Телефон:
Адрес:
1-4olimpiada.ykt@mail.ru

Статья "Организация читательского пространства в начальной школе"

Саввина Агафия Агитовна,
учитель начальных классов
МБОУ «Майинская СОШ им. Ф.Г.Охлопкова»
 
Вопрос формирования читательского интереса всегда была одной из проблем в начальной школе. Причиной которого является вытеснение чтения книги современными информационно-коммуникативными технологическими развитиями как видео, ватсап, компьютерные игры и многое другое.
Одним из направлений работы учителя начальных классов заключается в создании условий для развития читательского интереса у младших школьников. Условия должны быть комплексными, которые решают одну  из задач, поставленных в ФГОС НОО: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Для достижения ожидаемых результатов в данном направлении работы предполагается разработка комплексного  проекта  читательского образовательного пространства, которые включают следующие задачи:
  • Развитие потребности в чтении посредством использования разнообразных форм урочной и внеклассной деятельности.
  • Развитие читательской компетентности учащихся через организацию литературных игр, творческих конкурсов,  театрализация по прочитанным произведениям.
  • Разработка методических пособий для работы с текстом в начальных классах.
  • Привлечение родителей  через семейное чтение под девизом «Три составляющих -  школа, семья, библиотека - создают окружение, формирующее Человека Читающего, Человека XXI века».
На протяжении нескольких лет методическое объединение учителей начальных классов МБОУ «Майинская СОШ имени Ф.Г.Охлопкова с углубленным изучением отдельных предметов» разработала и успешно реализует проект по чтению «Ааҕыы түһүлгэтэ» - «Мир чтения». Проект создает читательское пространство в урочной и внеурочной деятельности. В основу проекта «Ааҕыы түһүлгэтэ» - «Мир чтения» возложены требования к формированию читательской компетентности младшего школьника по ФГОС:
- формирование читательской потребности;
- развитие читательской  и  информационной культуры;
- формирование коммуникативных умений и навыков: развитие связной речи;
- работа с текстом: формирование умений воспринимать и воспроизводить текст и сознательно создавать собственные высказывания.
В процессе реализации проекта применяются следующие педагогические технологии:
  • Технология проблемного обучения;
  • Проектная деятельность;
  • Игровая деятельность;
  • Технология КТД;
  • Технология семейного воспитания;
  • Индивидуализация образовательного процесса;
  • Технология актерского мастерства.
            Проект «Ааҕыы түһүлгэтэ» - «Мир чтения» имеет подпроекты>, разработанные совместно учителями, родителями и библиотеки: «Остуоруйа дойдута» («Сказочная страна»), «Хоһоон хонуута» («Поэтическая поляна»), «Ыалынан ааҕыы» («Семейное чтение»), «Мин санаабын сатаан этэбин» («Я излагаю мысли вслух»), «Аах. Толкуйдаа. Тобул» (Прочти. Думай. Решай»), «Аа5ыы кистэлэннэрэ».
            Проект «Остуоруйа дойдута» («Сказочная страна»), авторы: Шарина Е.П., Саввина А.А., работает над совершенствованием творческих способностей учащихся. Формы работы: инсценировки по сказкам на родном якутском, русском и английском языках, участие на школьных, улусных и региональных конкурсах смотра спектаклей учащихся.
            Проект «Хоһоон хонуута» («Поэтическая поляна»), автор Находкина Ф.Г.,Романов Л.А., способствует формировать эстетических  вкус произношения,  научить чувствовать стихотворную речь, эмоционально-окрашенную интонацию: радость, грусть, тревогу и т.д., развивать интерес к поэзии, желание читать стихи, выучить  наизусть и выразительно читать стихи. Форма деятельности: прослушивание музыкальных произведений, конкурс рисунков к поэзии писателей, конкурс чтецов (выразительное чтение стихотворений),  внеурочное занятие «Час поэзии», конкурс чтецов скороговорок на русском и якутском (чабыр5ах) языках, стихотворные оздоровительные минутки на родном якутском и русском, английском языках.
