Пен Татьяна Николаевна
учитель начальных классов
МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 26» с УИОП
городского округа «город Якутск»
В развитии образовательной системы России начинается новый этап. В настоящее время уже опубликован пакет документов ФГОС НОО. Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В ФГОС НОО акцентируется внимание на изучение и реализацию программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», обращению к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики. В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Главный вопрос патриотического воспитания-
Как же воспитывать патриотизм?
Основные направления патриотического воспитания:
1. Военно – патриотическое
2. Духовно – нравственное
3. Туристско – краеведческое
4. Историко – патриотическое
5. Гражданско – патриотическое
6. Социально – патриотическое
7. Героико – патриотическое
8. Спортивно – патриотическое
9. Профессионально – трудововое
10.Психологическое
Модель “Гражданин - патриот России”
-
Знающий историю и культуру своей страны.
Значимость патриотического воспитания детей особенно остро обозначилась в современный период в связи с утратой людьми нравственных ориентиров в собственной жизни. К сожалению, дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому всё острее встаёт вопрос о повышении уровня патриотического воспитания. Необходимо воспитывать уже с младшего школьного возраста: доброту, ответственность, чувство собственного достоинства, гражданственность, гордость за свою страну, уважительное отношение к истории России.
«Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» (К.Д.Ушинский)
-
Творчески мыслящий. Любовь к Родине-это проявление патриотизма, а защита Отечества - это долг и обязанность каждого.
-
Соблюдающий духовные, правовые и общечеловеческие нормы.
-
Духовно и физически здоровый.
-
Любящий свою Родину и народ.
-
Способный саморазвиваться.
-
Имеющий твёрдую социально-активную позицию гражданина.
-
Обладающий культурой мысли и речи.
Патриотическое воспитание младших школьников должно строиться с учётом их возрастных и психологических особенностей. Конечно, психологические особенности- это не догма, и у каждого ребёнка будет своя степень зрелости и восприятия патриотизма, зависящая от предшествующего психического развития детей, от их готовности к чуткому отклику на воспитательную деятельность взрослых.
Какие же технологии и формы работы я использую сегодня, как учитель начальных классов, решая эту задачу.
Технологии:
-
Знакомство с историческим прошлым своей страны, Отечства.
-
Знакомство с традициями и обычаями русского и якутского народа, с их фольклором.
-
Организация экскурсий в музеи.
-
Проведение творческих конкурсов, демонстрирующих отношение учащихся к истории народа, знание истории.
-
Исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории Родины.
-
Проектная деятельность.
Формы работы:
Урок гражданственности и патриотизма. Воспитывать патриотизм помогает самый первый урок, с которого учителя начинают свой учебный год.
Цель этих уроков- вызвать у детей интерес к родной стране, дать им самые первые представления о родном крае, о стране, в которой они живут, познакомить их с понятиями «Родина», «Отечество», «гражданин». «государство», с государственными символами- флагом, гербом и гимном, дать некоторое представление о правах и обязанностях граждан. На таких уроках дети знакомятся
с важными историческими событиями, героями страны.
Патриотическое воспитание заложено в каждом уроке.
Изучая окружающий мир, младший школьник знакомится с родной природой, экологической ценностью родного края.
На уроках физкультуры и уроках Здоровья учитель воспитывает любовь к спорту, формирует здоровый образ жизни.
Гуманитарный цикл: на уроках русского языка, литературного чтения формируется культура речевого общения, изучается история России и Республики Саха (Я), происходит знакомство учащихся с историческими событиями в произведениях соотечественников.
Математический цикл: на уроках математики дети знакомятся с развитием отечественной науки.
Эстетический цикл: на уроках изобразительного искусства и музыки развиваются творческие способности учащихся, прививается чувство прекрасного, любовь к культуре.
Мероприятия, посвящённые важным историческим датам. Классный час, торжественная линейка, посвящённая Дню Победы. Возложение цветов к Вечному огню. Беседы, викторины, цикл нравственных классных часов по разным темам.
Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, с ощущения сердечного тепла, которым окружён ребёнок, в связи с этим ежегодно в начальных классах проводятся классные часы и утренники, посвящённые Дню Матери.
Так же проводятся классные часы, которые раскрывают традиции русской и якутской культуры, знакомят детей с фольклором, так как средства духовной культуры (обряды, традиции, обычаи, игры и т.д.) играют более существенную роль в гармоничном развитии личности младшего школьника. Ещё одна из причин использования фольклора для патриотического воспитания младших школьников это то, что фольклор как исторически- конкретная форма народной культуры не остаётся неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя всё ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому, фольклор всегда самобытен и современен. В связи с этим учителя начальной школы на уроках активно используют пословицы, загадки, сказки, песни, разучивают разные игры.
Это различные акции- помощь детскому дому, акция «Письмо солдату», «Поздравь ветерана», встреча с ветеранами ВОВ. Беседы о тех далёких событиях способствуют взаимопониманию между поколениями, формируют патриотические чувства.
О.Уайльд «Лучший способ сделать детей хорошими- это сделать их счастливыми».