Мордосова Диана Владиславовна
учитель начальных классов
МОБУ СОШ №20 им. Ф.К Попова ГО «Город Якутск»
Значение чтения и книги как средства образования в воспитания и развития человека общеизвестны. Известные мыслители, учёные, общественные деятели, педагоги важное место отводили книге как источнику знаний думающего и умственно развитого человека. Чтобы чтение было эффективным, важно научить обучающихся умению пользоваться книгой. Уметь читать в широком смысле слова - значит «… извлечь из мёртвой буквы живой смысл, - говорил великий педагог К.Д. Ушинский. - Читать - это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое - вот в чем главное». Сформировать сознательного читателя - сложная задача, стоящая перед начальной школой.
В 70 - х годах XX векa появилась научно обоснованная концепция формирования у младших школьников важнейшего качества личности, которое получило название «читательская самостоятельность». Н.Н. Светловская рассматривает читательскую самостоятельность как личностное свойство, позволяющее читателю при первой необходимости привычно обращаться в мир книг за недостающим ему опытом и с минимальными затратами времени и сил находить в этом мире и «присваивать» на максимально доступном ему уровне нужный опыт.
За последнее десятилетие немало работ было посвящено исследованию процесса чтения и особенностям его развития в начальной школе. Например, при автоматизации читательских умений младших школьников И.Т. Федоренко на первое место выдвигает необходимость развития оперативной памяти и внимания учащихся, В.Н. Зайцев - систему особых упражнений и их многократный повтор, А.М. Кушнир - информационно - ценностный подход, М.И. Оморокова - учет особенностей развития разных качеств навыка чтения. Так, до недавнего времени, пока не были открыты, сформулированы и апробированы законы формирования читателя, не было и не могло быть методики обучения чтению как науки.
К настоящему времени в методике обучения чтению открыты и сформулированы три основных закона: Закон знания книг, Закон деятельностного формирования читательской культуры и Закон провоцирования обучением нежелания читать.
Закон знания книг - это базовый закон формирования читателя любого возраста.
«Знание книг всегда и, безусловно, есть полноценная основа, надёжная гарантия и объективный показатель читательской самостоятельности». Закон знания книг утверждает, что если обучающийся знает книги, то у него обязательно присутствует читательская самостоятельность. И наоборот, если обучающийся обнаруживает читательскую самостоятельность, то он непременно знает книги из доступного круга чтения.
Закон деятельностного формирования читательской культуры, по определению Н.Н. Светловской, отражает устойчивые связи, которые определяют уровень эффективности организационно-методической сферы обучения чтению при разном соотношении включенных в неё вербальных и деятельностных средств. «Гарантированно основы читательской культуры формируются только путём непосредственной целенаправленной деятельности с книгой и среди книг». Но из этого закона никак не следует, что на уроках чтения «по Светловской» надо изучать с детьми книгу как материальный объект. Книга и мир книг должны быть представлены детям, учащимся читать, в качестве объектов, где присутствует невидимый собеседник, с которыми дети учатся «общаться».
Закон провоцирования обучением нежелания читать формирует ребёнка-читателя. «Нежелание читать есть объективное следствие обучения младших школьников отдельным читательским умениям без одновременной установки на побуждение и формирование у них читательской самостоятельности».
Очень важно для разработки системы уроков внеклассного чтения выделение этапов формирования читательской самостоятельности младших школьников.
Этапы обучения учащихся-читателей - это ступени, которыми овладевают дети по мере накопления читательского опыта, т.е. по мере освоения предназначенного им круга книг, формирования интереса к книгам, умения в них ориентироваться, желания и привычки к ним обращаться. Этапы формирования читательской самостоятельности не зависят от возраста детей, но зависят от уровня их общей готовности к обучению, в частности от уровня овладения грамотой, техникой чтения, умением слушать, воспринимать и воссоздавать прочитанное произведение в своём воображении, от знания детьми адресованных им книг. Н.Н. Светловская выделяет следующие этапы формирования самостоятельной читательской деятельности младших школьников: подготовительный, начальный, основной.
