Сторожева Мирослава Владимировна,
учитель начальных классов
МОБУ СОШ № 21 ГО «Город Якутск»
Класс: 1
Тема раздела: Апрель, апрель! Звенит капель…
Тема урока: «Весна» А. Майков, «Подснежники» Т. Белозёров
Тип урока: комбинированный урок
Цель учителя: создать условия для развития познавательной активности учащихся, умения понимать прочитанное для формирования правильного чтения, умения ориентироваться в тексте;
Учебная задача: наблюдать какие слова используют поэты для описания картин природы.
Цель учащихся:
- Понять: что такое слова, которые описывают картины природы;
- Узнать: как находить слова, которые авторы использовали для описания картин природы;
- Научиться: читать «по – взрослому».
Планируемые результаты урока:
Личностные
-
Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости.
-
Бережно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.
-
Адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников.
Регулятивные
-
Удерживать цель деятельности до получения её результата.
-
Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
-
Прогнозировать содержание темы урока.
-
Правильно оценивать выполнение чужой и собственной работы.
Познавательные
-
Осуществлять поиск и выделение информации из текста.
-
Называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.
-
Осуществлять смысловое чтение.
Коммуникативные
-
Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
-
Уметь строить монологическое высказывание, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.
-
Выполнять правила работы в паре.
-
Сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Предметные
-
Находить заглавие произведения, называть автора произведения.
-
Воспринимать на слух художественное произведение.
-
Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные.
-
Овладение способом синтагматического «взрослого» чтения: выделение из каждого высказывания речевых звеньев; выделение из речевого звена ключевого слова (на готовой партитуре).
-
Сравнивать стихотворения разных поэтов на одну и ту же тему.
Направление воспитательной работы: Способствовать формированию желания читать; воспитывать стремление беречь окружающий мир, знать и любить свою Родину.
Форма обучения: фронтальная, групповая(парная), индивидуальная работа.
Технология обучения: деятельностный подход.
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир, русский язык, изобразительное искусство, музыка.
Оборудование и образовательные ресурсы: учебник «Литературное чтение», 1 класс (Л.Ф. Климанова и др.), презентация, интерактивная доска, рабочие листы, аудиопьеса «М.Кондратьев П.И. Чайковский «Апрель» из цикла «Времена года».
Термины и понятия: партитура, речевое звено, пауза, ключевое слово, лирические стихи.
Этап урока
|
Содержание
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Результат урока
|
||||||||||||||||
Проверка готовности к уроку.
Приветствие.
|
- Добрый день! Начнём урок.
|
Проверяют готовность к уроку, здороваются с гостями, дарят друг другу улыбки.
|
Готовность к уроку.
|
|||||||||||||||||
Способствовать формированию навыка беглого, осознанного чтения.
|
![]() |
Учащиеся читают текст для речевой разминки.
|
|
|||||||||||||||||
Создать условия для включения в учебную деятельность.
|
2.Слушание пьесы П. Чайковского
3-Что представили себе, слушая музыку? Каким чувством наполнен музыкальный пейзаж?
|
Слушают музыку.
Отвечают на вопросы учителя.
|
универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока.
Формирует: -умение анализировать;
-умение выделять и формулировать
противоречие.
|
|||||||||||||||||
Принятие целей учебно-познавательной деятельности
|
-Сегодня мы продолжим работу, начатую на прошлом уроке. Давайте вспомним и поиграем в игру
«Доскажи словечко».
1.Если речка голубая
Пробудилась ото сна
И бежит в полях, сверкая, -
Значит к нам пришла …
2. Если снег везде растаял,
И трава в лесу видна,
И поёт пичужек стая -
Значит к нам пришла …
3. Если солнце разрумянит
Наши щёки до красна,
Нам ещё приятней станет-
Значит к нам пришла …
-Так какой раздел мы начали изучать? (Апрель! Апрель! Звенит капель…»)
|
Учащиеся отвечают на вопросы, отгадывают загадки.
|
Готовность учащихся к активной познавательной деятельности на основе опорных знаний.
|
|||||||||||||||||
|
-Теперь проверим задание: выразительное чтение стихотворений, прочитанных на прошлом уроке.
|
Желающие читают. Остальные слушают.
|
|
|||||||||||||||||
Ученики с помощью учителя определяют тему и цели урока.
