Телефон:
Адрес:
1-4olimpiada.ykt@mail.ru

Проектная деятельность как средство формирования УУД

Скрябина Татьяна Гаврильевна,
                        учитель начальных классов
МОБУ СОШ № 19 г. Якутска
То, что сегодня ребёнок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно.
Л.С. Выготский
Актуальность
В настоящее время цель современной школы - не в том, чтобы ученик знал больше, а в том, чтобы он умел самостоятельно узнавать, добывать нужные ему знания, умел применять их не только в учебной деятельности, но и в различных жизненных ситуациях.
В современном обществе большое значение для успешной адаптации ребёнка имеют такие качества личности, как: умение сформировать собственную внутреннюю позицию, умение организовать свою деятельность, умение искать, воспринимать и анализировать информацию и умение организовывать и осуществлять сотрудничество.
Развитию таких качеств способствует проектная деятельность, которая может быть организована в младшей школе.
Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. Конечно, сразу создать систему проектов и начать использовать её в начальной школе невозможно. На начальном освоении этого рода деятельности следует говорить о применении системы проектных задач, которые подготовят ученика начальной школы к полноценной проектной деятельности в среднем и старшем звене.
В процессе изучения данной проблемы, я пришла к выводу, что ребёнок, не овладевший приёмами проектной деятельности в начальных классах школы, в среднем звене неизбежно переходит в разряд слабоуспевающих.
Гипотеза:   Если включить в процесс обучения младших школьников проектную деятельность, то создание практико – ориентированных ситуаций позволит сформировать  УУД, что повысит качество образования и мотивацию учения.
Этапы работы:
  1. Подготовительный (сентябрь): изучение литературы, всевозможные беседы, тестирование. Работа по изучению уровня сформированности  УУД   совместно с психологом.
  2. Основной (октябрь - апрель): работа над проектами, постановка задач перед детьми, планирование действий и операций, реализация проектов класса.
  3. Заключительный (май-июнь):  анализ деятельности, составление методических рекомендаций, коррекция и дальнейшее развитие программы.
Рассмотрим метод проектов и специфику его применения в начальной школе.  
Метод проектов –  способ организации самостоятельной деятельности обучающихся по достижению определенного результата. Он ориентирован на интерес, на творческую самореализацию обучающегося, развитие его интеллектуальных возможностей, волевых качеств в процессе деятельности по решению интересующей его проблемы.
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, а результат (найденный способ решения проблемы) носит практический характер, и, что весьма важно, интересен и значим для самого открывателя.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, то есть целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации, это одно из эффективнейших средств формирования универсальных учебных действий учащихся.
 В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.
 Работа по методу проектов, как замечает И.С. Сергеев, – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые:
1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.
2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
            Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.
5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Каждый проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
То есть проект – это “пять П”: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
Ничто так не расширяет кругозор ребёнка, не воспитывает и не сплачивает детский коллектив, как совместное дело: создание макета, оформление стенгазеты, выступление перед аудиторией. А когда это подчинено одной цели и вызывает у ребят интерес, тогда достигается особый положительный  эффект. Деятельность должна заинтересовывать учащихся необычными задачами и материалами, цель которых – усилить природную любознательность детей и их стремление исследовать неизвестное.
 В 1 классе мы с детьми начинаем работу с мини-проектов, небольших проектных задач, которые возможно реализовать в рамках одного урока: «Моя любимая буква», «Наши имена», «Необычный подарок», «Любимая книга» и др. На данном этапе использую также краткосрочные проекты: 1-2 недели. Например,  в начале изучения нумерации можно предложить тему проекта «Любимая цифра и число».  Перед детьми ставится следующая  задача: «Что я могу рассказать про свою любимую цифру?» Здесь ребята могут объединиться в малые группы и собирать информацию об этой цифре или числе. Это могут  быть придуманные математические сказки,  истории,  рисунки, иллюстрации, загадки, пословицы, поговорки, крылатые выражения. Результат работы - это объёмные папки с самым разным материалом, который  потом можно использовать  на протяжении всего учебного года.
 В ходе исследования мною определены основные направления организации работы над проектом:
1. Разработана структура урока-проекта: актуализация знаний учащихся; постановка проблемы исследования; выдвижение гипотез (предположений); работа в группах, парах (исследование проблемы, подтверждение или опровержение гипотез); презентация «продукта» исследования; общие выводы по итогам проектной деятельности.
2. Определены этапы исследовательской деятельности учащихся: постановка проблемы; изучение сведений по данной проблеме; подбор методик исследования и проведение исследования; сбор собственного материала; анализ и обобщение полученных данных;  выводы по итогам исследования.
                                            Организация работы над проектом
   Этап: подготовительный. Цель: принятие и обоснование задачи, идеи.
Содержание работы
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Определение темы проекта.
Поиск и анализ проблемы.
Постановка цели и задач проекта.
- Обсуждают тему.
- Определяют свои потребности.
- Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы проекта и аргументируют свой выбор.
- Ищут противоречия, формулируют (возможно, с помощью учителя) проблему.
− Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.
- Предлагает тематическое поле.
− Мотивирует учащихся к обсуждению.
- Предлагает схемы анализа потребностей.
- Наблюдает за процессом обсуждения и помогает сформулировать проблему.
− Консультирует учащихся при постановке цели, при необходимости корректирует ее формулировку.
 