            Проект «Аах. Толкуйдаа. Тобул» («Прочти. Думай. Решай»), соавторы Игнатьева Н.Д., Филиппова О.А., Соловьева Г.Ф., Болурова Е.Г., направлен на формирование навыков и умений работы с текстом в 1-4 классах. Учителями начальных классов разработана и апробирована  две методических  сборника  на родном языке  «Тексты для контрольного чтения. 1-4 классы», «Работа с текстом. 1-4 классы», где задаются метапредметные задания с текстами. Задания охватывают учебные предметы как математика, русский, якутский  языки, литературное чтение, окружающий мир.
            Одним из эффективных работ  является  содержательная деятельность по внеклассному чтению. Учителями  составлены перечень обязательных  книг для внеклассного чтения в начальных  классах:  произведения  якутских и русских писателей. Контроль над внеклассным чтением проводится в трёх этапах:
1. Отзыв о прочитанном рассказе по выбору.
2. Проверка «Читательского дневника» учащихся.
3. Викторина по прочитанным произведениям.
В рамках  этих произведений  составлены вопросы для викторины.
Реализуется  проект «Семейное чтение», автор Чичахова Е.Н.Целью этого проекта является создание условий педагогического взаимодействия школы и семьи, формирование самостоятельной читательской активности учащихся, развитие творческого потенциала, коммуникативных умений,  которые обеспечивают становлению личности школьника.  Форма деятельности проекта –родительские собрания– семинары во всех классах на тему «Как подружиться с книгой всей  семьей»»,  совместные проекты, акции «Лучший подарок – книга», «Вторая жизнь старой книги», семейные презентации «Моя первая книжка», «Необычные книги», «Домашнее издательство – семейные  газеты, журналы, книги-самоделки», конкурсы «Самая читающая семья», участие семьи на заочных, дистанционных викторинах.  В мероприятии «Парад книг» учащиеся - литературные герои рекламируют книгу детских писателей,  наглядно показывают правила обращения с книгой, проводят игру-викторину «Угадай, кому принадлежит эта вещь?».
В апреле месяце подводим итог работы проекта «Аа5ыы туьулгэтэ». Намечаются номинации «Знаток книг», «Лучший дневник чтения», «Внимательный читатель», «Лучший отзыв о прочитанной книге», «Любознайка», «Рекордсмен чтения», «Мастер чтения», «Лучший читатель библиотеки», «Книжный доктор», «Преданный читатель библиотеки» «Лучшая семья-читатель» и др. Оценивается в баллах, баллы переходят в трех уровнях – высокий, средний, низкий.
Ежегодно проводится Неделя родного языка «Ийэ тыл» («Родное слово»)
Темы бывают разные. Каждый год организаторы недели стараются разнообразить формы проведения мероприятий, чтобы у детей не ослабел устойчивый интерес к книге и библиотеке. Программа недели «Ийэ тыл» («Родное слово»):
1-й день. Открытие недели «Родное слово». Проект «Остуоруйа дойдута» («Сказочная страна») – 1 классы - конкурс рисунков по якутским и русским сказкам. 2 классы – библиотечные уроки: викторина по сказкам, 3-4 классы инсценировки по сказкам.
2-й день. Проект «Аах. Толкуйдаа. Тобул» (Прочти. Думай. Решай»). Выставка книг, рисунков», читательских дневников.
1-е классы –конкурс «Якутские загадки», 2-е классы - конкурс «Самый грамотный», списывание текста, 3-4 классы – работа с метатекстом.
3-й день. Проект «Мин санаабын сатаан этэбин»  («Я излагаю мысли вслух»). Конкурс «Аман ѳс» для 3-4 классов. Участники свободно излагают свои мысли на основе содержания прочитанных книг  по темам: «Мой любимый герой», «Природа родного края», «Что такое настоящая дружба» и др.
4-й день. 1 класс – утренник «Прощай, Букварь!», 2-4 классы - библиотечные уроки.
5-й день. Закрытие недели «Ийэ тыл». Итоги конкурсов награждение. Рефлексия. Фотоколлаж.
           
