученика начинает появляться тот, который становится определяющим и устойчивым.
Для достижения наилучшего результата я использую некоторые приемы и методы, которые способствуют проявлению интереса к проектной деятельности у младших школьников.
Приемы: мотивация, пробуждение интереса ребёнка к научной и проектной деятельности у школьника. Из данных приемов я использую на практике два вида методов (традиционный, нетрадиционный).
Из традиционных методов: практический метод и метод наблюдения, а также работа с литературой совместно с научным руководителем.
Из нетрадиционных методов: метод творческих проектов, метод новых вариантов, самый эффективный метод по-моему опыту является метод «Мозговой штурм».
Но все же, традиционный метод используется чаще. Немаловажную роль в подготовке проекта играет и помощь родителей. Учащиеся 1-3 классов могут самостоятельно найти материал в Энциклопедиях, учебных пособиях и наконец, в Интеренете, на обычный урок. А «разрабатывая» конкретную тему и «довести» до научно-практической конференции (школьный, городской, республиканский и т.д)., конечно, помогает научный руководитель, в частности, учитель.
Работая с проектами много лет, я поняла, как важно развивать у ребенка познавательные интересы. Дети увлеченно работают. К концу 4 класса многие учащиеся уже самостоятельно готовят свои проекты, а учитель уже только направляет.
Как говорили известные ученые Р.Дж.Стерберг, Е.Григоренко: « Если школьник с 1 класса подготовлен к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения-это формирование личности будет приходить на основе обогащения её интеллектуального профиля обучает детей творческому мышлению мы угощаемых не только интеллектуально, но и личностно». Действительно, в проектной деятельности ребёнок приобретает новые знания, умения и навыки. Эта работа позволяет ему делать для себя открытия, учиться ставить цели, определять задачи. Проводя работу над проектом «маленький ученый» больше узнает о себе, своих возможностях, развивает способности публичных выступлений и не только, формирует такие компетенции как: мыслительную, информационную, коммуникативную и др.
Последние изменения в образования заставили поменять методы обучения детей в начальной школе. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов в обучении. Новым школам требуется такие методы обучения, которые:
-формировали бы активную, самостоятельную позицию учащихся в получении знаний.
-формировали компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом применения в практической деятельности.
-реализовали бы принцип связи обучения с жизнью.
Ведущее место среди таких методов лежит метод проектов (проектная деятельность).
Целью моей работы является сформировать у учащихся умение осуществлять проектно-исследовательскую деятельность. А также научить детей осуществлять поиск информации для своей работы, определять значимость проблемы проекта для общества.
В основу метода положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получится в результате решения какой-либо возникшей проблемы при исследовании.
Проект, создаваемый детьми, активизирует их стремление к исследованию и «решению проблем». Важно, чтобы для каждого возрастного периода были подобранны правильные и адекватные по возрасту виды и продукты проектной деятельности. Планирование, реализация и оценка проектов должны осуществляться самими детьми. Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения, оставляя у ребёнка ощущения гордости за полученный результат своей работы.
Необходимо осознавать, что основной ожидаемый результат – развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний, умений и навыков. Для меня главным результатом этой работы является не просто красивая, детально проработанная схема, подготовленное ребенком сообщение, технический рисунок или даже склеенный из бумаги макет и т.д., а педагогический результат.
И это, прежде всего, бесценный опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя. В практике работы с детьми однозначно полезна проектная деятельность.
Ниже приводятся результаты работы с проектной деятельностью учащимися: (городской, республиканский, межрегиональный уровень, российский уровень, международный уровень)
2018 год
6 городская НПК «История родного края» Диплом 3 степени, Городской конкурс исследовательских работ «Первые шаги – 2018» Диплом 2 степени, 3 Международный конкурс для детей и молодежи «Все талантливы» Номинация «Проект. Проектная деятельность» 3 Диплома 1 степени, Республиканская межшкольная конференция «Наше здоровье в наших руках», посвященной Всемирному дню борьбы с туберкулезом Диплом 2 степени, Международный конкурс «Творчество без границ» Грамота Победитель 1 место.
Международный конкурс «Здоровье. Спорт» Диплом 2 степени, Всероссийская междисплинарная НПК с элементами научной школы «Синергетика в образовании» Диплом качества, Общероссийский образовательный проект «Завуч» Всероссийский конкурс «Лучший проект по патриотическому воспитанию «Мой дом – мой город» Диплом 1 степени
2019 год
Всероссийская открытая НПК школьников и педагогов «Кочневские чтения- 2019» 2 Диплома 2 степени, 10 Республиканская конференция «Ступеньки к творчеству» для начальной школы Грамота, Городская НПК младших школьников «Мой увлекательный мир Диплом 3 степени, «Созвездие» Москва «Фестиваль юных исследователей» Диплом,
Межрегиональная НПК молодых исследователей «Скрябинские чтения» Диплом 1 степени,
9 республиканская конференция «Ступеньки к творчеству» Сертификат
2020 год
1 Республиканская НПК среди начальной школы «Стимул», посвященный Году патриотизма РС (Я) и Году памяти и славы в РФ Грамота 2 место, Грамота 3 место
2021 год
Городская НПК «Планета знаний» Грамота 3 место, 2 Сертификата Республиканский этап Всероссийского конкурса исследовательских и творческих проектов дошкольников и младших школьников « Я- исследователь» Диплом 1 степени, 3 Всероссийская НПК «Мои первые шаги в науку» Диплом 1 степени, 4 Международная НПК молодых исследователей «Скрябинские чтения» Диплом 1 степени, 2 Диплома 3 степени, Лауреат, 5 Городская онлайн НПК «Первые шаги в науку», посвященная Году науки и технологий Диплом 1 степени, Диплом 3 степени, 5 городская НПК «Якутск – глазами детей» Диплом 2 степени
2022 год
Городская НПК, посвященная памяти Володи Губина Грамота 1 место, Грамота 3 место
Республиканская научно- практическая конференция «Соколовские чтения», посвященная 100-летию образования Якутской АССР, 130-летию МОБУ СОШ «Табагинская школа» 2 Диплома 2 степени
2023 год
Городская НПК по риторике, Грамота 2 место, городская НПК «Ступеньки к творчеству» Диплом 2 степени, Диплом 3 степени, Межрегиональная НПК «Скрябинские чтения» Сертификат (2), Республиканская НПК «Мой герой» 3 Диплома 3 степени .
Вывод: В заключении моей работы я пришла к выводу, что проектная деятельность, при правильной ее организации, способна наполнить смыслом жизни и деятельность детей в ходе выполнения проектно-исследовательской деятельности. Не менее важно понять и то, что в проектной деятельности удалось достигнуть, а что нет, сделать выводы и сформулировать рекомендации.
Список использованной литературы:
1. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей у младших школьников - Ярославль. Академия развития. Академия Холдинг. 2004
2. Немов Р.С. Психология. Т. 2, 3. М, 1975
3. Реан А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. С.-П. 1999
4. Савенков А.И. Маленький исследователь: Как научить младшего школьника приобретать знания. - Ярославль. Академия развития. 2002
5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - Москва 2010
6. Олейник О.В., Кабанюк Л.П. Проектная деятельность. - Москва 2015г.