Телефон:
Адрес:
1-4olimpiada.ykt@mail.ru

«Формирование читательской компетентности через классный проект – конкурс «Чтение с увлечением»

Шматкова Татьяна Яковлевна
 учитель начальных классов
МОБУ СОШ № 31 г. Якутска
Республики Саха (Якутия)

 

        Всегда уделяли особое внимание к чтению и письму,  которые являются измеряемыми показателями качества образования в национальных и международных обследованиях (PISA, ЕГЭ). Сегодня читательская компетентность личности высоко оценивается во всем мире. ООН был объявлен десятилетием грамотности. Однако в России, как и в других странах, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. Поэтому данная проблема находится в особом внимании.

Современная ситуация характеризуется отсутствием у детей и их родителей интереса к книге, прежде всего к произведениям художественной литературы, низким уровнем читательского восприятия. Современное качество образования по литературному чтению в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе универсальных учебных действий, знаний и умений  в практической деятельности и в повседневной деятельности. Этим и объясняется актуальность проблемы в современном образовании при формировании у учащихся начальной школы знаний, умений, навыков и способов действий, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средство самообразования. Читательская компетентность определяется следующими задачами:

  • Овладение техникой чтения;
  • Приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
  • Знанием книг и умением их самостоятельно выбирать;
  • Формирование духовной потребности в книге и чтении.

Ожидаемые результаты:

  • Изучение лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы программы будет способствовать формированию читательского вкуса;
  • Личностные качества и повышение мотивации к чтению станут ступенью к возникновению устойчивого интереса к чтению;
  • Развитие творческих способностей  учащихся.

Особая роль в изменении сложившейся ситуации отводится школе, которая должна способствовать формированию читательской компетенции (компетентности) школьников, как основы полноценного нравственно-эстетического воспитания.

Изучая различные технологии, методы и приемы по формированию читательской компетентности, я нашла международный социальный интернет – проект про чтение художественной литературы «Страна читающая».  Он организован издательской группой «Дрофа» - «Вентана – Граф», издательским домом «Первое сентября» при поддержке сенаторского клуба Совета Федерации и Гильдии словесников.

Основная цель проекта «Страна читающая» - популяризация чтения классической литературы, изучаемой в рамках школьной программы.

Мы создали с родителями инициативную группу. Разработали проект – конкурс «Чтение с увлечением», рассчитан для учащихся со 2 по 4 класс,

Цель проекта:

•      Приобщение детей культурному наследию народа, выявление и поддержка новых дарований.

Задачи проекта – конкурса:

 

•      Сформировать навык сознательного чтения

•      Расширять интерес к чтению классической литературы

•      Развивать творческие способности

 

Этапы реализации проекта – конкурса «Чтение с увлечением»

 

Класс

Этапы

Сроки

1.

2 класс

«Люблю природу …» (конкурс видеороликов на выразительное чтение стихов)

 «Люблю природу осени»
 «Люблю природу зимнюю»
 «Люблю природу весны»
1 четверть
 
2 четверть
 
3 четверть

2.

3 класс.

«Чтение произведений писателей»

(конкурс презентаций и творческих работ)

«Чтение произведений якутских писателей»
«Чтение произведений русских писателей»
«Чтение произведений зарубежных писателей»
1 четверть
 
2 четверть
 
3 четверть

3.

4 класс.

«Творим, сочиняем издаем»

(конкурс книжек – малышек)

«Сочинение стихов»
(конкурс на создание книжки – малышки о стихах)
«Сочиняем сказки» (конкурс на создание книжки – малышки о сказках)
«Сочиняем рассказы (притчи)
(конкурс на создание книжки – малышки о рассказах(притчах)
1 четверть
 
 
 
2 четверть
 
 
 
3 четверть

Для учителя главное – организовать читательское пространство, подобрать материал для чтения, разнообразить методы и приемы работы, направляющие на читательскую деятельность.

Сложился определенный опыт работы по формированию читательской компетентности. Начиная работу с первоклассниками, я задумалась о том, что можно изменить в совей работе, чтобы к  концу 4 класса владели техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книги умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении и , что является условием хорошей учебы в среднем звене.

