Шадрина Олимпиада Александровна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ г. Среднеколымска им. Н.И.Шарина»
Пояснительная записка
Программа «Мой край» реализует социальное направление внеурочной деятельности. Занятия способствуют развитию ценностного отношения к своему родному краю, его прошлому и настоящему. У учащихся развивается познавательный интерес к истории родного края, расширяется кругозор, обогащается словарный запас. Программа разработана с учётом достопримечательностей г. Среднеколымска. Может быть использована учителями начальной школы для реализации во внеурочной деятельности. Современное общество ставит вопрос о сохранении истории родного края, его духовных ценностей, народных обычаев и традиций. Одной из актуальных задач современной школы является привитие чувства принадлежности к малой Родине, к родным корням. Программа «Мой край» знакомит ребят с родным краем, его историей, помогает ощутить связь с прошлым и настоящим страны. Знакомство с историей родного края позволяет увидеть многообразие национальных традиций, неповторимость духовного мира жителей, своеобразие животного мира, жилища, одежды.
Программа внеурочной деятельности «Мой край» направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его гражданской и нравственной позиции.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования возникла необходимость в разработке программы внеурочной деятельности по социальному направлению.
Цель программы – формирование осознанного отношения младших школьников к ценностям родного края (людям, природе, истории, культуре) и выработка на этой основе жизненной позиции, позволяющей понимать принадлежность к родному краю.
Задачи программы:
-
способствовать формированию ценностного отношения у младших школьников к историческому прошлому и настоящему своего родного края;
-
содействовать толерантному отношению к окружающим;
-
развивать познавательный интерес учащихся к истории родного края, расширять кругозор;
-
формировать исследовательскую культуру у младших школьников.
Содержание программы внеурочной деятельности соответствует целям и задачам основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ г.Среднеколымска им.Н.И.Шарина»,
В основе реализации программы «Мой край» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.
Методы изучения краеведения:
1.литературный (работа с литературными источниками);
2.картографический(использование картографического материала);
3.наблюдения, экскурсии;
4.конкурсы, зарисовки;
5.анкетирование, беседа.
Программа рассчитана на 34 часа
Учебные предметы
|
Внеурочная деятельность
|
Окружающий мир
|
Наблюдения, экскурсии по городу Среднеколымску, история своего края
|
Физическая культура
|
Подвижные игры вокруг ёлки в, народные игры, игры народов севера.
|
Литературное чтение
|
Произведения малых фольклорных жанров, которые используются в праздниках (проектах)
|
Русский язык
|
Во время экскурсий происходит знакомство с новыми словами, понятиями, расширяется словарный запас слов.
|
Музыка
|
Музыкальные произведения в соответствии с тематикой праздников (проектов)
|
Технология
|
Оформление к праздникам (проектам)
|
Формы организации детского коллектива
-
рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов,
-
экскурсии; поездки;
-
практическое занятие;
-
посещение музея, библиотеки, Дома культуры.
-
встречи с интересными людьми во время посещения достопримечательностей города;
-
просмотр видеофильмов.
Задачи кружка реализуются в тесном сотрудничестве с работниками краеведческого музея и на его базе. Мероприятия также проводятся на базе централизованной библиотеки. В конце каждого года обучения проходит итоговое занятие: праздник (проект). Занятия по программе предусматривают экскурсии на свежем воздухе, подвижные игры, участие в практических занятиях.
Планируемые результаты
В ходе реализации программы у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия.
Личностные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-
научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
-
научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
-
приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.
У обучающегося будут сформированы:
-
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина, чувства сопричастности и гордости за свой край.
-
мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы;
-
эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Якутии;
-
чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
-
чувства эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
-
проявлять инициативу действия в сотрудничестве;
-
самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации;
-
использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
У обучающегося будут сформированы умения:
-
уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
-
уметь в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
-
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом;
-
вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные учебные универсальные действия
Обучающийся научится:
-
используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
-
на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
-
узнавать символику Якутии, города Среднеколымска и других городов области;
-
описывать достопримечательности Якутии и родного города;
-
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
-
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
-
использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой Сахалинской области и атласом;
-
работать с атласом, глобусом и картой;
-
находить на карте свой регион и его главный город;
-
устанавливать причинно‐следственные связи;
-
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
-
устанавливать аналогии.
