Телефон:
Адрес:
1-4olimpiada.ykt@mail.ru

Технологическая карта урока по литературному чтению в 1 классе

Сторожева Мирослава Владимировна,

учитель начальных классов

  МОБУ СОШ № 21 ГО «Город Якутск»

Класс: 1
Тема раздела: Апрель, апрель! Звенит капель…
Тип урока: комбинированный урок
Цель учителя: создать условия для развития познавательной активности учащихся, умения понимать прочитанное для формирования правильного чтения, умения ориентироваться в тексте;
Учебная задача: наблюдать какие слова используют поэты для описания картин природы.
Цель учащихся:
- Понять: что такое слова, которые описывают картины природы;
- Узнать: как находить слова, которые авторы использовали для описания картин природы;
- Научиться: читать «по – взрослому».
Планируемые результаты урока:
Личностные
  • Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости.
  • Бережно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.
  • Адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников.
Регулятивные
  • Удерживать цель деятельности до получения её результата.
  • Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
  • Прогнозировать содержание темы урока.
  • Правильно оценивать выполнение чужой и собственной работы.
Познавательные
  • Осуществлять поиск и выделение информации из текста.
  • Называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.
  • Осуществлять смысловое чтение.
Коммуникативные
  • Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
  • Уметь строить монологическое высказывание, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.
  • Выполнять правила работы в паре.
  • Сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Предметные
  • Находить заглавие произведения, называть автора произведения.
  • Воспринимать на слух художественное произведение.
  • Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные.
  • Овладение способом синтагматического «взрослого» чтения: выделение из каждого высказывания речевых звеньев; выделение из речевого звена ключевого слова (на готовой партитуре).
  • Сравнивать стихотворения разных поэтов на одну и ту же тему.
Направление воспитательной работы: Способствовать формированию желания читать; воспитывать стремление беречь окружающий мир, знать и любить свою Родину.
Форма обучения: фронтальная, групповая(парная), индивидуальная работа.
Технология обучения: деятельностный подход.
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир, русский язык, изобразительное искусство, музыка.
Оборудование и образовательные ресурсы: учебник «Литературное чтение», 1 класс (Л.Ф. Климанова и др.), презентация, интерактивная доска, рабочие листы, аудиопьеса «М.Кондратьев П.И. Чайковский «Апрель» из цикла «Времена года».
Термины и понятия: партитура, речевое звено, пауза, ключевое слово, лирические стихи.
Этап урока
Содержание
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Результат урока
Проверка готовности к уроку.
Приветствие.
- Добрый день!  Начнём урок.
Проверяют готовность к уроку, здороваются с гостями, дарят друг другу улыбки.
Готовность к уроку.
 
Способствовать формированию навыка беглого, осознанного чтения.
   «Пальчики здороваются» Слайд 2,3
Учащиеся читают текст для речевой разминки.
 
Создать условия для включения в учебную деятельность.
 
2.Слушание пьесы П. Чайковского
 
3-Что представили себе, слушая музыку? Каким чувством наполнен музыкальный пейзаж?
Слушают музыку.
 
Отвечают на вопросы учителя.
универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока. 
Формирует:
-умение анализировать;
-умение выделять и формулировать
противоречие.
Принятие целей учебно-познавательной деятельности
 
 
-Сегодня мы продолжим работу, начатую на прошлом уроке. Давайте вспомним и поиграем в игру
 «Доскажи словечко».
1.Если речка голубая
Пробудилась ото сна
И бежит в полях, сверкая, -
Значит к нам пришла …
2. Если снег везде растаял,
И трава в лесу видна,
И поёт пичужек стая -
Значит к нам пришла …
3. Если солнце разрумянит
Наши щёки до красна,
Нам ещё приятней станет-
Значит к нам пришла …
-Так какой раздел мы начали изучать? (Апрель! Апрель! Звенит капель…»)
Учащиеся отвечают на вопросы, отгадывают загадки.
Готовность учащихся к активной познавательной деятельности на основе опорных знаний.
 
-Теперь проверим задание: выразительное чтение стихотворений, прочитанных на прошлом уроке.
 
Желающие читают.  Остальные слушают.
 
 
Ученики с помощью учителя определяют тему и цели урока.
 
