Телефон:
Адрес:
1-4olimpiada.ykt@mail.ru

Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе

Скрябина Татьяна Гаврильевна,
                        учитель начальных классов МОБУ СОШ № 19 г. Якутска
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
Они будут открывать это новое сами.
Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»
И.Г. Песталоцци
Современные требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность». 
          Что же такое «функциональная грамотность»? По определению
А. Леонтьева, Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Впервые этот термин появился в 1957 г. и означал «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и удовлетворения житейских проблем».
          Сегодня ФГ включает в себя следующие показатели: готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования; способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества; возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности; совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее.
Отсюда наиважнейшая задача: сформировать готовность жить в постоянно изменяющейся природной и социальной среде, найти своё место в жизни, таким образом, чтобы это отражало две главные идеи: принятие индивидом общества и принятие обществом индивида.
В  современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося:
1) добывать новые знания;
2) применять полученные знания на практике;
3) оценивать свое знание-незнание;
4) стремиться к саморазвитию.
 Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных.
           Предметные  соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К интегративным относятся коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность, формирующиеся на любом предметном содержании.
Для достижения результата в своей работе использую следующие формы и методы:
-Групповая форма работы
-Игровая форма работы
-Творческие задания
-Тестовые задания
-Практическая работа
-Ролевые и деловые игры
-Исследовательская деятельность
Естественнонаучная грамотность. Здесь стараюсь подбирать задания на основе реальных жизненных ситуаций. Использую общепринятые символы для обозначения погоды и провожу аналитические сравнения за определённый период.
           Языковая грамотность. Здесь много приёмов. В учебниках достаточно готовых образцов грамотного письма и правил. Однако, я хочу остановиться на примере задания на развитие мотивации: «Исправь ошибки». Перед вами примеры из предложений детей…Использование деформированных предложений, текстов позволяет сформировать умение обнаруживать нарушения языковых норм.
          Читательская грамотность – это базовый навык ФГ, который предполагает формирование смыслового чтения: умение осмысливать цели чтения; умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели; умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; умение определять основную и второстепенную информацию; умение свободно ориентироваться и воспринимать виды текстов; умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.
Современные дети не любят читать, они не осознают роль, которую художественная литература играет в развитии человека, в формировании личностных качеств, необходимых для жизни, учения, общения. Если в советское время наша страна была самой читающей страной в мире, то сейчас нам нечем похвастаться. Какие трудности испытывает младший школьник? Почему чтение его не заинтересовывает?
Во-первых, это труд – надо запомнить буквы, научиться складывать слоги, потом отдельные смысловые единицы-слова соединять во фразы, и одновременно сталкиваются с проблемой с пониманием. Вот, к примеру стихотворения Агнии Барто учатся легко – понятно, а стихотворения поэтов -русских классиков очень непросто, потому что ребёнку это сложно представить. Для того, чтобы понять, надо знать историю, уметь представить себе ту атмосферу. А наши современные дети с трудом понимают произведения Носова и Драгунского.
Рассмотрим пример, отрывок рассказа Н. Носова «На горке». Здесь я выделила слова, с определением которых у детей возникнут затруднения.
Как у нас обычно идёт работа непосредственно с текстом: чтение, далее учитель сам задаёт вопросы, дети отвечают и т.д. Т.е. посыл идёт от Учителя:  «Я считаю, что они именно это должны понять и уяснить». На самом деле нужно идти от ребёнка. Предлагаю вам принять роль учеников: «Котька», «ребята», «горка», «песок». Расскажите о себе, что вы делали, что чувствовали…Дети рассказывают. Здесь в ходе диалога уже идёт оценка, перенос ситуации на себя, на свой личный опыт, это и есть смысловое чтение: Ответы детей:
«Котька» -я смотрел в окно как ребята строили горку, …
«Ребята» – мы строили горку целый день, устали, пошли пообедать и …
«Горка» – меня построили ребята у стенки сарая.
-Что такое сарай? Почему именно около стенки (удобней насыпать снег).
-Что произошло?
«Песок» – Где вы были в самом начале? (в дворницкой) – объясните значение. А зачем там песок?
Можно данную работу организовать в группах.