У обучающегося будут сформированы умения:
-
самостоятельно подбирать литературу по теме;
-
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
-
работать в семейных архивах.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-
понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
-
ориентироваться на позицию партнера в общении;
-
учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
У обучающегося будут сформированы умения:
-
выступать с сообщениями;
-
формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
-
аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Итоговые занятия проходят в форме творческих проектов (праздников)Программа «Мой край» предусматривает следующие формы контроля: тесты по итогам экскурсий, викторина, игры, защита проектов, создание презентации по результатам экскурсии.
Учебно-тематический план
3 класс (34 ч)
№ п/п
|
Тема занятия
|
Кол-во часов
|
Дата проведения
|
1
|
История образования Якутии.
|
1
|
03.09
|
2
|
Просмотр видеофильма о Якутии.
|
1
|
10.03
|
3
|
Якутия на карте России.
|
1
|
17.09
|
4
|
Символика Якутии.
|
1
|
24.09
|
5
|
Из глубины веков. История нашего города Среднеколымска.
|
1
|
01.10
|
6
|
Просмотр презентации «Первопроходцы Колымы»
|
1
|
08.10
|
7
|
Прежние названия нашего города.
|
1
|
15.10
|
8
|
Экскурсия к памятникам города.
|
1
|
22.10
|
9
|
Символика города Среднеколымска.
|
1
|
05.11
|
10
|
Песни о Среднеколымске.
|
1
|
12.11
|
11
|
Поэты и писатели Средней Колымы.
|
1
|
19.11
|
12
|
Викторина «Мой город»
|
1
|
26.11
|
13
|
Экскурсия по улицам города. «Памятные места города Среднеколымска».
|
1
|
03.12
|
14
15
|
Проектная работа «Центральная площадь города из прошлого»
|
2
|
10.12
17.12
|
16
17
|
Достопримечательности Якутии.
|
2
|
24.12
14.01
|
18
|
Литературная гостиная. Встреча с известными творческими людьми.
|
1
|
21.01
|
19
|
Среднеколымск в годы ВОВ.
|
1
|
28.01
|
20
|
Фронтовики - колымчане
|
1
|
04.02
|
21
|
Встреча с членами общественной организации «Дети войны»
|
1
|
11.02
|
22
|
Флора Колымы.
|
1
|
18.02
|
23
|
Фауна нашего края.
|
1
|
25.02
|
24
|
Просмотр видеофильмов о природе Колымы.
|
1
|
04.03
|
25
|
Первый врач Среднеколымска С.И.Мицкевич.
|
1
|
11.03
|
26
27
|
Из истории нашей Среднеколымской школы.
|
2
|
18.03
01.04
|
28
|
Топонимика Среднеколымского района
|
1
|
08.04
|
29
30
|
Проект «Колыма – кормилица наша».
|
2
|
15.04
22.04
|
31
|
Культура нашего края. Народы, населяющие территорию республики.
|
1
|
29.04
|
32
|
Национальные игры народов Якутии.
|
1
|
06.05
|
33
|
Подготовка к празднику «Мы и природа»
|
1
|
13.05
|
34
|
Праздник(проект) «Мы и природа»
|
1
|
20.05
|
Список литературы.
1. Электронный диск «Юбилей города Среднеколымска» - серия уроков для обучающихся начальных классов. (авторы учителя начальных классов г. Среднеколымска.)
2. Плешаков А. А. Экология для младших школьников(факультативный курс для начальной школы). М.: Просвещение, 1995 -45с.
3. Краски Средней Колымы: фотоальбом/(сост.: И.С.Белоногов, С.П. Семенова, Т.Г.Третьякова; ред. А.П.Попова).-Якутск: ИП Троев Ю.А.,2017.-136с.:ил.
4. https://ru.wikipedia.org/wiki/
5. https://givotniymir.ru/redkie-pticy-opisanie-i-osobennosti-redkix-ptic