Парилова Ольга Анатольевна
учитель начальных классов
МОБУ СОШ № 10 имени Д. Г. Новопашина
К сожалению, на уроках в начальной школе мы часто встречаемся с объяснительным чтением, когда работа с текстом сводится к бесконечной беседе, к «пережевыванию» давно понятого детьми и топтанию на месте. Отсюда – скука на уроке, нелюбовь к чтению. Даже если ребенок любит читать, его развитие как читателя происходит не благодаря урокам чтения, а вопреки им. Средством формирования регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД на уроках чтения служит технология продуктивного чтения текста, основанная на технологии формирования типа правильной читательской деятельности. Технология предполагает использование методов и приёмов для развития навыков понимания и анализа текста у обучающихся и включает в себя три этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения
-
Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
Дети прогнозируют содержание текста:
«Предположите, о чем этот текст, по его названию…А иллюстрация подтверждает это?
Возникает мотивация к чтению.
-
Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения
-
Первичное чтение текста
Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств– на выбор учителя).
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. -
Перечитывание текста.
Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. -
Беседа по содержанию текста.
Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. -
Выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения
-
Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. -
Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
-
Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
-
Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Что такое диалог с автором?
С точки зрения преподавания – это прием работы с текстом во время его чтения. Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора включать воображение.
Последовательность действий:
-
Научить детей видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые.
-
Включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации читатель прогнозирует , что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод.
-
Научить детей задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме:
Чем это можно объяснить?
Что из этого следует?
Что сейчас случится?
Почему именно так…?
Для чего…?
Кто такой…?
-
Помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения.
Рассмотрим «диалог с автором» на примере рассказа М.Пришвина « Берестяная трубочка». Читая этот рассказ, дети пытаются самостоятельно провести «диалог с автором».
Михаил Пришвин.
Берестяная трубочка.
Я нашел удивительную берестяную трубочку. (Интересно, почему же она удивительная?) Когда человек вырежет себе кусок бересты на березе, остальная береста около пореза начинает свертываться в трубочку. Трубочка высохнет, туго свернется. Их бывает на березах так много, что и внимания не обращаешь.
Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке. (Интересно, а что там может быть? Дети высказывают предположения.)
И вот в первой же трубочке я нашел хороший орех, так плотно прихваченный, что с трудом удалось палочкой его вытолкнуть. (Проверьте себя: вот, оказывается, что было в трубочке – орех!) Вокруг березы не было орешника. Как же он туда попал? (Автор сам задает вопрос. Попробуйте найти ответ. Что вы можете предположить? (Ответы детей.)
«Наверно, белка его туда спрятала, делая зимние свои запасы, - подумал я. – Она знала, что трубка будет всё плотнее свёртывается и всё крепче прихватывать орех, чтоб не выпал». Но после я догадался, что это не белка, а птица ореховка воткнула орех, может быть, украв из гнезда белки. (Проверим себя: орех воткнула в трубочку птица ореховка. Вот, оказывается, откуда он там взялся!)
Разглядывая свою берестяную трубочку, я сделал еще одно открытие (Интересно, какое?): под прикрытием ореха поселился – кто бы мог подумать! - паучишко и всю внутренность трубочки затянул своей паутинкой. (Проверим наши предположения: оказывается кроме ореха, в трубочке был еще паучишка!)
Не каждый вопрос к тексту можно назвать вопросом к автору. К предложению «Я нашёл удивительную берестяную трубочку» можно поставить такие вопросы
-
Кто нашел? (Я.)
-
Что я сделал? (Нашел.)
-
Что нашел? (Берестяную трубочку.)
-
Что такое берестяная трубочка? (Прямой ответ идет далее в тексте.)
-
Интересно, почему же она удивительная?
Только пятый вопрос можно назвать вопросом к автору. Ученик ответит на него, дочитав рассказ, но прямого, явного ответа он в тексте не найдет. Как правило, вопросы к автору носят подтекстовый характер. Особенность подтекстовых вопросов в том, что они направлены на анализ текста и могут быть различными, что видно из примера.
Таким образом, использование технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения в начальной школе способствует формированию работы с текстом, развитию критического мышления, творческому подходу к литературным произведениям, а также для успешной сдачи ВПР по русскому языку.