Телефон:
Адрес:
1-4olimpiada.ykt@mail.ru

Историко-педагогический анализ развития и становления сельских малокомплектных школ в Республике Саха (Якутия)

Попова Мария Максимовна
учитель начальных классов
МОБУ "СОШ №12"
 
Аннотация. Цель работы - теоретически провести историко-педагогический анализ развития и становления сельских малокомплектных школ в Республике Саха (Якутия). В статье рассматриваются основные этапы развития начального образования в Якутии с дореволюционных времен до современности в контексте той или иной образовательной политики и директивных документов.
Ключевые слова:история образования, малокомплектность, сельская школа,система образования, школьное обучение.
В конце XIX века в Якутской области было 81 учебное заведение с охватом 1783 детей, сельских начальных училищ – 13 (241 ребенок). 90,9 % детей не было охвачено школьным образованием. К 1917 г. во всех школах обучение велось только на русском языке. «Правила о начальных училищах для инородцев» (1913 г.), созданные Министром народного просвещения России, в которых разрешалось преподавание предметов на родном языке учащихся, не всегда выполнялись.
1917-1920 годы вошли в историю якутского образования как начало коренных преобразований в области школьного обучения. В августе 1922 года Совет народных комиссаров ЯАССР принял постановление «О введении якутского языка в школах». На 1922-1923 учебный год был принят первый учебный план якутских школ I ступени (действовал до 1924-1925 учебного года), завершена работа по составлению программ по всем предметам. Содержание образования, заложенное в первом учебном плане школ I ступени ЯАССР, имеет существенные отличия от школьного образования дореволюционного периода: введено изучение якутского языка; включен новый предмет «Мироведение», дающий учащимся возможность более широкого ознакомления с процессами, происходящими в мире; придано большое внимание трудовому воспитанию и обучению учащихся через введение предметов «Ручной труд» и «Сельское хозяйство».
Продолжается развитие школьной сети: в 1922-1923 учебном году функционировало 208 школ с охватом 4675 учащихся. Значительным событием в преобразовании школы стала работа съезда учителей Якутской области (июль, 1920 г.), на котором обсуждались вопросы о единой трудовой школе, о дошкольном воспитании, приемы и методы преподавания отдельных предметов. Были обсуждены проблемы состояния и пути совершенствования трудового обучения и воспитания школьников.
В 1922 году были выпущены новые программы, разработанные Государственным ученым советом при Наркомпросе РСФСР, на основе которых в 1926 году была утверждена комплексная программа для якутской сельской школы I ступени (четырехлетки). Новые программы значительно приблизили преподавание к местным условиям, основывались на сочетании теоретических знаний с общественно-полезным трудом учащихся.
XIX съезд КПСС вводит в средней школе политехнизацию, постепенно в содержании образования произошли перемены за счет введения политехнических дисциплин: машиноведения, основ промышленного и сельскохозяйственного производства, уроков труда в школьных мастерских, производственной практики и т.п., усиливается роль практических занятий в преподавании всех учебных предметов. Политехническое и трудовое начало в содержании образования было закреплено и усилено Законом о школе. Ведущим началом обучения и воспитания в средней школе выдвинута тесная связь обучения с трудом.
В 40-е годы XX столетия происходит значительное развитие всеобщего обязательного начального образования. Процент учащихся, подлежащих обучению по плану, в 1940-1941 учебном году составил 81,7; в 1944-1945 – 88,8. Сокращается отсев учащихся. Укрепляется материальная база, упорядочивается сеть школ, создаются государственные и колхозные интернаты, организуется подвоз детей, расширяется приобщение детей к сельскохозяйственному труду.