Рабочий лист является средством организации деятельности учащихся по поиску, обобщению и фиксации полученной на
уроке информации в текстовой, графической и символической формах
|
1.Определение темы урока слайды 4,5
-Ребята, а весна в гости приходит не одна, а со своими друзьями – цветами. Угадайте, что это за цветы?
Из-под снега вышел друг,
И весной запахло вдруг. (подснежник)
-Догадались, какому цветку П.Чайковский посвятил свою музыкальную пьесу?
- Как вы думаете, чему будут посвящено произведение, с которыми мы познакомимся сегодня?
-С давних пор подснежник считают цветком надежды, символом весны. П.И. Чайковский посвятил этому удивительному цветку пьесу, которую так и назвал «Подснежник».
- Тема урока – Стихотворение «Весна» А. Майкова.
2.Определение целей урока
-Чему вы хотите научиться на уроке?
-А теперь откроем страницу 66 учебника и прочтем нашу учебную задачу. Будем наблюдать, какие слова использовал поэт для описания картин природы.
-Чтобы достичь этой задачи нам нужно составить план наших действий. Вот нам помогают слова: (на доске карточки слова). Соедините половинки выражений- и у на получатся наши цели урока.
3.Научиться: читать «по – взрослому».
|
Высказывания детей.
Отвечают на поставленный вопрос.
Определяют тему урока.
|
|
|||||||||||||||||
|
Ученики постоянно проводят пошаговый контроль учителем и одноклассниками (регулятивное УУД).
Осуществление
анализа
поэтического
произведения
Выполнения плана в сотрудничестве с учителем и одноклассниками (регулятивное УУД)
Составление партитуры. Выразительное чтение (синтагматическое «взрослое» чтение: выделение из каждого высказывания речевых звеньев; выделение из речевого звена ключевого слова)
|
-Первое, что мы должны сделать по плану, это понять, что такое слова -описания. Для этого мы познакомимся с произведением.
-Прочитайте название стихотворения.
-Кто автор?
-С этим автором мы с вами уже познакомились на прошлом уроке. Слайд 6
А.Н. Майков родился в Москве. Отец Майкова был известным художником. В богатом гостеприимном доме. Отец с удовольствием помогал сыновьям выпускать детский журнал «Подснежник». От занятий живописью, которой он всерьез увлекался, к этому времени пришлось отказаться из-за ухудшающегося зрения, зато поэзия захватывала его все больше.
-Прочитаем стихотворение для себя и постараемся представить картину, описанную поэтом.
-Какие образы присутствуют в стихотворении? О чем говорится в тексте? (Образы весны-цветок и зимы-снег).
-С каким чувством автор пишет о первом цветке? (с любовью, с нежностью)
-Как он его называет? Какими словами описывает? (голубенький, чистый).
-Как называются стихи, где автор раскрывает свои чувства к происходящему (лирическими).
3.Словарная работа. (толковый словарь учебника стр. 76 слайд 7
-Какое слово помогает представить последний снежок? (сквозистый)
-Как вы понимаете это слово? (Рыхлый, неплотный). Давайте найдем значение этого слова в толковом словаре на стр. 76
-Как вы думаете легко ли подснежнику пробиваться сквозь такой снег?
-Что хотел сказать автор своим произведением? Какова его главная мысль?
-Хочу добавить немного информации о подснежниках. Слайд 8
ВЫВОД 1:
-Воттри слова, которые помогли описать образы весны и зимы: (голубенький, чистый, сквозистый- вывесить на доске рядом с планом работы). Значит, первый пункт плана выполнен! Ставим +
ВЫВОД 2:
-А как мы нашли эти слова, которые описывают образы?
