Потапова Мария Владимировна,
учитель МБОУ «Табалахская СОШ»
МР «Верхоянский район (улус)
«Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», – пишет В. А. Сухомлинский.
У детей с общим недоразвитием речи наблюдается сниженный уровень сформированности памяти, особенно слуховой, зрительной. Часто ребенок не может повторить ряд слов, фраз, удержать многоступенчатую инструкцию, с трудом запоминает стихи. Также у детей с речевыми нарушениями отмечается более низкий уровень развития основных характеристик внимания, чем у их нормально развивающихся сверстников. Плохо развивающаяся речь, меньшая самостоятельность в поведении ребенка не позволяет развиваться объему внимания. Роль слова как объекта внимания снижена. Внимание является рефлекторным актом, который связывает центральную нервную систему с окружающим миром, одним из решающих факторов, обусловливающих регуляцию важнейших психофизических процессов в организме ребенка. Благодаря вниманию все психические процессы (ощущения, восприятие, память, мышление) становятся богаче, полнее, совершеннее.
Развивающая предметно-пространственная среда – одно из основополагающих средств в работе с детьми с нарушением речи. И чем она разнообразнее, тем результативнее будет проведена коррекционная работа. Федеральный государственный образовательный стандарт образования предъявляет особые требования к развивающей предметно-пространственной среде, которая должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
В работе с детьми с нарушением речи коррекционно-педагогическое обучение занимает одно из важных мест и играет большую роль в развитии личности ребенка. Одним из эффективных средств коррекционного обучения являются дидактические игры, которые направлены на развитие сенсорных эталонов, формирование предметных представлений, познавательной активности и мотивации детей. Благодаря использованию дидактических игр, возможно развивать психические процессы, формировать полисенсорные взаимосвязи, развивать умственное и нравственное воспитание детей, с нарушением речи, оказывать содействие в преодолении различных затруднений в интеллектуальной, трудовой, бытовой и образовательной деятельности.
Успешность в овладении той или иной деятельностью зависит от внимания ребенка. Он всегда включен в деятельность. Внимание является важнейшим условием ее производительности и выступает в единстве с познавательными психическими процессами и волевой сферою. Роль внимания заключается в обеспечении психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых) и успешной работы сознания. Он пропускает через себя все, что входит в душу человека из внешнего мира, поскольку является формой организации психической деятельности человека, которая заключается в направленности и сосредоточенности его на объектах, имеющих для него определенное значение.
Любая дидактическая игра развивает память и внимание (зрительное, слуховое) в том числе и к речи, речевой слух, наблюдательность, сообразительность. В ходе дидактической игры происходит развитие речевой активности ребёнка, знакомство с окружающим миром, что способствует их речевому и общему психическому развитию.
Дидактические игры на развитие разных видов памяти и внимания для детей с нарушениями речи
I. Игра «Кто больше запомнит»
Цель: развитие зрительной памяти.
Описание игры: предложить ребенку внимательно посмотреть на рисунок и постараться запомнить как можно больше деталей. После чего перевернуть страницу и дать следующее задание: «Теперь посмотри на этот рисунок и определи, чем он отличается от предыдущего. Перечисли предметы, которых не хватает».
Игра «Вершки и корешки»
Цель: развитие зрительной памяти.
Описание игры: детям предлагаются рассмотреть изображения овощей (из2-х частей: корнеплод, листья). Затем картинки перемешиваются и детям предлагается подобрать к корнеплоду соответствующие листья.
Игра «Три слова »
Цель: развитие слуховой памяти.
Описание игры: Детям дается установка внимательно прослушать и запомнить слова, которые будут названы. Называются три слова, затем дети воспроизводят слова, которые запомнили.
Игра «Что плавает, что тонет »
Цель: развитие зрительной памяти, логического мышления.
Описание игры: Проводится эксперимент с предметами, тонущими и не тонущими. Затем дети классифицируют предметы по признакам: тонет - не тонет.
Игра «Угадай что спрятано »
Цель: развитие зрительной памяти.
Описание игры: перед детьми выставляются 5 игрушек, предлагается запомнить. Затем дети закрывают глаза, и убирается одна игрушка. Дети вспоминают, какие игрушки были и какая спрятана.
Игра «Жадная жаба»
Цель: развитие слуховой памяти, умение выделять из текста слова с заданным звуком.
