Телефон:
Адрес:
1-4olimpiada.ykt@mail.ru

«Формирование читательской компетентности через классный проект – конкурс «Чтение с увлечением»

Шматкова Татьяна Яковлевна
 учитель начальных классов
МОБУ СОШ № 31 г. Якутска
Республики Саха (Якутия)

 

        Всегда уделяли особое внимание к чтению и письму,  которые являются измеряемыми показателями качества образования в национальных и международных обследованиях (PISA, ЕГЭ). Сегодня читательская компетентность личности высоко оценивается во всем мире. ООН был объявлен десятилетием грамотности. Однако в России, как и в других странах, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. Поэтому данная проблема находится в особом внимании.

Современная ситуация характеризуется отсутствием у детей и их родителей интереса к книге, прежде всего к произведениям художественной литературы, низким уровнем читательского восприятия. Современное качество образования по литературному чтению в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе универсальных учебных действий, знаний и умений  в практической деятельности и в повседневной деятельности. Этим и объясняется актуальность проблемы в современном образовании при формировании у учащихся начальной школы знаний, умений, навыков и способов действий, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средство самообразования. Читательская компетентность определяется следующими задачами:

  • Овладение техникой чтения;
  • Приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
  • Знанием книг и умением их самостоятельно выбирать;
  • Формирование духовной потребности в книге и чтении.

Ожидаемые результаты:

  • Изучение лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы программы будет способствовать формированию читательского вкуса;
  • Личностные качества и повышение мотивации к чтению станут ступенью к возникновению устойчивого интереса к чтению;
  • Развитие творческих способностей  учащихся.

Особая роль в изменении сложившейся ситуации отводится школе, которая должна способствовать формированию читательской компетенции (компетентности) школьников, как основы полноценного нравственно-эстетического воспитания.

Изучая различные технологии, методы и приемы по формированию читательской компетентности, я нашла международный социальный интернет – проект про чтение художественной литературы «Страна читающая».  Он организован издательской группой «Дрофа» - «Вентана – Граф», издательским домом «Первое сентября» при поддержке сенаторского клуба Совета Федерации и Гильдии словесников.

Основная цель проекта «Страна читающая» - популяризация чтения классической литературы, изучаемой в рамках школьной программы.

Мы создали с родителями инициативную группу. Разработали проект – конкурс «Чтение с увлечением», рассчитан для учащихся со 2 по 4 класс,

Цель проекта:

•      Приобщение детей культурному наследию народа, выявление и поддержка новых дарований.

Задачи проекта – конкурса:

 

•      Сформировать навык сознательного чтения

•      Расширять интерес к чтению классической литературы

•      Развивать творческие способности

 

Этапы реализации проекта – конкурса «Чтение с увлечением»

 

Класс

Этапы

Сроки

1.

2 класс

«Люблю природу …» (конкурс видеороликов на выразительное чтение стихов)

 «Люблю природу осени»
 «Люблю природу зимнюю»
 «Люблю природу весны»
1 четверть
 
2 четверть
 
3 четверть

2.

3 класс.

«Чтение произведений писателей»

(конкурс презентаций и творческих работ)

«Чтение произведений якутских писателей»
«Чтение произведений русских писателей»
«Чтение произведений зарубежных писателей»
1 четверть
 
2 четверть
 
3 четверть

3.

4 класс.

«Творим, сочиняем издаем»

(конкурс книжек – малышек)

«Сочинение стихов»
(конкурс на создание книжки – малышки о стихах)
«Сочиняем сказки» (конкурс на создание книжки – малышки о сказках)
«Сочиняем рассказы (притчи)
(конкурс на создание книжки – малышки о рассказах(притчах)
1 четверть
 
 
 
2 четверть
 
 
 
3 четверть

Для учителя главное – организовать читательское пространство, подобрать материал для чтения, разнообразить методы и приемы работы, направляющие на читательскую деятельность.

Сложился определенный опыт работы по формированию читательской компетентности. Начиная работу с первоклассниками, я задумалась о том, что можно изменить в совей работе, чтобы к  концу 4 класса владели техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книги умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении и , что является условием хорошей учебы в среднем звене.

Читательскую компетентность формируем на всех уроках  в начальной школе, во внеклассной деятельности. С первого класса начинается работа с дневником читателя по формированию у первоклассников индивидуального опыта самостоятельного чтения. Знакомлю детей с требованиями к навыку чтения, показываю им далекие цели, правила работы с книгой и некоторые приемы чтения. К работе привлекаются родители. Для них проводятся консультации по работе с дневником читателя. Дневник   предусматривает ежедневное чтение, которое находится под постоянным контролем родителей, учителя, так как взрослые могут оказать своевременную помощь и поддержку в овладении чтением. «Читательский дневник» ведется с сентября первого класса. Дома дети ежедневно читают: кто – то несколько страниц, кто – то несколько строк, слов и даже слогов. Родители записывают количество прочитанного и ставят подпись. Закончив «Азбуку», каждый урок начинаем с пятиминутного жужжащего чтения. Обязательно посещаем и записываемся в школьную библиотеку и библиотеки, находящиеся вблизи школы; совместно с школьными библиотекарями проводим библиотечные уроки.   Во втором классе продолжается работа, начатая в первом классе. На  этапе рефлексии  вводится чтение «про себя» и проводится самозамер скорости чтения.

