Введение.
Актуальность проблемы интеграции во внеурочной деятельности на сегодняшний день занимает важное место и является проблемой наиболее интересной для участников образовательного процесса: педагогов, учеников и родителей.
Специфика работы учителя начальных классов такова, что он один обучает детей по нескольким дисциплинам. В школе предметные кружки, к сожалению, составлены так, что знания ребенка остаются разрозненными. Одним из путей решения данной проблемы является интеграция. Введение интегрированных кружков позволит учителю научить ребенка представлять мир, окружающий его, как единое целое.
Интеграция – (от лат. целый) обозначает восстановление, восполнение, объединение частей в целое.
Мы хотим рассказать, как в своей работе стараемся интегрировать урочную и внеурочную деятельность в параллели 2 – х классов.
В нашей школе существуют разные направления внеурочной деятельности.
Направление |
Название |
Общекультурное |
Театральный «Золотой ключик» |
«Волшебное перо» |
|
Социальное |
«Азбука безопасности» |
Общеинтеллектуальное |
«Умники и умницы» |
«Чтение в радость» |
|
Проектная деятельность «Что? Где? Когда?» |
|
Шахматы |
|
«Робототехника» |
|
«Занимательная физика» |
|
Спортивно - оздоровительное |
Подвижные игры «Быстрее. Выше. Сильнее» |
Духовно - нравственное |
Познай себя играя |
Мы объединили разделы таких кружков, как «Чтение в радость», «Умники и умницы» и «Подвижные игры». Традицией, в параллели 2 – х классов, в последние годы стали такие мероприятия, как «Армейские старты» и «Весенние лучики». На примере этих мероприятий, проектов хотим показать, как осуществляется интеграция во внеурочной деятельности.
Цель: развитие личности ребёнка на основе межпредметных связей во внеурочной деятельности.
Задачи:
- повышение мотивации учебной деятельности за счёт нестандартной формы занятия (это необычно, значит интересно);
- организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и.т.д;
- показ межпредметных связей и их применение во внеурочной деятельности.
Объект: интеграция во внеурочной деятельности.
Предмет: проекты «Армейские старты» и «Весенние лучики».
Новизна: выделены основные формы межпредметной интеграции в параллели 2-х классов (проекты «Армейские старты», «Весенние лучики»), обладающие возможностями в развитии личности младших школьников.
В проектах «Армейские старты» и «Весенние лучики» тесно переплетаются такие школьные предметы: окружающий мир, физкультура, музыка, литературное чтение, русский язык, изо, труд
Мы сравнили темы уроков, темы занятий по внеурочной деятельности и распланировали их так, потому что интегрированные занятия снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счёт переключения с одного вида деятельности на другой.
Предмет |
Раздел |
Окружающий мир |
Здоровье и безопасность |
Математика |
Однозначные и двузначные числа. Табличное умножение и деление. |
Физическая культура |
Подвижные игры, спортивные игры |
Музыка |
Народные игры, народные танцы |
Литературное чтение |
Устное народное творчество |
Русский язык |
Наша речь. Текст. Предложение. |
Изо |
Реальность и фантазия |
Труд |
Художественная мастерская |
Проект «Армейские старты» - 1 – 2 классы.
«Армейские старты» - 1 класс
Этап |
Цель |
Задачи |
Оборудование |
Описание этапа |
Марш – бросок |
воспитание чувства патриотизма, уважения к защитникам Отечества. |
способствовать развитию смелости, решительности, чувства взаимопомощи, сопереживания |
каски, автоматы |
По команде «Вперед!» первый участник команды надевает каску, перекидывает через плечо автомат, бежит дистанцию до поворотной стойки, оббегает её и возвращается на финиш. Снимает снаряжение, передаёт следующему участнику. |
45 секунд |
формирование знаний, навыков и умений, необходимых для дальнейшего успешного выступления на маршировках, привитие волевых и командирских качеств, позволяющих выполнять команды.
|
воспитание у учащихся беззаветной преданности Отечеству; выработка дисциплинированности, любви к военной службе; формирование чувства гордости, стремления добросовестно выполнять служебные обязанности, постоянно совершенствовать свои военные знания. |
единая форма команды |
за ограниченное время нужно надеть форму моряка. Все команды выстраиваются в одну шеренгу. Перед каждым армейцем на стульчике лежит форма моряка. Одевшись должны встать в строй. По команде все начинают одеваться. Побеждает та команда, которая оденется быстрее всех.