Описание игры: предложить ребенку запомнить слова со звуком [ж], которые встречаются в этой сказке. (Это может быть любая сказка и выбрать для запоминания слова можно с любым звуком).
Игра « Чего не стало»
Цель: развитие зрительной памяти.
Описание игры: предложить детям рассмотреть предметы на столе, дав установку на запоминание. Затем дети закрывают глаза и убирается один из предметов. Дети открыв глаза должны назвать этот предмет. Усложнить игру можно заменив предметы на аналогичные, но другого цвета или похожие.
II. Игра «Что изменилось?»
Цель: развитие зрительной памяти, особенности логической памяти.
Описание игры: на столе раскладываются в ряд картинки с различными изображениями. Ребенок должен запомнить расположение. Затем педагог меняет последовательность или убирает некоторые картинки. Ребенок должен вспомнить каких картинок не достает, и восстановить последовательность их расположения.
Игра «Запомни слова»
Цель: накопление словаря, развитие памяти.
Описание игры: ведущий называет 5-6 слов, играющие должны повторить их в том же порядке. Пропуск слова или перестановка считается проигрышем (нужно платить фант). В зависимости от речевых возможностей детей слова подбираются разной сложности. Победитель тот , кто потерял меньше фантов.
Игра «Пары картинок»
Цель: развитие логической памяти, внимания, способности установления опосредованной связи и умения пользоваться ими при воспроизведении.
Описание игры: предложить ребенку внимательно рассмотреть, познакомиться с этими картинками и постараться запомнить как можно больше картинок из одного ряда. Через 1-2 минуты убрать картинки из правого ряда, оставив нетронутым левый ряд. Попросить ребенка, чтобы он глядя на оставшиеся картинки, назвал те, которые убраны.
Игру можно усложнить, постепенно увеличивая количество пар картинок, сокращая время для запоминания или отдаляя связи между картинками.
Игра «Запомни стихотворение»
Цель: развить произвольное запоминание.
Описание игры: ребенку предлагается прослушать и запомнить четверостишие. Желательно, чтобы он слышал их в первый раз. Затем, сразу же после прослушивания, ребенок должен воспроизвести их. В усложненном варианте он делает это после небольшой паузы.
Игра «Удивительные портреты»
Цель: развитие памяти, внимания.
Описание игры: показать ребенку портрет, составленный из овощей, фруктов, злаков, растений, со словами: «Внимательно посмотри на него, запомни и после этого переверни страницу. Представь портрет с предыдущей страницы и перечисли, из каких овощей, фруктов, злаков и растений составлено лицо? Если не знаешь всех названий – нарисуй».
Игра « Запомни и назови»
Цель: обучение понимать мнемическую цель от взрослого, осознавать различия между воспроизведением и запоминанием.
Описание игры: детям предлагаются картинки с единичными предметами, задаются вопросы описательного характера. Затем картинки закрываются и задаются вопросы как при анализе картинки. После каждого ответа проверяется его правильность.
Игра « Раскрась петушка»
Цель: обучение выделять признаки предметов, и соотносить их с эталонами, использовать их в качестве средств для запоминания.
Описание игры: Детям предлагается раскрасить петушка, прикладывая разноцветные элементы. Дети анализируют изображение по вопросам воспитателя. Петушок закрывается и дети используя образцы закрашивают изображение.
Игра «Соберем урожай »
Цель: обучение выделять признаки предметов, и соотносить их с эталонами, использовать их в качестве средств для запоминания.
Описание игры: предлагается 3 корзинки с овощами. Дети соотносят каждый овощ с геометрической фигурой. Затем по наглядной опоре раскладывают овощи по корзинкам.
III. Игра «Магазин »
Цель: обучение выделять признаки предметов, и соотносить их с эталонами, использовать их в качестве средств для запоминания.
Описание игры: расставляются игрушки на полке и около каждой половина карточки, обращается внимание на то, что каждая игрушка обозначена карточкой. Ребенок должен найти вторую половину. Если ребенок нашел правильно, то может «купить» игрушку.
Игра « Теремок»
Цель: обучение выделять признаки предметов, и соотносить их с эталонами, использовать их в качестве средств для запоминания.
Описание игры: На доске выставляются силуэты сказки и у каждого своя дорожка (из геометрических фигур) к теремку. Дети запоминают и выкладывают согласно образцу.