Телефон:
Адрес:
1-4olimpiada.ykt@mail.ru

СТРАТЕГИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Фёдорова Лена Васильевна
МОБУ "Средняя общеобразовательная школа №1"
677007, г. Якутск, проспект Ленина, 50
 
Аннотация. В данной статье рассматриваются ключевые аспекты взаимодействия между двумя уровнями образовательной системы. Автор анализирует существующие модели преемственности, акцентируя внимание на важности согласования программ, методов и подходов, применяемых в дошкольном и начальном образовании. В статье приводятся примеры собственной успешной педагогической практики.
Abstract. This article discusses the key aspects of interaction between the two levels of the educational system. The author analyzes existing models of continuity, focusing on the importance of harmonizing programs, methods and approaches used in preschool and primary education. The article provides examples of the author's own successful pedagogical practice. 
Ключевые слова: дошкольное образование, начальное образование, ФГОС.
Keywords: preschool education, primary education, FSES.
Изучение преемственности в дошкольном и начальном образовании имеет большое значение для реализации культурных и научных задач в обществе. Учитывая значительные изменения, происходящие в настоящее время в практике этих двух ступеней образования, очевидно, что теоретические представления о закономерности этих процессов должны развиваться. Эти изменения действительно происходят и выходят за рамки чисто внешних атрибутов, таких как обозначение уровней образования. Они затрагивают сущность теоретико-методологических вопросов и всю систему когнитивных инструментов, используемых научными работниками. Они также меняют ценности, содержание и технические приемы, которые проявляются в современных научных исследованиях развития и образования детей [3].
Цель данной работы - предложить педагогическую парадигму для непрерывного дошкольного и начального образования с новой точки зрения. Анализ действующих моделей дошкольного образования выявил необходимость изложения теоретиками и практиками своих теоретических представлений о ценностях, природе, концептуальном устройстве, структуре, методах, итогах и взаимосвязи с начальным образованием. Вовлечение в процесс научного исследования не только способствует объективной разработке моделей дошкольного образования, но и побуждает ученых и практиков к принятию ценностей. В свою очередь, это позволяет рассмотреть особенности обучения и воспитания детей в возрасте 5-6 лет в более широком контексте эволюции научного знания [2].
Формирование личности начинается в раннем возрасте, задолго до поступления ребенка в школу. Это четко определено в федеральных государственных стандартах дошкольного образования. В них особое внимание уделяется развитию личностных качеств детей, в том числе их познавательной активности, любознательности, самостоятельности. В дошкольном образовании развитие личностных качеств детей происходит совместно со взрослыми, которые выступают посредниками между культурными ценностями и нормами и формирующимся у детей пониманием мира, которое включает в себя моральные принципы, определяющие их поведение. Формирование мировоззрения и универсальных символических образов мира характеризуется ощущением целостности, наглядности и восприятием универсальной причинности. В дошкольной образовательной среде осуществляется процесс воспитания и обучения детей, определяется его содержание, разрабатываются соответствующие технологии с учетом особенностей данной возрастной группы. Таким образом, можно сказать, что научно-практическая деятельность в области дошкольного образования осуществляется в контексте развития личности, деятельности и гуманистической парадигмы [2].
Система начального образования представляет собой развивающийся этап в образовании в целом и демонстрирует сосуществование нескольких парадигм. Реализация гуманистической и, в частности, пространственной педагогической парадигмы зависит от ориентации системы образования на развитие личностных качеств ребенка, в том числе инициативности, ответственности и самостоятельности. Эти условия необходимы для построения жизненных стратегий и траекторий индивидуального когнитивного развития. Мы считаем, что одной из наиболее плодотворных парадигм для развития теории начального школьного образования является пространственная парадигма. Это связано с тем, что образовательное пространство можно рассматривать как феномен, способствующий развитию личности, позволяющий детям реализовать свои устремления и личностные ценности - развитие исследовательских умений [1].
Я использую познавательные и развлекательные методы обучения, чтобы способствовать развитию исследовательских навыков.
Рассказы о родном крае, встречи с интересными людьми, экскурсии в местные музеи помогают учащимся собрать материал для исследовательской деятельности. Платонов Айтал   «Старообрядцы в Якутии». Романов Айаал занялся исследованием истории малой Родины – Марха, Гнездин Данил «Хлебопашество в Якутии», Голокова Олеся «Мифология основания селения Марха». Приняли участие на НПК по краеведению «Моя малая Родина», посвященной 10-летию Детства в РФ, Году добровольца (волонтера) в России, Году новаторства в г. Якутске, на III Межрегиональной НПК молодых исследователей «Скрябинские чтения» в городской НПК памяти С.Е.Соколовой «Соколовские чтения», посвященной 275 годовщине иркутско-якутского почтового тракта (рис. 1).
Рис. 1. С моими учениками.
Интересные сведения о известных людях Якутии стали поводом для исследований учащихся. Гаврильева А. Платонов С., Перчун П. написали доклад          «Кузьмин В.И. – первый летчик Якутии»               и выступили на научно – практической конференции «Кузьмин В.И. и авиация Якутии».
Составление родословной - это увлекательный поиск информации о своих родственниках. Алексеев Алексей занял 1 место на секции «Учителя-орденоносцы» с докладом «Мой дедушка – Алексеев М.А.» на городской НПК памяти С.Е.Соколовой «Соколовские чтения», принял участие на III Межрегиональной НПК молодых исследователей «Скрябинские чтения, на IX республиканской конференции «Ступеньки к творчеству».
Якутская корова и лошадь для жителей нашей республики являются священными животными народных легенд и сказаний. По результатам исследований Гаврильева Анжелика с докладом «Якутская корова» награждена              Дипломом 3 степени на республиканской НПК «Даниловские чтения», приняла участие на III Межрегиональной НПК молодых исследователей «Скрябинские чтения».
Мои ученики согласны с пословицей «Хлеб-всему голова». Доклад Скрыбыкиной Саяны «Исследование хранения хлеба в разных условиях» занял 1 место и награжден Дипломом 1 степени на республиканской НПК «Даниловские чтения». Гнездин Данил провел исследовательскую работу по теме «Хлебопашество в Якутии».
