МАОУ СОШ № 23 г. Якутска Республики Саха (Якутия)
Цель: обучать письму слогов, слов и предложений с изученными буквами.
Задачи:
Образовательные: совершенствовать навык работы в тетрадях с печатной основой, правильно располагать слова на строке. Работать над соединениями букв в слогах, словах.
Наблюдать за словами, имеющими противоположное значение; ввести термин «антонимы»; учить использовать в речи антонимы.
Создать содержательные и организационные условия по продолжению знакомства уч-ся с парными согласными, наблюдению над изменением лексического значения слов в зависимости от смены парного согласного.
Развивающие: - развивать умение списывать с печатного текста, развивать речь учащихся, расширять словарный запас; развивать мелкую моторику кисти рук; навык самоконтроля;
содействовать развитию речи, внимания, орфографической зоркости, способствовать обогащению словаря учащихся.
Воспитывающие: - воспитывать трудолюбие, старание аккуратно выполнять работу.
Формирование универсальных учебных действий:
Планируемые результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- удерживать цель деятельности до получения её результата;
- планировать решение учебной задачи;
- выполнять последовательность необходимых операций;
- анализировать написание буквы в соответствии с эталоном;
- находить общие элементы в буквах;
- конструировать буквы из элементов, анализировать графические ошибки;
- находить правильно написанную букву;
- анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их
причины.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; наблюдать над новыми понятиями «предмет, признаки и действия предмета», «синонимы – антонимы».
- ориентироваться в прописи;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной или письменной речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в парах и следовать им;
Личностные УУД:
- проявлять интерес к новому;
- интерес к способу решения и общему способу действия;
- развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении
Ход урока 1 . Оргмомент.
С добрым утром! Начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не молчать,
Будем дружно отвечать.
- Чем мы занимались сегодня на уроке чтения ? ( Читали слоги, слова, предложения
с буквой Х. )
2. Сообщение темы и цели.
- Игра «Угадай лишнюю букву» (слайд)
- Посмотрите на тему урока. Давайте вместе определим задачи урока:
Продолжим знакомство с … (новой буквой .)
Научимся писать …и отличать… (строчную и заглавную букву х, слоги…. и … от других букв.)
Понаблюдаем над …в русском языке .(словами и их изменениями)
Будем учиться правильно писать … (слоги, слова и предложения с новой буквой.)
Итак: Что мы сделали?(Назвали тему, поставили задачи.)
3. Актуализация знаний.
Проверим ваши накопленные знания, проведем гимнастику для ума. С чего начнем?
Вспомним, чему учились на прошлых уроках.
Поиграем в игру «Доскажи словечко»
Наша речь состоит из …(звуков)
Звуки бывают…(гл. и согл.)
Звуки при письме обозначаются…(буквами)
Какие «хитрые буквы» знаешь…
Буквы е, ё, ю, я называют «хитрыми»…(в начале слова и после гласных…)
4. Гимнастика для пальцев.
Такие же красивые узоры, как Хохломские мастера ( буквы) мы постараемся написать в наших прописях.
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Хочешь эдак, хочешь так –
Не обидятся никак.
«Осьминог».
Восемь пальчиков для ног –
Получился осьминог.
Сколько ног у осьминога?
Много! Много!
(Всеми пальчиками, кроме больших, ребенок изображает щупальца осьминога.)
5. Работа в прописи:
Сравнение печатных и письменных букв. Х можно составить из двух палочек (2 полуовала). Прописная х из двух полуовалов.
- ) Написание заглавной и строчной буквы Х.
АЛГОРИТМ.
Ставим ручку на 1\3 сверху в рабочей строке, «бугорком» уходим вправо вверх, разворачиваем ручку, опускаемся по наклонной линии вниз, выписываем «клюшку» влево,
возвращаемся наверх и выписываем «клюшку» вправо.
По клюшке вниз «качалочка», крючок до середины.
-Что необходимо для качественного выполнения задания?
- посадка и наклон букв
- расстояние между буквами
- высота букв
Самостоятельное написание учащимися букв.
6. Письмо слов. Письмо антонимов.
Антонимы – anti – против, onima - имя.
Минус – плюс,
Огонь – вода,
Дерзкий – осторожный.
Все антонимы всегда
Противоположны.
Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.
Употребление антонимов помогает по-разному выражать один и тот же смысл, делает нашу речь более яркой, богатой, выразительной. Особенно широко антонимы используются в загадках, пословицах, поговорках, в зачинах русских народных сказок (Близко ли, далёко, низко ли, высоко ли; не на небе – на земле жил старик в одном селе.)
Стихотворение американского поэта Д.Чиарди об игре «Наоборот».
-Я читаю стихотворение, не договаривая некоторые слова. Вы должны подобрать нужное слово (антоним) и произнести его вслух.
Нам с тобой пришёл черёд сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово Высоко, А ты ответишь Низко.
Скажу я слово Далеко, А ты ответишь … (близко).
Скажу я слово потолок, А ты ответишь … (пол).
Скажу я слово потерял, И скажешь ты: … (нашёл).
Скажу тебе я слово Трус, Ответишь ты: … (храбрец).
Теперь начало я скажу. Ну, отвечай … (конец)!
7. Найди пару.
Откройте ваши тетради. Вот беда: злой паук на нашем пути сплел необычную паутину, чтобы ее распутать необходимо выполнить задание :
Плохо Тихо
Сыро Громко
Хорошо Сухо
Найдите антонимы и выпишите их парами (назовите пары антонимов – на слайде)
-Работать будете в парах. Перед вами карточки-слова. Найдите к каждому слову пару – слово антоним. Просигнальте кто справился с заданием. (одна пара вызывается к доске для выполнения данного задания)
Проверка по доске. Рефлексия.
8. Наблюдение над парными согласными в конце слова.
– Соединив гласные и согласные с обеих страниц книги, вы можете назвать тему наблюдения ( Звонкие и глухие парные согласные)
9. Работа в Прописи.
- Запиши буквы, обозначающие парный согласный звук.
- Замени парный глухой согласный парным звонким. Запиши слова (гора, ужи, Лиза, Галина, Дина)
- Подчеркните опасные места (ошибкоопасное место).
- СКАЗКА (о парных согл.и гласных)
- Как проверить парную согласную на конце слова? (Изменить слово так, чтоб после парн.согл. стояла ГЛАСНАЯ)
- СНЕГ- СНЕГА
- БЕРЕГ – БЕРЕГА
- ЛУГ –ЛУГА
- УТЮГ - УТЮГИ
10. Игра «Составь новые слова». Запись слов.
- Предприятие по изготовлению хлеба ... (хлебозавод)
- Ванилью пахнет улочка,
Когда печется …(Булочка).
Без выходных из года в год
Работает …(Хлебозавод).
- Понятие «Родственные слова». Почему они так называются?
- Ласково назовём ... (хлебушек)
- Небольшой хлеб ... (хлебец)
- Предмет, где хранится хлеб ... (хлебница)
- Приспособление для резки хлеба ... (хлеборезка)
- Продукты, относящиеся к хлебным изделиям ... (хлебопродукты)
- Крестьянин, выращивающий хлеб ... (хлебороб)
- Можно ли эти слова назвать родственными? ( Да. У них есть общая часть, общее в значении.)
11. Игра « Предмет, признак, действие» (у доски)
СНЕГ УТЮГ
ТЯЖЕЛЫЙ МЯГКИЙ
ИДЕТ ГЛАДИТ
12). Рефлексия
Я научился…
У меня получилось…
Я смог ….
Я попробую…
Было интересно…