Школьная реформа 1958 года имела своей целью разрешение накопившихся противоречий между возросшими потребностями советского общества и состоянием системы народного образования, преодоление академически-схоластической направленности школьного образования, возрождение принципов единой, трудовой, политехнической школы, усиление трудового воспитания учащихся. Согласно Закону «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в РСФСР» (1959 г.) в деятельность школы были внесены существенные изменения: введено всеобщее обязательное 8-летнее обучение. Открывались средние общеобразовательные трудовые политехнические школы с производственным обучением на базе восьмилетней школы, в которых учащиеся получали в течение трех лет полное среднее образование и профессиональную подготовку для работы в одной из отраслей народного хозяйства или культуры. Средняя школа становится одиннадцатилетней; одна третья часть учебного времени в ней отводится на профессиональную подготовку и производительный труд, который организовывался в ученических бригадах колхозов и совхозов, учебно-опытных хозяйствах и межшкольных учебно-опытных мастерских.
Одной из основных задач четвертой реформы системы общего среднего образования в стране было введение научно обоснованных учебные планов и программ, обеспечивающих приведение содержания образования в соответствие с требованиями развития науки, техники и культуры. В новом плане производится перераспределение учебного времени почти по всем предметам и классам. Из сетки часов вновь исключаются общественно полезный труд, основы сельскохозяйственного производства и производительный труд по сезонам; отменено производственное (профессиональное) обучение в старших классах средней школы, уменьшается количество часов и на трудовое обучение.
Конец XX века в России, в ее многонациональной, полиэтнической среде характеризуется пробуждением национального самосознания, тягой к полузабытой самобытной культуре, стремлением к ее возрождению и сохранению.
Начало девяностых годов стало временем осуществления новых подходов к формированию содержания образования в школах республики. В «Целевой программе Правительства Республики Саха (Якутия) по формированию и развитию государственной национально-региональной системы образования» (1992 г.) основными принципами определены:
- принцип естественного, свободного развития народов, населяющих территорию Республики Саха в соответствии с их этнокультурными и социально-экономическими запросами;
- принцип вариативности, позволяющий учитывать все многообразие возможностей и потребностей населения республики в сфере образования;
- принцип выбора содержания и форм деятельности - от органов управления до отдельного ученика.
В стратегии развития Республики Саха (Якутия) на первый план были выдвинуты проблемы развития человека, его духовного и интеллектуального, культурного обогащения.
Осуществление программы социально-экономического, политико-правового, духовно-нравственного развития народа, разрешение многих взаимосвязанных проблем образования и культуры, как, например, сохранение родного языка и культуры, оптимальное восстановление традиционного образа жизни – все это потребовало обновления всей системы обучения и воспитания в школе.
Одним из условий развития системы образования республики становится внедрение и научно-методическая поддержка инновационной деятельности. Открываются новые виды учебных заведений, создаются опытно-экспериментальные площадки республиканского значения.
Начинается процесс компьютеризации школ (к концу 2000 года компьютерной техникой обеспечены все общеобразовательные школы), внедряется компьютерное программное обеспечение в учебный процесс, нарабатывается технология осуществления дистанционного образования учащихся и педагогов.
В целях нормативно-правового обеспечения развития системы образования республики приняты Законы Республики Саха (Якутия) «О правах ребенка» (1994 г.), «Об образовании» (1995 г.), «Об учителе» (1995 г.), «Об организации работы по опеке и попечительству» (1999 г.), «О приемной семье и семейном детском доме» (1999 г.), «Об учебниках и учебных пособиях для учреждений дошкольного, общего среднего и начального профессионального образования» (1999 г.), «О государственной поддержке летней занятости детей и подростков школьного возраста в стационарных лагерях труда и отдыха» (2000 г.), «О государственном сельском образовательном учреждении» (2000 г.), «О сельском образовательном учреждении» (2000 г.). Законы республики, направленные на образование детей, получили дальнейшее закрепление в других законодательных и нормативно-правовых актах.
