Скрябина Татьяна Гаврильевна,
учитель начальных классов МОБУ СОШ № 19 г. Якутска
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
Они будут открывать это новое сами.
Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»
И.Г. Песталоцци
Современные требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность».
Что же такое «функциональная грамотность»? По определению
Что же такое «функциональная грамотность»? По определению
А. Леонтьева, Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Впервые этот термин появился в 1957 г. и означал «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и удовлетворения житейских проблем».
Сегодня ФГ включает в себя следующие показатели: готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования; способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества; возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности; совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее.
Отсюда наиважнейшая задача: сформировать готовность жить в постоянно изменяющейся природной и социальной среде, найти своё место в жизни, таким образом, чтобы это отражало две главные идеи: принятие индивидом общества и принятие обществом индивида.
В современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося:
1) добывать новые знания;
2) применять полученные знания на практике;
3) оценивать свое знание-незнание;
4) стремиться к саморазвитию.
Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных.
Предметные соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К интегративным относятся коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность, формирующиеся на любом предметном содержании.
Для достижения результата в своей работе использую следующие формы и методы:
-Групповая форма работы
-Игровая форма работы
-Творческие задания
-Тестовые задания
-Практическая работа
-Ролевые и деловые игры
-Исследовательская деятельность
Естественнонаучная грамотность. Здесь стараюсь подбирать задания на основе реальных жизненных ситуаций. Использую общепринятые символы для обозначения погоды и провожу аналитические сравнения за определённый период.
Языковая грамотность. Здесь много приёмов. В учебниках достаточно готовых образцов грамотного письма и правил. Однако, я хочу остановиться на примере задания на развитие мотивации: «Исправь ошибки». Перед вами примеры из предложений детей…Использование деформированных предложений, текстов позволяет сформировать умение обнаруживать нарушения языковых норм.
Читательская грамотность – это базовый навык ФГ, который предполагает формирование смыслового чтения: умение осмысливать цели чтения; умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели; умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; умение определять основную и второстепенную информацию; умение свободно ориентироваться и воспринимать виды текстов; умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.
Современные дети не любят читать, они не осознают роль, которую художественная литература играет в развитии человека, в формировании личностных качеств, необходимых для жизни, учения, общения. Если в советское время наша страна была самой читающей страной в мире, то сейчас нам нечем похвастаться. Какие трудности испытывает младший школьник? Почему чтение его не заинтересовывает?
Во-первых, это труд – надо запомнить буквы, научиться складывать слоги, потом отдельные смысловые единицы-слова соединять во фразы, и одновременно сталкиваются с проблемой с пониманием. Вот, к примеру стихотворения Агнии Барто учатся легко – понятно, а стихотворения поэтов -русских классиков очень непросто, потому что ребёнку это сложно представить. Для того, чтобы понять, надо знать историю, уметь представить себе ту атмосферу. А наши современные дети с трудом понимают произведения Носова и Драгунского.
Рассмотрим пример, отрывок рассказа Н. Носова «На горке». Здесь я выделила слова, с определением которых у детей возникнут затруднения.
Как у нас обычно идёт работа непосредственно с текстом: чтение, далее учитель сам задаёт вопросы, дети отвечают и т.д. Т.е. посыл идёт от Учителя: «Я считаю, что они именно это должны понять и уяснить». На самом деле нужно идти от ребёнка. Предлагаю вам принять роль учеников: «Котька», «ребята», «горка», «песок». Расскажите о себе, что вы делали, что чувствовали…Дети рассказывают. Здесь в ходе диалога уже идёт оценка, перенос ситуации на себя, на свой личный опыт, это и есть смысловое чтение: Ответы детей:
«Котька» -я смотрел в окно как ребята строили горку, …
«Ребята» – мы строили горку целый день, устали, пошли пообедать и …
«Горка» – меня построили ребята у стенки сарая.
-Что такое сарай? Почему именно около стенки (удобней насыпать снег).
-Что произошло?
«Песок» – Где вы были в самом начале? (в дворницкой) – объясните значение. А зачем там песок?
Можно данную работу организовать в группах.
-Здесь ещё нет концовки. Предлагаем детям закончить. Что могло быть продолжением рассказа?
Математическая грамотность. Об улучшении качества математического образования говорят на разных уровнях. Казалось бы, зачем учить элементарному устному и письменному счёту, если есть калькуляторы во всех смартфонах? Ответ очевиден. Важны не сами вычисления, а важно то, что школьник учится выполнять некоторые мыслительные операции: действовать по определённому плану. Мы не знаем, какие профессии будут востребованы в будущем, но ясно, что ему потребуется умение логически мыслить и рассуждать, чётко формулировать свои мысли, делать верный логический выбор. Ему пригодятся навыки прогнозирования и контроля, готовность быстрого выбора решения из сложившейся ситуации.
Изучив прошлогодние результаты ВПР, мы пришли к выводу, что у выпускников начальной школы недостаточно развиты метапредметные умения, умение работать с нетрадиционными задачами, с информацией, которая представлена в таблицах, схемах, диаграммах, чертежах. Это проходит сквозной линией и по математике, и по окружающему миру.
Поэтому, на основе этого подбираю задания, в которых просто вычислительным навыком не обойдёшься. Информация может быть представлена в разных формах. Предлагаю детям перевести символическую информацию в цифровую. Многие задачи невозможно решить без модели. И таких примеров очень много.
Таким образом, любой предмет в начальной школе вносит свой вклад в развитие функциональной грамотности, но приоритетную роль каждого учебного предмета имеет именно предметная составляющая.