|
Этап |
Цель |
Задачи |
Оборудование |
Описание этапа |
Военные учения |
Разгадать загадки на тему военные техники |
Способствовать развитию смелости, решительности, чувства взаимопомощи, сопереживания. |
воздушные шары, загадки.
|
на веревке висят воздушные шары разных цветов, внутри которых спрятаны записки с загадками. Каждый отряд срывает шар только своего цвета и отгадывает загадку. По 3 загадки для каждого отряда.
|
Тучек нет на горизонте, Без разгона ввысь взлетает, |
||||
Армейская кухня
|
формирование у школьников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине.
|
воспитание взаимопомощи, ответственности, самостоятельности, дисциплинированности, культуры межличностных взаимоотношений
|
гречневая каша, одноразовые ложки, одноразовые тарелки. |
Дети строятся в колонны по командам. В конце зала на столе стоят тарелки с кашами. У каждого участника в руках ложка. По команде организаторов дети подбегают к своей тарелке набирают и едят. Побеждает команда, которая первой закончит кашу. |
Этап |
Цель |
Задачи |
Оборудование |
Описание этапа |
Перетягивание каната.
|
развитие силовых способностей
|
воспитание у учащихся беззаветной преданности Отечеству; выработка дисциплинированности, любви к военной службе; формирование чувства гордости, стремления добросовестно выполнять служебные обязанности, постоянно совершенствовать свои военные знания. |
канат |
для соревнования используется канат для перетягивания диаметром от 20мм до 30мм, а длина не менее 15 м, посередине каната делается "центральная отметка". Перетягивание каната состоит из одного тайма; перед началом состязания команды встают так, что центральная отметка находится над проведённой на полу чертой. По сигналу судьи каждая команда начинает тянуть канат, старясь или чтобы отметка ближайшая к соперникам пересекла черту на полу. Побеждает команда, у которой будет больше всего очков. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Определение победителей
|
«Армейские старты» - 2 класс
Этап |
Цель |
Задачи |
Оборудование |
Описание этапа |
Строевая подготовка. |
формирование знаний, навыков и умений, необходимых для дальнейшего успешного выступления на маршировках, привитие волевых и командирских качеств, позволяющих выполнять команды |
воспитание у учащихся беззаветной преданности Отечеству; выработка дисциплинированности, любви к военной службе; формирование чувства гордости, стремления добросовестно выполнять служебные обязанности, постоянно совершенствовать свои военные знания |
единая форма команды |
Все команды выстраиваются в одну шеренгу. Выполнение команд: равняйсь, смирно, налево, направо, вперёд шагом марш. Побеждает команда, которая не допустит ошибок при выполнении команд |
Рота, подъём! |
воспитывать уважение к мальчикам – будущим защитникам Отечества.
|
создать условия для формирования сплочённости коллектива, развивать физическую подготовку; воспитывать чувство патриотизма |
куртки, шапки, перчатки, обувь, рюкзаки. |
Участники готовят шапки, куртки, перчатки, обуви и рюкзаки. По команде «Отбой!» все ложатся и изображают сон. По команде «Рота, подъём!» все вскакивают, одеваются и строятся в одну шеренгу – кто быстрее.
|
Этап |
Цель |
Задачи |
Оборудование |
Описание этапа |
«Военная ракетница». |
развитие наглядно-образного мышления |
сплочение внутри команды, умение согласовывать свои действия с другими, и решать поставленные задачи.
|
всем командам одинаковый пазл в конверте «военная ракетница».
|
Каждой команде выдается по пазлу. Ведущий заранее разрезает лист бумаги с яркой крупной картинкой на части и ложит в конверт. По сигналу команды начинают собрать картинку, как можно быстрее. |
Армейская кухня
|
формирование у школьников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине. |
установление дружеских отношений между детьми |
манная каша, одноразовые тарелки, весы. |
Дети строятся в колонны по командам. Рядом с командами стоят тарелки с манной кашей на стульчике. В конце зала на столе стоят пустые стаканы. У каждого участника в руках ложка. По команде организаторов дети подбегают к своей тарелке набирают бегут в конец зала, вываливают кашу в стакан. Каждый участник бегает два раза. Побеждает команда, у которой окажется больше каши в стакане. |
Перетягивание каната. |
Проект «Армейские старты» - 3 – 4 классы.
