Всегда уделяли особое внимание к чтению и письму, которые являются измеряемыми показателями качества образования в национальных и международных обследованиях (PISA, ЕГЭ). Сегодня читательская компетентность личности высоко оценивается во всем мире. ООН был объявлен десятилетием грамотности. Однако в России, как и в других странах, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. Поэтому данная проблема находится в особом внимании.
Современная ситуация характеризуется отсутствием у детей и их родителей интереса к книге, прежде всего к произведениям художественной литературы, низким уровнем читательского восприятия. Современное качество образования по литературному чтению в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе универсальных учебных действий, знаний и умений в практической деятельности и в повседневной деятельности. Этим и объясняется актуальность проблемы в современном образовании при формировании у учащихся начальной школы знаний, умений, навыков и способов действий, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средство самообразования. Читательская компетентность определяется следующими задачами:
- Овладение техникой чтения;
- Приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
- Знанием книг и умением их самостоятельно выбирать;
- Формирование духовной потребности в книге и чтении.
Ожидаемые результаты:
- Изучение лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы программы будет способствовать формированию читательского вкуса;
- Личностные качества и повышение мотивации к чтению станут ступенью к возникновению устойчивого интереса к чтению;
- Развитие творческих способностей учащихся.
Особая роль в изменении сложившейся ситуации отводится школе, которая должна способствовать формированию читательской компетенции (компетентности) школьников, как основы полноценного нравственно-эстетического воспитания.
Изучая различные технологии, методы и приемы по формированию читательской компетентности, я нашла международный социальный интернет – проект про чтение художественной литературы «Страна читающая». Он организован издательской группой «Дрофа» - «Вентана – Граф», издательским домом «Первое сентября» при поддержке сенаторского клуба Совета Федерации и Гильдии словесников.
Основная цель проекта «Страна читающая» - популяризация чтения классической литературы, изучаемой в рамках школьной программы.
Мы создали с родителями инициативную группу. Разработали проект – конкурс «Чтение с увлечением», рассчитан для учащихся со 2 по 4 класс,
Цель проекта:
• Приобщение детей культурному наследию народа, выявление и поддержка новых дарований.
Задачи проекта – конкурса:
• Сформировать навык сознательного чтения
• Расширять интерес к чтению классической литературы
• Развивать творческие способности
Этапы реализации проекта – конкурса «Чтение с увлечением»
№ |
Класс |
Этапы |
Сроки |
1. |
2 класс «Люблю природу …» (конкурс видеороликов на выразительное чтение стихов) |
«Люблю природу осени»
«Люблю природу зимнюю»
«Люблю природу весны»
|
1 четверть
2 четверть
3 четверть
|
2. |
3 класс. «Чтение произведений писателей» (конкурс презентаций и творческих работ) |
«Чтение произведений якутских писателей»
«Чтение произведений русских писателей»
«Чтение произведений зарубежных писателей»
|
1 четверть
2 четверть
3 четверть
|
3. |
4 класс. «Творим, сочиняем издаем» (конкурс книжек – малышек) |
«Сочинение стихов»
(конкурс на создание книжки – малышки о стихах)
«Сочиняем сказки» (конкурс на создание книжки – малышки о сказках)
«Сочиняем рассказы (притчи)
(конкурс на создание книжки – малышки о рассказах(притчах)
|
1 четверть
2 четверть
3 четверть
|
Для учителя главное – организовать читательское пространство, подобрать материал для чтения, разнообразить методы и приемы работы, направляющие на читательскую деятельность.
Сложился определенный опыт работы по формированию читательской компетентности. Начиная работу с первоклассниками, я задумалась о том, что можно изменить в совей работе, чтобы к концу 4 класса владели техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книги умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении и , что является условием хорошей учебы в среднем звене.
