Попова Мария Максимовна
учитель начальных классов
МОБУ "СОШ №12"
Аннотация. Цель работы - теоретически провести историко-педагогический анализ развития и становления сельских малокомплектных школ в Республике Саха (Якутия). В статье рассматриваются основные этапы развития начального образования в Якутии с дореволюционных времен до современности в контексте той или иной образовательной политики и директивных документов.
Ключевые слова:история образования, малокомплектность, сельская школа,система образования, школьное обучение.
В конце XIX века в Якутской области было 81 учебное заведение с охватом 1783 детей, сельских начальных училищ – 13 (241 ребенок). 90,9 % детей не было охвачено школьным образованием. К 1917 г. во всех школах обучение велось только на русском языке. «Правила о начальных училищах для инородцев» (1913 г.), созданные Министром народного просвещения России, в которых разрешалось преподавание предметов на родном языке учащихся, не всегда выполнялись.
1917-1920 годы вошли в историю якутского образования как начало коренных преобразований в области школьного обучения. В августе 1922 года Совет народных комиссаров ЯАССР принял постановление «О введении якутского языка в школах». На 1922-1923 учебный год был принят первый учебный план якутских школ I ступени (действовал до 1924-1925 учебного года), завершена работа по составлению программ по всем предметам. Содержание образования, заложенное в первом учебном плане школ I ступени ЯАССР, имеет существенные отличия от школьного образования дореволюционного периода: введено изучение якутского языка; включен новый предмет «Мироведение», дающий учащимся возможность более широкого ознакомления с процессами, происходящими в мире; придано большое внимание трудовому воспитанию и обучению учащихся через введение предметов «Ручной труд» и «Сельское хозяйство».
Продолжается развитие школьной сети: в 1922-1923 учебном году функционировало 208 школ с охватом 4675 учащихся. Значительным событием в преобразовании школы стала работа съезда учителей Якутской области (июль, 1920 г.), на котором обсуждались вопросы о единой трудовой школе, о дошкольном воспитании, приемы и методы преподавания отдельных предметов. Были обсуждены проблемы состояния и пути совершенствования трудового обучения и воспитания школьников.
В 1922 году были выпущены новые программы, разработанные Государственным ученым советом при Наркомпросе РСФСР, на основе которых в 1926 году была утверждена комплексная программа для якутской сельской школы I ступени (четырехлетки). Новые программы значительно приблизили преподавание к местным условиям, основывались на сочетании теоретических знаний с общественно-полезным трудом учащихся.
XIX съезд КПСС вводит в средней школе политехнизацию, постепенно в содержании образования произошли перемены за счет введения политехнических дисциплин: машиноведения, основ промышленного и сельскохозяйственного производства, уроков труда в школьных мастерских, производственной практики и т.п., усиливается роль практических занятий в преподавании всех учебных предметов. Политехническое и трудовое начало в содержании образования было закреплено и усилено Законом о школе. Ведущим началом обучения и воспитания в средней школе выдвинута тесная связь обучения с трудом.
В 40-е годы XX столетия происходит значительное развитие всеобщего обязательного начального образования. Процент учащихся, подлежащих обучению по плану, в 1940-1941 учебном году составил 81,7; в 1944-1945 – 88,8. Сокращается отсев учащихся. Укрепляется материальная база, упорядочивается сеть школ, создаются государственные и колхозные интернаты, организуется подвоз детей, расширяется приобщение детей к сельскохозяйственному труду.
Школьная реформа 1958 года имела своей целью разрешение накопившихся противоречий между возросшими потребностями советского общества и состоянием системы народного образования, преодоление академически-схоластической направленности школьного образования, возрождение принципов единой, трудовой, политехнической школы, усиление трудового воспитания учащихся. Согласно Закону «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в РСФСР» (1959 г.) в деятельность школы были внесены существенные изменения: введено всеобщее обязательное 8-летнее обучение. Открывались средние общеобразовательные трудовые политехнические школы с производственным обучением на базе восьмилетней школы, в которых учащиеся получали в течение трех лет полное среднее образование и профессиональную подготовку для работы в одной из отраслей народного хозяйства или культуры. Средняя школа становится одиннадцатилетней; одна третья часть учебного времени в ней отводится на профессиональную подготовку и производительный труд, который организовывался в ученических бригадах колхозов и совхозов, учебно-опытных хозяйствах и межшкольных учебно-опытных мастерских.