Рабочий лист является средством организации деятельности учащихся по поиску, обобщению и фиксации полученной на
уроке информации в текстовой, графической и символической формах
-Ребята, а весна в гости приходит не одна, а со своими друзьями – цветами. Угадайте, что это за цветы?
                 Из-под снега вышел друг,
                 И весной запахло вдруг. (подснежник)
-Догадались, какому цветку П.Чайковский посвятил свою музыкальную пьесу?
- Как вы думаете, чему будут посвящено произведение, с которыми мы познакомимся сегодня?
-С давних пор подснежник считают цветком надежды, символом весны. П.И. Чайковский посвятил этому удивительному цветку пьесу, которую так и назвал «Подснежник».
 
- Тема урока – Стихотворение «Весна» А. Майкова.
2.Определение целей урока
-Чему вы хотите научиться на уроке?
-А теперь откроем страницу 66 учебника и прочтем нашу учебную задачу. Будем наблюдать, какие слова использовал поэт для описания картин природы.
 
-Чтобы достичь этой задачи нам нужно составить план наших действий. Вот нам помогают слова: (на доске карточки слова).  Соедините половинки выражений- и у на получатся наши цели урока.
2.Узнать: как находить слова, которые автор использовал для описания картин природы;
3.Научиться: читать «по – взрослому».
Высказывания детей.
 
 
 
 
Отвечают на поставленный вопрос.
Определяют тему урока.
 
 
 
 
 
Ученики постоянно проводят пошаговый контроль учителем        и одноклассниками (регулятивное УУД).
 
 
 
 
 
Осуществление
анализа
поэтического
произведения
 
 
 
 
 
 
 
Выполнения плана в сотрудничестве с учителем        и одноклассниками (регулятивное УУД)
 
 
 
 
 
 
 
Составление   партитуры. Выразительное чтение (синтагматическое «взрослое» чтение: выделение из каждого высказывания речевых звеньев; выделение из речевого звена ключевого слова)
-Первое, что мы должны сделать по плану, это понять, что такое слова -описания. Для этого мы познакомимся с произведением.
-Прочитайте название стихотворения.
-Кто автор?
-С этим автором мы с вами уже познакомились на прошлом уроке. Слайд 6
А.Н. Майков родился в Москве. Отец Майкова был известным художником. В богатом гостеприимном доме. Отец с удовольствием помогал сыновьям выпускать детский журнал «Подснежник». От занятий живописью, которой он всерьез увлекался, к этому времени пришлось отказаться из-за ухудшающегося зрения, зато поэзия захватывала его все больше.
-Прочитаем стихотворение для себя и постараемся представить картину, описанную поэтом.
-Какие образы присутствуют в стихотворении? О чем говорится в тексте? (Образы весны-цветок и зимы-снег).
-С каким чувством автор пишет о первом цветке? (с любовью, с нежностью)
-Как он его называет? Какими словами описывает? (голубенький, чистый).
-Как называются стихи, где автор раскрывает свои чувства к происходящему (лирическими).  
3.Словарная работа. (толковый словарь учебника стр. 76         слайд 7
-Какое слово помогает представить последний снежок? (сквозистый)
-Как вы понимаете это слово? (Рыхлый, неплотный). Давайте найдем значение этого слова в толковом словаре на стр. 76
-Как вы думаете легко ли подснежнику пробиваться сквозь такой снег?
-Что хотел сказать автор своим произведением? Какова его главная мысль?
-Хочу добавить немного информации о подснежниках. Слайд 8
ВЫВОД 1:
-Воттри слова, которые помогли описать образы весны и зимы: (голубенький, чистый, сквозистый- вывесить на доске рядом с планом работы). Значит, первый пункт плана выполнен! Ставим +
ВЫВОД 2:
как мы нашли эти слова, которые описывают образы?
-Да, надо узнать, о чем говорится и что говорится в высказывании. (Показать на примере на доске). Пункт 2 нашего плана выполнен? Ставим +.
4. Составление партитуры с помощью учителя.   Слайд 9
-Каждое высказывание можно поделить на … (речевые звенья).
-В каждом речевом звене есть … (ключевые слова)
-Для этого нужно … (Поделить на речевые звенья и подчеркнуть ключевые слова). Готовим текст для выразительного чтения.
-Слайд 9 Давайте составим партитуру стихотворения. Что это значит? (Партитура поэтического текста– это своеобразная разметка речевых тактов. От правильности составления партитуры зависит и правильность чтения стихотворения)
Слайд 10   Вместе с учителем
-Можно сказать, что мы готовы к выразительному чтению?
Знакомятся с новым произведением, его автором, названием, иллюстрациями.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Самостоятельно находят значение отдельных слов в словаре учебника.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Формируются познавательные УУД: умения выделять в объектах несколько признаков, а также различать существенные и несущественные признаки, проводить сравнение; 
 
