Саввина Агафия Агитовна,
учитель начальных классов
МБОУ «Майинская СОШ им. Ф.Г.Охлопкова»
Вопрос формирования читательского интереса всегда была одной из проблем в начальной школе. Причиной которого является вытеснение чтения книги современными информационно-коммуникативными технологическими развитиями как видео, ватсап, компьютерные игры и многое другое.
Одним из направлений работы учителя начальных классов заключается в создании условий для развития читательского интереса у младших школьников. Условия должны быть комплексными, которые решают одну из задач, поставленных в ФГОС НОО: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Для достижения ожидаемых результатов в данном направлении работы предполагается разработка комплексного проекта читательского образовательного пространства, которые включают следующие задачи:
-
Развитие потребности в чтении посредством использования разнообразных форм урочной и внеклассной деятельности.
-
Развитие читательской компетентности учащихся через организацию литературных игр, творческих конкурсов, театрализация по прочитанным произведениям.
-
Разработка методических пособий для работы с текстом в начальных классах.
-
Привлечение родителей через семейное чтение под девизом «Три составляющих - школа, семья, библиотека - создают окружение, формирующее Человека Читающего, Человека XXI века».
На протяжении нескольких лет методическое объединение учителей начальных классов МБОУ «Майинская СОШ имени Ф.Г.Охлопкова с углубленным изучением отдельных предметов» разработала и успешно реализует проект по чтению «Ааҕыы түһүлгэтэ» - «Мир чтения». Проект создает читательское пространство в урочной и внеурочной деятельности. В основу проекта «Ааҕыы түһүлгэтэ» - «Мир чтения» возложены требования к формированию читательской компетентности младшего школьника по ФГОС:
- формирование читательской потребности;
- развитие читательской и информационной культуры;
- формирование коммуникативных умений и навыков: развитие связной речи;
- работа с текстом: формирование умений воспринимать и воспроизводить текст и сознательно создавать собственные высказывания.
В процессе реализации проекта применяются следующие педагогические технологии:
-
Технология проблемного обучения;
-
Проектная деятельность;
-
Игровая деятельность;
-
Технология КТД;
-
Технология семейного воспитания;
-
Индивидуализация образовательного процесса;
-
Технология актерского мастерства.
Проект «Ааҕыы түһүлгэтэ» - «Мир чтения» имеет подпроекты>, разработанные совместно учителями, родителями и библиотеки: «Остуоруйа дойдута» («Сказочная страна»), «Хоһоон хонуута» («Поэтическая поляна»), «Ыалынан ааҕыы» («Семейное чтение»), «Мин санаабын сатаан этэбин» («Я излагаю мысли вслух»), «Аах. Толкуйдаа. Тобул» (Прочти. Думай. Решай»), «Аа5ыы кистэлэннэрэ».
Проект «Остуоруйа дойдута» («Сказочная страна»), авторы: Шарина Е.П., Саввина А.А., работает над совершенствованием творческих способностей учащихся. Формы работы: инсценировки по сказкам на родном якутском, русском и английском языках, участие на школьных, улусных и региональных конкурсах смотра спектаклей учащихся.
Проект «Хоһоон хонуута» («Поэтическая поляна»), автор Находкина Ф.Г.,Романов Л.А., способствует формировать эстетических вкус произношения, научить чувствовать стихотворную речь, эмоционально-окрашенную интонацию: радость, грусть, тревогу и т.д., развивать интерес к поэзии, желание читать стихи, выучить наизусть и выразительно читать стихи. Форма деятельности: прослушивание музыкальных произведений, конкурс рисунков к поэзии писателей, конкурс чтецов (выразительное чтение стихотворений), внеурочное занятие «Час поэзии», конкурс чтецов скороговорок на русском и якутском (чабыр5ах) языках, стихотворные оздоровительные минутки на родном якутском и русском, английском языках.
Проект «Аах. Толкуйдаа. Тобул» («Прочти. Думай. Решай»), соавторы Игнатьева Н.Д., Филиппова О.А., Соловьева Г.Ф., Болурова Е.Г., направлен на формирование навыков и умений работы с текстом в 1-4 классах. Учителями начальных классов разработана и апробирована две методических сборника на родном языке «Тексты для контрольного чтения. 1-4 классы», «Работа с текстом. 1-4 классы», где задаются метапредметные задания с текстами. Задания охватывают учебные предметы как математика, русский, якутский языки, литературное чтение, окружающий мир.