                  Этап: исследовательский. Цель: проектирование.
Содержание работы
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Анализ имеющейся информации.
Поиск информационных лакун.
Сбор и изучение информации.
Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности.
Составление плана реализации проекта.
Анализ ресурсов.
− Проводят поиск, сбор, систематизацию и анализ информации.
− Вступают в коммуникативные отношения с целью получить информацию.
− Осуществляют выбор.
− Осуществляют процесс планирования.
− Оценивают ресурсы.
− Определяют свое место (роль) в проекте.
− Представляют продукт своей (групповой) деятельности на данном этапе.
− Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.
− Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).
− Предлагает учащимся различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации.
− Организует процесс анализа альтернативных решений.
− Помогает уточнить (скорректировать) формулировку цели.
− Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов.
 
                Этап: практический. Цель: реализация проекта.
Содержание работы
 на этом этапе
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Выполнение запланированных технологических операций.
Текущий контроль качества.
Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию.
- Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.
- Осуществляют текущий самоконтроль и обсуждают его результаты.
− При необходимости консультируются с учителем (экспертом).
− Наблюдает.
− Контролирует соблюдение правил техники безопасности.
− Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.
− Отвечает на вопросы учащихся.
 
                Этап: презентационный. Цель: защита проекта
Содержание работы
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Подготовка презентационных материалов.
Презентация проекта.
Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация).
− Выбирает (предлагает) форму презентации.
− Готовит и проводит презентацию, при необходимости консультируется с учителем (экспертом).
− Выступает в качестве эксперта, т.е. задаёт вопросы и высказывает критическое замечание и пожелания (при презентации других групп/учащихся).
− Организует презентацию.
− Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.
− При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации.
− Выступает в качестве эксперта.
 
        В ходе работы предлагаю учащимся правила успешности проектной деятельности: В команде нет лидеров. Все члены команды равны. Команды не соревнуются. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнеров». Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
           Более продуктивная проектно–учебная деятельность начинается со 2-го класса. У детей данного возраста сформирован ряд коммуникативных умений, сформирована обобщенность умственных действий. Дети уже имеют опыт оценочной и самооценочной деятельности. Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, а в процессе проектной деятельности они совершенствуются. Одним из ведущих новообразований этого возраста является произвольность психических процессов, которая предполагает волевое регулирование и направленность деятельности. Ребенок хочет и может что-то создать, самоутвердиться. Более того, работа над проектами сплачивает детский коллектив, привлекает родителей к совместной с детьми деятельности, что способствует и сплочению семьи.     
Предлагаю возможные темы проектов (для 1 класса): «Моя семья», «Семейные традиции», «Праздники моей семьи», «Генеалогическое древо моей семьи», «Транспорт будущего», «Профессии наших родителей», «Аквариум и его обитатели»,  «Мой город», «Хлеб – всему голова», «Птицы – наши друзья», «Эти удивительные животные», «День Победы», «Дорожная азбука», «Числа в загадках и сказках».
Темы, реализуемые в проектах, стараюсь связать с различными учебными  дисциплинами или внеурочной деятельностью. Например, изучение темы «Весна»  «красной нитью» проходит через все предметные области:
- на уроке русского языка дети работают  по картинам о весне;
- на уроке литературного чтения читают рассказы, стихи на заданную тему;
- на уроке математики решают задачи, содержание которых соответствует теме;
- на уроке окружающего мира проводится экскурсия в весенний лес, дети исследуют изменения в живой и неживой природе, оформляют результаты в виде газеты;
- на уроках технологии и изо учащиеся создают декоративное панно, поделки и т. д.
             А тема «Моя семья» может реализоваться во внеурочной деятельности:
знакомство с семьями детей (через рассказы учащихся, показ фотографий, семейных реликвий); создание книги «Моя семья» (каждый ученик создает страницу о своей семье).
            Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-школьника. Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. Это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов. Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные, регулятивные.
     Диагностика сформированности универсальных учебных действий, проведённая в  1а классе  показала положительную динамику. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1.
 