Чтение – это интеллектуальный труд. Надо не только прочитать произведение, но и понять, что же своим произведением автор хотел донести до читателя. Дети учатся анализировать произведение, выделять основную мысль. Читая различные произведения и записывая общее содержание в «Читательский дневник», ребенок тренирует не только навыки письма, но и развивает читательские навыки и культуру читателя. В своих дневниках дети рисуют героев произведений; сочиняют свои сказки, стихи, рассказы. Главная цель «Читательского дневника» -  нагрузить ребенка и родителей дополнительной работой, а научить делать выводы и развивать культуру читателя. Родители, контролируя ведение «Читательского дневника», могут легко отследить интересы ребенка, понять какой жанр произведения  или направление больше интересует ребенка и при необходимости, подкорректировать направления чтения, предложить ему книги другого жанра.

В процессе конкурса  идет работа над алгоритмом заучивания стихов. Данная работа способствует формирование стойкого понимания учащихся основ  осмысления чтения. Учащиеся по желанию выбирают и учат строки из поэтических произведений русских поэтов или своего сочинения о временах года. Основное правило участие в конкурсе: прочитать стихотворение наизусть в одиночку или в компании и записать видеоролик. Определение итогов конкурса осуществляется при помощи голосования родителей и детей.

В 3 – 4 классах основное внимание уделяется развитию творческих способностей, изучая жизнь, творчество  и произведения выбранного автора, учащиеся с родителями создают презентацию об авторе (биографические сведения), читают его произведения, фиксируя в читательском  дневнике, пишут отзыв о прочитанном произведении.

Выполнение заданий формируют и развивают читательскую компетентность, универсальные учебные действия при работе с различными видами информации через включение учащихся в выполнение совместных творческих работ.

Наши результаты:
1.    Ежегодный городской конкурс выразительного чтения «Жди меня»- 3 место
2.    Конкурс чтецов по произведениям К.И. Чуковского: 2 место
  • Фархутдинов Тимур,
  • Ножнинов Павел,
  • Жакупов Марат.
3.    Вручение номинации «Активный читатель класса» - Фархутдинов Тимур
4.    Международный творческий конкурс чтецов «Поет зима аукает…»:
  • Горохов Артур – 1 место,
  • Захарова Милина – 1 место,
  • Кривошапкина Маргарита – 1 место,
  • Ефимов Сергей - 2 место,
  • Стифоров Тимур – 2 место,
  • Рожин Эльдар – 3 место
5. Всероссийского конкурса чтецов, посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне «ПОМНИТ СЕРДЦЕ, НЕ ЗАБУДЕТ НИКОГДА»:
  • Афанасьева Карина Диплом 2 степени
  • Пичков Даниил Д иплом 3 степени
  • Ханина Алеся Диплом 2 степени
  • Бережнева Сардаана Диплом 2 степени
  • Колесов Арсентий Диплом 3 степени
6. Республиканский интернет – конкурс «Унывать я не люблю!», посвященный творчеству С.Я. Маршака.
  • Горохова Дайаана  сертификат
  • Бережнева Сардаана сертификат
  • Платонова Александра сертификат
7. Городской дистанционный конкурс чтецов «Я помню!  Я горжусь!»
  • Бережнева Сардаана сертификат

Данная работа позволила развит творческие способности учащихся, учащиеся узнали лучшие произведения отечественной и зарубежной детской литературы вне  программы  и сформировали свой читательский вкус, повысилась мотивация к чтению и личностные качества. Таким образом, по проведенной работе наблюдается эффективность моего  проекта - конкурса. Использовав имевшие технологии и методы работы по формированию читательской компетентности у младших  школьников,  я старалась внести что-то свое.

