Фёдорова Лена Васильевна
МОБУ "Средняя общеобразовательная школа №1"
677007, г. Якутск, проспект Ленина, 50
Аннотация. В данной статье рассматриваются ключевые аспекты взаимодействия между двумя уровнями образовательной системы. Автор анализирует существующие модели преемственности, акцентируя внимание на важности согласования программ, методов и подходов, применяемых в дошкольном и начальном образовании. В статье приводятся примеры собственной успешной педагогической практики.
Abstract. This article discusses the key aspects of interaction between the two levels of the educational system. The author analyzes existing models of continuity, focusing on the importance of harmonizing programs, methods and approaches used in preschool and primary education. The article provides examples of the author's own successful pedagogical practice.
Ключевые слова: дошкольное образование, начальное образование, ФГОС.
Keywords: preschool education, primary education, FSES.
Изучение преемственности в дошкольном и начальном образовании имеет большое значение для реализации культурных и научных задач в обществе. Учитывая значительные изменения, происходящие в настоящее время в практике этих двух ступеней образования, очевидно, что теоретические представления о закономерности этих процессов должны развиваться. Эти изменения действительно происходят и выходят за рамки чисто внешних атрибутов, таких как обозначение уровней образования. Они затрагивают сущность теоретико-методологических вопросов и всю систему когнитивных инструментов, используемых научными работниками. Они также меняют ценности, содержание и технические приемы, которые проявляются в современных научных исследованиях развития и образования детей [3].
Цель данной работы - предложить педагогическую парадигму для непрерывного дошкольного и начального образования с новой точки зрения. Анализ действующих моделей дошкольного образования выявил необходимость изложения теоретиками и практиками своих теоретических представлений о ценностях, природе, концептуальном устройстве, структуре, методах, итогах и взаимосвязи с начальным образованием. Вовлечение в процесс научного исследования не только способствует объективной разработке моделей дошкольного образования, но и побуждает ученых и практиков к принятию ценностей. В свою очередь, это позволяет рассмотреть особенности обучения и воспитания детей в возрасте 5-6 лет в более широком контексте эволюции научного знания [2].
Формирование личности начинается в раннем возрасте, задолго до поступления ребенка в школу. Это четко определено в федеральных государственных стандартах дошкольного образования. В них особое внимание уделяется развитию личностных качеств детей, в том числе их познавательной активности, любознательности, самостоятельности. В дошкольном образовании развитие личностных качеств детей происходит совместно со взрослыми, которые выступают посредниками между культурными ценностями и нормами и формирующимся у детей пониманием мира, которое включает в себя моральные принципы, определяющие их поведение. Формирование мировоззрения и универсальных символических образов мира характеризуется ощущением целостности, наглядности и восприятием универсальной причинности. В дошкольной образовательной среде осуществляется процесс воспитания и обучения детей, определяется его содержание, разрабатываются соответствующие технологии с учетом особенностей данной возрастной группы. Таким образом, можно сказать, что научно-практическая деятельность в области дошкольного образования осуществляется в контексте развития личности, деятельности и гуманистической парадигмы [2].
Система начального образования представляет собой развивающийся этап в образовании в целом и демонстрирует сосуществование нескольких парадигм. Реализация гуманистической и, в частности, пространственной педагогической парадигмы зависит от ориентации системы образования на развитие личностных качеств ребенка, в том числе инициативности, ответственности и самостоятельности. Эти условия необходимы для построения жизненных стратегий и траекторий индивидуального когнитивного развития. Мы считаем, что одной из наиболее плодотворных парадигм для развития теории начального школьного образования является пространственная парадигма. Это связано с тем, что образовательное пространство можно рассматривать как феномен, способствующий развитию личности, позволяющий детям реализовать свои устремления и личностные ценности - развитие исследовательских умений [1].
Я использую познавательные и развлекательные методы обучения, чтобы способствовать развитию исследовательских навыков.
Рассказы о родном крае, встречи с интересными людьми, экскурсии в местные музеи помогают учащимся собрать материал для исследовательской деятельности. Платонов Айтал «Старообрядцы в Якутии». Романов Айаал занялся исследованием истории малой Родины – Марха, Гнездин Данил «Хлебопашество в Якутии», Голокова Олеся «Мифология основания селения Марха». Приняли участие на НПК по краеведению «Моя малая Родина», посвященной 10-летию Детства в РФ, Году добровольца (волонтера) в России, Году новаторства в г. Якутске, на III Межрегиональной НПК молодых исследователей «Скрябинские чтения» в городской НПК памяти С.Е.Соколовой «Соколовские чтения», посвященной 275 годовщине иркутско-якутского почтового тракта (рис. 1).

Рис. 1. С моими учениками.