Входная диагностика сентябрь 2020 год
 
декабрь 2021 год
 
апрель 2021 год
Личностные УУД
2,8
3,4
4,4
Позанвательные УУД
3,3
3,6
4,2
Регулятивные УУД
3,5
4
5
Коммуникативные УУД
4,5
5,2
5,7
 
Вывод: грамотно  организованная  проектная  деятельность учащихся  способствует достижению личностных результатов: формирование социальных ценностей, уважительного отношения к иному мнению, иной культуре; развитие мотивов учебной деятельности, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; достижению метапредметных результатов: развитие мыслительных операций (познавательные УУД),  умений работать с информацией, организовывать собственную деятельность, осуществлять контроль, самоконтроль, самооценку (регулятивные УУД);  излагать свою точку зрения, слушать и слышать собеседника, вести диалог, осуществлять взаимодействие в группах разного состава (коммуникативные УУД);
достижению предметных результатов, обозначенных в рабочих программах.
Проектная деятельность готовит учащихся к реальным условиям жизнедеятельности, повышает качество и мотивацию учения, способствует формированию ключевых компетентностей: информационной, коммуникативной, самоорганизации, включению их  в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность.
                                              Список литературы:
  1. Байбородова Л.В., Харисова И.Г.,Чернявская А.П., Проектная деятельность школьников//Управление современной школой. Завуч. -2014.-№ 2
  2. Заславский, Воронцов, Клевцова: Сборник проектных задач. Начальная школа. В 2-х выпусках. М..: Просвещение,2011 г.
  3. Методическое пособие «Проектная деятельность в учебном процессе» составители: Брыкова О.В., Громова Т.В., Салова И.Г., Санкт- Петербург, 2005г.
  4. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.
  5. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К. Н. Поливанова. — 2-е изд.- М..: Просвещение, 2011.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения.- М.: Просвещение, 2011. 
Отзывы
Идея создания сайта мне очень понравилась. Данный сайт позволяет организовать дистанционное творческое сотрудничество с другими педагогами и обучающимися. Ещё одно преимущество сайта - то, что задания и конкурсы проводятся на двух языках – русском и якутском. Желаю успехов в работе сайта!
Боярова Людмила Андреевна – заместитель директора по воспитательной работе МОБУ СОШ №12 г. Якутска, Отличник образования РС(Я)
Боярова Людмила Андреевна – заместитель директора по воспитательной работе МОБУ СОШ №12 г. Якутска, Отличник образования РС(Я)
Сайт полезный, познавательный для детей и педагогов. Обращает внимание его практическая направленность. Разделы сайта грамотно подобраны, интересны. Большой выбор олимпиад и конкурсов на якутском и русском языках. Хорошая возможность детям проверить уровень знаний по предметам, а педагогам - обмениваться материалами в альманахе "Я - педагог". Желаю процветания и достижения всех ваших целей!
Григорьева Дария Васильевна - учитель начальных классов, Почётный работник общего образования РФ, г. Нюрба
Григорьева Дария Васильевна - учитель начальных классов, Почётный работник общего образования РФ, г. Нюрба
Сайт дистанционных олимпиад и конкурсов обеспечивает сознательное и активное участие школьников в процессе обучения в школе и полное освоение учебного материала. Здесь организуется творческая работа с педагогами и обучающимися. Желаю удачи во всех начинаниях!
Винокурова Екатерина Ивановна - Кандидат педагогических наук, автор учебных пособий «Культура народов РС(Я)», «Уран тарбах кистэлэҥэ», «Уроки предков» и др.пособий.  Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Институт национальных школ РС(Я)
Винокурова Екатерина Ивановна - Кандидат педагогических наук, автор учебных пособий «Культура народов РС(Я)», «Уран тарбах кистэлэҥэ», «Уроки предков» и др.пособий. Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Институт национальных школ РС(Я)
Ваш сайт - незаменимый помощник на уроках, при подготовке к олимпиаде. Для ребят все конкурсы, олимпиады - отличная умственная тренировка и соревнование! Планируем и в дальнейшем принимать участие. Спасибо вам большое!
Алексеева Евдокия Николаевна - учитель начальных классов Нюрбинской СОШ №1, Отличник образования РС(Я)
Алексеева Евдокия Николаевна - учитель начальных классов Нюрбинской СОШ №1, Отличник образования РС(Я)
Ситуация с коронавирусом отрезала нас от мира. Чем вы занимаетесь во время самоизоляции? А я открыла для себя очень полезный, мотивирующий сайт, который предлагает детям попробовать свои силы, знания и умения в различных конкурсах и олимпиадах. Уверена, что и для себя вы найдете там много интересного и увлекательного. Для успешного повышения категории и аттестации педагогов отлично подходит размещение методических материалов в электронном альманахе «Я – педагог». Успехов Вам и Удачи!
Скрябина Ульяна Егоровна - Отличник гражданских инициатив РС (Я), режиссер-сценарист, организатор благотворительных мероприятий, акций концертов, председатель ОО "Многодетная семья Якутии"
Скрябина Ульяна Егоровна - Отличник гражданских инициатив РС (Я), режиссер-сценарист, организатор благотворительных мероприятий, акций концертов, председатель ОО "Многодетная семья Якутии"
Добрый день! Спасибо организаторам за проведение дистанционных олимпиад во время дистанционного обучения! Очень рады, что наша дочка участвовала и заняла 1 место. Вам процветания, успехов!


