Телефон:
Адрес:
1-4olimpiada.ykt@mail.ru

Творческая работа по картине А.А. Пластова "Первый снег"

                          Русский язык. Развитие речи. 4 класс                    
Скрябина Т.Г., МОБУ СОШ № 19 г. Якутска
Тема: «Творческая работа по картине А.А. Пластова “Первый снег”».
Цель: создать условия для составления текста-описания по картине.
Оборудование: компьютер; проектор; экран; презентация к уроку, бланки для составления кластера в группах.
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. ПОДГОТОВКА К ОСНОВНОМУ ЭТАПУ
Учитель.
Блистают звезды, цвет меняют горы,
Снега сползают, розы опадают.
Мне очень жаль людей, которых
На свете ничего не удивляет.
 
Ребята, а чему удивляетесь вы в окружающем нас мире?
Выслушиваются ответы детей.
 
– О чем мы можем сказать: «первый», «последний»? (Слайд 2.)
Дети. Первый снег, последний урок.
У. Что вы можете сказать об этой паре слов?
Д. Это антонимы.
У. Признаком какого предмета может быть слово первый?
Дети приводят примеры.
III. ПОВТОРЕНИЕ ПОНЯТИЯ ТЕКСТ. (слайд 3)
У. Прочитайте предложения. Это текст?
Д. Нет.
У. Что же такое текст?
Выслушиваются ответы детей, затем они читают правило:
Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу, записанных в строгом порядке.
IV. ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ О ТИПАХ ТЕКСТА
Текст-повествование (слайд 4)
Учащиеся читают текст:
Морозы сковали землю. Замерзли реки и озера. Везде лежит белый пушистый снег. Дети рады зиме и первому снегу. По свежему снегу приятно бежать на лыжах. Сережа и Катя играют в снежки. Лиза и Зоя лепят снежную бабу. От снега ребята стали сами похожи на снеговиков.
Но стоило прийти домой, как белые комья снега таяли, и вся одежда становилась мокрой. Хорошо зимой!
– Это текст? Докажите. Назовите тему текста, основную мысль, определите тип текста.
Д. Тема – о снеге. Основная мысль –говорится о зимних играх. Это текст- повествование.
У. Назовите признаки текста- повествования.
Д. В таких текстах идет речь о сменяющих друг друга событиях.
Аналогично идет работа по слайдам 5 и 6.
У. Назовите тему всех трех текстов.
Д. «Снег».
V. СОПОСТАВЛЕНИЕ ЛИЧНЫХ НАБЛЮДЕНИЙ ДЕТЕЙ И ОПИСАНИЕ ПЕРВОГО СНЕГА В ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
У. Мы любим снег, хотя к концу зимы он нам уже надоедает. Почему?
Дети отвечают.
– А когда же мы радуемся снегу?
Д. Самому первому снегу.
У. Готовясь к данному уроку мы разделились на группы для выполнения домашнего задания. Группа художников подготовила выставку на тему «Первый снег», группа писателей подбирала тексты о первом снеге, а группа музыкантов искала классические произведения на соответствующую тему.
У. Послушайте, как о первом снеге сказали К.Г. Паустовский и И.А. Бунин.
Ученики читают тексты на слайде 7.
– С чем сравнивает первый снег К.Г. Паустовский?
Д. Со стеклянным дождем.
У. Какое у него отношение к первому снегу? Откуда это видно?
Д. Ему нравится это зрелище, он красиво описывает природу.
У. Как говорит И.А. Бунин о том, что снег идет?
Д. Снегом понесло.
У. Подберите синонимы к этому слову.
Д. Идет, посыпался.
VI. РАБОТА ПО КАРТИНЕ
У. Это же прекрасное явление природы мы видим на картине художника А.А. Пластова.
Картину дети рассматривают на доске.
– Перу этого художника принадлежат много прекрасных картин
(слайд 8).
Дети слушают доклад заранее подготовленного ученика о творчестве А.А. Пластова.
Вторичное рассматривание картины «Первый снег» на экране.
(слайд 9).
Звучит музыка П.И. Чайковского «Ноябрь».
– Какое время года изобразил художник?
Д. Начало зимы.
У. Кого изобразил художник на переднем плане?
Д. Девочку лет десяти и мальчика лет семи.
У. Опишите их внешний вид.
Д. Мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Они, наверное, торопились. Им очень хотелось скорее увидеть первый снег. У девочки валенки не по размеру – видно, обувалась второпях. Ребята поднимают голову к небу, смотрят на хлопья снега.
У. Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей? Можно ли сказать, что ребятам нравится первый снег?
Д. Их очень заинтересовал первый снегопад. Дети любознательны и наблюдательны, они рады снегу, для них это праздник.
У. Что еще мы видим на переднем плане?
Д. Березу.
У. В палисаднике – большая старая береза с раскидистыми ветвями. Кажется, что она тоже обрадовалась снегу. Береза, наверное, давно ждала этого события, она как будто именно для встречи первого снега раскинула ветви так широко в стороны.
Здесь есть еще один герой – ворона. Она тоже как будто рада первому снегу, хочет его попробовать. Художник на картине хочет подчеркнуть единство живой и неживой природы.
Чего много на картине?
Д. Снега.
VII. СОСТАВЛЕНИЕ СИНКВЕЙНА НА ТЕМУ «СНЕГ» (СЛАЙД 10)
VIII. СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА (РАБОТА В ГРУППАХ)
У. Давайте вспомним правила работы в группе:
  • 1.В группе должен быть ответственный.
  • 2. Работать должен каждый на общий результат.
  • 3. Один говорит, другие слушают.
  • 4. Своё несогласие высказывают вежливо.
  • 5. Если не понял, переспроси.
  • 6. Избегай прямых указаний и назидательности.
 
