Автор: Никанорова Туйара Ивановна – учитель начальных классов.
НиканороваТ.И. Дидактический материал по русскому языку для учащихся 1 -2 классов./ авт – сост. НиканороваТ.И. , 2019г.
От автора
Данный материал предназначен для работы на уроках русского языка для учащихся 1 – 2 классов.В пособии представлен разнообразный практический материал.
Все задания подобраны в соответствии с требованиями программы по русскому языку для 1—2 классов и расположены в той же последовательности, в какой они даются в учебниках. Эти задания направлены на углубление и совершенствование у младших школьников знаний, умений и навыков, приобретаемых на уроках русского языка.
Каждое из заданий включает конкретную тему (текст, предложения, слово) и задания к нему. Работа с предложениями. В теме включены задания№1,№2, №3,№4. Большая буква. Здесь включены задания №5,№6.Правила переноса. Включены задания №7,№8,№9.Ударные и безударные гласные. Включены задания №10,№11,№12.Мягкий знак. Включены задания №13,№14, №15, №16, Сочетания жи-ши,ча – ща, чу- щу. Включены задания №17,№18,№19, №20, №21, №22,№23,№24.Разделительный мягкий знак. Включены задания №25,№26.Звонкие и глухие согласные.Включены задания №27,№28,№29,№30.Это зависит от трудности усвоения темы.Все задания основаны на орфограмму.
Задания можно применять на разных этапах урока: как закрепление материала, и как самостоятельная и как проверочная работа, или как дополнительный материал на уроке. Его можно использовать при проведении диагностики знаний учащихся. Подобраны предметные картинки познавательного, развивающего характера, для того, чтобы поднять интерес учащихся.
Материал предназначен для учителей начальных классов.
1.Определи, сколько предложений в тексте?
Ребята взяли корзинки и пошли в лес там они собрали грибы и ягоды с ними была собачка Шарик.
Спиши текст.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Допиши слоги, чтобы получились слова.
Кош…., ёл…., игруш…., шап….,
Соба…., шу…,пись…., соло…..,
Ры…. , Ната…., зай…. .
3.Выпиши из каждой строчки слова, состоящие из одного слога.
Ира, кисель, лист, двор, земля _____________________
Вова, страна, мир, волк, книга _____________________
Нора, дождь, ветер, дверь, небо____________________
Лодка, дуб, лимон, окно, сад______________________
4.Спиши слова с каждой строчки, раздели слова по слогам.
Ворона, дятел, голубь, сорока.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Журавль, утка, гусь, курица.
________________________________________________________________________________________________________________________
5.Подчеркните заглавные буквы в именах и фамилиях детей.
Юра Иванов и Наташа Семёнова поливают цветы. Вера Яковлева и Дима Соколов кормят рыбок. Алина Сергеева и Костя Ильин моют доску. Света Григорьева и Вера Новикова подметают пол.

6.Подбери имена людям, клички животным, названия городам и рек.
…………. и …………. гуляют в парке. Брат…………строит дом. Кот ………….. залез на крышу. Корова ………………. даёт молоко. Сестра живёт в городе
……………… . Я люблю отдыхать на берегу реки……….. .
7.Выпиши из каждой строчки слово, которое нельзя переносить.
Тетрадь, ручка, урок, бумага ___________________
Лейка, скамейка, стол, ковёр ___________________
Двор, лужайка, урожай, кисточка________________
8.Подбери слова.
Можно переносить
|
Нельзя переносить
|
|
|
гласные, используя для проверки слова из скобок.
В с..ду (сад) поют голосистые др..зды (дрозд). На кухне стоит газовая пл..та (плиты). На в..твях (ветви) сидят шумные гр.чи (грач).
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13.Спиши слова, подчеркивая мягкие согласные в словах.
Апрель, читать, Витя, сосулька, ведро, озеро, пень, синица, маленький, букварь.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14.Спиши предложения, подчеркивая мягкий знак в словах.
Утром мы пьём кофе с молоком. Дежурные польют цветы в классе. Под елью была лисья нора. В поле растут васильки. Мальчик читает интересную сказку.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15. Подбери и пиши подходящие слова.
Много Один
Журавли-_________________
Снегири- _________________
Гуси - ___________________
Голуби- __________________
16. Подбери и пиши подходящие слова.
Много Один
Кони-_________________
Медведи- _________________
Олени - ___________________
Тюлени- __________________


17.Зачеркни слова, не содержащие жи –ши.
Шарик, шишка, жираф, шея, кожура, широкий,
малыши, груши, снежинки, живёт, карандаши, душистый, ноги, шиповник, пианист.

18.Спиши предложения, подчеркни сочетания жи –ши.
На клумбе росли душистые цветы. У Саши на столе ножи и ложки. В магазине продают живую рыбу. У Алёши в диктанте мало ошибок. На улице весной большие лужи.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

19.Зачеркни слова, не содержащие ча –ща.
Щенок, чайник, морщины, ученик, участие, защита, роща, горошина, чашки, зайчата, ручка, врач, чудесный, часы.

20.Спиши предложения, подчеркните сочетания ча-ща.
У Иры маленький чайник. Она угощает их чаем. Журчат звонкие ручейки. В поле мы видели грача. Зашумела берёзовая роща.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
21. Зачеркни слова, не содержащие чу–щу.
Щука, стучу, ищу, чертёж, чемодан, врачи, кричу, чужой, тетрадь, чудесный, молчу, чистить, хочу, чугун, чищу.

22.Спиши предложения, подчеркните сочетания чу-щу.
Я отлично учу уроки. Я помогаю товарищу решить задачи. Сегодня чудесный осенний день. Собака лает на чужих. Рыбак поймал большую рыбу.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
23.Подбери слова с орфограммой жи – ши.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
24.Подбери слова с орфограммой чу – щу.
____________________________________________________________________________________________________________________
25.Запиши в два столбика с разделительным ь и с мягким знаком – показатель мягкости.
Мальчик, листья, сильный, братья, соловьи, маленький, бельё, семья, день, воробьи, апрель.
26.Запиши словосочетания, подчеркни слова с разделительным мягким знаком.
Крепкое здоровье, шустрые воробьи, горное ущелье, виноградные гроздья, вкусное печенье, сладкое варенье, осенние листья, дружная семья. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
27.Зачеркни буквы, обозначающие глухие согласные звуки. Буквы, обозначающие парные звонкие согласные звуки, обведи кружочком.
Б В Г Д Ж З Ф Й
К Л М Н П Р С
Т Ф Х Ц Ч Ш Щ

28.Зачеркни буквы, обозначающие звонкие согласные звуки. Буквы, обозначающие парные глухие согласные звуки, обведи кружочком.
Б В Г Д Ж З Ф Й
К Л М Н П Р С
Т Ф Х Ц Ч Ш Щ
29.Выбери и запиши слова с парными глухими согласными на конце.
Вра…, кро…, ду.., шка.., арбу…, клю.., сторо..,са… .___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
30. Выбери и запиши слова с парными звонкими согласными на конце.
Сне.., са.., хле.., малы.., обу..ь, шар.., вку…. .