коммуникативные УУД: взаимодействовать со сверстниками в паре, коллективе, аргументировать свою точку зрения.
 У детей формируется познавательное УУД – действие моделирование. 
Успешность в выполнении задания и умения пользоваться приобретенными знаниями в измененной ситуации.
Анализ стихотворного текста, составление интонационного рисунка с опорой на знаки препинания;
Физминутка
 
 
 
 
 
Помогает переключить детей на другой вид деятельности
 
Выразительное чтение (синтагматическое «взрослое» чтение: выделение из каждого высказывания речевых звеньев; выделение из речевого звена ключевого слова)
 
Выполнения плана в сотрудничестве с учителем        и одноклассниками (регулятивное УУД)
6. Применение правил «взрослого» чтения, известных ученикам.  Выразительное чтение текста учащимися.
1) Перечитывание текста с целью подготовки к выразительному чтению в классе.
2) Работа в паре. Контроль за действиями одноклассника в процессе чтения.  Работа по алгоритму чтения.
3)Выразительное чтение в классе.
4)Оценивание чтения учащимися по критериям.
Критерии оценивания выразительного чтения:
1.Правильность чтения;
2.Уметь соблюдать паузы;
3.Уметь выделять ключевые слова;
4.Выразительность чтения (темп, тон, громкость)
-Как вы думаете, пункт 3-ий плана мы выполнили? Кто считает, что научился читать выразительно?
Слушают чтение учителя.
Самостоятельно читают.
 
Желающие читают для класса.
Оценивают чтение учащихся.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Обобщение полученных на уроке сведений
1) Подчеркните подходящие слова Слайд 11
-Какое чувство у вас осталось после прочтения стихотворения? (Изумление, радость,  восторг, тоска, восхищение, грусть, спокойствие, сожаление, печаль, ликование.)
-Чувство изумления оттого, что при помощи обычных слов А. Майков написал такое красивое стихотворение.
-Заполним таблицу. Она у вас в Рабочих листах:
«Весна»
Автор
А. Майков
Жанр
стихотворение
Тема
весна
Образ
подснежник-весна и снег-зима
Слова -описания
голубенький, чистый
Настроение
радостное
Основная мысль
неизбежная смена времен года
 
Отвечают на вопросы учителя.
 
 
Заполняют таблицу
 
Работа с таблицей помогает
организовать
наблюдение и сравнение, учатся анализировать и обобщать информацию, представленную в таблице, формулировать выводы
(познавательные УУД). 
Организация  
рефлексии и
самооценки
обучающимися
собственной
учебной
деятельности
Оценка результатов деятельности
 
-Кто из ребят помог вам лично, всему классу сделать открытие?
-Кто сегодня на уроке научился лучше читать? О чем бы вы могли рассказать родителям дома после нашего урока?
-Оцени себя:           
          

   Знаю и понятно

 Немного что-то знаю

  Не знаю!    

   
 
Отвечают на вопросы.
 
 
Выполняют самооценку
своих действий на уроке.
 
 
Самооценка на основе критериев успешности.
Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.
Выделение помогает детям осуществить самооценку, а учителю оценить результативность урока
(регулятивное УУД).

 