В 2024 году успешно приняла участие в рамках семинара “Формирование у обучающихся технологической грамотности как универсальной компетенции современного человека”. Данное событие стало значимым этапом в моей деятельности как педагога, направленной на развитие ключевых компетенций у учащихся.
В текущем учебном году мои ученики продемонстрировали высокие результаты, заняв призовые места во Всероссийской научной олимпиаде, организованной Лабораторией Деда Мороза, а также в конкурсе "Таланты Земли Олонхо". Эти достижения свидетельствуют о том, что ученики активно вовлечены в научную и творческую деятельность.
Наша команда также принимала участие в "Птичьей столовой", где была представлена номинация "Кормушка". Мы с детьми разработали проект, который показал не только наши навыки, связанные с экодизайном, но и творческий подход к решению поставленных задач.
Помимо этого, ученики активно участвовали в семейной новогодней интеллектуальной олимпиаде и олимпиадах по математике, что еще раз подтверждает их разнообразные интересы и стремление к обучению.
21 марта 2024 года я приняла участие в XXVII  республиканской научно-практической конференции учителей-исследователей «Алексеевские чтения», которая прошла на базе АОУ ДПО «ИРО и ПК им.С.Н.Донского-II» РС(Я).  Конференция собрала множество талантливых педагогов, и возможность обмена опытом с коллегами стала важным моментом в моей профессиональной деятельности.
Особое внимание следует уделить моему воспитаннику - 9-летнему Баиру Намбарову. Он проявляет необычные творческие способности и увлечённость музыкой, особенно творчеством Виктора Цоя. Баир практически самостоятельно освоил исполнение песен своего кумира, что подчеркивает его талант и стремление к самовыражению.
В 2012 году моя ученица Свалова Дарья и я  были удостоены грамотой и денежной  премией от доктора геолого-минералогических наук, ведущего научного сотрудника лаборатории геологии и минералогии благородных металлов Александра Смелова. Это признание стало важной вехой в моей карьере и вдохновило меня на дальнейшую работу в области образования и науки.
В заключение можно отметить, что успешная интеграция дошкольного и начального образования является ключевым фактором для обеспечения гармоничного и всестороннего развития ребенка. Эффективная преемственность не только облегчает переход ребенка от одного уровня образования к другому, но и способствует созданию устойчивой базы для дальнейшего обучения и развития. Результаты нашего исследования подчеркивают важность комплексного подхода к организации образовательного процесса, который учитывает индивидуальные способности детей.
В будущем необходимо продолжать изучение и внедрение эффективных моделей и практик, направленных на гармонизацию дошкольного и начального образования, а также обмен опытом между образовательными учреждениями. Это создаст условия для более устойчивого и успешного образовательного пути детей, а также повысит общую эффективность системы образования в целом.
 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Варенцова, Н. С. Вопросы преемственности дошкольного и начального общего образования / Н. С. Варенцова // Современное дошкольное образование: теория и практика. – 2009. – № 1. – С. 40-49.
  2. Левина, И. О. Волонтерство как один из эффективных способов построения модели преемственности между детским садом и начальной школой / И. О. Левина, О. Е. Веннецкая // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2017. – № 6. – С. 134-135.
  3. Габдулхаков, В. Ф. Энтропия функциональной и предметной грамотности в условиях преемственности дошкольного и начального образования / В. Ф. Габдулхаков // Современное дошкольное образование. – 2024. – № 1(121). – С. 32-43.
Отзывы
Сайт полезный, познавательный для детей и педагогов. Обращает внимание его практическая направленность. Разделы сайта грамотно подобраны, интересны. Большой выбор олимпиад и конкурсов на якутском и русском языках. Хорошая возможность детям проверить уровень знаний по предметам, а педагогам - обмениваться материалами в альманахе "Я - педагог". Желаю процветания и достижения всех ваших целей!
Григорьева Дария Васильевна - учитель начальных классов, Почётный работник общего образования РФ, г. Нюрба
Григорьева Дария Васильевна - учитель начальных классов, Почётный работник общего образования РФ, г. Нюрба
Сайт дистанционных олимпиад и конкурсов обеспечивает сознательное и активное участие школьников в процессе обучения в школе и полное освоение учебного материала. Здесь организуется творческая работа с педагогами и обучающимися. Желаю удачи во всех начинаниях!
Винокурова Екатерина Ивановна - Кандидат педагогических наук, автор учебных пособий «Культура народов РС(Я)», «Уран тарбах кистэлэҥэ», «Уроки предков» и др.пособий.  Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Институт национальных школ РС(Я)
Винокурова Екатерина Ивановна - Кандидат педагогических наук, автор учебных пособий «Культура народов РС(Я)», «Уран тарбах кистэлэҥэ», «Уроки предков» и др.пособий. Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Институт национальных школ РС(Я)
Ситуация с коронавирусом отрезала нас от мира. Чем вы занимаетесь во время самоизоляции? А я открыла для себя очень полезный, мотивирующий сайт, который предлагает детям попробовать свои силы, знания и умения в различных конкурсах и олимпиадах. Уверена, что и для себя вы найдете там много интересного и увлекательного. Для успешного повышения категории и аттестации педагогов отлично подходит размещение методических материалов в электронном альманахе «Я – педагог». Успехов Вам и Удачи!
Скрябина Ульяна Егоровна - Отличник гражданских инициатив РС (Я), режиссер-сценарист, организатор благотворительных мероприятий, акций концертов, председатель ОО "Многодетная семья Якутии"
Скрябина Ульяна Егоровна - Отличник гражданских инициатив РС (Я), режиссер-сценарист, организатор благотворительных мероприятий, акций концертов, председатель ОО "Многодетная семья Якутии"
Большое спасибо организаторам такого хорошего сайта. С радостью принимаем участие в каждой олимпиаде! Заранее готовимся к олимпиадам, по итогам которых наши дети занимают призовые места, получают красочные дипломы, пополняют свое портфолио. У детей появляется уверенность в своих силах, познавательная активность, высокая мотивация. Очень понравился проект "Электронный альманах", тут есть много полезного, особенно для молодых учителей, которые учатся у своих более опытных коллег, тут богатый материал, учителя щедро делятся своим опытом, за это отдельное спасибо! Ведь все мы были когда-то начинающими педагогами, жаль что в то время не было такого полезного, тщательно продуманного сайта. От имени моих коллег, учеников и их родителей говорю слова благодарности за ваш труд, за желание развивать наших детей и нас учителей!