Интересные сведения о известных людях Якутии стали поводом для исследований учащихся. Гаврильева А. Платонов С., Перчун П. написали доклад «Кузьмин В.И. – первый летчик Якутии» и выступили на научно – практической конференции «Кузьмин В.И. и авиация Якутии».
Составление родословной - это увлекательный поиск информации о своих родственниках. Алексеев Алексей занял 1 место на секции «Учителя-орденоносцы» с докладом «Мой дедушка – Алексеев М.А.» на городской НПК памяти С.Е.Соколовой «Соколовские чтения», принял участие на III Межрегиональной НПК молодых исследователей «Скрябинские чтения, на IX республиканской конференции «Ступеньки к творчеству».
Якутская корова и лошадь для жителей нашей республики являются священными животными народных легенд и сказаний. По результатам исследований Гаврильева Анжелика с докладом «Якутская корова» награждена Дипломом 3 степени на республиканской НПК «Даниловские чтения», приняла участие на III Межрегиональной НПК молодых исследователей «Скрябинские чтения».
Мои ученики согласны с пословицей «Хлеб-всему голова». Доклад Скрыбыкиной Саяны «Исследование хранения хлеба в разных условиях» занял 1 место и награжден Дипломом 1 степени на республиканской НПК «Даниловские чтения». Гнездин Данил провел исследовательскую работу по теме «Хлебопашество в Якутии».
В 2024 году успешно приняла участие в рамках семинара “Формирование у обучающихся технологической грамотности как универсальной компетенции современного человека”. Данное событие стало значимым этапом в моей деятельности как педагога, направленной на развитие ключевых компетенций у учащихся.
В текущем учебном году мои ученики продемонстрировали высокие результаты, заняв призовые места во Всероссийской научной олимпиаде, организованной Лабораторией Деда Мороза, а также в конкурсе "Таланты Земли Олонхо". Эти достижения свидетельствуют о том, что ученики активно вовлечены в научную и творческую деятельность.
Наша команда также принимала участие в "Птичьей столовой", где была представлена номинация "Кормушка". Мы с детьми разработали проект, который показал не только наши навыки, связанные с экодизайном, но и творческий подход к решению поставленных задач.
Помимо этого, ученики активно участвовали в семейной новогодней интеллектуальной олимпиаде и олимпиадах по математике, что еще раз подтверждает их разнообразные интересы и стремление к обучению.
21 марта 2024 года я приняла участие в XXVII республиканской научно-практической конференции учителей-исследователей «Алексеевские чтения», которая прошла на базе АОУ ДПО «ИРО и ПК им.С.Н.Донского-II» РС(Я). Конференция собрала множество талантливых педагогов, и возможность обмена опытом с коллегами стала важным моментом в моей профессиональной деятельности.
Особое внимание следует уделить моему воспитаннику - 9-летнему Баиру Намбарову. Он проявляет необычные творческие способности и увлечённость музыкой, особенно творчеством Виктора Цоя. Баир практически самостоятельно освоил исполнение песен своего кумира, что подчеркивает его талант и стремление к самовыражению.
В 2012 году моя ученица Свалова Дарья и я были удостоены грамотой и денежной премией от доктора геолого-минералогических наук, ведущего научного сотрудника лаборатории геологии и минералогии благородных металлов Александра Смелова. Это признание стало важной вехой в моей карьере и вдохновило меня на дальнейшую работу в области образования и науки.
В заключение можно отметить, что успешная интеграция дошкольного и начального образования является ключевым фактором для обеспечения гармоничного и всестороннего развития ребенка. Эффективная преемственность не только облегчает переход ребенка от одного уровня образования к другому, но и способствует созданию устойчивой базы для дальнейшего обучения и развития. Результаты нашего исследования подчеркивают важность комплексного подхода к организации образовательного процесса, который учитывает индивидуальные способности детей.
В будущем необходимо продолжать изучение и внедрение эффективных моделей и практик, направленных на гармонизацию дошкольного и начального образования, а также обмен опытом между образовательными учреждениями. Это создаст условия для более устойчивого и успешного образовательного пути детей, а также повысит общую эффективность системы образования в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Варенцова, Н. С. Вопросы преемственности дошкольного и начального общего образования / Н. С. Варенцова // Современное дошкольное образование: теория и практика. – 2009. – № 1. – С. 40-49.
-
Левина, И. О. Волонтерство как один из эффективных способов построения модели преемственности между детским садом и начальной школой / И. О. Левина, О. Е. Веннецкая // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2017. – № 6. – С. 134-135.
-
Габдулхаков, В. Ф. Энтропия функциональной и предметной грамотности в условиях преемственности дошкольного и начального образования / В. Ф. Габдулхаков // Современное дошкольное образование. – 2024. – № 1(121). – С. 32-43.