Романова Милада Лаврентьевна
учитель начальных классов
МОБУ СОШ №27
В современном мире наиболее актуальной проблемой является повышения уровня здоровья нового поколения. Сегодняшнее общество сталкивается с множеством проблем, связанных с здоровьем, и важно найти решения, которые помогут обеспечить здоровье и благополучие нового поколения. Среди различных аспектов этой проблемы, важную роль играет образование. Школа является центром, где можно объединить усилия учителей, психологов, родителей, медицинских работников и общественности для разработки и реализации мероприятий, направленных на помощь учащимся в улучшении их здоровья.
Формирование и развитие потребности в здоровом образе жизни является актуальной проблемой, на которую обращается внимание многих исследователей. Работы таких ученых, как Н. М. Амосов [1], И. И. Брехман [3], В. А. Скумина [8], В. П. Казначеев [5], И. С. Артюхова [2] и других, посвящены исследованию данной темы.
Согласно взгляду В. А. Скуминой, «культура здоровья должна рассматриваться как неотъемлемая часть духовно-нравственной культуры труда и отдыха» [8, с. 108].
Н. М. Амосов считает, что «здоровье возможно измерить количеством, которое оценивается максимальной производительностью органов при сохранении качественных пределов их функций» [1, с. 23].
Забота о собственном физическом состоянии – это лишь один из компонентов культура здоровья. Культура здоровья формируется на различных уровнях и требует активного участия людей в своей жизни. Она предполагает регулярные занятия спортом, соблюдение правильного питания, отказ от вредных привычек и участие в общественной жизни.
Таким образом, понятие здоровья включает в себя физическое, психическое и душевное благополучие. Здоровый образ жизни – является сбалансированное сочетание физической активности, правильного питания и позитивного мышления. Все это создает основу для качественной и продолжительной жизни, основанной на заботе о своем здоровье.
В рамках констатирующего этапа эксперимента была проведена первичная оценка уровня готовности младших школьников к поддержанию здорового образа жизни. На базе МОБУ СОШ № 27 г. Якутск, 1 (В) класс. В данном эксперименте участвовали 20 учеников.
Для оценки состояния здорового образа жизни у младших школьников были применены следующие методики:
1) методика «Что мы знаем о здоровье?» Н. С. Гаркушиной [4];
2) методика «Благополучие моего организма» Ю. В. Науменко [6];
3) методика «Диагностика на понимания важности здоровья» Л. В. Сергеевой [7].
Рассмотрим результаты первичной диагностики более подробно.
1. Методика «Что мы знаем о здоровье?» Н. С. Гаркушиной [4].
Цель методики: выявить уровень знаний учащихся о том, что такое здоровье, его влияние на качество жизни и способы его поддержания.
Оценка уровня знаний у учащихся о том, что такое здоровье, его влияние на качество жизни и способы его поддержания представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Методика «Что мы знаем о здоровье?» Н. С. Гаркушиной (06.09.2024 г.)
Результаты диагностики показали, что из 20 детей, прошедших диагностику, у 2 (10%) детей выявлен высокий уровень. Это свидетельствует о том, что у детей есть глубокое понимание о важности здорового образа жизни, а также о способах поддержания и улучшения своего здоровья. Количество детей с приемлемым уровнем составляет 7 (35%) детей. Они знают, что здоровье – это важно, однако возможно, им не хватает определенных знаний или информации о том, как именно поддерживать и охранять его. 9 (45%) детей, в результате диагностики, были признаны со средним уровнем. Они понимают, что здоровье требует привлечения внимания и ухода. У 2 (10%) детей имеют низкий уровень, они слабо ориентируются в вопросах сохранения и поддержания здоровья.
2. Методика «Благополучие моего организма» Ю. В. Науменко [6].
Цель методики: выявить уровень сформированности у младшего школьника заботы о себе и его знания о ЗОЖ.
Оценка уровня сформированности у младшего школьника заботы о себе и его знания о ЗОЖ представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Методика «Благополучие моего организма» Ю. В. Науменко (07.09.2024 г.)
В ходе проведенного исследования было представлено следующее, что у 6 (30%) детей был выявлен высокий уровень заботы о себе и знаний о ЗОЖ. Средний уровень был выявлен у 11 (55%) детей. Они уделяют внимание своему здоровью в определенной степени, но могут быть более последовательными и заботиться о своем организме чаще. Низкий уровень выявлен у 3 (15%) детей. Они не осознают важности здорового образа жизни, не выполняют гигиенические процедуры.
3. Методика «Диагностика на понимания важности здоровья» Л. В. Сергеевой [7].
Цель методики: выявить уровень осознанности у младших школьников на понимания важности здорового образа жизни.
Оценка уровня осознанности у младших школьников на понимания важности здорового образа жизни представлена на рисунке 3.
