МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Классный час, посвященный 77 годовщине Победы
в Великой Отечественной войне
ФИО учителя
|
Решетникова Оксана Евгеньевна, учитель начальных классов Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя школа № 12» г. Новый Уренгой
|
Тема
|
«Ямал в годы войны»
|
Форма проведения
|
Устный журнал
|
Цель
|
углубить и расширить знания учащихся о
Великой Отечественной войне .
|
Задачи
|
|
Оборудование
|
Плакаты, магнитная доска, экран, компьютер презентация к классному часу, демонстрационный материал, аудиозаписи, видеозаписи.
|
Аудитория
|
Учащиеся 2 класса, классный руководитель
|
Расположение
|
Зрители размещаются полукругом по отношению к ведущему (учитель).
|
«Тыл – это половина
Победы, даже больше»
Маршал Г. К. Жуков
Вопросы гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения в наше время встают очень остро.
В преддверии 77 годовщине Великой Победы актуальность темы обуславливается тем, что современные дети мало знают о подвигах нашего народа в годы Великой Отечественной войны. А также в последнее время имеется тенденция фальсификации фактов Великой Отечественной войны, попытки ее переписать. Война, затронувшая практически каждого в нашей стране, оставила большой след в душах людей. Нам же, как потомкам Победителей, предстоит помнить о Великой Победе, воспитывать детей, исходя из её уроков. От этого зависит наше будущее.
Говоря об актуальности темы классного часа, необходимо также сказать, что в годы войны, как никогда до этого времени, проявились патриотизм и интернационализм советского народа, выступившего как единое целое в борьбе с фашизмом. Нынешнее поколение, в сущности, не испытало на себе последствий Великой Отечественной войны, не имеет конкретного представления о тех сложных процессах, которые происходили в нашей стране в годы войны. Не знают судьбы и положение людей в годы Великой Отечественной войны. В связи с этим данная тема приобретает в настоящее время особую значимость, так как с каждым годом всё меньше и меньше остается ветеранов той страшной войны. Но воспоминания об этих людях должны сохраниться. Необходимо уделять больше внимания мероприятиям, воспитывающим патриотизм.
Великая Отечественная война для автономного округа, как и для всех жителей нашей страны, стала тяжелым испытанием на прочность.
Содержание классного часа
Звучит музыкальная видеозаставка.
1. Введение. Погружение в тему. Вступительное слово учителя
- Добрый день, дорогие ребята. Начинаем наш «Устный журнал».
Вводная беседа с учащимися
Учитель: с чего начинается память – с берёз?
С речного песочка? С дождя на дороге? А если – с убийства! А если – со слёз!
(К.М. Симонов)
Учитель: ребята, о чем эти строки? Ответы детей
Учитель: что для вас память? Ответы детей
Учитель: всегда ли в памяти остаются только приятные воспоминания?
Ответы детей
Учитель: а если это страшные события, должны ли мы их хранить в памяти? Ответы детей
Течёт река времени. Более 70 лет назад была одержана победа в Великой Отечественной войне. Казалось бы, надо навечно забыть, похоронить войну, но память наша не даёт сделать это. И гордость, и радость, и слёзы, и боль невозвратных потерь – всё соединилось в нашей Великой Победе. Период Великой Отечественной войны остается в памяти народной, как годы суровых испытаний, которые невозможно забыть.
«Ассоциации»
Учитель: Скажите, а что такое война? Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это слово?
Звучат ответы учащихся
«Даты и события»
Учитель: посмотрите на экран. Вы видите фотографии событий.
Определите, о чем говорят нам они?
На экран проецируются следующие слайды:
-
Листок календаря, громкоговоритель, плакат «Родина- мать зовёт!», солдат (22. 06. 1941)
Ученик: Дата начала Великой Отечественной войны.
-
кадры военной хроники (1418)
Ученик: Столько дней и ночей длилась Великая Отечественная война.
-
салют, гвоздики, Георгиевская ленточка, знамя победы над Рейхстагом (09.05.1945)
Ученик: Дата окончания войны.
-
календарь 9 мая 2022, ветераны (77)
Ученик: 9 мая 2022 г. вся страна будет отмечать 77 лет Великой Победы над фашистской Германией.
А. Александрова
Учитель: В обычный летний день 21 июня 1941 года всё шло своим чередом: взрослые работали, школьники готовились к выпускным вечерам, девчонки играли в "дочки-матери", а мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. Никто не подозревал, что через несколько часов всё это уйдёт в прошлое. Великая Отечественная война для автономного округа, как и для всех жителей нашей страны, стала тяжелым испытанием на прочность.