 
I этап. Центральное место на уроке занимает картина А.А. Пластова «Первый снег». (слайд 11)
II этап. Какие объекты были выделены  на картине?
III этап. Работа с каждым объектом.
У. Для описания каждого объекта давайте подберем такие слова, которые помогли бы увидеть картину ярче, выразительнее (действия, признаки). Учитель выслушивает ответы детей и постепенно открывает варианты подбора опорных слов для каждого объекта.
IV этап. Составление рассказа по кластеру (устно).
У. Если мы захотим написать текст по картине, какого типа он должен быть?
Д. Текст-описание.
У. По какой схеме составляется текст- описание? (Слайд 12.)
Учащиеся, используя опорные слова, рассказывают про каждый объект, постепенно переходя по стрелке от одного объекта к другому; снова попадая в центр кластера, подводят итог: как художнику удалось передать настроение, чувства от первого снега, чем понравилась картина. Отвечают некоторые учащиеся со своими вариантами текста.
V этап. Итог.
У. Какой тип текста получился?
Д. Текст-описание.
У. Какой заголовок можно сделать для ваших текстов?
Д. Первый снег на картине А.А. Пластова.
Оценка работы группы
 
IX. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ (слайд 13)
Х. ТВОРЧЕСКИЙ ДИКТАНТ
(слайд 14)
     Художник (какой?) на картине «______________» изобразил начало (чего?). Снег (что делает?) землю легким ковром. Он (какой?). Радуются снегу двое ребятишек. Дети (какие?). Они удивлены, что за одну ночь дом и улица покрылись снегом. (Какая?) берёза раскинула (какие?) ветки.
     В картине много (какого?) тона. Художник помог нам вспомнить (какое?) чувство при виде первого снега.
Первое предложение разбирается коллективно как образец.
Ученики читают следующие предложения с вопросами и дают ответы. Выслушивается несколько вариантов. Текст закрывается. Учитель читает предложения с вопросами. Учащиеся записывают свои варианты ответов. Зачитывание работ учащихся.
ХI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ
У. Чем вы занимались сегодня на уроке? Что повторили? Что узнали нового?
Сегодня я узнал …
Было интересно …
Было трудно …
Я научился …
Я попробую …
Меня удивило …
Отзывы
Идея создания сайта мне очень понравилась. Данный сайт позволяет организовать дистанционное творческое сотрудничество с другими педагогами и обучающимися. Ещё одно преимущество сайта - то, что задания и конкурсы проводятся на двух языках – русском и якутском. Желаю успехов в работе сайта!
Боярова Людмила Андреевна – заместитель директора по воспитательной работе МОБУ СОШ №12 г. Якутска, Отличник образования РС(Я)
Боярова Людмила Андреевна – заместитель директора по воспитательной работе МОБУ СОШ №12 г. Якутска, Отличник образования РС(Я)
Сайт полезный, познавательный для детей и педагогов. Обращает внимание его практическая направленность. Разделы сайта грамотно подобраны, интересны. Большой выбор олимпиад и конкурсов на якутском и русском языках. Хорошая возможность детям проверить уровень знаний по предметам, а педагогам - обмениваться материалами в альманахе "Я - педагог". Желаю процветания и достижения всех ваших целей!
Григорьева Дария Васильевна - учитель начальных классов, Почётный работник общего образования РФ, г. Нюрба
Григорьева Дария Васильевна - учитель начальных классов, Почётный работник общего образования РФ, г. Нюрба
Сайт дистанционных олимпиад и конкурсов обеспечивает сознательное и активное участие школьников в процессе обучения в школе и полное освоение учебного материала. Здесь организуется творческая работа с педагогами и обучающимися. Желаю удачи во всех начинаниях!
Винокурова Екатерина Ивановна - Кандидат педагогических наук, автор учебных пособий «Культура народов РС(Я)», «Уран тарбах кистэлэҥэ», «Уроки предков» и др.пособий.  Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Институт национальных школ РС(Я)
Винокурова Екатерина Ивановна - Кандидат педагогических наук, автор учебных пособий «Культура народов РС(Я)», «Уран тарбах кистэлэҥэ», «Уроки предков» и др.пособий. Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Институт национальных школ РС(Я)
Ваш сайт - незаменимый помощник на уроках, при подготовке к олимпиаде. Для ребят все конкурсы, олимпиады - отличная умственная тренировка и соревнование! Планируем и в дальнейшем принимать участие. Спасибо вам большое!
Алексеева Евдокия Николаевна - учитель начальных классов Нюрбинской СОШ №1, Отличник образования РС(Я)
Алексеева Евдокия Николаевна - учитель начальных классов Нюрбинской СОШ №1, Отличник образования РС(Я)
Ситуация с коронавирусом отрезала нас от мира. Чем вы занимаетесь во время самоизоляции? А я открыла для себя очень полезный, мотивирующий сайт, который предлагает детям попробовать свои силы, знания и умения в различных конкурсах и олимпиадах. Уверена, что и для себя вы найдете там много интересного и увлекательного. Для успешного повышения категории и аттестации педагогов отлично подходит размещение методических материалов в электронном альманахе «Я – педагог». Успехов Вам и Удачи!
Скрябина Ульяна Егоровна - Отличник гражданских инициатив РС (Я), режиссер-сценарист, организатор благотворительных мероприятий, акций концертов, председатель ОО "Многодетная семья Якутии"
Скрябина Ульяна Егоровна - Отличник гражданских инициатив РС (Я), режиссер-сценарист, организатор благотворительных мероприятий, акций концертов, председатель ОО "Многодетная семья Якутии"
Добрый день! Спасибо организаторам за проведение дистанционных олимпиад во время дистанционного обучения! Очень рады, что наша дочка участвовала и заняла 1 место. Вам процветания, успехов!