-Здесь ещё нет концовки. Предлагаем детям закончить. Что могло быть продолжением рассказа?
          Математическая грамотность. Об улучшении качества математического образования говорят на разных уровнях. Казалось бы, зачем учить элементарному устному и письменному счёту, если есть калькуляторы во всех смартфонах? Ответ очевиден. Важны не сами вычисления, а важно то, что школьник учится выполнять некоторые мыслительные операции: действовать по определённому плану. Мы не знаем, какие профессии будут востребованы в будущем, но ясно, что ему потребуется умение логически мыслить и рассуждать, чётко формулировать свои мысли, делать верный логический выбор. Ему пригодятся навыки прогнозирования и контроля, готовность быстрого выбора решения из сложившейся ситуации.
Изучив прошлогодние результаты ВПР, мы пришли к выводу, что у выпускников начальной школы недостаточно развиты метапредметные умения, умение работать с нетрадиционными задачами, с информацией, которая представлена в таблицах, схемах, диаграммах, чертежах. Это проходит сквозной линией и по математике, и по окружающему миру.
Поэтому, на основе этого подбираю задания, в которых просто вычислительным навыком не обойдёшься. Информация может быть представлена в разных формах. Предлагаю детям перевести символическую информацию в цифровую. Многие задачи невозможно решить без модели. И таких примеров очень много.
Таким образом, любой предмет в начальной школе вносит свой вклад в развитие функциональной грамотности, но приоритетную роль каждого учебного предмета имеет именно предметная составляющая.
Отзывы
Идея создания сайта мне очень понравилась. Данный сайт позволяет организовать дистанционное творческое сотрудничество с другими педагогами и обучающимися. Ещё одно преимущество сайта - то, что задания и конкурсы проводятся на двух языках – русском и якутском. Желаю успехов в работе сайта!
Боярова Людмила Андреевна – заместитель директора по воспитательной работе МОБУ СОШ №12 г. Якутска, Отличник образования РС(Я)
Боярова Людмила Андреевна – заместитель директора по воспитательной работе МОБУ СОШ №12 г. Якутска, Отличник образования РС(Я)
Сайт полезный, познавательный для детей и педагогов. Обращает внимание его практическая направленность. Разделы сайта грамотно подобраны, интересны. Большой выбор олимпиад и конкурсов на якутском и русском языках. Хорошая возможность детям проверить уровень знаний по предметам, а педагогам - обмениваться материалами в альманахе "Я - педагог". Желаю процветания и достижения всех ваших целей!
Григорьева Дария Васильевна - учитель начальных классов, Почётный работник общего образования РФ, г. Нюрба
Григорьева Дария Васильевна - учитель начальных классов, Почётный работник общего образования РФ, г. Нюрба
Сайт дистанционных олимпиад и конкурсов обеспечивает сознательное и активное участие школьников в процессе обучения в школе и полное освоение учебного материала. Здесь организуется творческая работа с педагогами и обучающимися. Желаю удачи во всех начинаниях!
Винокурова Екатерина Ивановна - Кандидат педагогических наук, автор учебных пособий «Культура народов РС(Я)», «Уран тарбах кистэлэҥэ», «Уроки предков» и др.пособий.  Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Институт национальных школ РС(Я)
Винокурова Екатерина Ивановна - Кандидат педагогических наук, автор учебных пособий «Культура народов РС(Я)», «Уран тарбах кистэлэҥэ», «Уроки предков» и др.пособий. Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Институт национальных школ РС(Я)
Ваш сайт - незаменимый помощник на уроках, при подготовке к олимпиаде. Для ребят все конкурсы, олимпиады - отличная умственная тренировка и соревнование! Планируем и в дальнейшем принимать участие. Спасибо вам большое!
Алексеева Евдокия Николаевна - учитель начальных классов Нюрбинской СОШ №1, Отличник образования РС(Я)
Алексеева Евдокия Николаевна - учитель начальных классов Нюрбинской СОШ №1, Отличник образования РС(Я)
Ситуация с коронавирусом отрезала нас от мира. Чем вы занимаетесь во время самоизоляции? А я открыла для себя очень полезный, мотивирующий сайт, который предлагает детям попробовать свои силы, знания и умения в различных конкурсах и олимпиадах. Уверена, что и для себя вы найдете там много интересного и увлекательного. Для успешного повышения категории и аттестации педагогов отлично подходит размещение методических материалов в электронном альманахе «Я – педагог». Успехов Вам и Удачи!
Скрябина Ульяна Егоровна - Отличник гражданских инициатив РС (Я), режиссер-сценарист, организатор благотворительных мероприятий, акций концертов, председатель ОО "Многодетная семья Якутии"
Скрябина Ульяна Егоровна - Отличник гражданских инициатив РС (Я), режиссер-сценарист, организатор благотворительных мероприятий, акций концертов, председатель ОО "Многодетная семья Якутии"
Добрый день! Спасибо организаторам за проведение дистанционных олимпиад во время дистанционного обучения! Очень рады, что наша дочка участвовала и заняла 1 место. Вам процветания, успехов!