С уважением, Соловьева Анна Ивановна, учитель начальных классов.
Идея создания сайта мне очень понравилась. Данный сайт позволяет организовать дистанционное творческое сотрудничество с другими педагогами и обучающимися. Ещё одно преимущество сайта - то, что задания и конкурсы проводятся на двух языках – русском и якутском. Желаю успехов в работе сайта!
Боярова Людмила Андреевна – заместитель директора по воспитательной работе МОБУ СОШ №12 г. Якутска, Отличник образования РС(Я)
Боярова Людмила Андреевна – заместитель директора по воспитательной работе МОБУ СОШ №12 г. Якутска, Отличник образования РС(Я)
Сейчас, когда идет эра интернета, каждый из нас погружен в эту паутину. И в этой паутине нужны познавательные сайты, где ученик самостоятельно сможет проверить свои знания, силы. Это хоть маленький, но опыт. Участие в дистанционных олимпиадах и занятия в тренажерах придают уверенности ученику. При дополнительной подготовке к олимпиадам повышается уровень знаний, также возможно и вспоминается даже что-то слегка забытое, и если по итогам хороший результат - повышается самооценка школьника. И даже если не очень хороший итог, то он тоже полезен, так как является стимулом укрепить свои знания. Считаю, что ваш сайт этому и способствует. Отрадно, что в сайте можно и педагогам поделиться своим опытом педагогической деятельности. Желаю дальнейшего процветания вашей команде!