Читательскую компетентность формируем на всех уроках  в начальной школе, во внеклассной деятельности. С первого класса начинается работа с дневником читателя по формированию у первоклассников индивидуального опыта самостоятельного чтения. Знакомлю детей с требованиями к навыку чтения, показываю им далекие цели, правила работы с книгой и некоторые приемы чтения. К работе привлекаются родители. Для них проводятся консультации по работе с дневником читателя. Дневник   предусматривает ежедневное чтение, которое находится под постоянным контролем родителей, учителя, так как взрослые могут оказать своевременную помощь и поддержку в овладении чтением. «Читательский дневник» ведется с сентября первого класса. Дома дети ежедневно читают: кто – то несколько страниц, кто – то несколько строк, слов и даже слогов. Родители записывают количество прочитанного и ставят подпись. Закончив «Азбуку», каждый урок начинаем с пятиминутного жужжащего чтения. Обязательно посещаем и записываемся в школьную библиотеку и библиотеки, находящиеся вблизи школы; совместно с школьными библиотекарями проводим библиотечные уроки.   Во втором классе продолжается работа, начатая в первом классе. На  этапе рефлексии  вводится чтение «про себя» и проводится самозамер скорости чтения.

Чтение – это интеллектуальный труд. Надо не только прочитать произведение, но и понять, что же своим произведением автор хотел донести до читателя. Дети учатся анализировать произведение, выделять основную мысль. Читая различные произведения и записывая общее содержание в «Читательский дневник», ребенок тренирует не только навыки письма, но и развивает читательские навыки и культуру читателя. В своих дневниках дети рисуют героев произведений; сочиняют свои сказки, стихи, рассказы. Главная цель «Читательского дневника» -  нагрузить ребенка и родителей дополнительной работой, а научить делать выводы и развивать культуру читателя. Родители, контролируя ведение «Читательского дневника», могут легко отследить интересы ребенка, понять какой жанр произведения  или направление больше интересует ребенка и при необходимости, подкорректировать направления чтения, предложить ему книги другого жанра.

В процессе конкурса  идет работа над алгоритмом заучивания стихов. Данная работа способствует формирование стойкого понимания учащихся основ  осмысления чтения. Учащиеся по желанию выбирают и учат строки из поэтических произведений русских поэтов или своего сочинения о временах года. Основное правило участие в конкурсе: прочитать стихотворение наизусть в одиночку или в компании и записать видеоролик. Определение итогов конкурса осуществляется при помощи голосования родителей и детей.

В 3 – 4 классах основное внимание уделяется развитию творческих способностей, изучая жизнь, творчество  и произведения выбранного автора, учащиеся с родителями создают презентацию об авторе (биографические сведения), читают его произведения, фиксируя в читательском  дневнике, пишут отзыв о прочитанном произведении.

Выполнение заданий формируют и развивают читательскую компетентность, универсальные учебные действия при работе с различными видами информации через включение учащихся в выполнение совместных творческих работ.

Наши результаты:
1.    Ежегодный городской конкурс выразительного чтения «Жди меня»- 3 место
2.    Конкурс чтецов по произведениям К.И. Чуковского: 2 место
  • Фархутдинов Тимур,
  • Ножнинов Павел,
  • Жакупов Марат.
3.    Вручение номинации «Активный читатель класса» - Фархутдинов Тимур
4.    Международный творческий конкурс чтецов «Поет зима аукает…»:
  • Горохов Артур – 1 место,
  • Захарова Милина – 1 место,
  • Кривошапкина Маргарита – 1 место,
  • Ефимов Сергей - 2 место,
  • Стифоров Тимур – 2 место,
  • Рожин Эльдар – 3 место
5. Всероссийского конкурса чтецов, посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне «ПОМНИТ СЕРДЦЕ, НЕ ЗАБУДЕТ НИКОГДА»:
  • Афанасьева Карина Диплом 2 степени
  • Пичков Даниил Д иплом 3 степени
  • Ханина Алеся Диплом 2 степени
  • Бережнева Сардаана Диплом 2 степени
  • Колесов Арсентий Диплом 3 степени
6. Республиканский интернет – конкурс «Унывать я не люблю!», посвященный творчеству С.Я. Маршака.
  • Горохова Дайаана  сертификат
  • Бережнева Сардаана сертификат
  • Платонова Александра сертификат
7. Городской дистанционный конкурс чтецов «Я помню!  Я горжусь!»
  • Бережнева Сардаана сертификат