Проведенный нами краткий экскурс развития образования в Якутии позволяет сделать вывод о том, что, находясь в едином образовательном пространстве Российской Федерации, система образования Республики Саха (Якутия) прошла все этапы своего становления и развития, сопряженные с изменениями в социально-политической и культурной жизни России и Якутии.
Ссылки на источники
  1. Неустроев Н. Д. Историография развития начального образования в Якутии (монографическое исследование). / Н. Д. Неустроев, А. Н. Неустроева. – Москва : МПГУ, 2006. – 300 с.
  2. Неустроев Н. Д. Специфика деятельности малокомплектных и кочевых школ в условиях Севера. Учебное пособие. – Якутск: Изд-во ЯГУ, 2009.  – 246 с.
  3. Неустроев Н. Д., Егоров В. Н., Акимов В. В., Малокомплектная кочевая школа как мобильная форма школьной сети в условиях Севера. - Якутск, 1998. – 105 с.
Отзывы
Идея создания сайта мне очень понравилась. Данный сайт позволяет организовать дистанционное творческое сотрудничество с другими педагогами и обучающимися. Ещё одно преимущество сайта - то, что задания и конкурсы проводятся на двух языках – русском и якутском. Желаю успехов в работе сайта!
Боярова Людмила Андреевна – заместитель директора по воспитательной работе МОБУ СОШ №12 г. Якутска, Отличник образования РС(Я)
Боярова Людмила Андреевна – заместитель директора по воспитательной работе МОБУ СОШ №12 г. Якутска, Отличник образования РС(Я)
Сайт полезный, познавательный для детей и педагогов. Обращает внимание его практическая направленность. Разделы сайта грамотно подобраны, интересны. Большой выбор олимпиад и конкурсов на якутском и русском языках. Хорошая возможность детям проверить уровень знаний по предметам, а педагогам - обмениваться материалами в альманахе "Я - педагог". Желаю процветания и достижения всех ваших целей!
Григорьева Дария Васильевна - учитель начальных классов, Почётный работник общего образования РФ, г. Нюрба
Григорьева Дария Васильевна - учитель начальных классов, Почётный работник общего образования РФ, г. Нюрба
Сайт дистанционных олимпиад и конкурсов обеспечивает сознательное и активное участие школьников в процессе обучения в школе и полное освоение учебного материала. Здесь организуется творческая работа с педагогами и обучающимися. Желаю удачи во всех начинаниях!
Винокурова Екатерина Ивановна - Кандидат педагогических наук, автор учебных пособий «Культура народов РС(Я)», «Уран тарбах кистэлэҥэ», «Уроки предков» и др.пособий.  Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Институт национальных школ РС(Я)
Винокурова Екатерина Ивановна - Кандидат педагогических наук, автор учебных пособий «Культура народов РС(Я)», «Уран тарбах кистэлэҥэ», «Уроки предков» и др.пособий. Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Институт национальных школ РС(Я)
Ваш сайт - незаменимый помощник на уроках, при подготовке к олимпиаде. Для ребят все конкурсы, олимпиады - отличная умственная тренировка и соревнование! Планируем и в дальнейшем принимать участие. Спасибо вам большое!
Алексеева Евдокия Николаевна - учитель начальных классов Нюрбинской СОШ №1, Отличник образования РС(Я)
Алексеева Евдокия Николаевна - учитель начальных классов Нюрбинской СОШ №1, Отличник образования РС(Я)
Ситуация с коронавирусом отрезала нас от мира. Чем вы занимаетесь во время самоизоляции? А я открыла для себя очень полезный, мотивирующий сайт, который предлагает детям попробовать свои силы, знания и умения в различных конкурсах и олимпиадах. Уверена, что и для себя вы найдете там много интересного и увлекательного. Для успешного повышения категории и аттестации педагогов отлично подходит размещение методических материалов в электронном альманахе «Я – педагог». Успехов Вам и Удачи!
Скрябина Ульяна Егоровна - Отличник гражданских инициатив РС (Я), режиссер-сценарист, организатор благотворительных мероприятий, акций концертов, председатель ОО "Многодетная семья Якутии"
Скрябина Ульяна Егоровна - Отличник гражданских инициатив РС (Я), режиссер-сценарист, организатор благотворительных мероприятий, акций концертов, председатель ОО "Многодетная семья Якутии"
Добрый день! Спасибо организаторам за проведение дистанционных олимпиад во время дистанционного обучения! Очень рады, что наша дочка участвовала и заняла 1 место. Вам процветания, успехов!


