Попова Мария Иннокентьевна,
учитель начальных классов
МКОО «Тыарасинская специальная (коррекционная) школа — интернат»
«Однажды детям долю жизни посвятив,
Уже не можешь ты стоять на сторонке».
…Сбылась моя детская мечта. Я всё своё детство мечтала стать учительницей, как моя первая учительница, Анна Иннокентьевна. Всю жизнь помню её высокую, аккуратную причёску, синий элегантный костюм, красиво сидящий на фигуру и её красивый каллиграфический почерк. Играла «в школу» целый день, всё детство. Было много тетрадей половинок, классный журнал из тетрадки, а как любила ставить «королеву пятёрку». Без сомнения после школы решила стать учителем, поступила в Свердловский педагогический институт на олигофренопедагога. Да, я неосознанно стала учителем особенных детей, училась легко, но …в начале работы столкнулась проблемой и сразу вспомнила слова своего преподавателя по специальной психологии «…настоящим олигофренопедагогом станет только учитель, который истинно будет любить детей, не принимая благодарностей и взаимной любви от учащихся». В работе каждый день старалась быть собранной, сдержанной, нежной по отношению к детям. Внутри же себя мучилась вопросом: уйти со школы или остаться? Начали с игр, складывали картинки, кубики, играли в мяч, догонялки… пусть не сразу, но я начала чувствовать детей. Свой маленький кабинет превратила в красивый класс с яркими картинками, игрушками, где каждый день пели, рисовали, праздновали. Я распахнула сердце моим ученикам. Помощь моих коллег, удивительная адаптация, оптимизм сделали меня сильнее и увереннее в успехе. Я благодарна своим ученикам за то, что они дали мне почву для моего дальнейшего развития.
А прошло 37 лет как я учитель особенных детей и 37-й год работаю в одной единственной школе. Люблю свою работу, своих учеников, свой маленький кабинетик, люблю коллег. Люблю этот постоянный шум и гам, и даже детские крики тоже люблю. Школа – это моя «сладкая каторга», видимо до конца жизни, так как во время длительных каникул и отпуска начинаю отчаянно скучать по работе. Я не стыжусь своей профессии. Мне удаётся учить ребёнка тому, на что у других не хватает терпения – каким – то вещам, которые не даются сразу, но потом, когда появляются успехи, это вдохновляет. Детей учу соответственно своим индивидуальным способностям и потребностям, учу, прежде всего, обеспечивать самих себя и ориентироваться в повседневной жизни. Используемые мною методы и приёмы игровой психокоррекции, аудиозаписи, «волшебные кляксы» арттерапии, вокальные упражнения, весёлые песни, пальчиковые куклы для театра внесли живые струи для моих маленьких детишек. Мальчик Айысхан преодолел проблему общения, стал делиться своими впечатлениями, а мой Егор радуется моему приходу, ходит по пятам, не даёт отдыхать на перемене, Вика, Милена - моя гордость. Они побеждают во многих конкурсах, олимпиадах, смотрах. Очень тревожная Наташа достигла успехи - обрела уверенность в себе, участвует на выставках, стала участницей конкурса «Мисс школы – 21», а моя неугомонная, капризная Саяна недавно шепнула в ухо «…я тебя люблю», поцеловала таким робким, нежным поцелуем и убежала. Меня это очень тронуло. Это была настоящая награда для меня, ни с чем не сравнить простую и искреннюю детскую любовь. Пусть мои ученики с меньшими интеллектуальными способностями и не умеют многого, но они умеют любить и выражают свою любовь. А это самое главное для меня. Мои старшеклассники мотивированы на успех, активисты, а выпускники получают специальность, трудятся, создают свои семьи, воспитывают детей, любящие родители.
Значительное место занимает в моей работе помощь моим коллегам, как дефектолог, учитель - наставник, методист. С первых дней веду разноплановую работу в организации дефектологического всеобуча, вела работу по разработке учебных программ по якутской национальной культуре, математике, русскому языку и чтению, истории, якутскому языку и литературе для якутскоязычных специальных школ. Консультирую проведению коррекционно-развивающих уроков, выработке индивидуальной методики, изучению индивидуальных особенностей умственно отсталого ребёнка. Тесно работаю с родителями, приглашаю их на занятия, внеклассные мероприятия, наглядно демонстрирую, каких успехов достиг их ребёнок. Очень горько, когда родитель стыдится своего ребёнка или не уделяет внимания, а какой клад учителю, когда родитель помогает учителю создать пространство, где его ребёнок развивается, познаёт радость.
Я до сих пор не соглашусь с понятием «…дети, обделенные богом» («…айылҕа атаҕастаабыт оҕолоро»). Далеко не всем ребятам так повезло в жизни. Почему так много детей с ОВЗ? Кто виноват? Общество? Врачи? Родители? Есть врачебные ошибки, социальная среда пассивна к ребёнку, у многих неблагополучные семьи, многие – сироты, а есть и сироты при живых родителях. Какая роль отводится педагогу, школе? Для них остаётся одна ШКОЛА. Школа, интернат без преувеличения есть их дом, родительский дом. А школе рядом с ребёнком – учителя, которые должны работать «по зову сердца». Перед нами особый ребёнок, и нам – большая ответственность за судьбы наших воспитанников, мы помогаем осваивать богатейший социальный опыт человечества, определить добро и зло в современном социуме.
Проработав 37 лет с особенными детьми, я чётко осознаю, что моя работа не была грустной, а наоборот – радостной и нужной. Теперь, твёрдо могу сказать, что учителю недостаточно в совершенстве овладеть методикой преподавания и воспитания, современными педагогическими технологиями, программами, а нужно чувствовать ученика, осознать ответственность за его судьбу, за развитие его личности. Признаюсь, что любя жалею, жалея, люблю, значит берегу, защищаю моих птенчиков, которым надо помочь научиться летать, помогать, ему становиться таким, каким он способен и хочет быть. Помогать терпеливо, с любовью, из урока в урок, каждый день….
Мария Иннокентьевна Попова
Отлчник образования РС(Я),
Почетный работник общего образования РФ,
Методист Образования РС (Я),
Обладатель знака “За вклад в социально-экономическое развитие
Тыарасинского наслега”