Рис. 3. Методика «Диагностика на понимания важности здоровья» Л. В. Сергеевой (08.09.2024 г.)
Результаты анализа свидетельствуют о том, что у 5 (25%) детей преобладает высокий уровень. Они проявляют ответственность и заботу о своем физическом и психическом состоянии. Приемлемый уровень был выявлен у 6 (30%) детей. Они имеют достаточно ясное представление о важности ЗОЖ. 7 (25%) детей, в результате диагностики, были признаны со средним уровнем. Они демонстрируют базовые понимание важности здоровья, но им необходимо поддержка и обучение, чтобы развивать свое понимание. У 2 (10%) детей диагностирован низкий уровень. Низкий уровень осознанности свидетельствует о том, что данные учащиеся имеют недостаточное понимание важности ЗОЖ.
На формирующем этапе были составлены и апробированы методы и приемы, нацеленные на внедрение принципов здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.
Рассмотрим некоторые методы и приемы более подробно:
1. Упражнения на сформирование необходимых знаний и умений по здоровому образу жизни.
С помощью специальных упражнений дети приобретают необходимые знания и навыки для поддержания ЗОЖ. Кроме этого, дети научаться принимать решения и анализировать, а это, в свою очередь, помогает развивать когнитивные навыки, улучшать память и концентрацию, а также развивать логическое мышление.
На занятии «Как правильно питаться» применялось упражнение «Составь меню» с целью научить младших школьников составлять здоровое и сбалансированное меню на основе здорового образа жизни. Например:
- К нам в гости пришли Аня, девочка не может правильно составить меню на завтрак, обед, полдник и ужин, поможем ей?
- Нужно также составить меню для Ани, выбираем только правильные продукты питания.
На занятии «Табак вредит здоровью» применялось упражнение «Дополни» с целью научить младших школьников дополнять рассказ своими словами, научиться различать хорошие привычки от плохих. Например:
- Сейчас я вам зачитаю начало рассказа, а вы должны продолжить, и после всех вариантов ответа я зачитаю окончание рассказа.
Жили-были дети, Максим и Наташа, которые жили в небольшом городке. Они были лучшими друзьями и делали все вместе - играли в футбол, лазили по деревьям и исследовали окрестности.
Однажды, прогуливаясь по улице, они заметили большую группу подростков, собравшихся вокруг их одноклассника, Кирилла, который пятился сделать нечто запретное. Будучи любопытными, Максим и Наташа решили подойти поближе, чтобы узнать, что происходит.
Оказалось, Кирилл хотел попробовать курить сигарету. Он видел, как взрослые постоянно занимаются этим, и чувствовал себя взрослым, желая сделать то, что делают они. (Именно в этот момент, рассказ останавливается)
2. Дидактические игры.
На занятии «Береги свои глазки» применялась игра «Найди лишнее» с целью научить детей младшего школьного возраста классифицировать и определять какие предметы опасны для глаз. На столе лежат предметы такие, как: карандаш, ручка, ножницы, игла, пуговица, спица. Дети должны определить лишний предмет и сказать, почему он лишний, а остальные пять предметов назвать одним словом.
На занятии «Какие бывают привычки» применялась игра «Полезно или вредно» с целью сформировать у детей знания о полезных и вредных привычках. Пример:
Дети встают в круг. Учитель по очереди кидает мяч каждому игроку, и при этом говорит привычки, а ребенок ловит мячик и говорит вредная она или полезная. Если игрок ошибается, то он становится ведущим.
3. Загадки.
На занятии № 4 «Береги свои глазки» применялась загадка «ЗОЖ» с целью научить младших школьников образному сопоставлению предметов или свойств. Пример:
1. Все видят, но ничего не говорят,
Всегда открыты, никогда не смолкают.
Они светят искрами в темноте,
Миллионы цветов у них на палитре.
Кто они? (глаза)
2. В них светится зорка, на уровне скажу я тебе точно – куда? (в глаза).
3. Мосты и преграды не страшны им, все видят они и небо и земли и день дождливый (глаза).
На третьем этапе была проведена итоговая диагностика испытуемых по аналогичным методикам. Рассмотрим результаты более подробно.
1. Методика «Что мы знаем о здоровье?» Н. С. Гаркушиной [4].
Динамика развития уровня знаний у учащихся о том, что такое здоровье, его влияние на качество жизни и способы его поддержания представлена на рисунке 4.

Рис 4. Динамика результатов диагностики по методике «Что мы знаем о здоровье?» Н. С. Гаркушиной (14.03.2025 г.)
Результаты диагностики показывают, что уровень знаний учащихся о том, что такое здоровье, повысилось. Высокий уровень продемонстрировали 8 (40%) учеников, что на 6 детей больше. 6 (30%) учеников показали приемлемый уровень, это доказывает, что количество детей уменьшилось на 1 ребенка. Однако число учащихся со средним уровнем сократилось с 9 до 5 (25%), что свидетельствует о том, что ученики повышают свою осведомленность о преимуществах ЗОЖ. Низкий уровень сохранился у 1 ребенка (5%). В данном случае количество детей понизилось на 1 ребенка.