На экране документальный видеоролик «Сообщение Левитана о начале Великой Отечественной войны».
Чтец: Двадцать второго июня,
Ровно в четыре часа
Город бомбили, нам объявили
Что началася война.
Ровно в четыре часа
Город бомбили, нам объявили
Что началася война.
Война началась на рассвете
Чтоб больше народу убить.
Спали родители, спали их дети
Когда стали город бомбить.
Чтоб больше народу убить.
Спали родители, спали их дети
Когда стали город бомбить.
Рвались снаряды и мины,
Танки гремели броней,
Ястребы красны в небе кружили,
Мчались на запад стрелой.
Танки гремели броней,
Ястребы красны в небе кружили,
Мчались на запад стрелой.
Учитель говорит под фонограмму песни «Священная война»
А. Александрова
Мужчины уходили на фронт, а те, кто оставался в тылу, трудились за себя и за ушедших, работая по 18-20 часов в сутки. Фронт и тыл в годы войны были неразделимы.
Об этом наш сегодняшний разговор.
Звучит фоновая музыка Г. Свиридова «Романс»
-
-
Основной этап. «Всё для фронта, всё для Победы!»
-
Учитель: война разрушила мирную жизнь. 23 июня в Салехарде на площади около дома ненца собралось на митинг более четырех тысяч человек. Каждый из выступающих и присутствующих готов был пойти на фронт. 13 июля 1941 года состоялись первые проводы на фронт. Несмотря на малочисленность населения, Север питал фронт боевыми резервами. Округ направил в Красную Армию подготовленных бойцов, командиров и политработников, в том числе женщин. Воины-северяне несли службу в качестве разведчиков, снайперов, лыжников-автоматчиков, пулеметчиков, связистов, саперов, минеров и других специалистов военного дела.
Пуровчане рассказали о подвиге оленей в Великую Отечественную. Они были незаменимыми помощниками как на линии фронта, так и в тылу. Где не мог пройти тяжелый транспорт, выручали каюры на упряжках.
Формировать необычные, но очень надёжные транспортные батальоны стали осенью 1941 года. Бойцов набирали прямо из оленеводческих стойбищ, рыбацких становищ и деревень. На фронт уходили лучшие молодые оленеводы – опора ненецкой тундры. Так началась история новой оленной армии, состоявшей из десяти тысяч животных, грузовых и легковых нарт с упряжью, чумами и пастушескими собаками.
На фронте оленно-транспортные батальоны славились как неуловимые противники фашистов. Они эвакуировали раненых, доставляли военную технику, боеприпасы и продовольствие, теплую одежду. В условиях бездорожья оленей использовали для связи, отправки почты. Каюры на упряжках появлялись внезапно, разрушали мосты и дороги на линии фронта, а затем исчезали, как призраки.
Солдаты оленя называли «арктический танк». Сегодня из тех бойцов, кто сражался в оленных батальонах и прошёл военными тропами карельского фронта, в живых не осталось никого. Для боевых оленей война закончилась в ноябре 44-го года, после освобождения Карелии и Мурманской области.
В документах времён Великой Отечественной войны упоминается о том, что северные олени спасали и жителей блокадного Ленинграда. На животных доставляли продукты питания, медикаменты, из осаждённого города вывозили женщин и детей.
В тяжелые годы Великой Отечественной войны в нашей необъятной стране не было уголка, жители которого не помогали бы фронту. Труженики заводов и фабрик с усердием, преодолевая невероятные трудности, стремились производить боевую технику, огромное количество боеприпасов.
Исключительную заботу о фронтовиках проявляли и в далеком сибирском тылу. Беспрерывным потоком шли из округа подарки бойцам. Люди не жалели своих собственных денег, они отчисляли в Фонд Обороны часть своего заработка, часто проводили субботники и заработанные деньги направляли в этот же фонд.
Учитель: за время войны на фронт с Ямала было отправлено огромное количество тёплых вещей и посылок. Труженики рыбной промышленности выловили большое количество центнеров рыбы, рыбозаводы округа выпускали консервы. И это лишь часть того, что внёс Ямал и его жители в общее дело победы.
Немаловажную роль в достижении победы на трудовом фронте сыграло участие коренных малочисленных народов Севера – ненцев, ханты, селькупов. Именно на их традиционные отрасли хозяйствования – рыболовство, оленеводство и охоту – пришлась основная нагрузка. За свой самоотверженный труд многие из них были удостоены наград.