-Да, надо узнать, о чем говорится и что говорится в высказывании. (Показать на примере на доске). Пункт 2 нашего плана выполнен? Ставим +.
4. Составление партитуры с помощью учителя. Слайд 9
-Каждое высказывание можно поделить на … (речевые звенья).
-В каждом речевом звене есть … (ключевые слова)
-Для этого нужно … (Поделить на речевые звенья и подчеркнуть ключевые слова). Готовим текст для выразительного чтения.
-Слайд 9 Давайте составим партитуру стихотворения. Что это значит? (Партитура поэтического текста– это своеобразная разметка речевых тактов. От правильности составления партитуры зависит и правильность чтения стихотворения)
Слайд 10 Вместе с учителем
-Можно сказать, что мы готовы к выразительному чтению?
|
Знакомятся с новым произведением, его автором, названием, иллюстрациями.
Самостоятельно находят значение отдельных слов в словаре учебника.
|
Формируются познавательные УУД: умения выделять в объектах несколько признаков, а также различать существенные и несущественные признаки, проводить сравнение;
коммуникативные УУД: взаимодействовать со сверстниками в паре, коллективе, аргументировать свою точку зрения.
У детей формируется познавательное УУД – действие моделирование.
Успешность в выполнении задания и умения пользоваться приобретенными знаниями в измененной ситуации.
Анализ стихотворного текста, составление интонационного рисунка с опорой на знаки препинания;
|
||||||||||||||||
Физминутка
|
|
|
|
Помогает переключить детей на другой вид деятельности
|
||||||||||||||||
|
Выразительное чтение (синтагматическое «взрослое» чтение: выделение из каждого высказывания речевых звеньев; выделение из речевого звена ключевого слова)
Выполнения плана в сотрудничестве с учителем и одноклассниками (регулятивное УУД)
|
6. Применение правил «взрослого» чтения, известных ученикам. Выразительное чтение текста учащимися.
1) Перечитывание текста с целью подготовки к выразительному чтению в классе.
2) Работа в паре. Контроль за действиями одноклассника в процессе чтения. Работа по алгоритму чтения.
3)Выразительное чтение в классе.
Критерии оценивания выразительного чтения:
1.Правильность чтения;
2.Уметь соблюдать паузы;
3.Уметь выделять ключевые слова;
4.Выразительность чтения (темп, тон, громкость)
-Как вы думаете, пункт 3-ий плана мы выполнили? Кто считает, что научился читать выразительно?
|
Слушают чтение учителя.
Самостоятельно читают.
Желающие читают для класса.
Оценивают чтение учащихся.
|
|
||||||||||||||||
|
Обобщение полученных на уроке сведений
|
1) Подчеркните подходящие слова Слайд 11
-Какое чувство у вас осталось после прочтения стихотворения? (Изумление, радость, восторг, тоска, восхищение, грусть, спокойствие, сожаление, печаль, ликование.)
-Чувство изумления оттого, что при помощи обычных слов А. Майков написал такое красивое стихотворение.
2)Заполнение таблицы Слайд 12
-Заполним таблицу. Она у вас в Рабочих листах:
|
Отвечают на вопросы учителя.
Заполняют таблицу
|
Работа с таблицей помогает
организовать
наблюдение и сравнение, учатся анализировать и обобщать информацию, представленную в таблице, формулировать выводы
(познавательные УУД).
|
||||||||||||||||
Организация
рефлексии и
самооценки
обучающимися
собственной
учебной
деятельности
Оценка результатов деятельности
|
-Кто из ребят помог вам лично, всему классу сделать открытие?
-Кто сегодня на уроке научился лучше читать? О чем бы вы могли рассказать родителям дома после нашего урока?
-Оцени себя:
|
Отвечают на вопросы.
Выполняют самооценку
своих действий на уроке.
|
Самооценка на основе критериев успешности.
Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.
Выделение помогает детям осуществить самооценку, а учителю оценить результативность урока
(регулятивное УУД).
|