«Армейские старты» - 3 класс
Этап |
Цель |
Задачи |
Оборудование |
Описание этапа |
Армейская кухня
|
формирование у школьников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине. |
установление дружеских отношений между детьми |
манная каша, одноразовые тарелки, весы. |
Дети строятся в колонны по командам. Рядом с командами стоят тарелки с манной кашей на стульчике. В конце зала на столе стоят пустые стаканы. У каждого участника в руках ложка. По команде организаторов дети подбегают к своей тарелке набирают бегут в конец зала, вываливают кашу в стакан. Каждый участник бегает два раза. Побеждает команда, у которой окажется больше каши в стакане. |
Строевая подготовка.
|
формирование знаний, навыков и умений, необходимых для дальнейшего успешного выступления на маршировках, привитие волевых и командирских качеств |
воспитание у учащихся беззаветной преданности Отечеству; выработка дисциплинированности, любви к военной службе; формирование чувства гордости, стремления добросовестно выполнять служебные обязанности, постоянно совершенствовать свои военные знания. |
единая форма команды |
Все команды выстраиваются в одну шеренгу. Выполнение команд: равняйсь, смирно, вольно, налево, направо, на первый, второй рассчитайсь, в колонну по 2 вперёд строевым шагом марш. Побеждает команда, которая не допустит ошибок при выполнении команд.
|
Этап |
Цель |
Задачи |
Оборудование |
Описание этапа |
Полоса препятствий «Тоннель»
|
позитивная социализация детей к самостоятельности и ответственности.
|
способствование укрепления здоровья детей.
|
2 мата, 2 обруча с мешком без дна (тоннель), 2 мяча
|
Первый бежит, проползает тоннель, берет мяч, зажимает его между ног, достигает стойки, огибает её, возвращается до тоннеля, оставляет мяч и бежит к команде, следующий делает то же самое… |
«Готовим технику»
|
развивать эстетическое восприятие мира |
проявление творческого начала, интеллектуальных возможностей и индивидуальных физических качеств |
лист А2, маркер. |
От каждой команды вызываются по одному участнику. Они должны будут маркером на прикрепленном к доске листе как можно быстрее нарисовать не рабочей рукой (если ребенок правша, то рисует он левой рукой, и наоборот) тот предмет, который им тихонько шепнет ведущий. Та команда, которая первой отгадает, что именно рисует их участник, выигрывает. Рисовать можно военную технику (самолет, танк, корабль, ракетоносец и т.п.). |
Перетягивание каната. |
«Армейские старты» - 4 класс
Этап |
Цель |
Задачи |
Оборудование |
Описание этапа |
Армейская кухня
|
формирование у школьников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине |
установление дружеских отношений между детьми.
|
лимоны, прозрачный стакан с делениями.
|
Солдаты должны обладать определенной силой. Задача конкурса заключается в том, чтобы выжать одной рукой как можно больше сока из половины лимона. Участники команды по очереди подходят к столу и выжимают сок из лимона. Побеждает команда, у которой сока получится больше.
|
«Юный патриот»
|
воспитание в учащиеся патриотические чувства и гражданского долга, ответственности, товарищества. |
расширение круга знаний в области пословиц |
пословицы в конверте
|
Участвует весь отряд. Составить из слов пословицы и записать правильно.
|
|
||||
Этап |
Цель |
Задачи |
Оборудование |
Описание этапа |
Строевая подготовка.
|
формирование знаний, навыков и умений, необходимых для дальнейшего успешного выступления на маршировках, привитие волевых и командирских качеств |
воспитание у учащихся беззаветной преданности Отечеству; выработка дисциплинированности, любви к военной службе; формирование чувства гордости, стремления добросовестно выполнять служебные обязанности, постоянно совершенствовать свои военные знания. |
единая форма команды |
Все команды выстраиваются в одну шеренгу. Выполнение команд: равняйсь, смирно, вольно, налево, направо, на первый, второй рассчитайсь, в колонну по 2 вперёд строевым шагом марш. Побеждает команда, которая не допустит ошибок при выполнении команд.