Одним из эффективных работ является содержательная деятельность по внеклассному чтению. Учителями составлены перечень обязательных книг для внеклассного чтения в начальных классах: произведения якутских и русских писателей. Контроль над внеклассным чтением проводится в трёх этапах:
1. Отзыв о прочитанном рассказе по выбору.
2. Проверка «Читательского дневника» учащихся.
3. Викторина по прочитанным произведениям.
В рамках этих произведений составлены вопросы для викторины.
Реализуется проект «Семейное чтение», автор Чичахова Е.Н.Целью этого проекта является создание условий педагогического взаимодействия школы и семьи, формирование самостоятельной читательской активности учащихся, развитие творческого потенциала, коммуникативных умений, которые обеспечивают становлению личности школьника. Форма деятельности проекта –родительские собрания– семинары во всех классах на тему «Как подружиться с книгой всей семьей»», совместные проекты, акции «Лучший подарок – книга», «Вторая жизнь старой книги», семейные презентации «Моя первая книжка», «Необычные книги», «Домашнее издательство – семейные газеты, журналы, книги-самоделки», конкурсы «Самая читающая семья», участие семьи на заочных, дистанционных викторинах. В мероприятии «Парад книг» учащиеся - литературные герои рекламируют книгу детских писателей, наглядно показывают правила обращения с книгой, проводят игру-викторину «Угадай, кому принадлежит эта вещь?».
В апреле месяце подводим итог работы проекта «Аа5ыы туьулгэтэ». Намечаются номинации «Знаток книг», «Лучший дневник чтения», «Внимательный читатель», «Лучший отзыв о прочитанной книге», «Любознайка», «Рекордсмен чтения», «Мастер чтения», «Лучший читатель библиотеки», «Книжный доктор», «Преданный читатель библиотеки» «Лучшая семья-читатель» и др. Оценивается в баллах, баллы переходят в трех уровнях – высокий, средний, низкий.
Ежегодно проводится Неделя родного языка «Ийэ тыл» («Родное слово»)
Темы бывают разные. Каждый год организаторы недели стараются разнообразить формы проведения мероприятий, чтобы у детей не ослабел устойчивый интерес к книге и библиотеке. Программа недели «Ийэ тыл» («Родное слово»):
1-й день. Открытие недели «Родное слово». Проект «Остуоруйа дойдута» («Сказочная страна») – 1 классы - конкурс рисунков по якутским и русским сказкам. 2 классы – библиотечные уроки: викторина по сказкам, 3-4 классы инсценировки по сказкам.
2-й день. Проект «Аах. Толкуйдаа. Тобул» (Прочти. Думай. Решай»). Выставка книг, рисунков», читательских дневников.
1-е классы –конкурс «Якутские загадки», 2-е классы - конкурс «Самый грамотный», списывание текста, 3-4 классы – работа с метатекстом.
3-й день. Проект «Мин санаабын сатаан этэбин» («Я излагаю мысли вслух»). Конкурс «Аман ѳс» для 3-4 классов. Участники свободно излагают свои мысли на основе содержания прочитанных книг по темам: «Мой любимый герой», «Природа родного края», «Что такое настоящая дружба» и др.
4-й день. 1 класс – утренник «Прощай, Букварь!», 2-4 классы - библиотечные уроки.
5-й день. Закрытие недели «Ийэ тыл». Итоги конкурсов награждение. Рефлексия. Фотоколлаж.
Таким образом такие конкурсы, мероприятия пробуждают интерес к чтению. Приобщаются к культуре чтения, узнают о творчестве писателей. Учатся писать отзывы, высказать свое суждение о прочитанном. Благодаря внеклассным мероприятиям, библиотечным урокам читатели-школьники смогли усовершенствовать речевые умения, обогатить свой язык, научились взаимодействовать в коллективе, укрепились добрые взаимоотношения детей и родителей; ученики принимают активное участие в школьных и улусных, региональных, республиканских НПК, конкурсах сочинений, викторинах занимают призовые места. Учителя повышают профессиональный уровень по усовершенствованию обучения чтению.
И так тема чтения в начальных классах всегда была актуальной. Наша школа продолжает дальше поиски новых инноваций.