Николаева Мария Андреевна – учитель начальных классов МБОУ «Антоновская СОШ им.Н.Н.Чусовского» Нюрбинского района, Отличник образования РС (Я), Почетный работник воспитания и просвещения РФ.
Оксана Аммосовна, наһаа үчүгэйдик тыырыллан, тэриллэн оҥоһуллубут олус интэриэһинэй сорудахтаах олимпиадаҕыт түмүгэ тахсыбытынан эҕэрдэлиибин уонна улахан махталбын биллэрэбин.
Биһиги кылаас оруобуна үөрэх дьылын түмүктүүр тэрээһинигэр түбэспитэ олус үчүгэй бэлэх буолар буолла.
Сыралаах үлэҕит өссө таһаарыылаах, өссө элбэх кыттааччылаах буоллун! Сайын кэлбитинэн, күөххэ үктэммиппитинэн!
Бары үтүөнү баҕарабын!🙋🏼‍♀️🥰🙌🏻🙏🏻🙏🏻🙏🏻
Поскачина Валентина Семеновна - учитель начальных классов МОБУ "СОШ №39" ГО "Город Якутск"
Поскачина Валентина Семеновна - учитель начальных классов МОБУ "СОШ №39" ГО "Город Якутск"
Ваш сайт - незаменимый помощник на уроках, при подготовке к олимпиаде. Для ребят все конкурсы, олимпиады - отличная умственная тренировка и соревнование! Планируем и в дальнейшем принимать участие. Спасибо вам большое!
Алексеева Евдокия Николаевна - учитель начальных классов Нюрбинской СОШ №1, Отличник образования РС(Я)
Алексеева Евдокия Николаевна - учитель начальных классов Нюрбинской СОШ №1, Отличник образования РС(Я)
Олимпиадаҕа кыттан астынныбыт, миэстэлэһэн үөрүүбүт улахан. Махтал тэрийээччилэргэ!

