Скрябина Татьяна Гаврильевна,
учитель начальных классов
МОБУ СОШ № 19 г. Якутска
То, что сегодня ребёнок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно.
Л.С. Выготский
Актуальность
В настоящее время цель современной школы - не в том, чтобы ученик знал больше, а в том, чтобы он умел самостоятельно узнавать, добывать нужные ему знания, умел применять их не только в учебной деятельности, но и в различных жизненных ситуациях.
В современном обществе большое значение для успешной адаптации ребёнка имеют такие качества личности, как: умение сформировать собственную внутреннюю позицию, умение организовать свою деятельность, умение искать, воспринимать и анализировать информацию и умение организовывать и осуществлять сотрудничество.
Развитию таких качеств способствует проектная деятельность, которая может быть организована в младшей школе.
Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. Конечно, сразу создать систему проектов и начать использовать её в начальной школе невозможно. На начальном освоении этого рода деятельности следует говорить о применении системы проектных задач, которые подготовят ученика начальной школы к полноценной проектной деятельности в среднем и старшем звене.
В процессе изучения данной проблемы, я пришла к выводу, что ребёнок, не овладевший приёмами проектной деятельности в начальных классах школы, в среднем звене неизбежно переходит в разряд слабоуспевающих.
Гипотеза: Если включить в процесс обучения младших школьников проектную деятельность, то создание практико – ориентированных ситуаций позволит сформировать УУД, что повысит качество образования и мотивацию учения.
Этапы работы:
-
Подготовительный (сентябрь): изучение литературы, всевозможные беседы, тестирование. Работа по изучению уровня сформированности УУД совместно с психологом.
-
Основной (октябрь - апрель): работа над проектами, постановка задач перед детьми, планирование действий и операций, реализация проектов класса.
-
Заключительный (май-июнь): анализ деятельности, составление методических рекомендаций, коррекция и дальнейшее развитие программы.
Рассмотрим метод проектов и специфику его применения в начальной школе.
Метод проектов – способ организации самостоятельной деятельности обучающихся по достижению определенного результата. Он ориентирован на интерес, на творческую самореализацию обучающегося, развитие его интеллектуальных возможностей, волевых качеств в процессе деятельности по решению интересующей его проблемы.
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, а результат (найденный способ решения проблемы) носит практический характер, и, что весьма важно, интересен и значим для самого открывателя.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, то есть целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации, это одно из эффективнейших средств формирования универсальных учебных действий учащихся.
В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.
Работа по методу проектов, как замечает И.С. Сергеев, – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые:
1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.
2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.
5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Каждый проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
То есть проект – это “пять П”: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
Ничто так не расширяет кругозор ребёнка, не воспитывает и не сплачивает детский коллектив, как совместное дело: создание макета, оформление стенгазеты, выступление перед аудиторией. А когда это подчинено одной цели и вызывает у ребят интерес, тогда достигается особый положительный эффект. Деятельность должна заинтересовывать учащихся необычными задачами и материалами, цель которых – усилить природную любознательность детей и их стремление исследовать неизвестное.
В 1 классе мы с детьми начинаем работу с мини-проектов, небольших проектных задач, которые возможно реализовать в рамках одного урока: «Моя любимая буква», «Наши имена», «Необычный подарок», «Любимая книга» и др. На данном этапе использую также краткосрочные проекты: 1-2 недели. Например, в начале изучения нумерации можно предложить тему проекта «Любимая цифра и число». Перед детьми ставится следующая задача: «Что я могу рассказать про свою любимую цифру?» Здесь ребята могут объединиться в малые группы и собирать информацию об этой цифре или числе. Это могут быть придуманные математические сказки, истории, рисунки, иллюстрации, загадки, пословицы, поговорки, крылатые выражения. Результат работы - это объёмные папки с самым разным материалом, который потом можно использовать на протяжении всего учебного года.
В ходе исследования мною определены основные направления организации работы над проектом:
1. Разработана структура урока-проекта: актуализация знаний учащихся; постановка проблемы исследования; выдвижение гипотез (предположений); работа в группах, парах (исследование проблемы, подтверждение или опровержение гипотез); презентация «продукта» исследования; общие выводы по итогам проектной деятельности.
2. Определены этапы исследовательской деятельности учащихся: постановка проблемы; изучение сведений по данной проблеме; подбор методик исследования и проведение исследования; сбор собственного материала; анализ и обобщение полученных данных; выводы по итогам исследования.
Организация работы над проектом
Этап: подготовительный. Цель: принятие и обоснование задачи, идеи.
Содержание работы
|
Деятельность учащихся
|
Деятельность учителя
|
Определение темы проекта.
Поиск и анализ проблемы.
Постановка цели и задач проекта.
|
- Обсуждают тему.
- Определяют свои потребности.
- Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы проекта и аргументируют свой выбор.
- Ищут противоречия, формулируют (возможно, с помощью учителя) проблему.
− Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.
|
- Предлагает тематическое поле.
− Мотивирует учащихся к обсуждению.
- Предлагает схемы анализа потребностей.
- Наблюдает за процессом обсуждения и помогает сформулировать проблему.
− Консультирует учащихся при постановке цели, при необходимости корректирует ее формулировку.
|
Этап: исследовательский. Цель: проектирование.
Содержание работы
|
Деятельность учащихся
|
Деятельность учителя
|
Анализ имеющейся информации.
Поиск информационных лакун.
Сбор и изучение информации.
Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности.
Составление плана реализации проекта.
Анализ ресурсов.
|
− Проводят поиск, сбор, систематизацию и анализ информации.
− Вступают в коммуникативные отношения с целью получить информацию.
