Лыткина Юлия Робертовна
учитель начальных классов
МБОУ «Усун-Кюёльская СОШ»
с.Усун-Кюёль, Усть-Алданский улус
Тема: Обобщение знаний об имени существительном как части речи.
Цель:
- создать на уроке условия для совершенствования знаний об особенностях имени существительного;
- отработки практических навыков в написании и определении имен существительных;
- организовать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий: познавательных, личностных учебных действий, коммуникативных.
УУД
Личностные УУД
У обучающегося будут сформированы умения:
- определять грамматические признаки имён существительных: одушевлённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное; число (единственное или множественное), роль в предложении;
- обосновывать правильность определения грамматических признаков имени существительного;
- классифицировать имена существительные по определённому грамматическому признаку;
- выбирать из ряда имён существительных имя существительное с определённым признаком;
- проявлять интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- проявления познавательной активности на уроке, навыков сотрудничества при работе в паре;
- осознанной личной ответственности за результат своего труда;
- представлений о значении русского языка.
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала; - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Обучающийся получит возможность научиться:
- волевой саморегуляции, контролю в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
- умению оценивать свои достижения на уроке, обнаруживать и исправлять свои ошибки.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- формировать умение ставить познавательную цель урока;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- формулировать познавательную цель;
- выделять необходимую информацию;
- структурировать знания;
- активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- слушать собеседника и вести диалог;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- участвовать в групповом обсуждении, использовать в общении правила вежливости.
Обучающийся получит возможность научиться:
- адекватно воспринимать различные мнения о математических явлениях;
- договариваться, приходить к общему решению.
Тип урока
Урок закрепления изученного материала
Планируемые результаты
Учащиеся научатся находить имена существительные в тексте, называть признаки имен существительных, изменять форму имен существительных, объяснять и правильно писать слова с изученными орфограммами
Основное содержание темы, понятия и термины
Имя существительное как часть речи. Имена существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Правила написания собственных имен существительных.
Учебник «Русский язык. 2 класс» В.П.Канакина,В.Г.Горецкий.
Работа фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах, работа в группах.
Сценарий урока:
I. Мотивирование к учебной деятельности.
-
Психологический настрой на урок.
Приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку
– Прозвенел звонок.
Начинается урок!
Мы хороший, дружный класс, Всё получится у нас.
(Создание эмоционального настроя на урок.)
- Пожмите соседу руку, Улыбнитесь друг другу. Пожелайте хорошего настроения. - Давайте вместе постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь урок.
(Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. Нацеливаются на успешную деятельность.)
Высказывают свои пожелания. Выражают положительное отношение к процессу познания.
II.Постановка учебной задачи.
Самоопределение к деятельности.
1.- Посмотрите, пожалуйста, на доску и соберите пословицу, она будет девизом нашего сегодняшнего урока. (На доске прикреплены слова пословицы) Повторенье - мать ученья. - Как вы понимаете смысл этой пословицы.
В ходе диалога собирают пословицу, объясняют смысловое значение, формулируют задачу урока, совместно с учителем составляют план урока.
III.Выход на тему, цель, учебные задачи. Целеполагание.
Словарно-орфографическая работа.
Словарно-орфографическая работа.
Посмотрите на слова на экране:
Валя, снег, Россия, травка, река, заяц, весна, лев, Мария, Полкан.
- На какие группы можно разделить эти слова? Читаем про себя, думаем.
Ответы детей: можно разделить на одушевлённые, неодушевлённые предметы, собственные или нарицательные имена.
IV. Актуализация знаний и постановка темы урока.
(Организация диалога с обучающимися, в ходе которого формулируются некоторые задачи урока, составляются совместно с обучающимися план урока)
– Тогда как можно назвать все эти слова?
- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока?
Тема урока-Имя существительное.
-Что вы можете сказать об именах существительных?
-Что будем делать на уроке?
-Вспомним, что такое имя существительное.
-Какие бывают имена существительные?
-По каким признакам делятся?
-Вспомним все-все, что мы знаем об имени существительном и в этом нам поможет Цветик-пятицветик. Поможет нам решить наши учебные задачи.
V. Формирование способов практических действий. Обобщение изученного.
-А сейчас, ребята, посмотрите пожалуйста на экран и скажите - Что такое имя существительное?
Дети: Имя существительное-это часть речи, которая обозначает предметы, отвечает на вопросы кто? что? Что ещё обозначает имя сущ.? –предметы, явления природы, чувства.
-Сейчас мы с вами приступим к основной работе.
1.Задание.
-Посмотрите на экран. Сравните две картинки, чем они отличаются?
-На первой картине-предметы одушевл.-кто?
На второй картине неодуш.предметы - что?
-Перед вами лежат карточки, прочитайте 1зад.
Вам даны слова, подумайте, что вы должны сделать.
1в.-Тимур, что ты должен сделать?
2в.-Семён, что ты должен сделать?
1 вариант- записать только одушевл.предметы
2 вариант-записать только неодушевлённые предметы.
- Давайте я прочту все слова: заяц, ракета, учитель, берёза, рисунок, ребята, ученик, урожай.