Анастасия Бурнашёва – родитель.
Очень хорошие олимпиады. Задания соответствуют возрасту ребенка. В такое время, когда все сидим на самоизоляции, такие олимпиады очень нужны.

Бурнашева Галина Федосеевна - учитель начальных классов МОБУ "СОШ №38" г. Якутска
Сейчас, когда идет эра интернета, каждый из нас погружен в эту паутину. И в этой паутине нужны познавательные сайты, где ученик самостоятельно сможет проверить свои знания, силы. Это хоть маленький, но опыт. Участие в дистанционных олимпиадах и занятия в тренажерах придают уверенности ученику. При дополнительной подготовке к олимпиадам повышается уровень знаний, также возможно и вспоминается даже что-то слегка забытое, и если по итогам хороший результат - повышается самооценка школьника. И даже если не очень хороший итог, то он тоже полезен, так как является стимулом укрепить свои знания. Считаю, что ваш сайт этому и способствует. Отрадно, что в сайте можно и педагогам поделиться своим опытом педагогической деятельности. Желаю дальнейшего процветания вашей команде!


Николаева Мария Андреевна – учитель начальных классов МБОУ «Антоновская СОШ им.Н.Н.Чусовского» Нюрбинского района, Отличник образования РС (Я), Почетный работник воспитания и просвещения РФ.
Дорооболоруҥ! Бу сайт олус интэриэһинэй, араас конкурстар, олимпиадалар тахсаллар. Мин оҕолорбун астына кытыннарабын. Инникитин куруук бииргэ буолуохпут. Улахан махталбын тириэрдэбин, сайда-үүнэ туруҥ!

Ульяна Колесова - учуутал
Здравствуйте, уважаемые организаторы олимпиады!
Спасибо большое за ваш труд и вклад в развитие наших детей!
Вопросы были очень интересные и познавательные.

Успехов вам!
Всего вам доброго,
С уважением, Марианна Вивиерс.
Здравствуйте, уважаемые организаторы семейной олимпиады по английскому языку.
Рады принять участие в республиканской семейной олимпиаде по страноведению. Получила положительные отзывы от родителей и учеников об олимпиаде.

С уважением,
Зинаида Шестакова
Здравствуйте!
Спасибо огромное за проведение олимпиады и своевременную рассылку дипломов!


С ув. Матильда Портнягина
Спасибо огромное за олимпиаду и за красочно оформленные дипломы

С уважением, Екатерина Парникова
Здравствуйте! Спасибо большое за интересные и полезные задания. Желаем дальнейших успехов и будем рады сотрудничеству.

С уважением, Зинаида Ядреева.
Большое спасибо организаторам такого хорошего сайта. С радостью принимаем участие в каждой олимпиаде! Заранее готовимся к олимпиадам, по итогам которых наши дети занимают призовые места, получают красочные дипломы, пополняют свое портфолио. У детей появляется уверенность в своих силах, познавательная активность, высокая мотивация. Очень понравился проект "Электронный альманах", тут есть много полезного, особенно для молодых учителей, которые учатся у своих более опытных коллег, тут богатый материал, учителя щедро делятся своим опытом, за это отдельное спасибо! Ведь все мы были когда-то начинающими педагогами, жаль что в то время не было такого полезного, тщательно продуманного сайта. От имени моих коллег, учеников и их родителей говорю слова благодарности за ваш труд, за желание развивать наших детей и нас учителей!

С уважением, Соловьева Анна Ивановна, учитель начальных классов.
Здравствуйте! Благодаря вашему тренажёру мой сын за несколько дней выучил всю таблицу умножения. Теперь будем учить словарные слова.

Мама Артёма Иванова Мари

Все материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством, в том числе, об авторском праве и смежных правах

Телефон
Адрес:
1-4olimpiada.ykt@mail.ru