Авторы: учителя начальных классов
Куприянова Мария Никитична, МОБУ СОШ № 3 г. Якутска
Медведева Маргарита Дмитриевна, МБОУ «Арыктахская ООШ» МР Кобяйский улус.
Это авторская методическая разработка по теме «Игры в слова к урокам родной литературы (якутский язык) по произведениям Т.Е.Сметанина для учителей начальных классов» - «Т.Е.Сметанин айымньыларынан алын сүһүөх оскуолаҕа ааҕыы уруоктарыгар тыл оонньуулара». Данная тема приучена к 100-летию писателя-фронтовика, моего земляка, Т.Сметанина.
Анализировав произведения писателя, вошедшие в программу литературного чтения «Литература ааҕыыта» для обучающихся 1-4 классов, нами было решено разработать дидактическое пособие «Игры в слова к урокам родной литературы» для:
- закрепления полученных знаний,
- углубленного изучения содержания произведений,
- развития творческой активности и познавательного интереса,
- самостоятельного чтения других произведений писателя во внеурочное время.
Это дидактическое пособие для обучающихся 1-4 классов, которые обучаются по программе родной литературы «Литература ааҕыыта» Захаровой Ларисы Васильевны и Флегонтовой Ульяны Михайловны системы «Саха оскуолата». Авторы учебника создали пособие по произведениям писателя, которые даны в программе 1-4 классов. Предпосылки для создания пособия обусловлены анализом опыта работы, а также диагностикой удовлетворённости участников образовательного процесса.
В пособие включены: цветные иллюстрации с произведений, викторины, ребусы: разгадай слово или пословицу, шарады, разгадывание героев по их речи, игры типа азбуки морзе, кроссворды, нахождения из произведений синонимов, антонимов, исправить последовательность действий предмета, сканворды, загадки, разгадывание парных слов, тесты, филворды итд. В конце пособия также имеется заключительные игры-викторины о жизни самого поэта и его произведениях.
Данное пособие может быть использовано в практике работы учителей начальной школы и других специалистов, работающих с детьми. Представленная разработка прошла апробацию в школе, которой я работала. По итогам проведенных игр, конкурсов по классам показан высокий уровень знаний обучающихся произведений писателя, отмечается положительная динамика по классам и отдельно по произведениям.
|
№
|
Кылаас
|
Т.Сметанин айымньыта
|
Үөрэнэр кинигэ
|
Сыла
|
Сирэйэ
|
|
|
1 кылаас
|
«Куоска олоҥхото»
|
«Ыалынан ааҕыы»
|
2014с.
|
23-42с.
|
|
|
2 кылаас
|
«Бороҥ куобах үөрэммитэ»
|
«Литература ааҕыыта»
|
2014с.
|
35-42с.
|
|
|
2 кылаас
|
«Көрүдьүөс күн»
|
«Литература ааҕыыта»
|
2014с.
|
148-152с.
|
|
|
2 кылаас
|
«Куоскалар уонна саһыл»
|
«Бэйэ ааҕыыта»
|
2014с.
|
33-36с.
|
|
|
3 кылаас
|
«Мэхээлэчээн булчут кэпсээннэриттэн» алтыс кэпсээнэ «Төбөбөр кус сымыыттаабыта, өлөр суолтан бөрө быыһаабыта»
|
«Литература ааҕыыта», 1 чааһа
|
2015с.
|
88-92с.
|
|
|
4 кылаас
|
«Егор Чээрин» сэһэнтэн уон биирис сэһэнэ «Снайпер саата»
|
«Литература ааҕыыта», 1 чааһа
|
2016с.
|
25-28с.
|
|
|
4 кылаас
|
«Мэхээлэчээн булчут кэпсээннэриттэн» маҥнайгы кэпсээнэ «Куһу ураҕаһынан да бултуурбут»
|
«Литература ааҕыыта», 2 чааһа
|
2016с.
|
27-31с.
|



