− Осуществляют выбор.
− Осуществляют процесс планирования.
− Оценивают ресурсы.
− Определяют свое место (роль) в проекте.
− Представляют продукт своей (групповой) деятельности на данном этапе.
− Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.
|
− Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).
− Предлагает учащимся различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации.
− Организует процесс анализа альтернативных решений.
− Помогает уточнить (скорректировать) формулировку цели.
− Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов.
|
Этап: практический. Цель: реализация проекта.
Содержание работы
на этом этапе
|
Деятельность учащихся
|
Деятельность учителя
|
Выполнение запланированных технологических операций.
Текущий контроль качества.
Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию.
|
- Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.
- Осуществляют текущий самоконтроль и обсуждают его результаты.
− При необходимости консультируются с учителем (экспертом).
|
− Наблюдает.
− Контролирует соблюдение правил техники безопасности.
− Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.
− Отвечает на вопросы учащихся.
|
Этап: презентационный. Цель: защита проекта
Содержание работы
|
Деятельность учащихся
|
Деятельность учителя
|
Подготовка презентационных материалов.
Презентация проекта.
Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация).
|
− Выбирает (предлагает) форму презентации.
− Готовит и проводит презентацию, при необходимости консультируется с учителем (экспертом).
− Выступает в качестве эксперта, т.е. задаёт вопросы и высказывает критическое замечание и пожелания (при презентации других групп/учащихся).
|
− Организует презентацию.
− Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.
− При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации.
− Выступает в качестве эксперта.
|
В ходе работы предлагаю учащимся правила успешности проектной деятельности: В команде нет лидеров. Все члены команды равны. Команды не соревнуются. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнеров». Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
Более продуктивная проектно–учебная деятельность начинается со 2-го класса. У детей данного возраста сформирован ряд коммуникативных умений, сформирована обобщенность умственных действий. Дети уже имеют опыт оценочной и самооценочной деятельности. Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, а в процессе проектной деятельности они совершенствуются. Одним из ведущих новообразований этого возраста является произвольность психических процессов, которая предполагает волевое регулирование и направленность деятельности. Ребенок хочет и может что-то создать, самоутвердиться. Более того, работа над проектами сплачивает детский коллектив, привлекает родителей к совместной с детьми деятельности, что способствует и сплочению семьи.
Предлагаю возможные темы проектов (для 1 класса): «Моя семья», «Семейные традиции», «Праздники моей семьи», «Генеалогическое древо моей семьи», «Транспорт будущего», «Профессии наших родителей», «Аквариум и его обитатели», «Мой город», «Хлеб – всему голова», «Птицы – наши друзья», «Эти удивительные животные», «День Победы», «Дорожная азбука», «Числа в загадках и сказках».
Темы, реализуемые в проектах, стараюсь связать с различными учебными дисциплинами или внеурочной деятельностью. Например, изучение темы «Весна» «красной нитью» проходит через все предметные области:
- на уроке русского языка дети работают по картинам о весне;
- на уроке литературного чтения читают рассказы, стихи на заданную тему;
- на уроке математики решают задачи, содержание которых соответствует теме;
- на уроке окружающего мира проводится экскурсия в весенний лес, дети исследуют изменения в живой и неживой природе, оформляют результаты в виде газеты;
- на уроках технологии и изо учащиеся создают декоративное панно, поделки и т. д.
А тема «Моя семья» может реализоваться во внеурочной деятельности:
знакомство с семьями детей (через рассказы учащихся, показ фотографий, семейных реликвий); создание книги «Моя семья» (каждый ученик создает страницу о своей семье).
Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-школьника. Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. Это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов. Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные, регулятивные.
Диагностика сформированности универсальных учебных действий, проведённая в 1а классе показала положительную динамику. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1.
|
Входная диагностика сентябрь 2020 год
|
декабрь 2021 год
|
апрель 2021 год
|
Личностные УУД
|
2,8
|
3,4
|
4,4
|
Позанвательные УУД
|
3,3
|
3,6
|
4,2
|
Регулятивные УУД
|
3,5
|
4
|
5
|
Коммуникативные УУД
|
4,5
|
5,2
|
5,7
|
Вывод: грамотно организованная проектная деятельность учащихся способствует достижению личностных результатов: формирование социальных ценностей, уважительного отношения к иному мнению, иной культуре; развитие мотивов учебной деятельности, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; достижению метапредметных результатов: развитие мыслительных операций (познавательные УУД), умений работать с информацией, организовывать собственную деятельность, осуществлять контроль, самоконтроль, самооценку (регулятивные УУД); излагать свою точку зрения, слушать и слышать собеседника, вести диалог, осуществлять взаимодействие в группах разного состава (коммуникативные УУД);
достижению предметных результатов, обозначенных в рабочих программах.
Проектная деятельность готовит учащихся к реальным условиям жизнедеятельности, повышает качество и мотивацию учения, способствует формированию ключевых компетентностей: информационной, коммуникативной, самоорганизации, включению их в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность.
Список литературы:
-
Байбородова Л.В., Харисова И.Г.,Чернявская А.П., Проектная деятельность школьников//Управление современной школой. Завуч. -2014.-№ 2
-
Заславский, Воронцов, Клевцова: Сборник проектных задач. Начальная школа. В 2-х выпусках. М..: Просвещение,2011 г.
-
Методическое пособие «Проектная деятельность в учебном процессе» составители: Брыкова О.В., Громова Т.В., Салова И.Г., Санкт- Петербург, 2005г.
-
Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.
-
Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К. Н. Поливанова. — 2-е изд.- М..: Просвещение, 2011.
-
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения.- М.: Просвещение, 2011.