Читательскую компетентность формируем на всех уроках в начальной школе, во внеклассной деятельности. С первого класса начинается работа с дневником читателя по формированию у первоклассников индивидуального опыта самостоятельного чтения. Знакомлю детей с требованиями к навыку чтения, показываю им далекие цели, правила работы с книгой и некоторые приемы чтения. К работе привлекаются родители. Для них проводятся консультации по работе с дневником читателя. Дневник предусматривает ежедневное чтение, которое находится под постоянным контролем родителей, учителя, так как взрослые могут оказать своевременную помощь и поддержку в овладении чтением. «Читательский дневник» ведется с сентября первого класса. Дома дети ежедневно читают: кто – то несколько страниц, кто – то несколько строк, слов и даже слогов. Родители записывают количество прочитанного и ставят подпись. Закончив «Азбуку», каждый урок начинаем с пятиминутного жужжащего чтения. Обязательно посещаем и записываемся в школьную библиотеку и библиотеки, находящиеся вблизи школы; совместно с школьными библиотекарями проводим библиотечные уроки. Во втором классе продолжается работа, начатая в первом классе. На этапе рефлексии вводится чтение «про себя» и проводится самозамер скорости чтения.
Чтение – это интеллектуальный труд. Надо не только прочитать произведение, но и понять, что же своим произведением автор хотел донести до читателя. Дети учатся анализировать произведение, выделять основную мысль. Читая различные произведения и записывая общее содержание в «Читательский дневник», ребенок тренирует не только навыки письма, но и развивает читательские навыки и культуру читателя. В своих дневниках дети рисуют героев произведений; сочиняют свои сказки, стихи, рассказы. Главная цель «Читательского дневника» - нагрузить ребенка и родителей дополнительной работой, а научить делать выводы и развивать культуру читателя. Родители, контролируя ведение «Читательского дневника», могут легко отследить интересы ребенка, понять какой жанр произведения или направление больше интересует ребенка и при необходимости, подкорректировать направления чтения, предложить ему книги другого жанра.
В процессе конкурса идет работа над алгоритмом заучивания стихов. Данная работа способствует формирование стойкого понимания учащихся основ осмысления чтения. Учащиеся по желанию выбирают и учат строки из поэтических произведений русских поэтов или своего сочинения о временах года. Основное правило участие в конкурсе: прочитать стихотворение наизусть в одиночку или в компании и записать видеоролик. Определение итогов конкурса осуществляется при помощи голосования родителей и детей.
В 3 – 4 классах основное внимание уделяется развитию творческих способностей, изучая жизнь, творчество и произведения выбранного автора, учащиеся с родителями создают презентацию об авторе (биографические сведения), читают его произведения, фиксируя в читательском дневнике, пишут отзыв о прочитанном произведении.
Выполнение заданий формируют и развивают читательскую компетентность, универсальные учебные действия при работе с различными видами информации через включение учащихся в выполнение совместных творческих работ.
-
Фархутдинов Тимур,
-
Ножнинов Павел,
-
Жакупов Марат.
-
Горохов Артур – 1 место,
-
Захарова Милина – 1 место,
-
Кривошапкина Маргарита – 1 место,
-
Ефимов Сергей - 2 место,
-
Стифоров Тимур – 2 место,
-
Рожин Эльдар – 3 место
-
Афанасьева Карина Диплом 2 степени
-
Пичков Даниил Д иплом 3 степени
-
Ханина Алеся Диплом 2 степени
-
Бережнева Сардаана Диплом 2 степени
-
Колесов Арсентий Диплом 3 степени
-
Горохова Дайаана сертификат
-
Бережнева Сардаана сертификат
-
Платонова Александра сертификат
-
Бережнева Сардаана сертификат
Данная работа позволила развит творческие способности учащихся, учащиеся узнали лучшие произведения отечественной и зарубежной детской литературы вне программы и сформировали свой читательский вкус, повысилась мотивация к чтению и личностные качества. Таким образом, по проведенной работе наблюдается эффективность моего проекта - конкурса. Использовав имевшие технологии и методы работы по формированию читательской компетентности у младших школьников, я старалась внести что-то свое.