Анастасия Бурнашёва – родитель.
Очень хорошие олимпиады. Задания соответствуют возрасту ребенка. В такое время, когда все сидим на самоизоляции, такие олимпиады очень нужны.

Бурнашева Галина Федосеевна - учитель начальных классов МОБУ "СОШ №38" г. Якутска
Сейчас, когда идет эра интернета, каждый из нас погружен в эту паутину. И в этой паутине нужны познавательные сайты, где ученик самостоятельно сможет проверить свои знания, силы. Это хоть маленький, но опыт. Участие в дистанционных олимпиадах и занятия в тренажерах придают уверенности ученику. При дополнительной подготовке к олимпиадам повышается уровень знаний, также возможно и вспоминается даже что-то слегка забытое, и если по итогам хороший результат - повышается самооценка школьника. И даже если не очень хороший итог, то он тоже полезен, так как является стимулом укрепить свои знания. Считаю, что ваш сайт этому и способствует. Отрадно, что в сайте можно и педагогам поделиться своим опытом педагогической деятельности. Желаю дальнейшего процветания вашей команде!


Николаева Мария Андреевна – учитель начальных классов МБОУ «Антоновская СОШ им.Н.Н.Чусовского» Нюрбинского района, Отличник образования РС (Я), Почетный работник воспитания и просвещения РФ.
Дорооболоруҥ! Бу сайт олус интэриэһинэй, араас конкурстар, олимпиадалар тахсаллар. Мин оҕолорбун астына кытыннарабын. Инникитин куруук бииргэ буолуохпут. Улахан махталбын тириэрдэбин, сайда-үүнэ туруҥ!

Ульяна Колесова - учуутал
Здравствуйте, уважаемые организаторы олимпиады!
Спасибо большое за ваш труд и вклад в развитие наших детей!
Вопросы были очень интересные и познавательные.

Успехов вам!
Всего вам доброго,
С уважением, Марианна Вивиерс.
Здравствуйте, уважаемые организаторы семейной олимпиады по английскому языку.
Рады принять участие в республиканской семейной олимпиаде по страноведению. Получила положительные отзывы от родителей и учеников об олимпиаде.

С уважением,
Зинаида Шестакова
Здравствуйте!
Спасибо огромное за проведение олимпиады и своевременную рассылку дипломов!


С ув. Матильда Портнягина
Спасибо огромное за олимпиаду и за красочно оформленные дипломы

С уважением, Екатерина Парникова
Здравствуйте! Спасибо большое за интересные и полезные задания. Желаем дальнейших успехов и будем рады сотрудничеству.

С уважением, Зинаида Ядреева.
Большое спасибо организаторам такого хорошего сайта. С радостью принимаем участие в каждой олимпиаде! Заранее готовимся к олимпиадам, по итогам которых наши дети занимают призовые места, получают красочные дипломы, пополняют свое портфолио. У детей появляется уверенность в своих силах, познавательная активность, высокая мотивация. Очень понравился проект "Электронный альманах", тут есть много полезного, особенно для молодых учителей, которые учатся у своих более опытных коллег, тут богатый материал, учителя щедро делятся своим опытом, за это отдельное спасибо! Ведь все мы были когда-то начинающими педагогами, жаль что в то время не было такого полезного, тщательно продуманного сайта. От имени моих коллег, учеников и их родителей говорю слова благодарности за ваш труд, за желание развивать наших детей и нас учителей!

С уважением, Соловьева Анна Ивановна, учитель начальных классов.
Здравствуйте! Благодаря вашему тренажёру мой сын за несколько дней выучил всю таблицу умножения. Теперь будем учить словарные слова.

Мама Артёма Иванова Мари

Все материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством, в том числе, об авторском праве и смежных правах

Телефон
Адрес:
1-4olimpiada.ykt@mail.ru