|
«Полоса препятствий».
|
Развитие волевых качеств |
установление дружеских отношений между детьми.
|
обручи, скамьи, кегли |
Дети добегают до обруча, одевают его через голову, добегают до скамьи, перепрыгивают через неё, пролезают в вертикально стоящий обруч, оббегают кеглю и точно так же возвращаются обратно. |
Перетягивание каната. |
Проект «Весенние лучики» - 1 – 2
«Весенние лучики» - 1 класс
Этап |
Задачи |
Оборудование |
Описание этапа |
«Цветочная корзина»
|
способствовать развитию логического мышления, памяти, наблюдательности; создать условия для формирования умения сотрудничать в микрогруппе. |
разрезанные кусочки, клей
|
собрать корзину цветов из разрезанных кусочков |
«Кулинарная интуиция» |
организовать совместную деятельность, расширять кругозор в области кулинарии; развивать память, наблюдательность |
фрукты и овощи (яблоко, апельсин, груша, помидор, репчатый лук, картошка)
|
распределить предложенные продукты на группы |
«Модная шляпка»
|
развитие и выявление творческих способностей; создание праздничного настроения |
распечатанный лист с контуром шляпки, ножницы клей, цветная бумага, трафарет цветочков |
вырезать по контуру шляпку и цветочки, склеить шляпку и украсить цветами.
|
«Браслетик»
|
способствовать развитию творческих способностей, смекалки; воспитывать волю, чувство коллективизма, создать положительный эмоциональный фон и праздничное настроение. |
бисер 5 видов, жилка, образец браслета |
собрать по образцу браслетик на время.
|
Этап |
Задачи |
Оборудование |
Описание этапа |
«Дефиле» |
придать значимость правильной осанке, походке, физической культуре и здоровью. |
карточки, музыка
|
участникам предлагается пройти таким образом, как написано на листочке, который они вытянут. Варианты могут быть следующими:
|
«Самая внимательная»
|
развивать память, способствовать развитию внимания, коммуникативных умений, мышления |
принадлежности для девочек (зеркало, помада, тени, пилка, ножницы, ватные палочки, духи, серьги, брошка, лак для ногтей)
|
восстановить порядок лежащих предметов или угадать, какой предмет убрали
|
«Весенние лучики» - 2 класс
Этап |
Задачи |
Оборудование |
Описание этапа |
«Принцесса» |
способствовать развитию внимания, терпения, уверенности в себе, аккуратности; создать условия для получения положительных эмоций: радости, сопереживания, ситуацию успеха конкурсанткам |
пазл с изображением принцессы (10 деталей)
|
собрать пазл на время |
«Маленькая хозяюшка» |
создать положительный эмоциональный фон и праздничное настроение; расширять кругозор в области кулинарии |
крупы, шарф |
на ощупь определить вид крупы (гречневая, рисовая, манная, пшенная крупы) |
«Модная шляпка»
|
развитие и выявление творческих способностей; создание праздничного настроения |
распечатанный лист с контуром шляпки, ножницы клей, цветная бумага, трафарет цветочков |
вырезать по контуру шляпку и цветочки, склеить шляпку и украсить цветами.
|
Этап |
Задачи |
Оборудование |
Описание этапа |
«Игра на сообразительность» |
формирование первоначального умения составлять слова; способствовать развитию творческого мышления, воображения, внимания, коммуникативных умений |
листочки, ручки |
составить как можно больше слов из набора букв: КОСИЛКА
|
«Навари уху»
|
создать положительный эмоциональный фон и праздничное настроение; расширять кругозор в области кулинарии |
удочка на магните, рыбки, секундомер |
выловить на время как можно больше рыбы
|
Проект «Весенние лучики» - 3 – 4 классы.
