Кириллина Мария Михайловна
учитель домашнего обучения
МБОУ "Джикимдинская СОШ им.Софр.П. Данилова"
Горный район посёлок Дикимдя
Логопедия – специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Является одним из разделов специальной педагогики.
При обследовании учащихся в школах ежегодно оказывается очень много детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, поэтому охватить специализированной логопедической помощью всех детей невозможно. Кроме того, в большинстве случаев правильно направленная работа учителя начальных классов позволяет на самых первых стадиях обучения исправить эти недостатки. Поэтому, чтобы избежать и не допустить серьёзных недоработок в процессе развития чтения, письма и речи учащихся, учителю начальных классов надо овладеть новейшими методами такой работы, знать методы и приёмы работы над устранением у учащихся недостатков произношения и речи.
Виды речевых нарушений у младших школьников:
1). Общее недоразвитие речи (ОНР)
2). Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)
3). Нарушение чтения и письма (дисграфия дислексия)
ОНР – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики и грамматики).
Речевые и психологические особенности детей с ОНР:
-
недостаточное понимание заданий, указаний, инструкций учителя;
-
трудности овладения учебными понятиями и терминами;
-
трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;
-
недостаточное развитие связной речи;
-
бедность словарного запаса
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процессов звукопроизношения и восприятия фонем при различных речевых нарушениях у детей с нормальным интеллектом и биологическим слухом. ФФН характеризуется заменами, смешением и искажением звуков, нарушением слоговой структуры слова, нерезко выраженными лексико-грамматическими нарушениями.
Логопедическое обследование при ФФН включает изучение состояния звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, навыков словообразования, связной речи. Коррекционная работа при ФФН ведется над нарушенными сторонами речи.
Нарушение чтения и письма (дисграфия и дислексия) – это расстройство высшей психики, которое проявляется в трудностях во время обучения чтению и письму при сохранении общей способности обучаться.
Артикуляционная гимнастика или зарядка для языка:
“Вкусное варенье”
-
улыбнуться
-
открыть рот
-
широким языком в форме “чашечки” облизать верхнюю губу
“Шарик”
-
надуть щеки
-
сдуть щеки
“Гармошка”
-
улыбнуться
-
сделать “грибочек” (т.е. присосать широкий язык к нёбу)
-
не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)
“Барабанщик”
-
улыбнуться
-
открыть рот
-
кончик языка за верхними зубами: “дэ-дэ-дэ...”
“Парашютик”
-
на кончик носа положить ватку
-
широким языком в форме “чашечки”, прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх
“Загнать мяч в ворота”
-
“вытолкнуть” широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота)
-
дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)
“Маляр”
-
губы в улыбке
-
приоткрыть рот
-
кончиком языка погладить (“покрасить” нёбо)
“Грибочек”
-
улыбнуться
-
поцокать языком, будто едешь на лошадке
-
присосать широкий язык к нёбу
“Киска”
-
губы в улыбке, рот открыт
-
кончик языка упирается в нижние зубы
-
выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы
“Поймаем мышку”
-
губы в улыбке
-
приоткрыть рот
-
произнести “а-а” и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик)
“Лошадка”
-
вытянуть губы
-
приоткрыть рот
-
поцокать “узким” языком (как цокают копытами лошадки)
“Пароход гудит”
-
губы в улыбке
-
открыть рот
-
с напряжением произнести долгое “ы-ы-ы...”
Ссылка для просмотра публикации
«Логопедическая коррекция речи у младших школьников на уроках» https://cloud.mail.ru/public/u6RL/RKz12xRkB