Анастасия Бурнашёва – родитель.
Очень хорошие олимпиады. Задания соответствуют возрасту ребенка. В такое время, когда все сидим на самоизоляции, такие олимпиады очень нужны.

Бурнашева Галина Федосеевна - учитель начальных классов МОБУ "СОШ №38" г. Якутска
Сейчас, когда идет эра интернета, каждый из нас погружен в эту паутину. И в этой паутине нужны познавательные сайты, где ученик самостоятельно сможет проверить свои знания, силы. Это хоть маленький, но опыт. Участие в дистанционных олимпиадах и занятия в тренажерах придают уверенности ученику. При дополнительной подготовке к олимпиадам повышается уровень знаний, также возможно и вспоминается даже что-то слегка забытое, и если по итогам хороший результат - повышается самооценка школьника. И даже если не очень хороший итог, то он тоже полезен, так как является стимулом укрепить свои знания. Считаю, что ваш сайт этому и способствует. Отрадно, что в сайте можно и педагогам поделиться своим опытом педагогической деятельности. Желаю дальнейшего процветания вашей команде!


Николаева Мария Андреевна – учитель начальных классов МБОУ «Антоновская СОШ им.Н.Н.Чусовского» Нюрбинского района, Отличник образования РС (Я), Почетный работник воспитания и просвещения РФ.
Дорооболоруҥ! Бу сайт олус интэриэһинэй, араас конкурстар, олимпиадалар тахсаллар. Мин оҕолорбун астына кытыннарабын. Инникитин куруук бииргэ буолуохпут. Улахан махталбын тириэрдэбин, сайда-үүнэ туруҥ!

Ульяна Колесова - учуутал
Здравствуйте, уважаемые организаторы олимпиады!
Спасибо большое за ваш труд и вклад в развитие наших детей!
Вопросы были очень интересные и познавательные.

Успехов вам!
Всего вам доброго,
С уважением, Марианна Вивиерс.
Здравствуйте, уважаемые организаторы семейной олимпиады по английскому языку.
Рады принять участие в республиканской семейной олимпиаде по страноведению. Получила положительные отзывы от родителей и учеников об олимпиаде.

С уважением,
Зинаида Шестакова
Здравствуйте!
Спасибо огромное за проведение олимпиады и своевременную рассылку дипломов!


С ув. Матильда Портнягина
Спасибо огромное за олимпиаду и за красочно оформленные дипломы

С уважением, Екатерина Парникова
Здравствуйте! Спасибо большое за интересные и полезные задания. Желаем дальнейших успехов и будем рады сотрудничеству.

С уважением, Зинаида Ядреева.
Большое спасибо организаторам такого хорошего сайта. С радостью принимаем участие в каждой олимпиаде! Заранее готовимся к олимпиадам, по итогам которых наши дети занимают призовые места, получают красочные дипломы, пополняют свое портфолио. У детей появляется уверенность в своих силах, познавательная активность, высокая мотивация. Очень понравился проект "Электронный альманах", тут есть много полезного, особенно для молодых учителей, которые учатся у своих более опытных коллег, тут богатый материал, учителя щедро делятся своим опытом, за это отдельное спасибо! Ведь все мы были когда-то начинающими педагогами, жаль что в то время не было такого полезного, тщательно продуманного сайта. От имени моих коллег, учеников и их родителей говорю слова благодарности за ваш труд, за желание развивать наших детей и нас учителей!

С уважением, Соловьева Анна Ивановна, учитель начальных классов.
Здравствуйте! Благодаря вашему тренажёру мой сын за несколько дней выучил всю таблицу умножения. Теперь будем учить словарные слова.

Мама Артёма Иванова Мари

Все материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством, в том числе, об авторском праве и смежных правах

Телефон
Адрес:
1-4olimpiada.ykt@mail.ru