Таким образом такие конкурсы, мероприятия пробуждают интерес к чтению.  Приобщаются к культуре чтения, узнают о творчестве писателей. Учатся писать отзывы, высказать свое суждение о прочитанном. Благодаря внеклассным мероприятиям, библиотечным урокам читатели-школьники смогли усовершенствовать речевые умения, обогатить свой язык, научились взаимодействовать в коллективе, укрепились добрые взаимоотношения детей и родителей; ученики принимают активное участие в школьных и улусных, региональных, республиканских НПК, конкурсах сочинений, викторинах занимают призовые места. Учителя повышают профессиональный уровень по усовершенствованию обучения чтению.
                        И так тема чтения в начальных классах всегда была актуальной. Наша школа продолжает дальше поиски новых инноваций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отзывы
Идея создания сайта мне очень понравилась. Данный сайт позволяет организовать дистанционное творческое сотрудничество с другими педагогами и обучающимися. Ещё одно преимущество сайта - то, что задания и конкурсы проводятся на двух языках – русском и якутском. Желаю успехов в работе сайта!
Боярова Людмила Андреевна – заместитель директора по воспитательной работе МОБУ СОШ №12 г. Якутска, Отличник образования РС(Я)
Боярова Людмила Андреевна – заместитель директора по воспитательной работе МОБУ СОШ №12 г. Якутска, Отличник образования РС(Я)
Сайт полезный, познавательный для детей и педагогов. Обращает внимание его практическая направленность. Разделы сайта грамотно подобраны, интересны. Большой выбор олимпиад и конкурсов на якутском и русском языках. Хорошая возможность детям проверить уровень знаний по предметам, а педагогам - обмениваться материалами в альманахе "Я - педагог". Желаю процветания и достижения всех ваших целей!
Григорьева Дария Васильевна - учитель начальных классов, Почётный работник общего образования РФ, г. Нюрба
Григорьева Дария Васильевна - учитель начальных классов, Почётный работник общего образования РФ, г. Нюрба
Сайт дистанционных олимпиад и конкурсов обеспечивает сознательное и активное участие школьников в процессе обучения в школе и полное освоение учебного материала. Здесь организуется творческая работа с педагогами и обучающимися. Желаю удачи во всех начинаниях!
Винокурова Екатерина Ивановна - Кандидат педагогических наук, автор учебных пособий «Культура народов РС(Я)», «Уран тарбах кистэлэҥэ», «Уроки предков» и др.пособий.  Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Институт национальных школ РС(Я)
Винокурова Екатерина Ивановна - Кандидат педагогических наук, автор учебных пособий «Культура народов РС(Я)», «Уран тарбах кистэлэҥэ», «Уроки предков» и др.пособий. Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Институт национальных школ РС(Я)
Ситуация с коронавирусом отрезала нас от мира. Чем вы занимаетесь во время самоизоляции? А я открыла для себя очень полезный, мотивирующий сайт, который предлагает детям попробовать свои силы, знания и умения в различных конкурсах и олимпиадах. Уверена, что и для себя вы найдете там много интересного и увлекательного. Для успешного повышения категории и аттестации педагогов отлично подходит размещение методических материалов в электронном альманахе «Я – педагог». Успехов Вам и Удачи!
Скрябина Ульяна Егоровна - Отличник гражданских инициатив РС (Я), режиссер-сценарист, организатор благотворительных мероприятий, акций концертов, председатель ОО "Многодетная семья Якутии"
Скрябина Ульяна Егоровна - Отличник гражданских инициатив РС (Я), режиссер-сценарист, организатор благотворительных мероприятий, акций концертов, председатель ОО "Многодетная семья Якутии"
Большое спасибо организаторам такого хорошего сайта. С радостью принимаем участие в каждой олимпиаде! Заранее готовимся к олимпиадам, по итогам которых наши дети занимают призовые места, получают красочные дипломы, пополняют свое портфолио. У детей появляется уверенность в своих силах, познавательная активность, высокая мотивация. Очень понравился проект "Электронный альманах", тут есть много полезного, особенно для молодых учителей, которые учатся у своих более опытных коллег, тут богатый материал, учителя щедро делятся своим опытом, за это отдельное спасибо! Ведь все мы были когда-то начинающими педагогами, жаль что в то время не было такого полезного, тщательно продуманного сайта. От имени моих коллег, учеников и их родителей говорю слова благодарности за ваш труд, за желание развивать наших детей и нас учителей!