На подготовительном этапе главная цель обучения - пробудить и поддержать у детей желание обращаться к книгам, листать их, узнавать «знакомые»; ввести детей в доступный круг чтения. Для достижения этой цели один раз в неделю в течение 20-25 минут проводится занятие с детской книгой. Ведущая учебная задача этого периода - показать детям связь между содержанием книги и ее внешними приметами.
На начальном этапе главной целью становится цель - научить читать книгу. Выдвигаются главные учебные задачи: учить детей ориентироваться в группе книг и устанавливать связь между группой книг и возможной целью чтения, а также тренировать в самостоятельном прогнозировании содержания и чтении книги.
На основном этапе формирования читательской самостоятельности литературное чтение становится по-настоящему чтением вне класса: дети получают задание на дом, т.к. их читательские умения достигают порогового уровня и они могут самостоятельно действовать с книгами и в мире книг. Целью обучения на основном этапе провозглашается: формирование читательских интересов; именно теперь дети должны убедиться в том, что мир книг - это широкий и увлекательный мир разных собеседников-авторов, в котором каждый читатель может найти что-то интересное для себя. Учебные задачи этого периода определяются так: закрепить устойчивый интерес к самостоятельному чтению детских книг; учить соотносить цель чтения с читательскими действиями и результатами чтения; формировать навык самоконтроля и самооценки при чтении разнообразных книг; закреплять умения действовать в мире книг с установкой на цель чтения; расширить читательский кругозор детей.
К концу основного этапа обучения работе с детской книгой дети должны уметь:
- ставить для себя цель обращения к книгам;
- обращаться к библиотечно-биографической помощи;
- пересмотреть как можно больше книг, прежде чем выбрать книгу для чтения;
- выделить для себя внешние показатели содержания книги;
- осознавать содержание выбранной книги, максимально используя свои читательские возможности;
- выбрать книгу, наиболее полно соответствующую поставленной теме;
- соблюдать при самостоятельной работе с книгой правила гигиены чтения.
Этапы формирования читательской самостоятельности у младших школьников различаются: а) ведущими задачами и условиями обучения; б) количеством времени, отведённого на классно-урочную работу с детской книгой в неделю; в) структурой урока; г) учебным материалом; д) объёмом и содержанием целесообразной для учащихся коллективной или индивидуальной читательской деятельности.
Читательскую деятельность невозможно осуществлять, не сформировав определенные умения и навыки, поскольку читать можно не иначе, как только специально этому научившись. Анализ исследований процесса формирования самостоятельной читательской деятельности в работах М.П. Воюшиной, И.А. Зимней, А.А. Леонтьева, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской позволяет вычленить структуру читательской деятельности, включающей в себя три компонента: технический, смысловой, читательскую самостоятельность.
Первый из этих компонентов считается базовым. Это обусловлено тем, что читательская деятельность как целостный процесс восприятия и передачи информации посредством графических знаков должна основываться на элементарных технических умениях и навыках озвучивания текста, состоящего в свою очередь из способа чтения текста, темпа чтения, правильности озвучивания текста. Второй компонент представляет собой возможность для читателя проникнуть в мир художественного произведения, увидеть и оценить его особенность, красоту, понять авторскую позицию и на её основе сформировать собственное отношение к прочитанному (читательскую позицию) на доступном для него уровне. Иными словами, понимание смыслового компонента читательской деятельности сопряжено с понятием восприятия художественного произведения, к которому относятся следующие показатели:
- понимание предметного плана текста, которое заключается в понимании сюжетной стороны произведения;
- осознание смысла предметного плана текста, состоящее в свою очередь из понимания смысла и подтекста художественного произведения (авторской позиции), и собственного отношения, оценки, эмоционального впечатления от прочитанного (читательской позиции);
- выразительность чтения, заключающаяся в использовании всех возможностей интонации на доступном младшему школьнику уровне.
Учет возрастных особенностей младшего школьника показывает, что смысловой компонент является самым трудным, поскольку требует сформированности таких сложных психических качеств, как отражение совокупности свойств воспринятого, узнавание, соотнесение воспринятого с известным, способность постичь смысл и т.д. Кроме того, детям этого возраста присущ наивно-реалистический характер восприятия художественного произведения. В качестве третьего компонента в структуре читательской деятельности вычленяют читательскую самостоятельность - личностное свойство, описанное Н.Н. Светловской, которая ввела в методику чтения новый предмет - внеклассное чтение. Читательская самостоятельность характеризуется следующими показателями: мотивация обращения ребенка к книгам, желание читать; самостоятельный осознанный выбор книги; интерес к книге и его проявление до, во время и после чтения.