Отзывы
Идея создания сайта мне очень понравилась. Данный сайт позволяет организовать дистанционное творческое сотрудничество с другими педагогами и обучающимися. Ещё одно преимущество сайта - то, что задания и конкурсы проводятся на двух языках – русском и якутском. Желаю успехов в работе сайта!
Боярова Людмила Андреевна – заместитель директора по воспитательной работе МОБУ СОШ №12 г. Якутска, Отличник образования РС(Я)
Боярова Людмила Андреевна – заместитель директора по воспитательной работе МОБУ СОШ №12 г. Якутска, Отличник образования РС(Я)
Сайт полезный, познавательный для детей и педагогов. Обращает внимание его практическая направленность. Разделы сайта грамотно подобраны, интересны. Большой выбор олимпиад и конкурсов на якутском и русском языках. Хорошая возможность детям проверить уровень знаний по предметам, а педагогам - обмениваться материалами в альманахе "Я - педагог". Желаю процветания и достижения всех ваших целей!
Григорьева Дария Васильевна - учитель начальных классов, Почётный работник общего образования РФ, г. Нюрба
Григорьева Дария Васильевна - учитель начальных классов, Почётный работник общего образования РФ, г. Нюрба
Сайт дистанционных олимпиад и конкурсов обеспечивает сознательное и активное участие школьников в процессе обучения в школе и полное освоение учебного материала. Здесь организуется творческая работа с педагогами и обучающимися. Желаю удачи во всех начинаниях!
Винокурова Екатерина Ивановна - Кандидат педагогических наук, автор учебных пособий «Культура народов РС(Я)», «Уран тарбах кистэлэҥэ», «Уроки предков» и др.пособий.  Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Институт национальных школ РС(Я)
Винокурова Екатерина Ивановна - Кандидат педагогических наук, автор учебных пособий «Культура народов РС(Я)», «Уран тарбах кистэлэҥэ», «Уроки предков» и др.пособий. Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Институт национальных школ РС(Я)
Ваш сайт - незаменимый помощник на уроках, при подготовке к олимпиаде. Для ребят все конкурсы, олимпиады - отличная умственная тренировка и соревнование! Планируем и в дальнейшем принимать участие. Спасибо вам большое!
Алексеева Евдокия Николаевна - учитель начальных классов Нюрбинской СОШ №1, Отличник образования РС(Я)
Алексеева Евдокия Николаевна - учитель начальных классов Нюрбинской СОШ №1, Отличник образования РС(Я)
Ситуация с коронавирусом отрезала нас от мира. Чем вы занимаетесь во время самоизоляции? А я открыла для себя очень полезный, мотивирующий сайт, который предлагает детям попробовать свои силы, знания и умения в различных конкурсах и олимпиадах. Уверена, что и для себя вы найдете там много интересного и увлекательного. Для успешного повышения категории и аттестации педагогов отлично подходит размещение методических материалов в электронном альманахе «Я – педагог». Успехов Вам и Удачи!
Скрябина Ульяна Егоровна - Отличник гражданских инициатив РС (Я), режиссер-сценарист, организатор благотворительных мероприятий, акций концертов, председатель ОО "Многодетная семья Якутии"
Скрябина Ульяна Егоровна - Отличник гражданских инициатив РС (Я), режиссер-сценарист, организатор благотворительных мероприятий, акций концертов, председатель ОО "Многодетная семья Якутии"
Добрый день! Спасибо организаторам за проведение дистанционных олимпиад во время дистанционного обучения! Очень рады, что наша дочка участвовала и заняла 1 место. Вам процветания, успехов!


Анастасия Бурнашёва – родитель.
Очень хорошие олимпиады. Задания соответствуют возрасту ребенка. В такое время, когда все сидим на самоизоляции, такие олимпиады очень нужны.

Бурнашева Галина Федосеевна - учитель начальных классов МОБУ "СОШ №38" г. Якутска
Сейчас, когда идет эра интернета, каждый из нас погружен в эту паутину. И в этой паутине нужны познавательные сайты, где ученик самостоятельно сможет проверить свои знания, силы. Это хоть маленький, но опыт. Участие в дистанционных олимпиадах и занятия в тренажерах придают уверенности ученику. При дополнительной подготовке к олимпиадам повышается уровень знаний, также возможно и вспоминается даже что-то слегка забытое, и если по итогам хороший результат - повышается самооценка школьника. И даже если не очень хороший итог, то он тоже полезен, так как является стимулом укрепить свои знания. Считаю, что ваш сайт этому и способствует. Отрадно, что в сайте можно и педагогам поделиться своим опытом педагогической деятельности. Желаю дальнейшего процветания вашей команде!


Николаева Мария Андреевна – учитель начальных классов МБОУ «Антоновская СОШ им.Н.Н.Чусовского» Нюрбинского района, Отличник образования РС (Я), Почетный работник воспитания и просвещения РФ.
Дорооболоруҥ! Бу сайт олус интэриэһинэй, араас конкурстар, олимпиадалар тахсаллар. Мин оҕолорбун астына кытыннарабын. Инникитин куруук бииргэ буолуохпут. Улахан махталбын тириэрдэбин, сайда-үүнэ туруҥ!

Ульяна Колесова - учуутал
Здравствуйте, уважаемые организаторы олимпиады!
Спасибо большое за ваш труд и вклад в развитие наших детей!
Вопросы были очень интересные и познавательные.

Успехов вам!
Всего вам доброго,
С уважением, Марианна Вивиерс.
Здравствуйте, уважаемые организаторы семейной олимпиады по английскому языку.
Рады принять участие в республиканской семейной олимпиаде по страноведению. Получила положительные отзывы от родителей и учеников об олимпиаде.

С уважением,
Зинаида Шестакова
Здравствуйте!
Спасибо огромное за проведение олимпиады и своевременную рассылку дипломов!


С ув. Матильда Портнягина

Все материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством, в том числе, об авторском праве и смежных правах

Телефон
Адрес:
1-4olimpiada.ykt@mail.ru