«Весенние лучики» - 3 класс
Этап |
Задачи |
Оборудование |
Описание этапа |
«Цветочный ковер»
|
способствовать развитию логического мышления, памяти, наблюдательности; создать условия для формирования умения сотрудничать в микрогруппе. |
разрезанные кусочки, клей
|
собрать ковер из разрезанных кусочков |
«Экономная хозяйка»
|
организовать совместную деятельность, расширять кругозор в области кулинарии; развивать память, наблюдательность |
карточки с названиями продуктов |
выбрать из предложенных продуктов только те, которые относятся к определённым блюдам: борщ, винегрет… |
«Пантомима»
|
способствовать развитию творческих способностей, смекалки; воспитывать волю, чувство коллективизма, создать положительный эмоциональный фон и праздничное настроение |
карточки с надписями |
На столе лежат карточки с надписями. Каждая участница берет любую карточку и, не говоря, что на ней написано, показывает, что это за действие. Слова: стирка белья, мытье пола, чистка лука, мытьё посуды, мытьё окон, глажка белья и др. |
Этап |
Задачи |
Оборудование |
Описание этапа |
«Цветочная викторина»
|
создать условия для расширения знаний о цветах; способствовать развитию внимания, коммуникативных умений, мышления; содействовать воспитанию уважительного отношения к природе |
цветик-семицветик с отрывными лепестками |
отгадать загадки о цветах
|
«Физминутка»
|
придать значимость зарядке и физминутке, как составляющих здорового образа жизни, создать копилку полезного видеоматериала для проведения утренних зарядок в классе и физминуток на уроках |
видеоролик, технические средства обучения (колонки или музыкальный центр, мультимедийный проектор, проекционный экран, ноутбук).
|
подготовить видеоролик (домашнее задание)
|
«Весенние лучики» - 4 класс
Этап |
Задачи |
Оборудование |
Описание этапа |
«Кулинарный поединок»
|
создать положительный эмоциональный фон и праздничное настроение; способствовать развитию творческих способностей; расширять кругозор в области кулинарии |
фартук, ножик, разделочная доска, фрукты
|
приготовить фруктовый салат
|
«Рукодельница»
|
способствовать развитию внимания, терпения, уверенности в себе, аккуратности; создать условия для получения положительных эмоций: радости, сопереживания, ситуацию успеха конкурсанткам. |
лоскутки, иголка, нитка, ножницы |
собрать ковер, соединив лоскутки
|
«Музыкальная полянка»
|
развитие и выявление творческих способностей; развитие памяти, музыкального слуха; создание праздничного настроения |
караоке
|
по очереди угадать песню и спеть |
«Синквейн»
|
формирование первоначального умения составлять синквейн; способствовать развитию творческого мышления, воображения, внимания, коммуникативных умений |
листочки, ручки |
сочинить стихотворение в форме синквейна о маме
|
Этап |
Задачи |
Оборудование |
Описание этапа |
«Веселый флешмоб»
|
познакомить с понятием «флешмоб», с его разновидностями и с целями; формировать творческое мышление,развивать мотивацию детей к познанию и творчеству, совершенствовать нравственно- эстетические, духовные и физические потребности, воспитывать чувство гармонии |
аудиозаписи, технические средства обучения (колонки или музыкальный центр, мультимедийный проектор, проекционный экран, ноутбук).
|
постановка флешмоба (домашнее задание)
|
Заключение.
Интегрированное занятие требует от учителя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма. Разрабатывая такие мероприятия, учитель должен учитывать:
- Цель занятия.
- Подбор объектов, т.е. источников информации, которые бы отвечали целям занятия.
- Определение системообразующего фактора, т.е. нахождения основания для объединения разнопредметной информации.
- Создание новой структуры курса, т.е. изменение функционального назначения знаний.
- Переработка содержания. (Разрушение старых форм, создание новых связей между отдельными элементами системы).
Преимущества интегрированных занятий, которые мы выделяем:
- Формируют целостную картину мира.
- Дают возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя.
- Побуждают к активному познанию окружающей действительности.
- Способствуют воспитанию широко эрудированного школьника.
- Развивают потенциал учащихся, образное мышление.
- Снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счёт переключения на разные виды деятельности.
- Формируют познавательный интерес учащихся.
- Способствуют формированию умений учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы.
- Предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся.
- Служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти учащихся.
- Углубляют представление о предмете, расширяют кругозор учащихся.
- Способствуют повышению мотивации учения.
В заключении нам бы хотелось призвать наших коллег отбросить все сомнения, пробовать, творить, интегрировать. Самым главным признанием вашего творчества будут горящие глаза детей их бескрайняя радость от тех, маленьких открытий, которые они совершат на ваших интегрированных занятиях.