Данная работа позволила развит творческие способности учащихся, учащиеся узнали лучшие произведения отечественной и зарубежной детской литературы вне  программы  и сформировали свой читательский вкус, повысилась мотивация к чтению и личностные качества. Таким образом, по проведенной работе наблюдается эффективность моего  проекта - конкурса. Использовав имевшие технологии и методы работы по формированию читательской компетентности у младших  школьников,  я старалась внести что-то свое.

Отзывы
Идея создания сайта мне очень понравилась. Данный сайт позволяет организовать дистанционное творческое сотрудничество с другими педагогами и обучающимися. Ещё одно преимущество сайта - то, что задания и конкурсы проводятся на двух языках – русском и якутском. Желаю успехов в работе сайта!
Боярова Людмила Андреевна – заместитель директора по воспитательной работе МОБУ СОШ №12 г. Якутска, Отличник образования РС(Я)
Боярова Людмила Андреевна – заместитель директора по воспитательной работе МОБУ СОШ №12 г. Якутска, Отличник образования РС(Я)
Сайт полезный, познавательный для детей и педагогов. Обращает внимание его практическая направленность. Разделы сайта грамотно подобраны, интересны. Большой выбор олимпиад и конкурсов на якутском и русском языках. Хорошая возможность детям проверить уровень знаний по предметам, а педагогам - обмениваться материалами в альманахе "Я - педагог". Желаю процветания и достижения всех ваших целей!
Григорьева Дария Васильевна - учитель начальных классов, Почётный работник общего образования РФ, г. Нюрба
Григорьева Дария Васильевна - учитель начальных классов, Почётный работник общего образования РФ, г. Нюрба
Сайт дистанционных олимпиад и конкурсов обеспечивает сознательное и активное участие школьников в процессе обучения в школе и полное освоение учебного материала. Здесь организуется творческая работа с педагогами и обучающимися. Желаю удачи во всех начинаниях!
Винокурова Екатерина Ивановна - Кандидат педагогических наук, автор учебных пособий «Культура народов РС(Я)», «Уран тарбах кистэлэҥэ», «Уроки предков» и др.пособий.  Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Институт национальных школ РС(Я)
Винокурова Екатерина Ивановна - Кандидат педагогических наук, автор учебных пособий «Культура народов РС(Я)», «Уран тарбах кистэлэҥэ», «Уроки предков» и др.пособий. Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Институт национальных школ РС(Я)
Ваш сайт - незаменимый помощник на уроках, при подготовке к олимпиаде. Для ребят все конкурсы, олимпиады - отличная умственная тренировка и соревнование! Планируем и в дальнейшем принимать участие. Спасибо вам большое!
Алексеева Евдокия Николаевна - учитель начальных классов Нюрбинской СОШ №1, Отличник образования РС(Я)
Алексеева Евдокия Николаевна - учитель начальных классов Нюрбинской СОШ №1, Отличник образования РС(Я)
Ситуация с коронавирусом отрезала нас от мира. Чем вы занимаетесь во время самоизоляции? А я открыла для себя очень полезный, мотивирующий сайт, который предлагает детям попробовать свои силы, знания и умения в различных конкурсах и олимпиадах. Уверена, что и для себя вы найдете там много интересного и увлекательного. Для успешного повышения категории и аттестации педагогов отлично подходит размещение методических материалов в электронном альманахе «Я – педагог». Успехов Вам и Удачи!
Скрябина Ульяна Егоровна - Отличник гражданских инициатив РС (Я), режиссер-сценарист, организатор благотворительных мероприятий, акций концертов, председатель ОО "Многодетная семья Якутии"
Скрябина Ульяна Егоровна - Отличник гражданских инициатив РС (Я), режиссер-сценарист, организатор благотворительных мероприятий, акций концертов, председатель ОО "Многодетная семья Якутии"
Добрый день! Спасибо организаторам за проведение дистанционных олимпиад во время дистанционного обучения! Очень рады, что наша дочка участвовала и заняла 1 место. Вам процветания, успехов!