Отзывы
Идея создания сайта мне очень понравилась. Данный сайт позволяет организовать дистанционное творческое сотрудничество с другими педагогами и обучающимися. Ещё одно преимущество сайта - то, что задания и конкурсы проводятся на двух языках – русском и якутском. Желаю успехов в работе сайта!
Боярова Людмила Андреевна – заместитель директора по воспитательной работе МОБУ СОШ №12 г. Якутска, Отличник образования РС(Я)
Боярова Людмила Андреевна – заместитель директора по воспитательной работе МОБУ СОШ №12 г. Якутска, Отличник образования РС(Я)
Сайт полезный, познавательный для детей и педагогов. Обращает внимание его практическая направленность. Разделы сайта грамотно подобраны, интересны. Большой выбор олимпиад и конкурсов на якутском и русском языках. Хорошая возможность детям проверить уровень знаний по предметам, а педагогам - обмениваться материалами в альманахе "Я - педагог". Желаю процветания и достижения всех ваших целей!
Григорьева Дария Васильевна - учитель начальных классов, Почётный работник общего образования РФ, г. Нюрба
Григорьева Дария Васильевна - учитель начальных классов, Почётный работник общего образования РФ, г. Нюрба
Сайт дистанционных олимпиад и конкурсов обеспечивает сознательное и активное участие школьников в процессе обучения в школе и полное освоение учебного материала. Здесь организуется творческая работа с педагогами и обучающимися. Желаю удачи во всех начинаниях!
Винокурова Екатерина Ивановна - Кандидат педагогических наук, автор учебных пособий «Культура народов РС(Я)», «Уран тарбах кистэлэҥэ», «Уроки предков» и др.пособий.  Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Институт национальных школ РС(Я)
Винокурова Екатерина Ивановна - Кандидат педагогических наук, автор учебных пособий «Культура народов РС(Я)», «Уран тарбах кистэлэҥэ», «Уроки предков» и др.пособий. Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "Институт национальных школ РС(Я)
Ситуация с коронавирусом отрезала нас от мира. Чем вы занимаетесь во время самоизоляции? А я открыла для себя очень полезный, мотивирующий сайт, который предлагает детям попробовать свои силы, знания и умения в различных конкурсах и олимпиадах. Уверена, что и для себя вы найдете там много интересного и увлекательного. Для успешного повышения категории и аттестации педагогов отлично подходит размещение методических материалов в электронном альманахе «Я – педагог». Успехов Вам и Удачи!
Скрябина Ульяна Егоровна - Отличник гражданских инициатив РС (Я), режиссер-сценарист, организатор благотворительных мероприятий, акций концертов, председатель ОО "Многодетная семья Якутии"
Скрябина Ульяна Егоровна - Отличник гражданских инициатив РС (Я), режиссер-сценарист, организатор благотворительных мероприятий, акций концертов, председатель ОО "Многодетная семья Якутии"
Большое спасибо организаторам такого хорошего сайта. С радостью принимаем участие в каждой олимпиаде! Заранее готовимся к олимпиадам, по итогам которых наши дети занимают призовые места, получают красочные дипломы, пополняют свое портфолио. У детей появляется уверенность в своих силах, познавательная активность, высокая мотивация. Очень понравился проект "Электронный альманах", тут есть много полезного, особенно для молодых учителей, которые учатся у своих более опытных коллег, тут богатый материал, учителя щедро делятся своим опытом, за это отдельное спасибо! Ведь все мы были когда-то начинающими педагогами, жаль что в то время не было такого полезного, тщательно продуманного сайта. От имени моих коллег, учеников и их родителей говорю слова благодарности за ваш труд, за желание развивать наших детей и нас учителей!

С уважением, Соловьева Анна Ивановна, учитель начальных классов.
Сейчас, когда идет эра интернета, каждый из нас погружен в эту паутину. И в этой паутине нужны познавательные сайты, где ученик самостоятельно сможет проверить свои знания, силы. Это хоть маленький, но опыт. Участие в дистанционных олимпиадах и занятия в тренажерах придают уверенности ученику. При дополнительной подготовке к олимпиадам повышается уровень знаний, также возможно и вспоминается даже что-то слегка забытое, и если по итогам хороший результат - повышается самооценка школьника. И даже если не очень хороший итог, то он тоже полезен, так как является стимулом укрепить свои знания. Считаю, что ваш сайт этому и способствует. Отрадно, что в сайте можно и педагогам поделиться своим опытом педагогической деятельности. Желаю дальнейшего процветания вашей команде!