Старые рыбаки г. Салехарда обратились ко всем старикам округа с просьбой выйти на добычу рыбы, строить орудия лова, обучать молодежь, быть инструкторами на добыче рыбы. «Наши дети и внуки сражаются на фронте и грудью защищают нашу спокойную и обеспеченную старость… не время сидеть дома нам, старикам».
Стойкость, мужество и исключительную энергию проявили женщины. Многие из них заменили мужей на производстве. Сотни женщин, закончив рабочий день на производстве, шли на причалы, на их долю приходилось выгружать муку, сахар, картофель и другие тяжеловесы, а сотни ребятишек носили легкие грузы. Механизмов, которые перемещают грузы на причалах не было. Женщины ненки и ханты организовывали пошивочные мастерские, где бесплатно шили одежду и обувь для фронта. Создавались женские рыболовецкие бригады. Война заставила их отказаться от запрета прикасаться к предметам мужских занятий.
К судьбе Родины в эти тяжелые дни и годы небезразлично относились и подростки. Они рыбачили, заготавливали сено, работали на полях. Все школы ловили рыбу и сдавали её на приёмные пункты. Ребята постарше работали в неводных бригадах, многие промышляли сетями, а ученики начальных классов удочками.
Пушной промысел также являлся важной отраслью хозяйства округа.
Обстановка военного времени требовала развития местной промышленности. Салехардский горпромкомбинат организовал кожевенный завод, кустарным способом вырабатывал гвозди, ковал топоры, выпускал пуговицы. Важной отраслью народного хозяйства Севера в годы войны была лесная промышленность. Большая часть заготавливаемой древесины шла на нужды фронта и оборонной промышленности.
Беседа с учащимися
Учитель: ради чего взрослые и дети в тылу совершали такие поступки?
Рассуждения детей
-
-
Заключительная часть. Итог классного часа. Беседа с учащимися
-
Учитель: Может ли жизнь тружеников тыла служить примером для современного молодого поколения?
Рассуждения детей
Учитель: Сегодняшнее поколение начинают забывать о том, какой ценой нам досталась Победа. Будете ли вы больше интересоваться о тех далеких днях войны?
Ответы детей
Учитель: Участвуете ли вы в акции «Бессмертный полк»?
Ответы детей
Учитель: Нужно ли проводить такие мероприятия в школе?
Ответы детей
Учитель: Спасибо вам за то, что поделились своим мнением. Желаю вам, дети, чтобы войну вы видели только в фильмах!
Учитель: Сегодня мы много узнали о значимой роли Ямала в ходе Великой Отечественной войны. Трудовом подвиге, о том, что пришлось пережить в годы войны людям и в тылу, многие из которых были в то время еще детьми. Пришел час, и они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда в нем есть любовь к Родине и ненависть к ее врагам.
-
-
Рефлексия
-
Учитель: В память о миллионах замученных, расстрелянных, сожженных и заживо погребенных и ушедших ветеранах объявляется «Минута молчания».
Минута молчания
Звук метронома
Под музыку на экране появляется изображение Вечного огня, который сменяется изображением горящей свечи.
Учитель: Вечный огонь. Огонь, пламя которого заставляет задуматься, вспомнить о прошлом наших отцов, дедов и прадедов.… Вечный огонь, который никогда- никого не оставит равнодушными…
Светлая память всем, кто сражался в боях против фашизма, кто положил свои головы ради счастья и свободы всего человечества!
Под звуки записи «Стук сердца» учитель читает стихотворение
и зажигает свечу памяти
Чтобы все всегда смеялись
Чтоб мечты всегда сбывались,
Чтобы детям снились радостные сны, чтобы утро добрым было,
Чтобы в мире больше не было войны!
Под музыку на экране появляются фотографии фронтовиков.
Интернет–ресурсы
-
https://infourok.ru/proekt-yamal-v-gody-vojny-4276446.html «Ямал в годы войны»
Госархив ЯНАО
«Ямал в годы Великой отечественной войны»
https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2016/09/06/informatsionnyy-chas-yamal-v-gody-velikoy Информационный час «Ямал в годы войны»
«Трудовой подвиг ямальцев в годы ВОВ в цифрах и фактах»
-
https://regnum.ru/news/society/2935440.html «Война. Ямал»
-
https://www.yamal.kp.ru/online/news/3861175/ «Подвиг северных оленей»