Анастасия Бурнашёва – родитель.
Очень хорошие олимпиады. Задания соответствуют возрасту ребенка. В такое время, когда все сидим на самоизоляции, такие олимпиады очень нужны.

Бурнашева Галина Федосеевна - учитель начальных классов МОБУ "СОШ №38" г. Якутска
Сейчас, когда идет эра интернета, каждый из нас погружен в эту паутину. И в этой паутине нужны познавательные сайты, где ученик самостоятельно сможет проверить свои знания, силы. Это хоть маленький, но опыт. Участие в дистанционных олимпиадах и занятия в тренажерах придают уверенности ученику. При дополнительной подготовке к олимпиадам повышается уровень знаний, также возможно и вспоминается даже что-то слегка забытое, и если по итогам хороший результат - повышается самооценка школьника. И даже если не очень хороший итог, то он тоже полезен, так как является стимулом укрепить свои знания. Считаю, что ваш сайт этому и способствует. Отрадно, что в сайте можно и педагогам поделиться своим опытом педагогической деятельности. Желаю дальнейшего процветания вашей команде!


Николаева Мария Андреевна – учитель начальных классов МБОУ «Антоновская СОШ им.Н.Н.Чусовского» Нюрбинского района, Отличник образования РС (Я), Почетный работник воспитания и просвещения РФ.
Дорооболоруҥ! Бу сайт олус интэриэһинэй, араас конкурстар, олимпиадалар тахсаллар. Мин оҕолорбун астына кытыннарабын. Инникитин куруук бииргэ буолуохпут. Улахан махталбын тириэрдэбин, сайда-үүнэ туруҥ!

Ульяна Колесова - учуутал
Здравствуйте, уважаемые организаторы олимпиады!
Спасибо большое за ваш труд и вклад в развитие наших детей!
Вопросы были очень интересные и познавательные.

Успехов вам!
Всего вам доброго,
С уважением, Марианна Вивиерс.
Здравствуйте, уважаемые организаторы семейной олимпиады по английскому языку.
Рады принять участие в республиканской семейной олимпиаде по страноведению. Получила положительные отзывы от родителей и учеников об олимпиаде.

С уважением,
Зинаида Шестакова
Здравствуйте!
Спасибо огромное за проведение олимпиады и своевременную рассылку дипломов!


С ув. Матильда Портнягина
Спасибо огромное за олимпиаду и за красочно оформленные дипломы

С уважением, Екатерина Парникова
Здравствуйте! Спасибо большое за интересные и полезные задания. Желаем дальнейших успехов и будем рады сотрудничеству.

С уважением, Зинаида Ядреева.
Большое спасибо организаторам такого хорошего сайта. С радостью принимаем участие в каждой олимпиаде! Заранее готовимся к олимпиадам, по итогам которых наши дети занимают призовые места, получают красочные дипломы, пополняют свое портфолио. У детей появляется уверенность в своих силах, познавательная активность, высокая мотивация. Очень понравился проект "Электронный альманах", тут есть много полезного, особенно для молодых учителей, которые учатся у своих более опытных коллег, тут богатый материал, учителя щедро делятся своим опытом, за это отдельное спасибо! Ведь все мы были когда-то начинающими педагогами, жаль что в то время не было такого полезного, тщательно продуманного сайта. От имени моих коллег, учеников и их родителей говорю слова благодарности за ваш труд, за желание развивать наших детей и нас учителей!

С уважением, Соловьева Анна Ивановна, учитель начальных классов.
Здравствуйте! Благодаря вашему тренажёру мой сын за несколько дней выучил всю таблицу умножения. Теперь будем учить словарные слова.

Мама Артёма Иванова Мари

Все материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством, в том числе, об авторском праве и смежных правах

Телефон
Адрес:
1-4olimpiada.ykt@mail.ru