Троц Ольга Анатольевна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №2 им. Д.Х. Скрябина»
ГО «Жатай»
Введение
Инклюзивное образование детей с ОВЗ, то есть совместное обучение здоровых школьников и детей с ОВЗ в общеобразовательной школе в режиме очного образования, становится все более распространенным.
С детьми c ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) работаю не первый год. Поэтому, главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
Так возникла тема активные формы и методы работы с детьми с овз в начальной школе.
И появилась цель: применить в работе с детьми ОВЗ активные методы и приемы обучения.
Задачи:
- познакомиться с активными методами обучения;
- применить активные методы и приемы
- провести сравнительный анализ обучения детей с ОВЗ до и после применения активных методов и приемов
- опытным путем доказать эффективность применения активных методов и приемов
Гипотеза: если использовать в учебном процессе активные методы и приемы в работе с детьми с ОВЗ, то повысится интерес, мотивация к обучению, а процесс усвоения будет проходить гораздо легче
Объект исследования: активные методы и приемы обучения для детей с ОВЗ
Предмет исследования: процесс применения активных методов и приемов
Теория понятия «активные методы и приемы обучения»
У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности как образовательного, так и коррекционно-развивающего процесса.
Активные методы обучения – это методы, побуждающие учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена на овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Наряду с основными, традиционными принципами работы (доступность, наглядность, систематичность и последовательность и др.) существуют общие принципы и правила коррекционной работы:
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную и практическую деятельность обучающихся, формирующих необходимые учебные навыки.
Активные методы обучения – очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях и на различных этапах урока (занятия)
Они ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть пассивным и становится активным участником образовательного процесса. Для того чтобы ученик полностью перестал подчиняться учителю, а начал активно действовать, мыслить, анализировать.
Примерами таких методов и приемов могут являться:
- индивидуальный подход на всех этапах обучения: при опросе, индивидуальном домашнем задании, посильная работа на уроке
- обязательная оценка положительных результатов при всем классе даже небольшого вида деятельности;
- максимальное использование наглядности, опорных схем, рисунков, таблиц, карт;
- рассказ по рисунку, опорным схемам, словам;
- использование наводящих вопросов, слов.
Они помогают:
- формированию положительной учебной мотивации;
- повышению познавательной активности учащихся;
- активно вовлекать обучающихся в образовательный процесс;
- развивают познавательные процессы – речь, память, мышление;
- эффективно усваивать большой объем учебной информации;
- развитию творческих способностей и нестандартности мышления;
- развитию универсальных навыков.
До применения активных методов учащийся с ОВЗ сидел ……., а после с…..
Описать систему работы по предметам

Какие методы и приемы использую в настоящее время.
Методы:
-объяснительно-иллюстративный, так как были даны рекомендации использовать наглядности, опорные схемы, презентации, карточки-помощницы;
- репродуктивный (отработка учебных умений и навыков);
- методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля (так как необходимо формировать саморегуляцию и отрабатывать навыки самоконтроля);
- коммуникативный (вовлекать обучающегося в коллективную деятельность, замечать его успехи перед сверстниками, поддерживать).
Общие принципы и правила коррекционной работы
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Инклюзивные формы обучения детей с ОВЗ.
Инклюзивное образование детей с ОВЗ, то есть совместное обучение здоровых школьников и детей с ОВЗ в общеобразовательной школе в режиме очного образования, становится все более распространенным явлением. Нельзя все же не обратить внимание на накопившийся опыт педагогов, которые отмечают, что модель инклюзивного образование детей с ОВЗ в инклюзивной организации чревато тем, что педагог может столкнуться сразу с несколькими трудностями. В классе ребенок с ОВЗ может неадекватно реагировать на трудности и свой неуспех в учебе по сравнению с другими ребятами. Из-за этого его интерес и желание посещать школу может снижаться. Потому, основная задача учителя на начальном этапе обучения сделать для таких учеников класс – зоной свободной от неуспеха. Уверить ребенка в его благополучии. Подбирать для ребенка методики, способные заинтересовать новым материалом и пояснять его наиболее доходчивым способом. Еще один принцип вариативных форм обучения детей с ОВЗ в школе – это комфортное существование ребенка в социальной среде. То есть на педагога ложится ответственность за то, чтобы погружение ребенка в школьный социум проходила для него в щадящем режиме.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды.
Наряду с основными, традиционными принципами работы (доступность, наглядность, систематичность и последовательность и др.) существуют общие принципы и правила коррекционной работы:
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
3. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Так в начале урока активные методы позволяют создать психологический настрой обучающихся на занятие, способствует формированию исходной мотивации, вовлечению всех обучающихся в учебный процесс, созданию ситуации успеха.