Николаева Мария Андреевна – учитель начальных классов МБОУ «Антоновская СОШ им.Н.Н.Чусовского» Нюрбинского района, Отличник образования РС (Я), Почетный работник воспитания и просвещения РФ.
Оксана Аммосовна, наһаа үчүгэйдик тыырыллан, тэриллэн оҥоһуллубут олус интэриэһинэй сорудахтаах олимпиадаҕыт түмүгэ тахсыбытынан эҕэрдэлиибин уонна улахан махталбын биллэрэбин.
Биһиги кылаас оруобуна үөрэх дьылын түмүктүүр тэрээһинигэр түбэспитэ олус үчүгэй бэлэх буолар буолла.
Сыралаах үлэҕит өссө таһаарыылаах, өссө элбэх кыттааччылаах буоллун! Сайын кэлбитинэн, күөххэ үктэммиппитинэн!
Бары үтүөнү баҕарабын!🙋🏼‍♀️🥰🙌🏻🙏🏻🙏🏻🙏🏻
Поскачина Валентина Семеновна - учитель начальных классов МОБУ "СОШ №39" ГО "Город Якутск"
Поскачина Валентина Семеновна - учитель начальных классов МОБУ "СОШ №39" ГО "Город Якутск"
Ваш сайт - незаменимый помощник на уроках, при подготовке к олимпиаде. Для ребят все конкурсы, олимпиады - отличная умственная тренировка и соревнование! Планируем и в дальнейшем принимать участие. Спасибо вам большое!
Алексеева Евдокия Николаевна - учитель начальных классов Нюрбинской СОШ №1, Отличник образования РС(Я)
Алексеева Евдокия Николаевна - учитель начальных классов Нюрбинской СОШ №1, Отличник образования РС(Я)
Олимпиадаҕа кыттан астынныбыт, миэстэлэһэн үөрүүбүт улахан. Махтал тэрийээччилэргэ!

Соломонова Вера Семеновна учитель начальных классов МБОУ "Оленекская СОШ имени Х.М. Николаева"
Выражаю огромную благодарность организаторам сайта. С радостью принимаем
участие в каждой олимпиаде! Желаю дальнейших успехов!

Саха политехнический лицей.
Петрова Вера Панфиловна, учитель начальных классов.
Здравствуйте! Благодаря вашему тренажёру мой сын за несколько дней выучил всю таблицу умножения. Теперь будем учить словарные слова.

Мама Артёма Иванова Мари, г. Якутск
Здравствуйте, уважаемые организаторы семейной олимпиады по английскому языку.
Рады принять участие в республиканской семейной олимпиаде по страноведению. Получила положительные отзывы от родителей и учеников об олимпиаде.

С уважением,
Зинаида Шестакова
Добрый день! Спасибо организаторам за проведение дистанционных олимпиад во время дистанционного обучения! Очень рады, что наша дочка участвовала и заняла 1 место. Вам процветания, успехов!


Анастасия Бурнашёва – родитель.
Очень хорошие олимпиады. Задания соответствуют возрасту ребенка. В такое время, когда все сидим на самоизоляции, такие олимпиады очень нужны.

Бурнашева Галина Федосеевна - учитель начальных классов МОБУ "СОШ №38" г. Якутска
Дорооболоруҥ! Бу сайт олус интэриэһинэй, араас конкурстар, олимпиадалар тахсаллар. Мин оҕолорбун астына кытыннарабын. Инникитин куруук бииргэ буолуохпут. Улахан махталбын тириэрдэбин, сайда-үүнэ туруҥ!

Ульяна Николаевна Колесова, алын кылаас учуутала, А. Осипов аатынан Бэрдьигэстээх орто оскуолата
Здравствуйте, уважаемые организаторы олимпиады!
Спасибо большое за ваш труд и вклад в развитие наших детей!
Вопросы были очень интересные и познавательные.

Успехов вам!
Всего вам доброго,
С уважением, Марианна Вивиерс, родитель.
Здравствуйте!
Спасибо огромное за проведение олимпиады и своевременную рассылку дипломов!


С ув. Матильда Портнягина, учитель начальных классов, г. Якутск
Спасибо огромное за олимпиаду и за красочно оформленные дипломы

С уважением, Екатерина Парникова, МБОУ "Мюрюнская СОШ №1 им. Г.В.Егорова", Усть-Алданский улус (район)
Здравствуйте! Спасибо большое за интересные и полезные задания. Желаем дальнейших успехов и будем рады сотрудничеству.

С уважением, Зинаида Артёмовна Ядреева, учитель начальных классов, Намский район.
Спасибо, очень рада нашему сотрудничеству!

Васильева Матрёна Иннокентьевна, учитель начальных классов, Сунтарский улус
Какой успех! Какая радость! Спасибо большое за олимпиаду, мы очень рады! 🥰🌹👏👍
Кириллина Мария Михайловна, учитель начальных классов, с. Дикимдя, Горный улус
Выражаем огромную благодарность за Ваш труд, спасибо!

С уважением коллектив 4 класса МБОУ Сасыльская СОШ

Все материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством, в том числе, об авторском праве и смежных правах

Телефон
Адрес:
1-4olimpiada.ykt@mail.ru