Научить ребенка читать - эта задача осуществляется на протяжении всего обучения в начальной школе. Техника, темп чтения, осознание прочитанного - основные составляющие продвижения младшего школьника к литературному образованию и развитию читательской самостоятельности.
Дети лучше усваивают учебный материал, готовы к различным творческим заданиям, когда имеют навыки правильного, беглого, выразительного чтения. В.А. Сухомлинский писал: «Книга играет большую роль в духовной жизни детей, но только тогда, когда ребенок умеет хорошо читать. Что значит «хорошо читать»? Это, прежде всего владение элементарным умением - техникой чтения».
Для повышения эффективности уроков внеклассного чтения и формирования читательской самостоятельности, по мнению Н.Н. Светловской, могут быть использованы следующие творческие виды работ:
- краткий пересказ, где ребенок должен отобрать главное, отсеять второстепенное: он выбирает из текста основное содержание, передает его связно, последовательно.
- пересказ с изменением лица рассказчика;
- пересказ от одного из персонажей, чтобы успешно справиться с таким заданием, ученик должен войти в роль героя рассказа, взглянуть на события его глазами;
- передача прочитанного по ролям;
- инсценировка;
- иллюстрирование прочитанного (словесное, графическое).
М.И. Оморокова, указывает на то, что иллюстрирование проводится с разными целями: и при составлении плана, и при подготовке к пересказу, и для уточнения какого-то эпизода. Например, детям может быть предложено нарисовать словесную картину к наиболее понравившемуся отрывку и подобрать к ней слова автора. Этой работой любят заниматься все дети без исключения. С большим удовольствием на уроках литературного чтения дети занимаются экранизацией - это работа, сочетающая в себе рисунок с текстом. Она требует от учащихся знания содержания текста. В процессе работы над экранизацией желательно вместе с педагогом определять картинки, подбирать подписи к ним, иногда и музыкальное сопровождение. Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с творческой деятельностью, которая связанна с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи, а для этого необходимо много читать, уметь общаться с книгами.
Еще одним способом формирования читательской самостоятельности учащихся начальных классов, по мнению Е. Никоновича, может стать творческая деятельность детей, направленная на использование и подбор рифмы, а также собственное сочинение сказок и историй. Данные задания способствуют развитию детского литературного творчества, приобщению к литературе, а это способствуют развитию навыков читательской самостоятельности, т.к. у ученика, который может сочинить, появляется необходимость записать придуманное, а затем и прочитать произведения других авторов.
Как считает Н.И. Лифинцева, с целью повышения интереса у младших школьников к урокам внеклассного чтения помогают методы самостоятельной проверки домашнего задания. Дети на этапе проверки домашнего задания работают в парах постоянного состава. Если задано выразительное чтение текста, то первую часть читает один ученик, а другую - второй, аналогично и с заданием ответить на вопросы по тексту. Дети задают их друг другу и по очереди отвечают на них. Тем самым можно избежать лишних повторов и детям не становится скучно. Используя этот метод работы при изучении произведений, можно прочитать его по ролям. Предварительно выяснив у учащихся, сколько в рассказе действующих героев, их имена выписывают на доске. Затем дети образуют группы, часть учащихся встает, разворачивает стульчики и образует группу по 4-6 человек. Дети сами осуществляют дифференцированный подход: роль автора берет на себя наиболее сильный ученик, а остальные роли распределяют по степени трудности. Также на уроках литературного чтения может быть использована методика «Мозаика»- обучение детей в группе, где каждый учащийся что-то усваивает сам, а затем передает свои знания другим.
Таким образом, с целью формирования читательской самостоятельности младших школьников на уроках литературного чтения, можно выделить наиболее подходящие: разговор о прочитанном, обмен мнениями, пересказ прочитанного, чтение по ролям, иллюстрирование, литературные игры, сочинение собственных рассказов и сказок и т.д.