Николаева Нюргуяна Петровна
МБОУ Кысыл-Сырская СОШ
Тема: «Осмысленное чтение: искусство видеть суть текста».
Класс: 2
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование:
-
компьютер с выходом в интернет;
-
проектор или экран для демонстрации материалов;
-
рабочие тетради или карточки-задания для самостоятельной работы;
-
сборник коротких рассказов и сказок для второклассников;
-
программа с искусственным интеллектом (например, чат-бот, созданный специально для образовательных целей);
-
презентация Microsoft PowerPoint.
Цели занятия: Формирование у обучающихся второго класса умения осмысленно читать, извлекать главное содержание текста, анализировать прочитанный материал и развивать навыки самостоятельного изучения произведений литературы совместно с технологическими средствами — искусственным интеллектом.
Задачи:
-
Воспитание устойчивого интереса к книге и чтению.
-
Овладение приемами эффективного чтения и формирования навыка выделения главной мысли произведения.
-
Совершенствование коммуникативных способностей и способности вести диалог с виртуальным собеседником.
-
Формирование опыта работы с цифровыми ресурсами и технологиями в образовательной среде.
Формируемые универсальные учебные действия (УУД):
Регулятивные: целеполагание, самоконтроль, самооценка, коррекция ошибок.
Коммуникативные: умение вступать в диалог, формулировать свою точку зрения, выслушивать мнение других участников беседы.
Познавательные: работа с информацией, развитие аналитико-синтетической деятельности, способность ориентироваться в тексте.
Личностные: воспитание уважительного отношения к литературе, любовь к родному языку, осознание важности грамотного чтения.
Продолжительность занятия: 45 минут
Ход занятия
|
Структура занятия
|
Содержание занятия
|
Деятельность учителя
|
Планируемые результаты
|
|
Организация начало занятия
|
Приветствие учителя и учащихся, сообщение темы и целей занятия
|
Учитель: Добрый день, ребята! Мы продолжаем наше знакомство с миром книг и литературных произведений. Тема нашего сегодняшнего занятия звучит так: «Осмысленное чтение: искусство видеть суть текста». Хотите узнать больше о секретах правильного восприятия книги? Тогда давайте начнем наше интересное путешествие!
|
Создание положительного настроя на деятельность, информирование учащихся о целях и содержании занятия.
|
|
Речевая разминка
|
Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.
Привлекает к выполнению артикулярной зарядке.
Организует повторение изученного отрывка произведения и заучивание нового
|
- Какое время года сейчас?
-Правильно. Сегодня я приглашаю вас совершить виртуальную прогулку в осенний лес. Для этого закройте глаза, представьте, что мы с вами в осеннем лесу.
1. Развиваем органы дыхания:
- Повторяйте за мной:
Ветер северный подул:
«С-с-сс», все листья с липы сдул…
Полетели, закружились
И на землю опустились.
2. Упражнения для языка
Идём мы с вами по тропинке и видим чащобы, проберёмся сквозь них.
Показать, как Язычок пролезает между густыми деревьями (зубами). Губы в улыбке. Медленно высовывать язык, покусывая его по всей поверхности.
|
Развитие речевого аппарата, улучшение дыхания, подготовка к уроку.
|
|
Актуализация знаний
|
Повторение базовых приемов осмысленного чтения, выявление начальных представлений учащихся.
Затем учитель вводит понятие осмысленного чтения и объясняет, почему оно особенно ценно для школьника.
|
Вспомним, зачем важно внимательно читать книгу? Какие правила помогают сделать чтение полезным и интересным? Давайте обсудим, какими качествами обладает хороший читатель.
Организация коллективного обсуждения, выделение наиболее важных качеств успешного читателя:
внимание,
сосредоточенность,
стремление понять основную мысль автора,
умение находить главную идею.
|
Повторение базовых приёмов осмысленного чтения, определение уровня владения материалом.
|
|
Основной этап
|
Дети читают текст, затем начинают работу с ним под руководством помощника — искусственного интеллекта.
ИИ: Посмотрите на этот текст внимательно и подумайте, какая главная идея заложена автором? Чем закончились события истории? Почему герои вели себя именно так?
Далее организуется обсуждение, учащиеся высказывают свое мнение, приводят аргументы.
Итог: ученики делают вывод о том, какую важную истину хотел донести автор своим произведением.
Задача 2. Графический способ анализа текста (8 мин.)
Здесь используется визуальное восприятие текста: диаграммы, схемы, таблицы. Учитель предлагает прочитать фрагмент другого короткого рассказа или сказки и составить схему действий персонажей, используя программу обработки графики или простой лист бумаги.
Например, рассматривается сюжет русской народной сказки «Петух и жернова»: детям предстоит нарисовать таблицу с персонажами и их действиями.
|
Для отработки навыков извлечения основной идеи дети знакомятся с коротким художественным произведением, например, рассказом Льва Толстого «Правда всего дороже».
Дополнительные вопросы для закрепления:
Как бы вы назвали этот рассказ иначе?
Можно ли считать поступок героя правильным?
Детям предлагают проанализировать новый отрывок текста, составить таблицу или схему последовательности действий персонажей.
Пример задания: Чтение фрагмента сказки «Три поросёнка», составление графика характера персонажей и их поступков.
Помощь ИИ: Демонстрация примеров правильных способов организации информации, подсказывание формы записей.
|
Освоение учениками метода выделения главной мысли текста, приобретение опыта совместной работы с искусственным интеллектом.
|
|
Физминутка для глаз.
|
Физкультминутка «Необычные движения»
Развивает фантазию, поднимает настроение, снимает умственное напряжение, убирает зажимы.
|
Учитель просит учеников показать необычные движения. Например, как ходят цапли (на цыпочках) или медведи (вразвалку, косолапят), как маршируют солдаты, как туристы поднимаются в гору, как циркачи двигаются по тонкому канату, как плывет корабль в шторм или в штиль и так далее. Школьники имитируют заданные движения по 30 секунд каждое.
|
Укрепления здоровья, снятие умственного и физического утомления, а также развитие крупной моторики
|
|
Закрепление, повторение изученного
|
Задача 3. Интерпретация текста
Ребятам предлагается рассмотреть нестандартную историю с открытым концом и выразить своё личное мнение о событиях.
Искусственный интеллект поддерживает обсуждение, задавая наводящие вопросы и помогая оформить выводы.
|
Рассказ о мальчике, упавшем со стула, пытаясь достать яблоко («Иногда доброе намерение ведет к неприятности»). Детям предлагается объяснить значение этого выражения своими словами.
|
Развитие навыка глубокого анализа текста, умения давать личностную оценку ситуации.
|
|
Подведение итогов и рефлексия
|
Форма: Диалог с учителем, самоанализ и оценка собственной работы.
|
Учитель: Удалось ли вам освоить секреты осмысленного чтения? Что было самым важным или трудным в сегодняшней работе?
Учащиеся обмениваются впечатлениями, оценивают полезность полученных знаний.
|
Оценка эффективности проведённой работы, выражение личного мнения и эмоционального отклика учащихся.
|
|
Домашнее задание
|
Прочитать рассказ Николая Носова «Фантазёры» и подготовиться выступить перед одноклассниками, рассказывая, чему вас научило это произведение.
|
Объясняет домашнее задание.
|
Формирование желания применять полученные знания на практике, подготовка к следующему занятию.
|