Одной из основных задач четвертой реформы системы общего среднего образования в стране было введение научно обоснованных учебные планов и программ, обеспечивающих приведение содержания образования в соответствие с требованиями развития науки, техники и культуры. В новом плане производится перераспределение учебного времени почти по всем предметам и классам. Из сетки часов вновь исключаются общественно полезный труд, основы сельскохозяйственного производства и производительный труд по сезонам; отменено производственное (профессиональное) обучение в старших классах средней школы, уменьшается количество часов и на трудовое обучение.
Конец XX века в России, в ее многонациональной, полиэтнической среде характеризуется пробуждением национального самосознания, тягой к полузабытой самобытной культуре, стремлением к ее возрождению и сохранению.
Начало девяностых годов стало временем осуществления новых подходов к формированию содержания образования в школах республики. В «Целевой программе Правительства Республики Саха (Якутия) по формированию и развитию государственной национально-региональной системы образования» (1992 г.) основными принципами определены:
- принцип естественного, свободного развития народов, населяющих территорию Республики Саха в соответствии с их этнокультурными и социально-экономическими запросами;
- принцип вариативности, позволяющий учитывать все многообразие возможностей и потребностей населения республики в сфере образования;
- принцип выбора содержания и форм деятельности - от органов управления до отдельного ученика.
В стратегии развития Республики Саха (Якутия) на первый план были выдвинуты проблемы развития человека, его духовного и интеллектуального, культурного обогащения.
Осуществление программы социально-экономического, политико-правового, духовно-нравственного развития народа, разрешение многих взаимосвязанных проблем образования и культуры, как, например, сохранение родного языка и культуры, оптимальное восстановление традиционного образа жизни – все это потребовало обновления всей системы обучения и воспитания в школе.
Одним из условий развития системы образования республики становится внедрение и научно-методическая поддержка инновационной деятельности. Открываются новые виды учебных заведений, создаются опытно-экспериментальные площадки республиканского значения.
Начинается процесс компьютеризации школ (к концу 2000 года компьютерной техникой обеспечены все общеобразовательные школы), внедряется компьютерное программное обеспечение в учебный процесс, нарабатывается технология осуществления дистанционного образования учащихся и педагогов.
В целях нормативно-правового обеспечения развития системы образования республики приняты Законы Республики Саха (Якутия) «О правах ребенка» (1994 г.), «Об образовании» (1995 г.), «Об учителе» (1995 г.), «Об организации работы по опеке и попечительству» (1999 г.), «О приемной семье и семейном детском доме» (1999 г.), «Об учебниках и учебных пособиях для учреждений дошкольного, общего среднего и начального профессионального образования» (1999 г.), «О государственной поддержке летней занятости детей и подростков школьного возраста в стационарных лагерях труда и отдыха» (2000 г.), «О государственном сельском образовательном учреждении» (2000 г.), «О сельском образовательном учреждении» (2000 г.). Законы республики, направленные на образование детей, получили дальнейшее закрепление в других законодательных и нормативно-правовых актах.
Проведенный нами краткий экскурс развития образования в Якутии позволяет сделать вывод о том, что, находясь в едином образовательном пространстве Российской Федерации, система образования Республики Саха (Якутия) прошла все этапы своего становления и развития, сопряженные с изменениями в социально-политической и культурной жизни России и Якутии.
Ссылки на источники
-
Неустроев Н. Д. Историография развития начального образования в Якутии (монографическое исследование). / Н. Д. Неустроев, А. Н. Неустроева. – Москва : МПГУ, 2006. – 300 с.
-
Неустроев Н. Д. Специфика деятельности малокомплектных и кочевых школ в условиях Севера. Учебное пособие. – Якутск: Изд-во ЯГУ, 2009. – 246 с.
-
Неустроев Н. Д., Егоров В. Н., Акимов В. В., Малокомплектная кочевая школа как мобильная форма школьной сети в условиях Севера. - Якутск, 1998. – 105 с.