Для определения достоверности полученных результатов экспериментальной группы детей, участвовавших в методике «Что мы знаем о здоровье?» (Н. С. Гаркуша) мы использовали Т-критерий Вилкоксона.
Полученное эмпирическое значение Тэмп – 210, находится в значимости (p ≤ 0.01).
2. Методика «Благополучие моего организма» Ю. В. Науменко [6].
Динамика развития уровня сформированности у младшего школьника заботы о себе и его знания о ЗОЖ представлена на рисунке 5.

Рис 5. Динамика результатов диагностики по методике «Благополучие моего организма» Ю. В. Науменко (17.03.2025 г.)
По итогам контрольного этапа эксперимента было обнаружено следующее: у 10 (50%) детей продемонстрировали высокий уровень, что представляет собой увеличение учеников на 4 человека. У 9 (45%) детей показали средний уровень умений и навыков, что свидетельствует о понижении количества учеников на 2 человека. У 1 (5%) ребенка сохранился низкий уровень, что соответствует уменьшению числа учащихся на 1 человека.
Для проверки полученных результатов экспериментальной группы детей, которые участвовали в методике «Благополучие моего организма» (Ю. В. Науменко), был использован Т-критерий Вилкоксона.
Полученное эмпирическое значение Тэмп – 210, находится в значимости (p ≤ 0.01).
3. Методика «Диагностика на понимания важности здоровья» Л. В. Сергеевой [7].
Динамика развития уровня осознанности у младших школьников на понимания важности здорового образа жизни представлена на рисунке 6.

Рис 6. Динамика результатов диагностики по методике «Диагностика на понимания важности здоровья» Л. В. Сергеевой (19.03.2025 г.)
Результаты контрольной диагностики выявили, что 7 (35%) учеников показали высокий уровень, что свидетельствует о том, что число учеников, повысилось на 2 ребенка. 8 (40%) учеников показали приемлемый уровень, такие дети больше уделяют время и внимание к своему здоровью. Это доказывает нам о том, что количество учеников повысилось на 2 ребенка. У 4 (20%) учеников был выявлен средний уровень. В данном случае количество детей сократилось на 3 ребенка. У 1 (5%) ребенка был выявлен низкий уровень. Такой результат нам показывает, что количество детей снизилось на 1 ребенка.
Для достоверности результатов уровня развития сформированности ценностно-мотивационного компонента отношения к здоровью по методике «Диагностика на понимания важности здоровья» (Л. В. Сергеева) мы использовали Т-критерий Вилкоксона.
Полученное эмпирическое значение Тэмп – 210, находится в значимости (p ≤ 0.01).
Таким образом, исходя из вышеперечисленных результатов, мы пришли к выводу, что на контрольном этапе исследования наблюдаем значительное улучшение результатов. Методы и приемы, которые мы подобрали и апробировали, доказали свою результативность. Эти методы и приемы не только способствуют расширение кругозора и умений детей, но и развивают у детей стремление к здоровому образу жизни, которая будет служить им опорой на протяжении всей жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Амосова Ю. Е. Основы здорового образа жизни : учебное пособие. – Челябинск : ЮУрГУ, 2010. – 117 с.
2. Артюхова И. С. Формирование здорового образа жизни и безлопасной среды в школе и дома. – М. : Эксмо, 2008. – 235 с.
3. Брехман И. И. Введение в валеологию – науку о здоровье. – М. : Физкультура и спорт, 2007. – 125 с.
4. Гаркуша Н. С. Знание о здоровье. Инфоурок. [электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/anketa-zozh-metodika-znaniya-o-zdorove-4111625.html (Дата обращения: 17.02.24).
5. Казначеев В. П. Здоровье нации – феномен экологии XXI века // Материалы I Всероссийского форума «III тысячелетие. Пути к здоровью нации». – М. : Медицина, 2001. – 194 с.
6. Науменко Ю. В. Мое здоровье. Инфоурок. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/diagnosticheskie-metodiki-po-issledovaniyu-cennostnogo-otnosheniya-k-zdorovyu-zdorovomu-obrazu-zhizni-i-trudolyubiyu-tvorcheskom-4516689.html (Дата обращения: 20.02.24).
7. Сергеева Л. В. Экспресс-диагностика представлений о ценности здоровья учащихся 4-х классов. Инфоурок. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/ekspress-diagnostika-predstavleniy-o-cennosti-zdorovya-uchaschihsya-471944.html (Дата обращения: 14.02.24).
8. Скумина В. А. Культура здоровья : избранные лекции. – Чебоксары : К здоровью через культуру, 2002. – 264 с.