Степанова Надежда Дмитриевна,
воспитатель МБДОУ «ЦРР д/с «Светлячок»»
г. Нюрба
Республика Саха (Якутия)
Тема: развитие эмоционального интеллекта и эмоционально-ценностного отношения к сверстникам у детей: роль якутских сказок.
Цель: повышение родительской компетентности в вопросах развития эмоционального интеллекта и формирования эмоционально-ценностного отношения ребенка к сверстникам.
Задачи:
-
Привлечь внимание родителей к важности развития эмоционального интеллекта у детей.
-
Раскрыть значение эмоционального интеллекта и эмоционально-ценностного отношения к сверстникам для успешной социализации ребенка.
-
Подчеркнуть роль якутских сказок в развитии эмоционального интеллекта.
-
Создать атмосферу эмоционального комфорта и взаимопонимания между родителями и воспитателями.
Участники: Родители и воспитатели.
Форма проведения: Групповая дискуссия с элементами интерактивной беседы.
Ход собрания:
Приветствие (5 минут)
"Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас на нашем родительском собрании. Сегодня мы посвятим время очень важной теме – развитию эмоционального интеллекта у наших детей и тому, как якутские волшебные сказки могут помочь нам в этом."
Введение в тему (10 минут)
"Каждый родитель мечтает о счастливом и успешном будущем для своего ребенка. И одним из ключевых факторов, влияющих на это, является развитие эмоционального интеллекта. Что же это такое?
Эмоции – это наши внутренние переживания, отражающие наше отношение к миру и к самим себе. Эмоциональный интеллект – это способность распознавать, понимать и управлять своими эмоциями, а также понимать эмоции других людей. Это умение помогает нам эффективно общаться, строить отношения и успешно справляться с жизненными трудностями.
Эмоционально-ценностные отношения – это наш опыт взаимодействия с окружающим миром, с другими людьми, который формирует наши переживания, восприятие и поведение."
Значение эмоционального интеллекта (15 минут)
"Дети очень эмоциональны, и их эмоции разнообразны: радость, грусть, гнев, удивление, стыд... Однако не всегда дети осознают, что именно они чувствуют. Ребенок с недостаточно развитым эмоциональным интеллектом может испытывать трудности в общении, не понимать чувств других людей или неправильно их интерпретировать.
Развитие эмоционального интеллекта тесно связано со способностью к сопереживанию и эмпатии – умению поставить себя на место другого человека и почувствовать его эмоции."
Роль сказок в развитии эмоционального интеллекта (20 минут)
"Среди множества методов развития эмоционального интеллекта особое место занимает сказка. Сказка – это традиционный и доступный способ для ребенка познать себя, окружающий мир и приобщиться к ценностям общества.
Сказка близка детской душе. Она заставляет ребенка смеяться, переживать, надеяться – чувствовать! Сказка отражает мир во всей его сложности, гармонии и красоте.
Погружаясь в мир сказки, ребенок активно сопереживает героям, ставит себя на их место, учится выражать эмоции. Сказка развивает эмоциональное воображение, позволяя ребенку проживать события вместе с героями, опираясь на свой собственный эмоциональный опыт.
Благодаря сказочным перевоплощениям, когда неодушевленные предметы оживают, дети получают возможность абстрагироваться от реальности и выражать свои эмоции более свободно. Это особенно важно для застенчивых и необщительных детей, которым легче говорить не от своего имени, а от имени сказочного персонажа."
Якутские сказки и их особенности (15 минут)
"Якутские волшебные сказки – это сокровищница мудрости и нравственных ценностей. Они рассказывают о вечных темах: о человеческих отношениях, о добре и зле, о благородстве и подлости. В якутских сказках, как и в сказках других народов, заложены нормы общения, правила поведения в обществе. Они учат детей различать хорошее и плохое, сочувствовать слабым и бороться за справедливость. (Приведите примеры из якутских сказок, иллюстрирующие развитие эмоционального интеллекта и эмоционально-ценностного отношения к сверстникам. Например, сказка о помощи другу в беде, о преодолении страха, о прощении обиды.)
Например, в сказке [название сказки] герой проявляет [какое качество, связанное с эмоциональным интеллектом, например, сочувствие, смелость, умение прощать]. Это учит детей [чему учит этот пример].
Важно читать сказки вместе с детьми, обсуждать поступки героев, их чувства и мотивы. Это поможет ребенку лучше понять себя и окружающих."
Практические советы родителям (10 минут)
"Как же мы, родители, можем помочь нашим детям развивать эмоциональный интеллект с помощью сказок и в повседневной жизни?
Читайте сказки вместе с детьми. Выбирайте сказки, которые затрагивают разные эмоции и ситуации. Обсуждайте сказки. Спрашивайте ребенка, что он чувствовал, когда слушал сказку, как бы он поступил на месте героя. Играйте в сказки. Инсценируйте сказочные сюжеты, позволяя ребенку выражать свои эмоции через игру. Будьте примером. Показывайте ребенку, как вы сами справляетесь со своими эмоциями, как проявляете сочувствие и понимание к другим людям. Помогайте ребенку распознавать свои эмоции. Спрашивайте его, что он чувствует, когда он радуется, грустит, злится. Учите ребенка выражать свои эмоции словами. Помогайте ему находить подходящие слова для описания своих чувств. Создавайте дома атмосферу любви, поддержки и понимания.
Помните, что развитие эмоционального интеллекта – это длительный процесс, требующий терпения и внимания. Но результаты этого процесса – счастливый, уверенный в себе и умеющий строить отношения ребенок – стоят всех усилий."
Вопросы и ответы (10 минут)
"Уважаемые родители, у вас есть вопросы по теме нашего собрания? Мы с удовольствием на них ответим."
8. Заключение (5 минут)
"Благодарим вас за участие в нашем родительском собрании. Надеемся, что полученная информация будет полезной для вас и поможет вам в воспитании счастливых и успешных детей. Помните, что развитие эмоционального интеллекта – это инвестиция в будущее вашего ребенка!"
Дополнительные материалы (по желанию):
-
Список рекомендованных якутских сказок для развития эмоционального интеллекта.
-
Памятка для родителей с советами по развитию эмоционального интеллекта у детей.
-
Анкета для родителей с вопросами о развитии эмоционального интеллекта у их детей (для дальнейшего анализа и планирования работы).
Примечания:
Время, указанное для каждого этапа, является ориентировочным и может быть скорректировано в зависимости от активности участников. Важно создать доброжелательную и открытую атмосферу, чтобы родители чувствовали себя комфортно и могли свободно задавать вопросы и делиться своим опытом. Используйте наглядные материалы.