Анастасия Бурнашёва – родитель.
Очень хорошие олимпиады. Задания соответствуют возрасту ребенка. В такое время, когда все сидим на самоизоляции, такие олимпиады очень нужны.

Бурнашева Галина Федосеевна - учитель начальных классов МОБУ "СОШ №38" г. Якутска
Сейчас, когда идет эра интернета, каждый из нас погружен в эту паутину. И в этой паутине нужны познавательные сайты, где ученик самостоятельно сможет проверить свои знания, силы. Это хоть маленький, но опыт. Участие в дистанционных олимпиадах и занятия в тренажерах придают уверенности ученику. При дополнительной подготовке к олимпиадам повышается уровень знаний, также возможно и вспоминается даже что-то слегка забытое, и если по итогам хороший результат - повышается самооценка школьника. И даже если не очень хороший итог, то он тоже полезен, так как является стимулом укрепить свои знания. Считаю, что ваш сайт этому и способствует. Отрадно, что в сайте можно и педагогам поделиться своим опытом педагогической деятельности. Желаю дальнейшего процветания вашей команде!


Николаева Мария Андреевна – учитель начальных классов МБОУ «Антоновская СОШ им.Н.Н.Чусовского» Нюрбинского района, Отличник образования РС (Я), Почетный работник воспитания и просвещения РФ.
Дорооболоруҥ! Бу сайт олус интэриэһинэй, араас конкурстар, олимпиадалар тахсаллар. Мин оҕолорбун астына кытыннарабын. Инникитин куруук бииргэ буолуохпут. Улахан махталбын тириэрдэбин, сайда-үүнэ туруҥ!

Ульяна Колесова - учуутал
Здравствуйте, уважаемые организаторы олимпиады!
Спасибо большое за ваш труд и вклад в развитие наших детей!
Вопросы были очень интересные и познавательные.

Успехов вам!
Всего вам доброго,
С уважением, Марианна Вивиерс.
Здравствуйте, уважаемые организаторы семейной олимпиады по английскому языку.
Рады принять участие в республиканской семейной олимпиаде по страноведению. Получила положительные отзывы от родителей и учеников об олимпиаде.

С уважением,
Зинаида Шестакова
Здравствуйте!
Спасибо огромное за проведение олимпиады и своевременную рассылку дипломов!


С ув. Матильда Портнягина
Спасибо огромное за олимпиаду и за красочно оформленные дипломы

С уважением, Екатерина Парникова
Здравствуйте! Спасибо большое за интересные и полезные задания. Желаем дальнейших успехов и будем рады сотрудничеству.

С уважением, Зинаида Ядреева.
Большое спасибо организаторам такого хорошего сайта. С радостью принимаем участие в каждой олимпиаде! Заранее готовимся к олимпиадам, по итогам которых наши дети занимают призовые места, получают красочные дипломы, пополняют свое портфолио. У детей появляется уверенность в своих силах, познавательная активность, высокая мотивация. Очень понравился проект "Электронный альманах", тут есть много полезного, особенно для молодых учителей, которые учатся у своих более опытных коллег, тут богатый материал, учителя щедро делятся своим опытом, за это отдельное спасибо! Ведь все мы были когда-то начинающими педагогами, жаль что в то время не было такого полезного, тщательно продуманного сайта. От имени моих коллег, учеников и их родителей говорю слова благодарности за ваш труд, за желание развивать наших детей и нас учителей!

С уважением, Соловьева Анна Ивановна, учитель начальных классов.
Здравствуйте! Благодаря вашему тренажёру мой сын за несколько дней выучил всю таблицу умножения. Теперь будем учить словарные слова.

Мама Артёма Иванова Мари

Все материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством, в том числе, об авторском праве и смежных правах

Телефон
Адрес:
1-4olimpiada.ykt@mail.ru