- Закончили работу, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Теперь проверяем работу друг у друга, поменяйтесь, проверьте, поставьте плюс, минус.
Взаимопроверка.
Фронт.проверка:
-Проверяем, как вы сделали работы. 1 вар. читайте свои слова по цепочке.У вас должны быть только одуш.слова. 2 вар. тоже читаем слова по цепочке. У вас должны быть только неод.предметы. Все правильно сделали? Нет ошибок? А теперь скажите, ребята, одуш.предмет может переходить в неод.предмет? или наоборот. Это какой признак? Мы можем сказать, что это постоянный признак и.с.?
-А сейчас давайте сделаем вывод:
Открываем 1 листок нашего цветка:
И.С.может быть одушевленным или неодушевлённым.
2. Следующее задание.
-Прочитайте пожалуйста слова вместе со мной, которые записаны на экране.
Земляника, Россия, кошка, Мурка, герой, Шарик, попугай Якутск, собака.
- Ребята, как вы думаете, какой признак и.с. я спрятала в этих словах?
Ответы детей: Имя собств. Имя нариц.
-Тогда мы сейчас будем говорить о сущ. собственных или нарицательных.
Посмотрите на свои карточки, найдите зад.2. Внимательно посмотрите на свои слова, которые у вас есть, сверьте со словами на экране. Подумайте. Маленькая подсказочка: имена собств. пишутся с заглавной буквы, а имена нариц. пишутся со строчной.-ответ детей.
Теперь у кого на карточке имена нариц. Выходим к доске и встаем слева, а у кого собственные выходят к доске справа.
Читайте свои слова (ребята громко читают свои слова).
-Вы - слова нариц. Пишутся со строчной буквы.
-Вы слова собственные, пишутся с заглавной буквы. Спасибо, садитесь.
3 задание. Теперь посмотрите на карточку, запишите эти слова, вставляя пропущенные буквы. Записали, проверим.
А теперь посмотрите, там есть черточки, вы должны дописать слова собственные:
Девочка-
Город-
Река
Кошка-
Собака-
Проверяем наши работы, читаем словосочетания: девочка Ира, город Алдан…..если все правильно, поставьте плюсик.
Открываем 2 листик цветка и сделаем вывод:
И.с. могут быть собственные и нарицательные. Собственные и.с.пишутся с заглавной, а нарицательные со строчной. Это постоянный признак или
Непостоянный? Постоянный.
4 задание. Читаем с экрана стих-е. Читает учитель, дети повторяют.
Женский род запомню я
И скажу: «она - моя»,
И запомню род мужской
И опять скажу: «Он мой».
Средний род: «Оно-моё».
Это правило-моё!
-О чём мы будем говорить? -О том,что имя сущ.имеет м.р. ж.р.ср.р.
-Читаем слова на карточке: дом, книга, небо, молоко, друг,облако,одежда
Надо распределить эти слова по родам: м.р. ж.р. ср.р.
Все работаете в карточках, а один ученик выходит к доске. Работаем.
Давайте посмотрим, как выполнил…. . Проверка.
Открываем 3 листик цветка и сделаем вывод:
И.с.имеет 3 рода.М.р. Ж.р. С.р. Это какой признак: постоянный или не постоянный? Постоянный.
Физминутка.
5 задание .Посмотрите на экран, что вы видите, в чём отличия, как вы думаете?
-Есть 1 мяч и есть много мячей.
-Тогда о чём мы сейчас поговорим ?
-Об единственном и множественном числе и.с.
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Найдите 4 задание в карточке, сейчас вы будете работать в паре, совещаться. У вас записаны слова: окно, село, ножницы, метро. Измените форму числа этих слов.
Окно- окна
Село-сёла
Ножницы-не можем изменить, употребляться только во множ.числе
Метро-не можем изменить, употребляется только в ед.ч.
Открываем 4 листик цветка и сделаем вывод:
Имя сущ. изменяется по числам. Это постоянный признак или не постоянный? Не постоянный, может меняться.
6 задание. Прочитайте слова: кошка, на, сидела, окне. Можно сказать, что это предложение? Нет. Составьте предложение. Кошка сидела на окне. Найдите грамм.основу: Кошка сидела. Найдите и.с.
И.с кошка, на окне
Каким членом предложения является и.с.
Кошка-подлежащее, главный член, на окне-второст.член.
Открываем 5 листик цветка и делаем вывод:
И.с.в предложении может быть главным или второстепенным членом.
8. - Посмотрели на наш Цветик-пятицветик. Давайте вспомним, что же мы повторили сегодня об имени существительном.
И.С.- бывает одуш. неод. собст. нариц. м.ж.ср.р. изм. по числам.ед.и мн.ч. В предложении является главным и второстепенным членом.
Посмотрите, у вас много плюсиков, значит вы хорошо работали, закрепили свои знания об и.с.
Рефлексия: Я хорошо работал, понял. Мне не было трудно-берёт зелёные цветочки и прикрепляет на доске. Мне было трудно, не очень понятно-берёт, прикрепляет красные цветочки.
Дом.зад. Записать любые имена собственные.