Соломонова Вера Семеновна учитель начальных классов МБОУ "Оленекская СОШ имени Х.М. Николаева"
Выражаю огромную благодарность организаторам сайта. С радостью принимаем
участие в каждой олимпиаде! Желаю дальнейших успехов!

Саха политехнический лицей.
Петрова Вера Панфиловна, учитель начальных классов.
Здравствуйте! Спасибо большое за дипломы. Дети очень рады. Желаем вам здоровья, дальнейших успехов в работе!

Слепцова Мария Ильинична, учитель начальных классов, с. Хонуу Момского района
Здравствуйте! Благодаря вашему тренажёру мой сын за несколько дней выучил всю таблицу умножения. Теперь будем учить словарные слова.

Мама Артёма Иванова Мари, г. Якутск
Здравствуйте, уважаемые организаторы семейной олимпиады по английскому языку.
Рады принять участие в республиканской семейной олимпиаде по страноведению. Получила положительные отзывы от родителей и учеников об олимпиаде.

С уважением,
Зинаида Шестакова
Добрый день! Спасибо организаторам за проведение дистанционных олимпиад во время дистанционного обучения! Очень рады, что наша дочка участвовала и заняла 1 место. Вам процветания, успехов!


Анастасия Бурнашёва – родитель.
Очень хорошие олимпиады. Задания соответствуют возрасту ребенка. В такое время, когда все сидим на самоизоляции, такие олимпиады очень нужны.

Бурнашева Галина Федосеевна - учитель начальных классов МОБУ "СОШ №38" г. Якутска
Дорооболоруҥ! Бу сайт олус интэриэһинэй, араас конкурстар, олимпиадалар тахсаллар. Мин оҕолорбун астына кытыннарабын. Инникитин куруук бииргэ буолуохпут. Улахан махталбын тириэрдэбин, сайда-үүнэ туруҥ!

Ульяна Николаевна Колесова, алын кылаас учуутала, А. Осипов аатынан Бэрдьигэстээх орто оскуолата
Здравствуйте, уважаемые организаторы олимпиады!
Спасибо большое за ваш труд и вклад в развитие наших детей!
Вопросы были очень интересные и познавательные.

Успехов вам!
Всего вам доброго,
С уважением, Марианна Вивиерс, родитель.
Здравствуйте!
Спасибо огромное за проведение олимпиады и своевременную рассылку дипломов!


С ув. Матильда Портнягина, учитель начальных классов, г. Якутск
Спасибо огромное за олимпиаду и за красочно оформленные дипломы

С уважением, Екатерина Парникова, МБОУ "Мюрюнская СОШ №1 им. Г.В.Егорова", Усть-Алданский улус (район)
Здравствуйте! Спасибо большое за интересные и полезные задания. Желаем дальнейших успехов и будем рады сотрудничеству.

С уважением, Зинаида Артёмовна Ядреева, учитель начальных классов, Намский район.
Спасибо, очень рада нашему сотрудничеству!

Васильева Матрёна Иннокентьевна, учитель начальных классов, Сунтарский улус
Какой успех! Какая радость! Спасибо большое за олимпиаду, мы очень рады! 🥰🌹👏👍
Кириллина Мария Михайловна, учитель начальных классов, с. Дикимдя, Горный улус
Выражаем огромную благодарность за Ваш труд, спасибо!

С уважением коллектив 4 класса МБОУ Сасыльская СОШ

Все материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством, в том числе, об авторском праве и смежных правах

Адрес:
1-4olimpiada.ykt@mail.ru