С уважением, Соловьева Анна Ивановна, учитель начальных классов.
Сейчас, когда идет эра интернета, каждый из нас погружен в эту паутину. И в этой паутине нужны познавательные сайты, где ученик самостоятельно сможет проверить свои знания, силы. Это хоть маленький, но опыт. Участие в дистанционных олимпиадах и занятия в тренажерах придают уверенности ученику. При дополнительной подготовке к олимпиадам повышается уровень знаний, также возможно и вспоминается даже что-то слегка забытое, и если по итогам хороший результат - повышается самооценка школьника. И даже если не очень хороший итог, то он тоже полезен, так как является стимулом укрепить свои знания. Считаю, что ваш сайт этому и способствует. Отрадно, что в сайте можно и педагогам поделиться своим опытом педагогической деятельности. Желаю дальнейшего процветания вашей команде!


Николаева Мария Андреевна – учитель начальных классов МБОУ «Антоновская СОШ им.Н.Н.Чусовского» Нюрбинского района, Отличник образования РС (Я), Почетный работник воспитания и просвещения РФ.
Оксана Аммосовна, наһаа үчүгэйдик тыырыллан, тэриллэн оҥоһуллубут олус интэриэһинэй сорудахтаах олимпиадаҕыт түмүгэ тахсыбытынан эҕэрдэлиибин уонна улахан махталбын биллэрэбин.
Биһиги кылаас оруобуна үөрэх дьылын түмүктүүр тэрээһинигэр түбэспитэ олус үчүгэй бэлэх буолар буолла.
Сыралаах үлэҕит өссө таһаарыылаах, өссө элбэх кыттааччылаах буоллун! Сайын кэлбитинэн, күөххэ үктэммиппитинэн!
Бары үтүөнү баҕарабын!🙋🏼‍♀️🥰🙌🏻🙏🏻🙏🏻🙏🏻
Поскачина Валентина Семеновна - учитель начальных классов МОБУ "СОШ №39" ГО "Город Якутск"
Поскачина Валентина Семеновна - учитель начальных классов МОБУ "СОШ №39" ГО "Город Якутск"
Ваш сайт - незаменимый помощник на уроках, при подготовке к олимпиаде. Для ребят все конкурсы, олимпиады - отличная умственная тренировка и соревнование! Планируем и в дальнейшем принимать участие. Спасибо вам большое!
Алексеева Евдокия Николаевна - учитель начальных классов Нюрбинской СОШ №1, Отличник образования РС(Я)
Алексеева Евдокия Николаевна - учитель начальных классов Нюрбинской СОШ №1, Отличник образования РС(Я)
Олимпиадаҕа кыттан астынныбыт, миэстэлэһэн үөрүүбүт улахан. Махтал тэрийээччилэргэ!

Соломонова Вера Семеновна учитель начальных классов МБОУ "Оленекская СОШ имени Х.М. Николаева"
Выражаю огромную благодарность организаторам сайта. С радостью принимаем
участие в каждой олимпиаде! Желаю дальнейших успехов!

Саха политехнический лицей.
Петрова Вера Панфиловна, учитель начальных классов.
Здравствуйте! Спасибо большое за дипломы. Дети очень рады. Желаем вам здоровья, дальнейших успехов в работе!

Слепцова Мария Ильинична, учитель начальных классов, с. Хонуу Момского района
Здравствуйте! Благодаря вашему тренажёру мой сын за несколько дней выучил всю таблицу умножения. Теперь будем учить словарные слова.

Мама Артёма Иванова Мари, г. Якутск
Здравствуйте, уважаемые организаторы семейной олимпиады по английскому языку.
Рады принять участие в республиканской семейной олимпиаде по страноведению. Получила положительные отзывы от родителей и учеников об олимпиаде.

С уважением,
Зинаида Шестакова
Добрый день! Спасибо организаторам за проведение дистанционных олимпиад во время дистанционного обучения! Очень рады, что наша дочка участвовала и заняла 1 место. Вам процветания, успехов!


Анастасия Бурнашёва – родитель.
Очень хорошие олимпиады. Задания соответствуют возрасту ребенка. В такое время, когда все сидим на самоизоляции, такие олимпиады очень нужны.

Бурнашева Галина Федосеевна - учитель начальных классов МОБУ "СОШ №38" г. Якутска
Дорооболоруҥ! Бу сайт олус интэриэһинэй, араас конкурстар, олимпиадалар тахсаллар. Мин оҕолорбун астына кытыннарабын. Инникитин куруук бииргэ буолуохпут. Улахан махталбын тириэрдэбин, сайда-үүнэ туруҥ!

Ульяна Николаевна Колесова, алын кылаас учуутала, А. Осипов аатынан Бэрдьигэстээх орто оскуолата
Здравствуйте, уважаемые организаторы олимпиады!
Спасибо большое за ваш труд и вклад в развитие наших детей!
Вопросы были очень интересные и познавательные.

Успехов вам!
Всего вам доброго,
С уважением, Марианна Вивиерс, родитель.
Здравствуйте!
Спасибо огромное за проведение олимпиады и своевременную рассылку дипломов!


С ув. Матильда Портнягина, учитель начальных классов, г. Якутск
Спасибо огромное за олимпиаду и за красочно оформленные дипломы

С уважением, Екатерина Парникова, МБОУ "Мюрюнская СОШ №1 им. Г.В.Егорова", Усть-Алданский улус (район)
Здравствуйте! Спасибо большое за интересные и полезные задания. Желаем дальнейших успехов и будем рады сотрудничеству.

С уважением, Зинаида Артёмовна Ядреева, учитель начальных классов, Намский район.
Спасибо, очень рада нашему сотрудничеству!

Васильева Матрёна Иннокентьевна, учитель начальных классов, Сунтарский улус
Какой успех! Какая радость! Спасибо большое за олимпиаду, мы очень рады! 🥰🌹👏👍
Кириллина Мария Михайловна, учитель начальных классов, с. Дикимдя, Горный улус
Выражаем огромную благодарность за Ваш труд, спасибо!

С уважением коллектив 4 класса МБОУ Сасыльская СОШ

Все материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством, в том числе, об авторском праве и смежных правах

Адрес:
1-4olimpiada.ykt@mail.ru